КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понимающая социология
Понимающая социология сформировалась в конце XIX — начале XX в. как враждебное позитивизму направление. Она ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. Основополагающую идею понимающей социологии сформулировал Вильгельм Дильтей, разграничивший природу и общество как чуждые друг другу сферы бытия. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представляет собой духовное начало. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833-1911) — немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Автор трудов по истории немецкой философии, литературы, музыки. Поскольку природа и общество так сильно отличаются друг от друга, различными должны быть и методы их познания. Для природы больше подходят те приемы причинно-следственного и статистического объяснения, которые давно применяются в физике и других естественных дисциплинах. В социальном познании необходимы иные процедуры. Первой выступает интроспекция — самонаблюдение, благодаря которому человек заглядывает внутрь себя и изучает поток своего сознания. Вторым приемом выступает сопереживание, или понимание, благодаря которому мы можем заглянуть внутрь другого человека, поставив себя на его место и пережив то, что в данный момент переживает он. Наконец, третьим методом выступает культурологический анализ — интерпретация духовных символов и объектов.
Единство трех методов познания заключается в том, что все они нацелены на постижение духовного мира, ибо отдельный индивид, другие люди и общество в целом суть духовные образования, которые открывают свою сущность только внутреннему взору. Духовное сопереживание и постижение Дильтей именует «пониманием» {das Verstehen). Позднее данный термин станет одним из ключевых в социологии М. Вебера. Поскольку человек — существо духовное, то и во внешнем мире он должен искать проявления духовного начала, делая их предметом своего изучения. Отсюда и название «науки о духе», в число которых, по сложившейся в XIX в. традиции, включали также социологию. В первой половине XX в. идеи понимающей социологии развивали в Германии кроме В. Дильтея также Г. Зиммель и М. Вебер, а в США — Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Ф. Знанецкий и др.48 Автором самого термина «понимающая социология» и первой концептуальной разработки понимающей социологии явился М. Вебер. ВЕБЕР Макс (Weber Мах) (1864-1920) — органично продолжал великие традиции немецкой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Тем не менее, обратившись к социологии, он предложил строить ее здание на совершенно ином фундаменте. Благодаря усилиям его предшественников, в частности неокантианства (Г. Риккерт) и философии жизни (В. Дильтей), с одной стороны, а также немецкой исторической школы (В. Рошер, К. Книс) — с другой, между естественными и гуманитарными науками образовалась такая глубокая пропасть, которая грозила разрушить целостность всего здания науки. Строить социологию по образу и подобию физики, опираясь на позитивистскую методологию, как это делали французы О. Конт и Э. Дюркгейм, Веберу не хотелось — слишком очевидным было различие двух родов знания. Но оно не было столь вопиющим, чтобы противопоставлять одно другому. Поэтому Вебер предложил свой путь, который можно назвать третьим путем. Он объединил методы естественных и гуманитарных наук, но не механически, а органически.
М. Вебер намеревался оставить в социологии все ценное от методов естествознания и методов гуманитарных наук. Он предложил объединить в социологии два метода — качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они взаимнодополняющи и только в совокупности дают полную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное «подразумевание» значения или мотивов действия дает такую же приблизительную картину, как и объективное измерение при помощи статистических средних величин. Предложенный М. Вебером проект переустройства социального знания можно сравнить только с научной революцией, совершенной Коперником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие социологического знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, который одновременно и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перспективы в познании мира. Отметим, что сходные процессы примерно в то же самое время стали происходить и в психологии, но там революционный переворот до сих пор не завершился: гуманистическая и сциен- 48 История буржуазной социологии первой половины XX века. М.,1979. С. 266; Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 268-269; Weber M. Wirtschalt und Gesellschaft. Tubingen, 1922; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz.; В., 1925. тистская составляющие находятся в противоборстве, чаще ослабляя, нежели усиливая позиции психологии. По существу, М. Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (государство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассматривать как бы с точки зрения интересов индивида. Иными словами, в этих обобщающих абстракциях, отображающих совместные поведения людей, надо искать то, что имеет значение для человека, что для него значимо. Только то, что ценится им как влияющее на его поведение, то и реально с социологической точки зрения. Социолог призван понять смысл поступков человека. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и стимулами движим. Логика социологического изучения должна строиться таким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений.
Теория «зеркального Я» КУЛИ Чарльз Хортон (Cooley Charles Norton) (1864—1929) — американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). По своему образованию Ч. Кули — экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии — интеракционизма. Главная концепция Кули называется теорией «зеркального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности к идеям о «социальном Я» У. Джемса и воззрениям Дж. Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мида. Согласно У. Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Кули предположил, что «Я» состоит из «Я-чувств», которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они — зеркало для нас. Наши представления о самих себе поступают через наше воображение о том: 1) как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя — процесс, а не фиксированное состояние, он всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является
пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим. Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. «Человеческая жизнь» — это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории «зеркального Я». Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. «Зеркальное Я» {looking-glass self) — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, — мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия. Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша «Я-концепция» получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша «Я-концепция» пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением. Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представления о собственном «Я», которые возникают в сознании других людей, Кули называет «представлениями представлений». Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. «Я-концепция» формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидаются, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули определял чувство собственной самоопределенности как «зеркальное Я». Концепция самого себя, по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете собой нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром. Человеческое общества, согласно Ч. Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к понима- нию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком. Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов. 1. То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что 2. То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К при 3. То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. По Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе — само-сознание, само-оценку и само-чувствие, — за исключением того представления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности. Интеракция протекает главным образом через контакты «лицом к лицу», которые происходят прежде всего в первичных группах, в частно сти в семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности. Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений. Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин «первичная группа», введенный в социологию Ч. Кули, характеризует общности, в которых существуют доверительные, «лицом к лицу» контакты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании социальной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей — соединение людей в некую целостность. Для описания такой целостности используют местоимение «мы», которое характеризует некоторую симпатию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объединяющей людей. Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особенностями: индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа. Уникальность означает, что ответ, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен другому. В соответствии с этим первым критери- ем первичных отношений отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот. Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем. Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или временно. Таков второй критерий первичных отношений. В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль. Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений: в интеракции «лицом к лицу» участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, а вторые — формальными. В формальных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях. Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества (комьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и существуют сейчас.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |