КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнометодология 1 страница
Этнометодология представляет собой такую разновидность понимающей социологии, которая сосредоточила свое внимание не на философских вопросах бытия и познания, как это делала феноменологическая социология, а на вполне конкретных данных этнографии и социальной антропологии, но также препарированных под своеобразным философским ракурсом. Этнометодология одновременно и теория, и практическое исследование процедур обыденного действия людей. Она ставит задачу не только вычленить понятия, используемые в речи, но и выявить интерпретативные процедуры, в результате которых мы понимаем, кто таков говорящий, в чем состоит ситуация, каково положение дел, каковы наши намерения и намерения наших собеседников. Этнометодологическое исследование — выяснение того, как собеседники строят смысл совместными усилиями: как они взаимодействуют, и как реципиент реконструирует смысл, который автор речи стремился передать. В 1960-х гг. группа социологов, называвшихся этнометодологами (возглавлял их Гарольд Гарфинкель), попыталась выработать методы для выяснения того, какие правила используют люди при осмыслении поведения других людей и для того, чтобы сделать свое собственное поведение понятным другим. Понятие «правило» здесь использовалось иначе, чем в генеративной теории того времени. Речь шла не о том, что регулирует социальные действия, а о правилах, используемых для установления того, каково значение действий в конкретной ситуации. Такое правило составляет социальное действие как таковое. ГАРФИНКЕЛЬ Гарольд (Garfinkel) родился в 1917 г. в Нью-Джерси, академическую карьеру начал в 1935 г. студентом-экономистом местного университета. Степень магистра получил в 1942 г. в университете Северной Каролины. С 1946 по 1952 г. он проходил аспирантуру в отделе социальных отношений Гарвардского университета под руководством Талкотта Парсонса. Отслужив в армии во время Второй мировой войны, Гарфинкель защитил диссертацию на степень Ph.D. в Гарварде. Затем преподавал во многих университетах, но основная карьера формировалась в Калифорнийском университете, где он оставался профессором до 1954 г. С 1957 по 1966 гг. трудился в Общественной службе здравоохранения США. Основные работы Гарфинкеля собраны в книге «Studies in Ethnomethodology» (1967)53. Созданная им этнометодология призвана изучать повседневную жизнь людей, смысл, цели, значения и действия которой составляют тот самый сценарий, который лежит в основе современного общества. Расколдовывая законы повседневной жизни людей, мы расшифровываем объективные законы общества, считал Г. Гарфинкель. На его творчество больше всего повлияли два мыслителя — А. Шютц и Т. Парсонс, занимавшие в науке прямо противоположные позиции. Как свидетельствуют его работы, Гарфинкель стал продолжателем дела Шютца. И хотя этнометодологи во главе со своим лидером Г. Гарфинкелем не задавались глубокомысленным вопросом о том, что есть реальность, они с не меньшим философским упорством пытались выяснить, при каких обстоятельствах и почему мы считаем вещи реальными, действительно существующими. Иными словами, во главу утла они поставили проблему расколдовывания структуры повседневной реальности и способов, какими мы, простые люди, творим ее в своей ежедневной жизнедеятельности. Как известно, методы этнографии и культурной антропологии были сформированы под специфику изучаемого объекта — быта и образа жизни примитивных племен, к которым ученые выезжали на полевые исследования. Так продолжалось более ста лет, пока в 1967 г. Г. Гарфинкель, написавший книгу «Исследования по этнометодологии», не попытался перенести в современное цивилизованное общество процедуры, применявшиеся антропологами при изучении примитивных культур. В результате проблематичным стало то, что ни у кого и никогда не вызывало никакого сомнения. Сотни лет ученые считали, что нужно изучать те процессы и структуры, которые существуют в социальной реальности и обусловлены ею. Действительно, манера поведения, язык, форма одежды, образ жизни любого человека, скажем инженера или предпринимателя, определяются его социальным, в частности классовым, положением, т.е. социальной реальностью. Но Г. Гарфинкель поставил под сомнение самою социальную реальность54. С этой целью он перевернул традиционное социологическое анкетирование и интервью. Если обычно социолог стремится задавать простые и понятные респонденту вопросы, чтобы получить четкую и ясную информацию о том, где он, к примеру, проводит свой досуг или какие газеты читает, то необычный социолог Гарфинкель намеренно ставил опрашиваемых в тупик, задавая «дурацкие» вопросы. Так, например, Гар- 53 Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1967. 