Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность стать личностью




Личность подразумевает способность человека «быть господином само­му себе» благодаря добровольно выбранным твердым принципам. Самосто­ятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуаль­ных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность — это «особое качество», приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Оказывается, что у всякого человека существует врожденная потребность стать личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее, оставаться индивидом еще мало что значит.

По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, понятие личности обо­значает особый способ существования человека — существования как чле­на общества. Сущность личности проявляется во взаимоотношениях чело­века с другими людьми, она раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения15. Одна из потребностей личности, описанных отече­ственными психологами А.В. Петровским и B.C. Мерлиным, оставить о себе память, запечатлеть себя в других. Это потребность в «персонализации»16,

личностью. Они выражают умственные навыки человеческого существа, владеющего языком. Но вот перед нами образ Акакия Акакиевича Башмачникова из повести Гоголя «Шинель». Пе­реписывание казенных бумаг стало для него все­поглощающей страстью. Наскоро пообедав, вы­нимал баночку с чернилами и писал, писал... для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, — сообщает (оголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра». Рутинные операции по переписыванию бумаг превратились во всепоглощающую деятель­ность, заняли центральное место, стали смыслом

жизни, главным мотивом. А это означает, что в таком своем качестве — в качестве деятельно­сти — операции письма выступили характерис­тикой личности. А другая деятельность, например, работа инженера, ничего не говорит о лич­ности хотя бы потому, что человек на работе думает о досуге. Именно досуговая, а не произ­водственная деятельность стала главным смыс­лом жизни, всепоглощающим интересом. Следовательно, изучение приобретенных навы­ков, умений и знаний ничего не расскажет пси­хологу о личности. Он должен анализировать со­держание деятельности, взаимосвязь и перепле­тение многих видов деятельности, которыми занят один человек.

Зачатки личности обнаруживаются у дошкольни­ков. Известен такой эксперимент. Ученый ставил перед малышом задачу: достать удаленный пред­мет, не сходя с места. Как только ребенок прини­мался за решение, ученый уходил в соседнюю комнату и оттуда вел дальнейшее наблюдение. Однажды после ряда безуспешных попыток ма­лыш нарушил правило: подошел к предмету, взял его и вернулся на место. Ученый тотчас вошел в комнату, похвалил его и наградил конфеткой. Но ребенок отказался, а когда ученый стал настаи­вать, и вовсе заплакал. Почему? Ему стало стыд­но? Награда оказалась не заслуженной в лично­стном смысле. Видимо, мы присутствуем при на­чале формирования того, что называют личностью.

Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 20-27.

^Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

стремление быть «метаиндивидуальностью»17. Это потребность в осмыслен­ности своего бытия.

Стать личностью, по мнению Б.С. Братуся, значит: 1) занять определен­ную жизненную нравственную позицию; 2) осознавать ее и нести за нее ответственность; 3) утверждать ее своими поступками, делами, жизнью18. Он подчеркивал, что личность — это нравственно-ценностный выбор. Стиль действия, манера общения, способы выражения и достижения целей (со­ставляющие характера) сами по себе не отвечают на вопрос о том, ради чего люди существуют, какие смысловые устремления призваны осуществлять. Выбор смысла жизни, способа существования есть свободное волеизъявле­ние духа человека.

Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей сте­пени, а у других в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родите­ли, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наи­высшей степени. Но среда может заглушить врожденное качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или уходит в наркотики.

Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего про­являющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний,

представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, нако­нец, в мотивации достижения.

" Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность об­щественных отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологичес­кие, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.