КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнометодология 2 страница
Социально-исторический процесс трактуется субъективными социологами как процесс совпадения личного и общественного, утверждения личного достоинства, как взаимодействие двух основных элементов — «солидарного общежития» и «сознательных процессов» (Лавров) или «борьба за индивидуальность» (Михайловский). История, согласно Лаврову, есть процесс переработки культуры (т.е. традиций) с помощью мысли в цивилизацию как внутренний и высший, духовный план истории, подлинно человеческое бытие, соответствующее требованиям науки, искусства, нравственности. При этой Михайловский обращается к предельно важной для социальной теории проблеме — стремлению всякой социальной организации к форме организма, к подавлению всякого различия и утверждению образцовой идентичности. В XIX в. данная проблема ставилась в логике социального дарвинизма, против которого и выступили субъективные социологи, одновременно не принимая и отечественный славянофильский социальный органицизм. Всякое общество, подчеркивает Михайловский, стремится подчинить индивидуальность. Но это не неизбежный результат социальной эволюции. Она, эволюция, конструируется индивидами в конкретных социальных обстоятельствах на основе избранных идеалов. Индивидуальности вступают в борьбу, которая охватывает все поле жизни. Борьба за свою индивидуальность — нравственная обязанность личности. Только в таком случае возможно совпадение правды-истины и правды-справедливости. Концепция личности занимает, несомненно, центральное место в субъективной социологии, поскольку мысль «реальна лишь в личности» и «...вне личности нет никаких принципов, нет прогрессивных форм, нет прогресса вообще»64. Конститутивный признак личности — ее самосознание, что выражается в критической мысли. Право и обязанность критики, потребность в критике, необходимость критики — вопросы, которые постоянно находятся в поле зрения субъективных социологов. Именно здесь кроется источник нравственно ориентированного и вместе с тем эффективного социального действия. Это, скажем так, субъективный метод в действии: «Критическая мысль есть единственно нормальная мысль»65. Через критику личность приходит к высшему нравственному принципу справедливости, которая не отрицает, а расширяет достоинства личности, ибо исходит из признания такового и за другими индивидами. Истоком и социальной динамики, и социального функционирования является индивидуализм, т.е. осознание индивидом побуждений, целей и средств в качестве результата его личных аффектов, интересов и убеждений. Подрывая солидарность обычая, проходя через разделение труда и социальное обособление, индивидуа лизм тем не менее выполняет созидательную функцию, приводя в итоге посредством критической мысли к осознанной солидарности. Таков смысл знаменитой концепции «критически мыслящей личности» Лаврова как субъекта социального прогресса, а также учения Лаврова об интеллигенции и ее роли в исторических процессах. Интеллигенция обнаруживает себя наиболее дистанцированной от «злобы дня» и продвинутой социальной группой, точка зрения которой оказывается выше других точек зрения, а потому способной посредством критики интегрировать в контексте общественной перспективы разошедшиеся социальные позиции. Таким образом, Лавров формулирует социологическую парадигму, ставшую в различных обличьях весьма популярной в науке XX в. Достаточно вспомнить К. Маннгейма или Г. Маркузе. В полном смысле слова история началась с появлением интеллигенции, групп личностей, «способных наслаждаться развитием» и ставших двигателем сознательных изменений культуры. Соответственно критические личности и реализуют задачи подлинного общественного прогресса, смысл которого в достижении гармонии личного и общественного в рамках реальной солидарности или кооперации развитых индивидов. 64 Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. М., 1965. С. 110, 144. 65 Лавров П.Л. Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903. С. 906. Новый этап в развитии русской философской и социологической мысли и соответственно в осмыслении проблем человека и личности начинается на рубеже XIX—XX вв. Начало XX в. в России характеризовалось умственным и духовным подъемом, бурным развитием культуры во всех ее ответвлениях, что получило название русского духовного ренессанса. В философии и социологии «старт» новому движению во многом был дан книгой Н.А. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» с обширным предисловием П.