54 Ibid. финкель спрашивал юношей, почему они придерживают дверь, пропуская вперед девушку. Большинство студентов (а он, как и многие другие американские социологи, чаще всего именно их и опрашивал) отвечали: «Я считал, что такова формула учтивости и способ выказать девушке свое уважение». Подобные ответы не устраивали исследователя, ибо интерпретировались им как стереотипы массового сознания, которое, не задумываясь над содержанием, отражает то, что считается само собой разумеющимся. Но двери придерживают также перед пожилыми людьми, инвалидами и детьми. В этом случае этикет учтивости не действует. Этим категориям населения помогают потому, что они беспомощны. Возможно, здесь действует какая-то иная социальная причина, нежели в первом случае. Задача эт-нометодолога — проникнуть за уровень поверхностного впечатления и выяснить глубинные механизмы формирования социальной реальности. Может оказаться так, что юноша, придерживающий перед девушкой дверь, только прикрывается этикетом вежливости, отвечая на вопрос анкетера, а на самом деле, в глубине своего подсознания, автоматически зачисляет ее в разряд беспомощного населения. В таком случае в нем действуют мотивы превосходства сильного пола над слабым, заложившие фундамент патриархата. Правда, причиной поступка могут быть мотивы ухаживания юноши за девушкой, поскольку и во множестве других ситуаций, например подавая женщине пальто, мужчина делает для слабого пола то, что он не сделал бы для сильного. В другом эксперименте Гарфинкель просил студентов, чтобы они, в очередной раз отобедав дома, не благодарили родителей, а расплатились с ними деньгами. Ученому важно было знать реакцию опешивших родителей, которые, попав в необычную ситуацию, обнаруживали те спрятанные в глубь подсознания мотивы, правила, установки, которые формировали их поведение. Если в первом случае Гарфинкеля интересовали социальные нормы, формирующие отношения между полами, то во втором речь шла об отношениях между группами разновозрастных родственников. Поставить партнера в экстремальную ситуацию и таким способом выяснить скрытые реакции — общая для этнометодологов процедура «всматривания» в социальную реальность. Тот же Гарфинкель неожиданно приближал свое лицо, почти утыкаясь в нос говорящему, и следил за его реакциями. Одни обвиняли его в сексуальных домогательствах, другие предлагали обратиться к психотерапевту. Но главное было достигнуто: разрушалась обыденная структура ситуации. Разрушение привычных норм общения происходит и в том случае, когда культурные нормы одной нации вторгаются в обычаи другой. Известно, что у немцев и голландцев вполне естественно, когда в ресторане мужчина и женщина поровну делят счет и расплачиваются каждый за себя. Но стоит, не предупреждая о том партнера, англичанину или русскому повести себя тем же манером, например мужчина предлагает женщине заплатить за себя самой, как возникает полное замешательство. Разрушаются привычные стереотипы восприятия и оценки социальной реальности. «Возникает вопрос: зачем вообще нужно нарушать привычные устоявшиеся структуры повседневных взаимодействий? Разве именно повседневность не является ясной и прозрачной сферой жизни, не требующей рефлексивного рассмот- рения? Однако эта ясность кажущаяся. Повседневность кажется ясной не потому, что отрефлексирована, а потому, что ускользает от рефлексии. "Обычную жизнь" не анализируют до тех пор, пока ее не нарушит какое-нибудь из ряда вон выходящее событие. Столкнувшись с таким нарушением, "повседневные деятели" стремятся прежде всего "нормализовать" ситуацию, ввести ее в рамки повседневности и лишь после этого приступают к исследованию нарушившего ход нормальной жизни фактора, который уже интерпретируется как нормальное, повседневное явление»55. Этнометодологу важно не то, как смущался испытуемый, а то, как он выкручивался из неожиданной ситуации. Редко кто воспринимал ее с юмором. В большинстве случаев следовали стереотипные реакции, например, «Ты что, сошел с ума?» или «Вы явно шизофреник?» Так реагирует подавляющая масса нормальных людей на ненормальные ситуации. Но именно эту «нормальность» и фиксирует социолог. Он получает ответ на исходный вопрос: как люди формируют нормальную (читай: стереотипную) социальную реальность? Споры об истинном Метод провоцирования и разрушения привычных структур повседневности несомненно расширил горизонт познания в гуманитарных науках. Он выходит за рамки привычных анкетных опросов, свойственных традиционной социальной науке (не только социологии, но также антропологии, психологии, экономики, социальной психологии). Этнометодология учит нас не воспринимать повседневность как само собой разумеющуюся, предлагает заглянуть по ту сторону одномерной реальности и выяснить скрытые механизмы, какими мы конструируем свое 55 ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 78. бытие. Социологу, проводящему традиционное анкетирование, придется спросить себя: какую реальность он изучает? О чем свидетельствуют мнения опрашиваемых? Не попадает ли ученый в ту же ловушку, в какой уже находится респондент, — принимает на веру существующую реальность? И наконец, не строит ли социолог свои научные теории на почве обыденных представлений? ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ56 Проблема личности своеобразно преломилась в русской социолого-фи-лософской мысли, впитав в себя все особенности национальной культуры и национального миропонимания. Научное осмысление личности начинается в XIX в., сразу обозначив свое отличие от западноевропейской традиции. Первым русским оригинальным философом считается П.Я. Чаадаев (1794—1856). В «Философических письмах» он формулирует законы общечеловеческого прогресса, на фоне которых во всех красках описывает трагедию и безысходность русской жизни: нет устоявшихся традиций, нам не хватает порядка и внутреннего единства, все основано на подражании и заимствовании, мы живем без убеждений и правил. В итоге горьких размышлений он приходит к выводу о неисторичности русского народа, выпадении его из общечеловеческого контекста. В привычном для нас смысле Чаадаев вроде бы и не ставит проблему личности. Однако необходимость ее постановки прямо вытекает из логики его идей (особенно в «Апологии сумасшедшего»). И это понятно: для того чтобы вывести Россию из тупика, переломить неблагоприятные тенденции, нужны совершенно другие люди — необходим новый тип человека, с иным духовным миром и миропониманием, для которого христианский взгляд на мир станет программой действий. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) — философ, писатель и общественный деятель. Род. в знатной дворянской семье. Участвовал в войне 1812—1814 гг. Был членом «Союза благоденствия» (1819), а затем «Северного общества» декабристов (1821). В 1823-1826 гг. находился за границей, встречался с Шеллингом. В 1828-1830 гг. создал знаменитые «Философические письма». Они потрясли мыслящую Россию. В них выражено негодование по поводу отлучения России от «всемирного воспитания человеческого рода». Произведение вызвало возмущение аристократических кругов. «Телескоп» был закрыт, его редактор Надеждин сослан, а автор объявлен сумасшедшим. В 1837 г. Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», а в 40-е гг. вместе с Герценом и Грановским участвовал в борьбе западников против славянофилов. Ряд его статей распространялся в списках. Такой теоретический зачин во многом предопределил дальнейший путь, каким русская мысль обращалась к проблеме человека и личности. Если для модернизирующегося западного общества ведущей (хотя и не единствен- 56 Данный раздел написан канд. филос. наук, проф. Г.Я. Миненковым. ной) парадигмой выступал картезианский индивидуализм, то в России, с трудом освобождавшейся от наследия прошлого, в центре внимания находился универсализм в единстве с органическим подходом к обществу. Личность у нас всегда рассматривалась сквозь призму идеального общества, соответствия ему, вследствие чего внимания на текущую повседневность, задачи ее улучшения почти не обращалось. Русских философов, да и социологов тоже, поскольку отделить одних от других не всегда удавалось, не устраивала не только отсталая Россия, но и передовая Европа. Ее критиковали (а первым среди западников начал это делать, пожалуй, А.И. Герцен, долго живший там) за потерю целостности, раздвоенность, рационализм («юридизм»), распадение социальных отношений, доверительно личных связей. Запад утратил личность (правда, Россия ее еще не обрела) — таков лейтмотив рассуждений большинства русских мыслителей. В русской литературе, искусстве и философии появляются идея «лишнего человека» (лишнего не только потому, что он не находил для себя приложения сил, но и потому, что он и не стремился заниматься «малыми делами», а изначально был ориентирован на всеобщее изменение мира), идея «критически мыслящих личностей», «людей будущего» (заметим, что идеи эти во многом предваряли будущую критическую теорию ранних франкфур-тцев, как и вдохновленный последними молодежный радикализм 1960-х гг.). Индивидуализму противопоставлялись соборность, общинность, коллективизм и связанное с этим неуважение строго правовой организации общества и формальных правил. Хотя и ростки индивидуализма постепенно прорастали то ли как аналитическая интенция, то ли как реальный фактор, способный изменить социальную структуру. Это чувствуется в отечественных писаниях, начиная с «субъективной социологии» П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского и заканчивая особенно выразительными и весьма глубокими прозрениями Н.А. Бердяева и Л.И Шестова. В 1920—1930 гг. благодаря деятельности С.Л. Франка и Н.О. Лосского формируется перспектива умеренного универсализма, во многом коррелирующая с современными подходами к проблемам формирования идентичности. Наряду с дихотомией индивидуализма и универсализма в русской мысли обозначилось противостояние конструктивизма и эссенциализма. Лидировал эссенциализм, т.е. идея некоей изначально заданной — прошлым или будущим, мирским или священным — модели личности, которая независимо от самого человека определяет его качества и направление деятельности. За ним скрываются весьма популярные тогда концепции однонаправленного, линейного социального прогресса («формулы прогресса») и провиденциализма в превращенной гегельянской форме. В научном дискурсе приобрели популярность такие темы, как «русская идея», «русская душа», «русский путь». Противопоставление России и Европы в 1830-х гг. укоренилось в русском общественном сознании, и не только благодаря Чаадаеву, но и под влиянием идей, как называл их Чаадаев, «разнузданного патриотизма». Еще до того, как сочинение Чаадаева было опубликовано, министр народного просвещения и президент Академии наук граф Уваров выдвинул теорию «официальной народности». В ней выражалась идея особого русского пути, превосходства России над Европой. В противовес казенному тезису о превосходстве России над Европой в русской философской мысли формируется концепция отсталости России, противостоящая официальной идеологии. На основе этой идеи возникли и западничество, и славянофильство. Те, кого в 1840-х гг. называли славянофилами, принимали отнюдь не все славянское — в современной России их многое не устраивало. Вот почему правительство видело оппозиционеров не только в Чаадаеве или западниках, но и в славянофилах. Путь на страницы журналов для них тоже оказался почти закрыт цензурой. Некоторые их статьи не появились в печати, а читались вслух на вечерах в доме у Киреевского. Что касается конструктивизма, то если внешне он чаще всего не принимался и как осознанная парадигма появился достаточно поздно (например, в творчестве П.Н. Струве и раннего П.А. Сорокина), имплицитно он играл важную роль в интерпретации проблем личности. И в этом нет ничего удивительного, поскольку эссенциализм обычно сочетался здесь с социальной проективностью, ориентацией на преобразование общества. Неизбежной явилась и постановка вопроса о конструировании, или формировании новой личностной идентичности («нового религиозного сознания», «сознательности», «пореволюционного сознания»). Таким образом, эссенциализм задавал социальный идеал, а конструктивизм намечал путь его достижения, т.е. новый тип личности. Именно отсюда берет начало идеология «формирования нового человека», приобретшая популярность в советский период и особенно ярко в 1920-х гг. Тому были исторические причины. Вечно запаздывавшая и вечно догоняющая передовые страны Россия всегда находилась в состоянии реформирования. Периодически ей нужны были новые проекты общества и новые типы людей. То она отменяла крепостное право и строила капитализм, то совершала социальные революции и переходила к социализму. В промежутке она пыталась расстаться со своим монархическим прошлым и встать на путь буржуазных преобразований. Одна наука, философия, чертила социальный проект, другая, социология, определяла пути его реализации. При этом социология немного заглядывала в будущее, предлагая обществу идеологию модернити, а философия просила уважать культурное прошлое. Поскольку России, находившейся на рубеже цивилизаций, приходилось выбирать западный или восточный тип ценностей, то нет ничего удивительного и в том, что в общественном мнении постоянно шел диалог между западниками и славянофилами. При этом ряды западников пополнялись больше за счет социологически мыслящих философов или явных социологов. Для них Запад служил зеркалом или эталоном, с которым можно было сравнивать реальные достижения страны (темпы экономического роста, уровень производительности труда, социальное расслоение). Напротив, для славянофилов он выступал мифическим образом, черты которого можно было пририсовывать почти по сво- ему желанию. Часто он являл собой отталкивающий образ загнивающей цивилизации, которая изменила подлинным ценностям христианства (их, по мнению славянофилов, удалось сохранить и взлелеять только православию). У тех и других фактически отсутствовала проблема личности, которая подменялась принимавшей национальную форму родовой сущностью человека. Если и раздавались критические замечания о сущности человека, то лишь с приближением к идеалу: Россия еще не осуществила подлинное христианство, и русскому человеку только предстоит сформировать себя по образу Христа. Отсюда столь пристальное внимание славянофилов к христиански понимаемой проблеме свободы и принципам соборности (христианской общинности). Ярким примером служит философия Вл.С. Соловьева, пытавшегося соединять славянофильские и западнические тенденции в русской культуре. В центре размышлений — вопрос о смысле жизни, который может быть понят только в рамках целостного мировоззрения, даваемого христианской религией. Сердцевина философии Соловьева — учение о всеединстве как идеальном строе бытия, его исходном начале и конечном пункте. Всеединство есть абсолют, истинно сущее, или Бог, это актуальная истина, добро, красота. В мире всеединое дано как София, или мудрость Божия, приносимая Логосом-Христом. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — выдающийся философ, поэт, переводчик, сын известного историка СМ. Соловьева, окончил Московский университет, защитил там докторскую диссертацию, читал лекции. Но в 1881 г. после публичного осуждения им смертного приговора народовольцам, убившим Александра II, был вынужден оставить преподавание, отдался научной и литературной деятельности. В молодости Соловьев был близок Достоевскому, ездил с ним в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Парадоксальная личность Соловьева с ее противоречиями веры и неверия, аскетизма и жизнелюбия, интереса к социализму и неприятия насильственных путей к нему дала автору «Братьев Карамазовых» прототипический материал для Алеши и Ивана. Подобно Достоевскому, Соловьев верил в спасительную миссию Красоты; она вместе с Истиной и Добром — залог грядущего «положительного всеединства» — того идеального христиански-нравственного состояния человечества, когда разъединенность исчезнет на всех уровнях сознания и бытия. Человек способен познать эту мудрость и, повторив путь Христа, свободно восстановить всеединство, когда-то утерянное. Методологическим центром его учения, таким образом, выступает соотношение части и целого, человека и мира, личности и общества. В основе их взаимоотношений, согласно Соловьеву, лежит эволюция нравственности, становление Добра как правды. Человек, как существо разумное, есть «связующее звено между божественным и природным миром», он «совмещает в себе всевозможные противоположности», сводящиеся «к одной великой противоположности между безусловным и условным», «человек есть вместе и божество, и ничтожество»57. Получая в человеке действительную, хотя еще и идеальную, форму, всеединство обнаруживает себя как подлинная цель его деятельности. «Следовательно, нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только средство»58. Общественность — непреходящее условие личной жизни, она заключается в самом определении личности. Тем самым снимаются, по мнению Соловьева, крайности социологического реализма и номинализма, ибо истинное (нормальное) состояние общества есть синтез, проникновение двух начал — общинного и индивидуального. Можно поэтому сказать, что «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое, или сосредоточенное, общество»59. Здесь мы выходим к сердцевине социальной концепции Соловьева. Началом, задающим единство движения к солидарности как сути прогресса, придающим ему целостность и смысл, является религиозное отношение. Чтобы обрести способность к подлинно социальному действию, человек должен перенести свой центр из собственной в другую, высшую природу, обнаруживая тем самым в глубине своего духа присутствие Абсолюта. Религиозное отношение включает три нравственные категории: 1) несовершенство (в нас), 2) совершенство (в Боге) и 3) совершенствование (или согласованность первого со вторым) как нашу жизненную задачу. Наиболее адекватно такую направленность эволюции выражает христианство, которое прямо поставило перед человечеством абсолютный идеал. Роль христианства в истории раскрывается Соловьевым в учении о Бо-гочеловечестве. Христианство утверждает соизмеримость между Богом и человеком, следовательно, возможность их совместного действия, в чем и заключается богочеловеческий процесс. Образцом и идеалом такого действия является Богочеловек Христос как идеал уже осуществленный. До явления Христа история стремилась к Богочеловечеству, после его явления она стремится к Богочеловеку. Это означает необходимость утверждения активности человека в развитии солидарности, ибо духовное перерождение человечества не произойдет само собой, оно «есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить». Вопреки своим заявлениям Соловьев остался на позициях социологического реализма (универсализма). Реально существует только общее: исторический процесс сам по себе ведет к добру, человек подобен абстрактной точке на линии, общество есть реальный индивидуум. Иными словами, 57 Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М„ 1989. С. 113. 58 Там же. С. 281. 59 Там же. С. 286. социальная концепция Соловьева по сути антиперсоналистична, хотя он все время декларирует абсолютную ценность личности. В полном смысле слова проблема личности ставится в России в рамках так называемой «субъективной социологии», представленной прежде всего творчеством П.Л. Лаврова (1828— 1900) и Н.