Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неясные вопросы




Даже в превосходных опросах попадаются иногда вопросы, сформулиро­ванные так, что сбивают респондентов с толку. Лучший способ проверить правильность формулировки — это прочесть вопрос вслух и решить, ясен ли он для вас лично.

В некоторых случаях вопрос может запутать вас, поскольку допускает несколько интерпретаций. Пожалуй, один из наиболее наглядных примеров

можно найти в опросе, проведенном организацией Роупера с целью выяс­нить мнение американцев о Холокосте.

Часть вопросов была направлена на выяснение фактических знаний с событиях времен Холокоста. Ответы на эти вопросы были вполне четкими и результаты заслуживали того, чтобы их опубликовали средства массовое информации: 38% взрослых американцев не знали, что такое Холокост, а 22Й не знали о том, что нацисты впервые пришли к власти в Германии.

Вопрос, реакция на который вызвала наибольший интерес прессы, бьи труднее всех для восприятия. Он звучал так: «Вероятно ли, или представляет ся ли вам невероятным, что истребления нацистами евреев никогда не было?)

22% респондентов ответили, что это возможно, 65% — что это невозмож но, и 12% не смогли ответить на вопрос.

Но что означали эти ответы? Во-первых, вопрос содержал двойное отри цание, трудное для восприятия: «представляется ли невероятным... никогд; не было».

Кроме того, может возникнуть и другая проблема восприятия. Свидете ли автокатастрофы или другого страшного происшествия часто говорят «Невозможно поверить, что такое могло случиться». Не исключено, что част ответов продиктована таким подходом.

Не понял, что тут делает дерево

В письме коллегам организация Роупера признала, что этот вопрос мс сбить респондентов с толку. К сожалению, это письмо появилось уже поел того, как результаты опроса были освещены в прессе.

Пресс-релиз, выпущенный по результатам опроса, запутал вопрос eir более, объединив ответы «возможно» и «не знаю». Как гласил пресс-рели «треть взрослого населения (34%)... ответили: "представляется возможным или "не знаю"». Такая формулировка предполагает, что эти две группы рее пондеитов в чем-то идентичны. Смешивать в общую кучу респонденте]

которые заявили, что не знают ответа на вопрос, и тех, кто выразил свою позицию, всегда ненадежно, поскольку могут существовать различные при­чины попадания респондентов в категорию ответивших «не знаю».

В результате ошибки, допущенной в пресс-релизе, сообщения прессы об этом опросе зачастую выглядели примерно так: «Треть американского насе­ления считает вполне возможным, что Холокоста вообще не было, или не знает о нем». Это, конечно, образчик плохой журналистики, но доля вины лежит на пресс-релизе и на самом опросе.

Этот опрос проводился по заказу лоббистской группы — Американского еврейского комитета. Но здесь нас интересует не цель постановки вопроса, а интерпретация результатов опроса. В данном случае ответы респондентов на другие вопросы могли показать достаточно ясную картину общественно­го мнения, а ответы на этот вопрос можно было бы и не публиковать.

Обычно журналисты предпочитают располагать полной информацией и самостоятельно решать, о чем стоит писать, а о чем нет. В описанном слу­чае, возможно, лучше было бы, если бы исследователи общественного мне­ния, информируя журналистов, предупредили их о своих сомнениях в отно­шении формулировки вопроса. Его не следовало скрывать от журналистов, ибо вопросы должны быть доступны для прессы. И все-таки к опубликова­нию результатов опроса следовало подходить более осмотрительно.

Если вопрос поставлен неправильно...

И в повседневной жизни, и в опросах бывает так, что ответ пытаются получить не прямо, а косвенным путем. В некоторых случаях такой околь­ный способ может оказаться полезным, чтобы получить информацию на тему, которую люди предпочитают не обсуждать открыто, как, например, употребление наркотиков или иное криминальное поведение. Однако в боль­шинстве случаев уход от прямых вопросов по теме не приносит пользы.

Если вы хотите выяснить, нравится ли респонденту определенный товар или услуга, интересно узнать, пользуется ли он ими регулярно, но это еще не значит, что они ему нравятся. Каждый из нас может регулярно делать вещи, которые не доставляют нам удовольствия, скажем, просыпаться ни свет ни заря, чтобы успеть на лекцию в 8 утра.

Если вы не спрашиваете напрямую о том, что вас интересует, может слу­читься, что вы так и не получите вразумительного ответа. Если мэр городка обвиняется в растлении малолетних, не задавайте избирателям вопрос о по­рядке в городском хозяйстве, если вам нужно узнать, имеет ли он шансы на переизбрание. Иногда здесь важны более тонкие вещи. К примеру, в опросе спрашивается, должен ли Сенат США ратифицировать некий договор. От­вет не будет означать, что люди думают о договоре как таковом. Если вы хотите выяснить общественное мнение о договоре, спрашивайте прямо: «Вы одобряете или не одобряете этот договор?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.