Б. Струве (1901). Прежние объяснения поведения индивида, исходившие из особенностей социальной структуры либо априорных ценностей, теперь признавались неудовлетворительными. Возник вопрос о том, что же стоит за долженствованием, каков источник социального идеала. На первый план вышли факторы детерминации подлинно христианского действия при акценте на укреплении мужественного отношения человека к сегодняшней реальности, а не беспочвенного ожидания социального чуда. В центре размышлений оказалась очень русская тема столкновения личности и истории, трагизма исторического процесса, социальной жизни. Она формулировалась на языке издавна поставленной в России проблемы выбора между завоеванием человеком мира на путях его радикального внешнего изменения или же преодолением мира через внутреннее преображение личности. Решение проблемы виделось в синтетической позиции, которая рассматривает внутреннее изменение человека как средство для совершенствования социального мира, достижения гармонии личной свободы и общественной солидарности на фундаменте воссоединения личности с Богом, истиной Христа. По существу речь шла о проблемах мотивации социального действия в условиях вступления России в индустриальную цивилизацию, которая потребовала для себя новой этики. Последняя отразилась в идее (весьма противоречивой и неоднозначной) формирования «религиозной общественности», призванной стать социальной базой демократических реформ. Манифестом «нового религиозного сознания» послужил сборник «Проблемы идеализма» (1903). Его авторы, которых позже судьба развела по разные стороны, утверждали принцип этического идеализма. Социальный идеал был представлен как идеал нравственный, первоистоком которого является трансцендентное бытие в качестве нормы и цели для жизни личности и истории. Социологически движение «нового религиозного сознания» означало, в противовес революционно-оптимистическим проектам, начало религиозной реформации на православной почве. Цель виделась в том, чтобы переориентировать православие как фундаментальную основу культуры на обоснование социальной мотивации, трудовой, хозяйственной этики, — с тем, чтобы оно отвечало потребностям становящегося индустриального общества. Тем самым реформистский путь социальных преобразований противопоставлялся нарастающим деструктивным процессам, связанным с ломкой традиционных структур и маргинализацией общества. Особенно ярко названная проблематика и принципы ее осмысления проявились в знаменитом сборнике «Вехи» (1909), образце христиански ориентированного социологического анализа реальности и одновременно пророческом предостережении обществу, к сожалению, его не услышавше- му. Авторы предлагали социологическую интерпретацию понятия «русская интеллигенция». Однако при этом были сформулированы и проанализированы практически все основные социальные темы: природа социальной реальности как органической целостности и пределы воздействия на нее; способы социальной деятельности, в том числе понятие революции; социальные цели и идеалы; многообразие образов социальной реальности; субъекты социального действия; соотношение социального и нравственного; типы социального действия и др. Суть же христианского социологического подхода к миру наиболее четко, видимо, выразил П.Б. Струве в понятии «личная годность». В определенной мере функцию перехода к новым моделям анализа личности определило русское неокантианство, представленное П.И. Новгород-цевым (1866-1924), Б.А. Кистяковским (1868-1920), Л. И. Петражицким (1867—1931) и др. Да и ряд русских религиозных мыслителей свой переход от «марксизма к идеализму» осуществили через обращение к кантианским и неокантианским идеям. Неокантианцы прежде всего фиксируют кризис позитивистской социологии, что выражается в кризисе методологии историзма, ибо, настаивая на эволюционно-историческом изучении социальных элементов в их взаимосвязи в рамках определенной среды, позитивизм игнорирует их автономность и самостоятельность, превращая личность в исчезающую величину. Соответственно путь решения методологических проблем социальной науки видится в «переходе к идеализму», суть которого, по словам Кистяков-ского, в признании «самостоятельности этической проблемы, т.е. самостоятельности требований справедливости, самостоятельности этического долженствования и социального идеала»66. Смысл неокантианского подхода к реальности заключается, таким образом, в идее конституирующей активности человеческого мышления как источника априорных сущностных определений бытия, на основе которых созидается и структурируется мир человека (культура). Следовательно, в поисках ответа на то, откуда мы знаем, что нужно действовать именно так, мы должны обратиться к анализу универсальных духовных структур, посредством которых мы конструируем мир. С этим же связан и ответ на вопрос о том, как возможно обобщающее социальное познание, если в общественной жизни все индивидуально. Проблема решается обращением к понятию долженствования (ценности), общезначимого, нравственного идеала, посредством которого мы «упорядочиваем» текущее бытие. По словам Новгородцева, необходимо признание «самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением», ибо «цель заключается не в объяснении, а в оценке явлений, совершаемой независимо от того, как эти явления развивались в прошлом и как они имеют развиваться в будущем»67. Иными словами, оценка производится не с точки зрения каузальной последовательности событий, но с точки зрения безусловной, абсолютной ценности нравственного долженствования. Отсюда вытекает социальный нормативизм неокантианцев. 66 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей 67 Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении есте Близкие ему идеи подробно обосновывает и Кистяковский. Люди действуют целесообразно, цели же определяются оценками. «Общие формулы, на основании которых мы определяем соответствие действий с теми или другими целями, называются правилами или нормами»68. Эти правила и мир ценностей создаются самим человеком. Конечным звеном всякого социального процесса является выяснение какой-либо нравственной или правовой нормы. Само это звено обусловлено необходимостью. Но после признания необходимости какой-либо нормы возникает вопрос о наиболее справедливой формулировке ее. А потому все важнейшие действия людей в культурных обществах обусловлены теми или иными представлениями о должном или нормами, определяющими направленность совокупности социальных действий. При этом центральную роль в социальном регулировании играют нормы права, ибо право есть, в отличие от других элементов культуры, единственная социально-дисциплинирующая система, осуществляющая на практике справедливость и свободу. Однако каким образом реально осуществляют свою мотивирующую роль в социальном действии личности? Здесь интересна концепция Петражиц-кого, фактически открывающая новый этап в развитии мировой социальной теории, но в силу известных причин слишком поздно принятая и оцененная. Социологию Петражицкий определяет как «научную теорию социально-психических процессов», призванную изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Участие представляет собой особого рода психическую деятельность индивидуального характера, внешне проявляющуюся в словах, действиях человека, всякого рода сообщениях. Методом такой социологии является психологическая дедукция на основе наблюдения фактов. Но поскольку всякое суждение о факте есть его пережива ние, то оно, следовательно, и есть объект познания. Значит, ключевым путем познания социальных явлений выспупает самонаблюдение, интроспекция, т.е. обращение внутреннего внимания к переживаемым состояниям, а также психологическое экспериментирование, в том числе и над самим собой. Петражицкий, таким образом, четко формулирует мысль о том, что действительность зависит от нашей интерпретации. Иными словами, и индивидуальное, и коллективное действия происходят благодаря тому, что сами действующие индивиды интерпретируют ситуацию, а не вследствие каких-то внешних движущих сил, вызывающих определенное поведение. В итоге Петражицкий приходит к выводу, что социологическое понятие «мотив» имеет научный психологический синоним — понятие «эмоция». Эмоция же есть прототип психической (социальной) жизни вообще, интерпретируемой Петражицким в духе бихевиористской психологии. Исходя из своей теории эмоций, Петражицкий трактует социальную мотива цию как систему переживаний и представлений, плюралистическую Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 225. по сути. В общем плане сущность эмоциональной связи между переживающим эмоцию индивидом и ее адресатом заключается в следующем: «То, к чему мы себя считаем обязанным, представляется нам причитающимся другому как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответствующее исполнение с нашей стороны»69. Посредником между психикой и конкретным поведением являются, считает Петри-ажицкий, социальные нормы, или «нормы-законы», порождающие типичную мотивацию поведения людей. Нормы выполняют функции мотиваци-онные (способствуют совершению одних действий и воздержанию от других) и педагогические (содействуют развитию положительных и искоренению отрицательных диспозиций в психике индивидов). Учитывая последующую эволюцию социологии, можно сказать, что Петражицкий посредством разработки теории норм пытается определить принципы коммуникации индивидов и универсальной прагматики. Люди, показывает он, априорно стремятся к взаимопониманию; коммуникативная реальность утверждается инструментально — посредством процедуры взаимопризнания эмоциональных проекций. Способы воздействия правовых и нравственных норм на социальное поведение Петражицкий раскрывает через соотношение позитивного и интуитивного права, интерпретируя на этой основе характер и ход социальной эволюции. Интуитивное право охватывает всю совокупность норм, непрерывно творимых на основе индивидуальных эмоциональных переживаний практически каждым человеком; в этом смысле оно, по сути, индивидуально и фактически сливается с нравственностью. Позитивное право представляет собой переживания, ориентированные на внешние авторитеты. Социальный процесс, социальные изменения могут быть адекватно поняты, согласно Петражицкому, именно в логике взаимодействия интуитивного и позитивного права. Интуитивное право, будучи «бессознательно удачным массовым психическим приспособлением»; динамично, изменчиво, существует и применяется в любой ситуации, позитивное, хотя и не всегда, догматично, имеет тенденцию к окостенению, отстает от жизни, более того, в принципе не может охватить своим регулированием все огромное многообразие повседневной социальной жизни. Оба вида права могут переходить друг в друга, поскольку, с одной стороны, нормы интуитивного права постоянно и постепенно кодифицируются, а с другой — прогрессивное позитивное право способствует совершенствованию интуитивного. Для нормального функционирования общества необходимо согласие обоих видов права в направлении его унификации. Однако между ними возможен и конфликт, вплоть до социальной революции, прежде всего в случае неизменяемости позитивного права. Посредством переживания справедливости (должного) люди эмоционально проектируют социальные идеалы и соответственно оценивают реальность, т.е. свои переживания сущего. Степень прочности того или иного социального строя определяется степенью согласия между интуитивным и позитивным правом, в том числе пониманием того, что далеко не все в обществе регулируется позитивным правом и что решение многих вопросов следует предоставлять интуитивному праву. 69 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. Т. I. 2-е изд. СПб., 1909. С. 49. Очевидно, что формирование новых подходов к проблеме человека и личности в русской мысли двигалось в направлении возрастания значения принципов индивидуализма и конструктивизма при анализе социальной жизни, но не в рамках движения к другой кратности, а на пути поиска согласования данных принципов с подходами, основанными на универсализме и эссенци-ализме, исходя из принципа социального дуализма. Яркими примерами названного движения являются концепции Струве, Бердяева и Франка. СТРУВЕ Петр Борисович (1870— 1944) — крупнейший политический мыслитель, философ, социолог, инициатор и лидер философского поворота в России на рубеже XIX—XX вв. Начинал Струве с апологетики «гениальной социологической теории Маркса». По мнению Струве, экономический материализм вообще снимает проблему личности, «игнорирует личность как социологически ничтожную величину»70. Содержание личности полностью задается группой, которая является наиболее удобным объектом для социологического исследования. Но очень скоро марксистский догматизм начинает тяготить Струве, все больший интерес для него приобретает проблема этически обоснованной свободы личности и перспектив ее рационального и гуманного социального творчества. Струве обращается к метафизике, переходит на позиции политического либерализма, вырастает в крупнейшего политического мыслителя. Ведущим мотивом его творчества становится обоснование идеи личности, ее ответственности, достоинства как основы действительного социального творчества на основе принципов индивидуализма и конструктивизма. Решение названных проблем требует, по Струве, серьезного уточнения методологии социального познания. Особенно опасен для социального познания, по его мнению, некритический реализм, ведущий к тому, что категории превращаются в «фантастические существа», идолы, в жертву которым приносятся реальные интересы людей, ибо в таком случае все подчиняется интересу целого, общего. Однако «никакие коллективные образования человеческого духа не ведут существования, особого и отдельного от живых человеческих индивидуальностей. Они живут в них и о них, ими и через них. В таких образованиях обнаруживается и выражается взаимодействие личностей. Ни государство, ни национальный дух не являются сущностями или субстанциями; еще того менее — субъектами, которые можно было бы противополагать личности и духу индивидуальному. В эмпирическом мире, а стало быть, и для политики есть один только субъект — человеческая личность»71. Иными словами, Струве выбирает номиналистический (сингуляристский, в его терминологии) подход к социальной реальности, подчеркивая при этом, что он вовсе не сторонник наивного номинализма, ибо в мире причинного бытия общественные образования есть несомненная реальность для личности. Личность — не единственная реальность в общественном процессе, но она единственный его субъект, а потому «в области должного, в царстве целей, не может иметь значение ничто, посягающее на личность и ее самоопределение»72. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. С. 30. 1 Струве П.Б. На разные темы (1893-1901 гг.). СПб., 1902. С. 541. 72 Там же. С. 534. В обобщенной форме изложенные воззрения Струве представлены в его ключевом методологическом принципе, где фактически раскрывается суть развития социальной науки XX столетия. Речь идет о том, что Струве обозначил понятием «основной дуализм общественно-экономического процесса». Суть дуализма в том, что «в едином общественно-экономическом процессе есть два ряда явлений, в каждый данный момент или, вернее, в каждом изучаемом отрезке времени существенно отличающихся один от другого. Один ряд, могущий быть рационализированным, т.е. направленным согласно воле того или иного субъекта, другой ряд, не могущий быть рационализированным, протекающий стихийно вне соответствия с волей какого-либо субъекта»73. Дуализм никогда не разрешается и в то же время разрешается постоянно и непрерывно — в каждый момент истории, в каждом действии личности, стремясь к некоему оптимуму, который реализуется в культуре общества. Культура и выступает как серия попыток творческого преобразования действительности в соответствии с идеалами, замены стихийного рациональным, причем в центре здесь всегда должна находиться личность, ее ценности и интересы. При этом принципиальную важность для концепции Струве имеет понятие «личная годность». Личная годность представляет собой «совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, расчетливости»74, это осознание личной ответственности за все происходящее со мной и с миром, внутренняя самодисциплина личности. Можно, видимо, сказать, что уровень личной годности наглядно выражает степень и направленность рационализации социальной жизни теми или иными субъектами. Как замечает Струве, «прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности как основе и мериле всех общественных отношений»75. Очевидна сугубо реформационная суть данной идеи, что подчеркивал и сам Струве. Отсюда вытекает его постоянное внимание к проблеме «общественного воспитания» как формирования культуры социальной рационализации. Среди всех русских мыслителей наибольшее внимание, несомненно, уделял проблеме личности выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, саму свою философию называвший персонализмом и собственно инициировавший развитие данного направления в западной философии XX в. Начав с критического марксизма, Бердяев довольно скоро эволюционировал к религиозной мысли. Главной для Бердяева на «идеалистическом» этапе его творчества становится проблема личности в контексте мировой судьбы, судеб общества. Реальность двухслойна, разделена на подлинный и неподлинный миры. То, что мы называем бытием, вторично и есть только манифестация скрытого смысла. Вопрос о смысле — это вопрос о Боге. Понять этот смысл может только сам человек. Отсюда вытекает важнейшее значение понятий «дух», «духовность» в философии Бердяева. Именно дух скрыт за всеми манифестациями действительности. Он утверждает свою реальность через человека, его индивидуальность, самосознание, свободу. «Ду- 73 Струве П.Б. Хозяйство и цена. Критические исследования по теории и истории хозяйственной 74 Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 203. 75 Там же. ховность, идущая из глубины, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке», и потому «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни»76. Очевидно в таком случае, что познание духа как подлинной реальности оказывается самопознанием человека. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) — выдающийся русский религиозный философ, один из основоположников экзистенциализма в России; по мнению многих современных исследователей, являлся мыслителем, полнее других олицетворившим духовный ренессанс начала XX в. Принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884—1894) и Киевском университете (1894—1898) на естественном, затем на юридическом факультетах. С 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, в 1898 г. за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на три года в Вологду. Эволюционировал от марксизма к идеализму. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, С.Л. Франком становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902). С 1904 г. живет в Петербурге, руководит журналом «Новый путь» и «Вопросы жизни». У себя дома он готовит еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (1918), читает публичные лек ции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1924 г. он переезжает во Францию, где становится редактором основанного им журнала «Путь» (1925—1940), важнейшего философского органа российской эмиграции. Бердяев — автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. «Чуждость и общность, — пишет Бердяев, — вот главное в человеческом существовании, вокруг этого вращается и вся религиозная жизнь человека»77. Как преодолеть эту чуждость и далекость, найти социально-родственную среду, вместить в индивидуальном универсальное? Как разрешить столкновение двух мироотношений — приспособления к данному состоянию мира и творческого замысла человеческого духа о преображении мира? Фундаментальную роль в раскрытии динамики человеческого существования играют у Бердяева две категории — свобода и объективация. Исходная точка его рассуждений — примат свободы над бытием, и именно в этом скрыты тайна мира и возможность творческого прорыва к духу. Подобная конструкция необходима Бердяеву для того, чтобы снять с Бога ответственность за зло. Ответственным за него оказывается сам человек, ложным образом использующий свою свободу. «Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы»78. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993. С. 320, 324. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 44. 78 Там же. С. 57. Суть и значение свободы Бердяев характеризует следующим образом: «Требование свободы духа есть божественное требование. Не человек, а Бог не может обойтись без свободы человека. Бог требует от человека свободы духа, Богу нужен лишь человек свободный духом. Божмй замысел о мире не может быть воплощен без свободы человека, без свободы духа»79. Свобода есть долг, бремя, обязанность для человека, и в этом ее трагизм, она источник страданий, ибо человек боится свободы, любит быть рабом и выбирает рабство. Словом «рабство» Бердяев называет все те объективированные формы, за которыми человек скрывается от долга быть свободным. Речь идет о рабстве у бытия и Бога, у природы и общества, у самого себя и государства, у войны и собственности, у пола и красоты и т.д. и т.п. Концепт рабства тесно связан с учением Бердяева об объективации. Объективацию характеризуют следующие признаки: отчужденность объекта от субъекта, поглощение неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным, господство необходимости, подчинение человека социальной обыденности, уничтожающей оригинальность. Объективация в этом порядке мира принципиально непреодолима, она есть всеобщий способ иллюзорного существования человека. Тем не менее назначение человека — восстание против порабощающей объективации, освобождение в духе от нее. И помочь в этом человеку может особая философия — философия персоналистическая. «Персонализм переносит центр тяжести личности из ценности объективных общностей — общества, нации, государства, коллектива — на ценность личности»80. Соответственно, полагает Бердяев, снимается дилемма социального универсализма и номинализма. Понимание Бердяевым сущности социального существования эволюционировало, но при этом неизменным было его критическое отношение к абсолютизации социальности. Исходной для него является трактовка общества как объективации, как чуждой человеку реальности. Кооперация, сотрудничество людей в борьбе и их общение, единение — вот две цели, которыми обусловлено существование общества. Наиболее полно осуществляется обычно первая цель. Продукты коллективного, группового сознания, возникающие в процессе ее реализации, представляются людям более реальными, чем личность, хотя на самом деле они фантомны, внеличностны и безличностны. Человек подчиняется им, и «из всех форм рабства человека наибольшее значение имеет рабство человека у общества»81. Общество есть царство социальной обыденности (очень важное понятие для Бердяева), неподлинности, оно находится во власти закона большого числа, есть организация жизни масс. Однако по существу не человек находится в обществе, но общество находится в нем. 79 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 93.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |