Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ж.Ле Гофф Средневековый индивид




Врезка

Склонности средневекового ума были таковы, что постоянно вызывали к жизни всевозможные общины и группы. Идея группы неотступно пре­следовала средневековую мысль, пытавшуюся определить наименьшее число составляющих ее лиц. Отталкиваясь от определения «Дигест»: «Десять человек образуют народ, десять овец — стадо, но для стада свиней достаточно четырех-пяти голов», канонисты XII-XIII вв. увлеченно спорили о том, с двух или с трех лиц начинается группа. Главной задачей было не оставлять инди­вида в одиночестве. От одиночки следовало ожи­дать лишь злодеяний. Обособление считалось большим грехом.

Пытаясь приблизиться к людям Средневековья в их индивидуальности, мы неизменно убеждаемся, что индивид, принадлежавший, как и в лю­бом другом обществе, сразу к нескольким об­щинам и группам, не столько утверждался, сколь­ко полностью растворялся в этих общностях, юрдыня считалась «матерью всех пороков» лишь потому, что она являла собой «раздутый индиви­дуализм». Спасение может быть достигнуто лишь в группе и через группу, а самолюбие есть грех и погибель.

Средневековый индивид был, таким образом, оаутан сетью обязательств и солидарностей, вступавших в конечном счете в противоречие друг с другом, что давало человеку возможность освободиться и самоутвердиться в результате неизбежного выбора. Наиболее типичным было положение вассала нескольких сеньоров, при­нужденного к выбору в случае конфликта меж­ду ними. Но обычно такие отношения зависимо-

" См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992.

12 Солонина А., Солонин В. Персонализированное обучение в контексте социализации (http:// www.informika.ru).

всякий человек — личность, постольку всякая личность — индивидуаль­ность. Такое положение требует построить систему критериев, служащих ос­новой для отграничения одной личности от другой. Это создает для лично­сти право на индивидуализацию, т.е. определение только ей присущих при­знаков на основе общего критерия.

Наиболее важным средством индивидуализации гражданина являет­ся его имя. Гражданский кодекс (ст. 19) защищает право гражданина на имя. Данная статья определяет стандартный состав элементов имени,

дает гражданину право изменения имени в законном порядке, защища­ет гражданина от неправомерного использования имени и дает воз­можность пользования псевдони­ мом. Общие начала и смысл граж­данского законодательства позволя­ют применить положение данной статьи по отношению к иностранцам и лицам без гражданства, если законом не предусмотрено иное.

Имя гражданина не является единственным его идентификатором, по­скольку в Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение: «...информация о граж­данах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятель­ствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» (ч. 7, ст. 2). Значимость этих сведений подчеркивается их особым режимом, установленным ст. 11 данного Закона.

Индивидуализм — тип мировоззрения, в основе которого лежит проти­вопоставление отдельного индивида обществу. Он употребляется в двух смыслах.

сти, имеющие целью еще крепче привязать к себе индивидуума, согласовывались друг с дру­гом, образуя иерархию. Из всех таких связей наи­более важными были отношения феодальные. Показательно, что в течение долгого времени за индивидом вообще не признавалось право на су­ществование в его единичной неповторимости.

Ни в литературе, ни в искусстве не изображался человек в его частных свойствах. Каждый сво­дился к определенному физическому типу в со­ответствии со своей социальной категорией и своим рангом. Знатному лицу приписываются одни черты внешности и поведения, незнатно­му — другие. Благородные имели белые или ры­жие волосы, а также золотые волосы, цвета льна. Индивидуальные черты всегда подгоняли под общепринятые стандарты. Средневековый человек не видел никакого смыс­ла в свободе в ее современном понимании. Без общины не было и свободы. Она могла реализо­ваться только в состоянии зависимости, где выс­ший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек—это тот, у кого могуще­ственный покровитель.

Индивид в Средние века в первую очередь при­надлежал семье. Большой семье, патриархаль­ной или племенной. Под руководством своего главы, она подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и кол­лективные действия.

Ле 1офф Ж. Цивилизация средневекового Запа­да: Пер. с фр. М., 1992.

В позитивном смысле индивидуализм означает признание абсолютных прав личности, ее свободу, суверенность, независимость от общества и государства. Он сыграл прогрессивную роль, выступая синонимом борьбы за раскрепоще­ние личности от деспотического государства, сословных пут, за утверждение естественного равенства и достоинства людей. В эпоху Возрождения он обо­значал культ человеческого разума, душевное спокойствие, гармоническое развитие. Кроме того, индивидуализм — идеология личного преуспеяния, теоретическое и идейное оправдание мотивации достижения.

В негативном смысле индивидуализм означает особый тип моральной ориентации — эгоизм, крайние формы которого приводят к нигилизму и анархизму.

В отличие от эгоизма смысл индивидуализма заключается в том, что че­ловек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане ин­дивидуализм противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нор­мативном и ценностном отношении индивидуализм амбивалентен и мо­жет проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и в альтруизме.

Индивидуализм — понятие, обозначающее признание приоритета инте­реса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к

которой социальные институты и группы являются средством или усло­вием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение он возника­ ет в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной груп­пы, осознания им своей индивидуальной определенности в отношении при­роды, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа.

Якоб Буркхардт, известный швейцарский историк XIX в., связывает подъем индивидуализма с развитием искусства и политической мысли ита­льянского Ренессанса, другие авторы — с Реформацией. Акцент на инди­видуальных правах и критериях благополучия индивида составляет часть по­литической философии Просвещения XVIII в. и либерализма XIX в. Инди­видуализм также связывают с капиталистической системой ценностей, как, например, делает М. Вебер в своей интерпретации протестантизма.

Будучи философией, индивидуализм включает в себя систему ценностей, которую можно представить в виде трех утверждений: 1) все ценности че-ловекоцентричны, т.е. производны из опыта человека (но не с необходимо­стью созданы им); 2) индивид является целью и высшей ценностью, а об­щество — лишь средством для достижения индивидуальных целей; 3) все индивиды равны в моральном отношении, и это лучшим образом иллюст­рируется положением о том, что никто не должен быть использован в каче­стве средства для достижения блага другого13. Индивидуализм культивиру­ет убеждение в том, что степень государственного вмешательства в жизнь человека должна быть минимальной и сводиться главным образом к под-

13 Lukes S. Individualism. Oxford, 1973. 172 p.

держанию законности и правопорядка. Власть рассматривается как неиз­бежное зло. Индивидуализм предполагает систему, при которой каждый человек имеет максимальные возможности свободно приобретать, пользо­ваться и распоряжаться собственностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.