К. Михайловского (1842-1904), основоположников социологической науки на русской почве. Можно сказать, что их социология во многом предваряли идеи М. Вебера, Г. Зим-меля, социальной феноменологии и символического интерак-ционизма, полагая, что выражением социальности является индивидуальность, человечность, что у общества нет какого-либо самостоятельного существования как особого состояния, внешнего индивиду; оно состоит из событий, т.е. оказывается процессом постоянного конструирования. Задача социолога — понять и интерпретировать мотивы социальных действий. Свое социальное учение Лавров и Михайловский строили в парадигме позитивизма О. Конта, но при этом не являлись правоверными позитивистами и весьма критически относились к позитивизму как философии, претендовавшей на всеобщность социологической рациональности. Скорее, они были ближе к формировавшемуся в то время неокантианству. К социологии оба мыслителя пришли от философии, построенной на основе принципа антропологизма и своеобразной гносеологии. Человек может познавать только явления и их взаимосвязь. «Сущность вещей — вечная тьма. Нет абсолютной истины, есть только истина для человека, и, за пределами человеческой природы, нет истины для человека»60. Следовательно, истина, заявляет Михайловский, есть «специальный случай равновесия между субъектом и объектом», удовлетворение потребности человека, в чем, собственно, и состоит ее критерий. В контексте данной трактовки истины становится понятной ключевая роль в теории Михайловского понятия «профан». Профаны — это не невежды, но реальные, действительные люди; это народ, создающий условия для развития науки и потому имеющий право требовать от нее отчета, ибо наука должна служить именно профанам, удовлетворяя не только их потребность в познании, но еще и прежде всего их жажду блага и справедливости. Следовательно, поскольку, утверждает Лавров, «все сущее в той лишь мере существует для человека, в какой им осознается»61, постольку исходный пункт для мышления и деятельности человека — его сознание, подлежащее непрерывному критическому анализу, который позволяет рационализировать цели. Сущность общественных отношений выражает солидарность (Лавров) или кооперация (Михайловский), в основе которых лежат потребности конкретных индивидов, которые и требуют столь же конкретного историко-культурного изучения и понимания. Соответственно социология может быть понята как исследование «явлений и законов связи личностей в коллективности»62, выяснение «отношений различных форм общежития к судьбам личности»63. 60 Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избр. тр. по социологии: В 2 т. Т. I. СПб., 1998. С. 98. 61 Лавров П.Л. Собр. соч. Сер. 1. Вып. 2. Статьи по философии. Пг., 1917. С. 198. 62 Лавров П.Л. Собр. соч. Сер. 3. Вып. 8. Статьи по социологии (1867-1897). Пг., 1918. С. 217. 63 Михайловский Н.К. Указ. соч. Т. 2. С. 250. Подобная ориентация социологии лежит в основе учения о «субъективном методе в социологии» Лаврова и Михайловского. Собственно, за этой концепцией скрывалась известная социальная антиномия детерминизма и свободы воли, структуры и личности (деятельности), определяющая всю историю социологического знания. Вопрос состоит в том, как личность, включенная в систему объективных взаимосвязей, может волевым путем целесообразно действовать и налагать на себя определенные обязанности. Для человека, подчеркивает Лавров, вне сознаваемого мира нет ничего, т.е. мир выстраивается в контексте способов его осознания, причем поставленные и осуществляемые человеком цели столь же реальны, сколь и осознаваемый им объективный мир. Человек в себе соединяет то, что он есть на самом деле, и то, чем он должен быть, в чем видит свое достоинство в соответствии со своим свободно полагаемым идеалом. Фактически речь идет о естественной установке личности и об использовании ею социально распределенного запаса наличного знания — проблематике, всесторонне разрабатывавшейся социальной феноменологией, начиная с А. Шюца. Научное познание, замечает Лавров, требует безусловного объективизма, и какой-либо гносеологический произвол здесь недопустим. Но мы не можем не оценивать социальные факты, и здесь уже приобретает законные права субъективный метод, с помощью которого мы приближаемся не просто к знанию, но и к пониманию истории. Субъективный метод, таким образом, есть приложение нравственных критериев к социальным явлениям, нравственный суд над историей, исходя из того, что Михайловский называет «предвзятым мнением», включающим как наличный запас знания, так и нравственные установки исследователя. Таким образом, «субъективным методом» называется такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого. Социолог должен определить условия достижения желательного, т.е. условия, при которых потребности человеческой природы получат удовлетворение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |