Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что же такое личность?




Э.В. Ильенков

Врезка

Подобно тому, как категорию стоимости нельзя раскрыть, исследуя физико-химический состав золотой монеты или бумажной ассигнации, тай­ну личности невозможно сводить к особенностям мозга человека. Наличие медицински нормально­го мозга — лишь одна из предпосылок личности, но никак не сама личность. Она раскрывается через совокупность общественных отношений, а следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Личность не только существует, но впервые рож­дается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдель­ного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов. Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть челове­ческого отношения: 1) созданная человеком для человека вещь; 2) другой человек, который отно-

сится по-человечески к этой вещи, а через нее — к другому человеку; 3) сам человек, находящий­ся в особом, социальном, отношении к самому себе, но не прямо, а опосредованно через со­зданные человеком орудия общения.

2 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 173.

3 См.: Кожин Д. Понятие «persona» в средневековой Западной Европе (к проблеме личности в Сред­
ние века) (http://kulturolog.narod.ru).

К психологам близки некоторые представители исторической науки. На­пример, Г.С. Кнабе подчеркивает, что «"личность" есть характеристика че­ловека с точки зрения его участия в общественной жизни и значительной роли, которую он в этой жизни играет». В.А. Шкуратов дает следующую дефиницию: «Личность есть социальная типизированность проявлений

члена общества и деятельного суще­ства... Личность можно собрать из ха­рактеристик ее социального и куль­турного круга, этноса, профессии, са­мотипа и т.д.»

Сегодня психология трактует лич­ность как социально-психологичес­кое образование, которое формирует­ся благодаря жизни человека в обще­стве. Человек как общественное существо приобретает новые качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся решающим фактором, формирующим его личность. Социальная среда и че­ ловеческое окружение прибавляют индивиду такие черты, которых у него не было в момент рождения. Но это одновременно означает, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые даны ему от рождения и не зависят от жизни в обществе.

К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль

Развитие человека можно представить как про­цесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конеч­ности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуго­вицы или перебирать клавиши рояля. Морфоло­гически они для этого предназначены. Но имен­но поэтому они способны принять на себя испол­нение любого вида работы. Свобода от какого-то ни было заранее встроенного морфологического способа функционирования и составляет их мор­фологическое преимущество, благодаря которо­му конечности новорожденного могут превра­титься в человеческие руки. Выражение «социализация личности» не совсем удачно. Социализируется не личность, а природ­ное тело новорожденного, которому еще пред­стоит превратиться в личность в ходе социали­зации. Личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела. Поскольку тело младенца с первых минут вклю­чено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых. Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к че­ловеку, опосредованных через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность как принципиально отличное от тела и мозга со­циальное образование.

Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность часто убежда­ется в том, что «на самом деле» она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скры­ты такие силы, о которых она и не подозрева­ла. А таились они в составе личности, но не в ее самосознании, в ее представлениях о себе. Отношение к самому себе опосредованно отно­шением к другому, с которым мы взаимодей­ствуем, и составляет суть личностного про­странства.

Человек, писал К. Маркс, родится без зеркала в руках, поэтому человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. И лишь признав в

деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. Зато в понятие «личность» обычно включают такие свой­ства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об

индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, лич­ность — это человек, взятый в систе­ме его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие су­щественное значение для него самого и окружающих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.