Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологическая социология




Самым последовательным выражением идей понимающей социологии стала феноменологическая социология, основателем которой был австрийс­кий философ и социолог, последователь Гуссерля, Альфред Шютц. Основ­ное внимание он уделил созданию философского фундамента социальных наук, оригинальным образом соединив экзистенциализм Хайдеггера, фено­менологию Гуссерля, понимающую социологию М. Вебера и Дж. Мида, фи­лософию жизни А. Бергсона.

ШЮТЦ Альфред (1899—1959) — американский социолог авст­рийского происхождения, последователь Э. Гуссерля, один из осно­воположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. С 1939 г. в эмиграции, с 1953 г. — профессор социоло­гии нью-йоркской Новой школы социальных исследований. Пер­вая и главная книга Шютца «Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию» (Вена, 1932) явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основа­ния социальных наук.

Методологию понимания (в веберовском смысле как по­стижение субъективно подразумеваемого смысла социального действия) Шютц перенес из сферы гносеологии в область онтологии. Иными словами, понимание перестало служить исключитель­ным методом социальных наук. Оно превратилось в универсальный прием конструирования любого социального действия, института, статуса, роли и т.д., который присущ любому человеку.

Шютц продолжил идею Дильтея о внутреннем мире человека как пото­ке переживаний, отображенных в социальных символах и значениях. Жиз­ненный мир, ключевая категории феноменологической социологии, обо­значает мир повседневного знания и деятельности. На его базе формирует­ся сложнейший мир научных абстракций. Шютц проследил эту связь и доказал, что прототип научных понятий кроется в повседневном знании людей. Он открыл множественность миров, из которых состоит вселенная человеческого существования: жизненный мир повседневности, мир науки, мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир душевной бо­лезни и т.д. Высшее место в иерархии миров занимает повседневность, на основе которой формируются все прочие миры. Каждый из этих миров представляет собой совокупность данных опыта, характеризующуюся оп­ределенным когнитивным стилем. Когнитивный стиль — неповторимый узор, включающий личное отношение к миру, способы решения проблем существования, формы восприятия и осмысления мира и т.п.52

Идеи Шютца получили распространение в 60—70-х гг., став исходным пунктом множества концепций феноменологической социологии («струк­турная социология» Э. Тириакьяна, социология знания Бергера и Лукмана, этнометодология Гарфинкеля, когнитивная социология А. Сикурела, мно­гочисленные версии социологии повседневности).

52 Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 405.; Шютц А. Структура повседневно­го мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

В феноменологической социологии, как и во всех прочих ответвлениях понимающей социологии, общество рассматривается не как жесткий кар­кас, структурирующий вокруг себя множество текущих событий, а как не­устойчивое образование, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Общеродовая черта, объединяющая все эти направления, — сознательное противопоставление количественной мето­дологии позитивизма новых приемов познания, свойственных только гума­нитарному знанию, стремление осмыслить социальный мир в его челове­ческом измерении, в соотнесении с ценностными ориентациями, идеями, целями и мотивами реальных людей.

Общие для всей гуманистически ориентированной социологии идеи о том, что демиургом социальной реальности выступает сам человек, кото­рый наделяет смыслом окружающий мир и конструирует его в ходе еже­дневного взаимодействия с себе подобными, нашли дальнейшее развитие в двух следующих ответвлениях понимающей социологии — драматурги­ческой социологии Эрвина Гоффмана и этнометодологии Гарольда Гар-финкеля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.