КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ж.Ле Гофф Средневековый индивид
Врезка Склонности средневекового ума были таковы, что постоянно вызывали к жизни всевозможные общины и группы. Идея группы неотступно преследовала средневековую мысль, пытавшуюся определить наименьшее число составляющих ее лиц. Отталкиваясь от определения «Дигест»: «Десять человек образуют народ, десять овец — стадо, но для стада свиней достаточно четырех-пяти голов», канонисты XII-XIII вв. увлеченно спорили о том, с двух или с трех лиц начинается группа. Главной задачей было не оставлять индивида в одиночестве. От одиночки следовало ожидать лишь злодеяний. Обособление считалось большим грехом. Пытаясь приблизиться к людям Средневековья в их индивидуальности, мы неизменно убеждаемся, что индивид, принадлежавший, как и в любом другом обществе, сразу к нескольким общинам и группам, не столько утверждался, сколько полностью растворялся в этих общностях, юрдыня считалась «матерью всех пороков» лишь потому, что она являла собой «раздутый индивидуализм». Спасение может быть достигнуто лишь в группе и через группу, а самолюбие есть грех и погибель. Средневековый индивид был, таким образом, оаутан сетью обязательств и солидарностей, вступавших в конечном счете в противоречие друг с другом, что давало человеку возможность освободиться и самоутвердиться в результате неизбежного выбора. Наиболее типичным было положение вассала нескольких сеньоров, принужденного к выбору в случае конфликта между ними. Но обычно такие отношения зависимо- " См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. 12 Солонина А., Солонин В. Персонализированное обучение в контексте социализации (http:// www.informika.ru). всякий человек — личность, постольку всякая личность — индивидуальность. Такое положение требует построить систему критериев, служащих основой для отграничения одной личности от другой. Это создает для личности право на индивидуализацию, т.е. определение только ей присущих признаков на основе общего критерия. Наиболее важным средством индивидуализации гражданина является его имя. Гражданский кодекс (ст. 19) защищает право гражданина на имя. Данная статья определяет стандартный состав элементов имени, дает гражданину право изменения имени в законном порядке, защищает гражданина от неправомерного использования имени и дает возможность пользования псевдони мом. Общие начала и смысл гражданского законодательства позволяют применить положение данной статьи по отношению к иностранцам и лицам без гражданства, если законом не предусмотрено иное. Имя гражданина не является единственным его идентификатором, поскольку в Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение: «...информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» (ч. 7, ст. 2). Значимость этих сведений подчеркивается их особым режимом, установленным ст. 11 данного Закона. Индивидуализм — тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Он употребляется в двух смыслах. сти, имеющие целью еще крепче привязать к себе индивидуума, согласовывались друг с другом, образуя иерархию. Из всех таких связей наиболее важными были отношения феодальные. Показательно, что в течение долгого времени за индивидом вообще не признавалось право на существование в его единичной неповторимости. Ни в литературе, ни в искусстве не изображался человек в его частных свойствах. Каждый сводился к определенному физическому типу в соответствии со своей социальной категорией и своим рангом. Знатному лицу приписываются одни черты внешности и поведения, незнатному — другие. Благородные имели белые или рыжие волосы, а также золотые волосы, цвета льна. Индивидуальные черты всегда подгоняли под общепринятые стандарты. Средневековый человек не видел никакого смысла в свободе в ее современном понимании. Без общины не было и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек—это тот, у кого могущественный покровитель. Индивид в Средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье, патриархальной или племенной. Под руководством своего главы, она подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективные действия. Ле 1офф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. В позитивном смысле индивидуализм означает признание абсолютных прав личности, ее свободу, суверенность, независимость от общества и государства. Он сыграл прогрессивную роль, выступая синонимом борьбы за раскрепощение личности от деспотического государства, сословных пут, за утверждение естественного равенства и достоинства людей. В эпоху Возрождения он обозначал культ человеческого разума, душевное спокойствие, гармоническое развитие. Кроме того, индивидуализм — идеология личного преуспеяния, теоретическое и идейное оправдание мотивации достижения. В негативном смысле индивидуализм означает особый тип моральной ориентации — эгоизм, крайние формы которого приводят к нигилизму и анархизму. В отличие от эгоизма смысл индивидуализма заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане индивидуализм противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении индивидуализм амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и в альтруизме. Индивидуализм — понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение он возника ет в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определенности в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Якоб Буркхардт, известный швейцарский историк XIX в., связывает подъем индивидуализма с развитием искусства и политической мысли итальянского Ренессанса, другие авторы — с Реформацией. Акцент на индивидуальных правах и критериях благополучия индивида составляет часть политической философии Просвещения XVIII в. и либерализма XIX в. Индивидуализм также связывают с капиталистической системой ценностей, как, например, делает М. Вебер в своей интерпретации протестантизма. Будучи философией, индивидуализм включает в себя систему ценностей, которую можно представить в виде трех утверждений: 1) все ценности че-ловекоцентричны, т.е. производны из опыта человека (но не с необходимостью созданы им); 2) индивид является целью и высшей ценностью, а общество — лишь средством для достижения индивидуальных целей; 3) все индивиды равны в моральном отношении, и это лучшим образом иллюстрируется положением о том, что никто не должен быть использован в качестве средства для достижения блага другого13. Индивидуализм культивирует убеждение в том, что степень государственного вмешательства в жизнь человека должна быть минимальной и сводиться главным образом к под- 13 Lukes S. Individualism. Oxford, 1973. 172 p. держанию законности и правопорядка. Власть рассматривается как неизбежное зло. Индивидуализм предполагает систему, при которой каждый человек имеет максимальные возможности свободно приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |