Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование понятий: человек, индивид, личность




Триада понятий — человек, индивид, личность — используется раз­личными науками. В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». В советский пе­риод, а нередко и в современных трудах многих ученых говорится о лич­ности в очень широком значении, подразумевая при этом всего лишь ин­дивидуальность человека. Хотя еще много лет назад С.Л. Рубинштейн писал о том, что «индивидуальные свойства личности — это не одно и то

17 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

18 Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризую­щие его как личность».

Наиболее общим является понятие человек — биологическое и социаль­ное (общественное) существо, обладающее членораздельной речью, созна­нием, мышлением, памятью, способностью создавать орудия труда и т.д. Эти специфические способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятель­ность) не передаются по наследству, а формируются в течение жизни, в процессе усвоения того, что создано предыдущими поколениями. В поня­тии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид — это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от

друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная кон­ституция, цвет глаз), но и психологи­ческими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивид — это биологический орга­низм, носитель общих наследствен­ных свойств биологического вида (ин­дивидом рождается каждый человек). Термином человек называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и пр.). Иными словами, этот термин обозначает представителя че­ловеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех лю­дей. В противоположность этому ин­дивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представите­лей. Наконец, личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую инди­видуальность.

Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепен­но усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как от­дельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ — неделимый, конечный). Дос­ловно «индивид» значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Гораздо более содержателен другой термин — «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость чело­века во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она подразумевает своеобразие его психофизиоло­гической структуры (тип темперамента, физические и психические особен­ности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Индивидуальность — по существу то, что находится вовне, что наблю­даемо другими. Только другие могут сказать, чем один человек отличается от другого. Иными словами, в чем его индивидуальность. Самомнение мо­жет быть весьма обманчивым. Напротив, личность — это то, что формиру­ется и наблюдается самим человеком. Это его внутренний мир. Взорам ок­ружающих личностный мир недоступен.

Но личность и индивидуальность не совпадают. Они, как внутренний и внешний опыт, существуют в разных измерениях. Нельзя их представлять

наподобие капустного кочана: чем больше снимаешь внешних листьев, тем вероятнее проступит внутренняя сущность. Сколько бы слоев индиви­дуальности вы ни снимали, никогда не дойдете до ядра — личности.

А вот в физическом мире такое возможно. Электроны на внешних ор­битах атома составляют его отличи­ тельные характеристики, т.е. его ин­дивидуальность. Изменяется число орбит и электронов, и мы переходим от легких металлов к тяжелым, от га­зов — к жидкостям. Атомное ядро и электронные оболочки существуют в едином физическом измерении. Между ними не противоречие, а гармония, которой нет у людей.

Каждый индивид обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Мышление, чувства, инстинкты, мотор­ные функции даны ему от природы. Креативные способности мышления или устойчивость чувств прекрасно изучают сегодня психологи. Но лично­сти при этом они не затрагивают. Речь идет об индивиде. Личность начина­ется в том момент, когда ученый изучает то, как общество переработало, во что оно превратило природные качества человека. Так сказать, их внешнее, т.е. социальное, бытие. Чувство голода вложено нам природой, но способ удовлетворения этой фундаментальнейшей потребности может быть самым




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.