Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимающая социология




Понимающая социология сформировалась в конце XIX — начале XX в. как враждебное позитивизму направление. Она ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. Основополагающую идею понимающей социологии сформулировал Вильгельм Дильтей, разграничив­ший природу и общество как чуждые друг другу сферы бытия. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представля­ет собой духовное начало.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833-1911) — немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-ис­торической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культу­ры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую ис­торию. Автор трудов по истории немецкой философии, литературы, музыки.

Поскольку природа и общество так сильно отличаются друг от друга, различными должны быть и методы их познания. Для природы больше подходят те приемы причинно-следственного и статисти­ческого объяснения, которые давно применяются в физике и других есте­ственных дисциплинах. В социальном познании необходимы иные проце­дуры. Первой выступает интроспекция — самонаблюдение, благодаря кото­рому человек заглядывает внутрь себя и изучает поток своего сознания. Вторым приемом выступает сопереживание, или понимание, благодаря ко­торому мы можем заглянуть внутрь другого человека, поставив себя на его место и пережив то, что в данный момент переживает он. Наконец, треть­им методом выступает культурологический анализ — интерпретация духов­ных символов и объектов.

Единство трех методов познания заключается в том, что все они нацеле­ны на постижение духовного мира, ибо отдельный индивид, другие люди и общество в целом суть духовные образования, которые открывают свою сущность только внутреннему взору. Духовное сопереживание и постиже­ние Дильтей именует «пониманием» {das Verstehen). Позднее данный термин станет одним из ключевых в социологии М. Вебера. Поскольку человек — существо духовное, то и во внешнем мире он должен искать проявления духовного начала, делая их предметом своего изучения. Отсюда и название «науки о духе», в число которых, по сложившейся в XIX в. традиции, вклю­чали также социологию.

В первой половине XX в. идеи понимающей социологии развивали в Германии кроме В. Дильтея также Г. Зиммель и М. Вебер, а в США — Ч. Ку­ли, Дж.Г. Мид, Ф. Знанецкий и др.48

Автором самого термина «понимающая социология» и первой концептуальной разработки понимающей социологии явился М. Вебер.

ВЕБЕР Макс (Weber Мах) (1864-1920) — органично продолжал ве­ликие традиции немецкой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Тем не менее, обратившись к социологии, он предложил строить ее здание на совершенно ином фундаменте. Бла­годаря усилиям его предшественников, в частности неокантианства (Г. Риккерт) и философии жизни (В. Дильтей), с одной стороны, а также немецкой исторической школы (В. Рошер, К. Книс) — с дру­гой, между естественными и гуманитарными науками образовалась такая глубокая пропасть, которая грозила разрушить целостность всего здания науки. Строить социологию по образу и подобию фи­зики, опираясь на позитивистскую методологию, как это делали французы О. Конт и Э. Дюркгейм, Веберу не хотелось — слишком очевидным было различие двух родов знания. Но оно не было столь вопиющим, чтобы противопоставлять одно другому. Поэтому Вебер предложил свой путь, который можно назвать третьим путем. Он объединил методы есте­ственных и гуманитарных наук, но не механически, а органически.

М. Вебер намеревался оставить в социологии все ценное от методов ес­тествознания и методов гуманитарных наук. Он предложил объединить в социологии два метода — качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внут­ренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противосто­ят друг другу, они взаимнодополняющи и только в совокупности дают пол­ную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное «подразумевание» значения или мотивов действия дает такую же приблизительную картину, как и объективное измерение при помощи статистических средних величин.

Предложенный М. Вебером проект переустройства социального зна­ния можно сравнить только с научной революцией, совершенной Копер­ником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие со­циологического знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, ко­торый одновременно и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перс­пективы в познании мира. Отметим, что сходные процессы примерно в то же самое время стали происходить и в психологии, но там революци­онный переворот до сих пор не завершился: гуманистическая и сциен-

48 История буржуазной социологии первой половины XX века. М.,1979. С. 266; Современная запад­ная социология: Словарь. М., 1990. С. 268-269; Weber M. Wirtschalt und Gesellschaft. Tubingen, 1922; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz.; В., 1925.

тистская составляющие находятся в противоборстве, чаще ослабляя, нежели усиливая позиции психологии.

По существу, М. Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (государство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассматривать как бы с точки зрения интересов индивида. Иными словами, в этих обоб­щающих абстракциях, отображающих совместные поведения людей, надо искать то, что имеет значение для человека, что для него значимо. Только то, что ценится им как влияющее на его поведение, то и реально с социоло­гической точки зрения. Социолог призван понять смысл поступков челове­ка. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и сти­мулами движим. Логика социологического изучения должна строиться та­ким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений.

Теория «зеркального Я»

КУЛИ Чарльз Хортон (Cooley Charles Norton) (1864—1929) — американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Осно­вы социологической теории Кули изложены им в работах «Человеческая при­рода и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Со­циальный процесс» (1918), «Социологическая теория и соци­альное исследование» (1930). По своему образованию Ч. Кули — экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-пси­хологических концепций личности, положившей начало са­мостоятельному направлению в мировой социологии — ин­теракционизма.

Главная концепция Кули называется теорией «зеркально­го Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности к иде­ям о «социальном Я» У. Джемса и воззрениям Дж. Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мида. Согласно У. Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Про­должая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального су­щества способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Про­исходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Кули предположил, что «Я» состоит из «Я-чувств», которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они — зеркало для нас. Наши представления о самих себе поступают через наше воображение о том: 1) как мы предстаем перед дру­гими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя — процесс, а не фиксирован­ное состояние, он всегда развивается по мере нашего взаимодействия с дру­гими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является

пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше соб­ственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. «Человеческая жизнь» — это целостность индиви­дуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой приро­ды, и теории «зеркального Я». Природу человека Кули определял как био­логическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодей­ствия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

«Зеркальное Я» {looking-glass self) — это общество, которое служит свое­образным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других лю­дей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет ис­токи именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей или вооб­ражая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, — мы только и способны оце­нивать самих себя и собственные действия.

Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша «Я-концепция» получает подкрепление, а дей­ствия повторяются. А если неблагоприятен, наша «Я-концепция» пересмат­ривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и ру­ководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за ра­зом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представления о собственном «Я», которые возникают в сознании других людей, Кули называет «представлениями представлений».

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. «Я-концепция» формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступ­ки от него ожидаются, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули определял чувство соб­ственной самоопределенности как «зеркальное Я».

Концепция самого себя, по существу, отражение свойств человека таки­ми, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он являет­ся. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете собой нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающем­ся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадле­жали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром.

Человеческое общества, согласно Ч. Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к понима-

нию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людь­ми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохра­нит надолго те качества, которые делают его человеком.

Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и фор­мирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов.

1. То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что
люди обращают внимание на мою одежду.

2. То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К при­
меру, они видят мою одежду и она им нравится.

3. То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. По­
скольку моя одежда нравится другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.

Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе — само-сознание, само-оценку и само-чувствие, — за исключением того пред­ставления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представ­ляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас.

Они-то и определяют нашу само­оценку и наши социальные ценности. Интеракция протекает главным образом через контакты «лицом к лицу», которые происходят прежде всего в первичных группах, в частно­ сти в семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на про­тяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается пони­мать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действую­щим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин «первичная группа», введенный в социологию Ч. Кули, характери­зует общности, в которых существуют доверительные, «лицом к лицу» кон­такты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным об­разом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании со­циальной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей — соединение людей в некую целостность.

Для описания такой целостности используют местоимение «мы», кото­рое характеризует некоторую симпатию и взаимную идентификацию лю­дей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объеди­няющей людей.

Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отлича­ются следующими особенностями: индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа.

Уникальность означает, что ответ, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен другому. В соответствии с этим первым критери-

ем первичных отношений отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: прода­вец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наобо­рот.

Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может за­менить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ог­раниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем.

Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную от­ветственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или временно. Таков второй критерий первичных отношений.

В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отноше­ний меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений: в интеракции «лицом к лицу» участву­ют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отноше­ния глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, а вторые — формальными. В фор­мальных отношениях один человек служит средством или целью достиже­ния того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.

Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отноше­ний возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружес­кие компании, игровые группы, соседские сообщества (комьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и суще­ствуют сейчас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.