КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое понимание личности 2 страница
субъекты. Они строят целостную картину мира, рассчитывают свои шаги, выдвигают гипотезы и эмпирически проверяют их валидность, совершая правильные или ошибочные поступки. КЕЛЛИ Джордж Александер (George Alexandr Kelly) (1905— 1966) — американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «личностных конструкторов», свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходят выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод «репертуарных решеток». Родился в фермерской семье (Канзас), религиозной и трудолюбивой, глубоко уважавшей традиции Среднего Запада. Учился в сельской школе, затем в Университете Френдз и Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 г. После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 г. Многие годы работал практикующим психологом в школе и авиации, преподавал в университете. Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, занимал ключевые посты в Американской психологической ассоциации. Главный труд — двухтомная монография «Психология личностных конструктов» (1955). Повседневная жизнь во многом напоминает научный поиск. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель ученых и цель простых людей совпадают — они стремятся прогнозировать будущее, поступать разумно рискованно и уменьшать неопределенность. Он отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как считал Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. Личностный конструкт, ключевое слово в теории Дж.Келли, — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он сконструирован самим человеком и проверен на собственном опыте. Примером личностных конструктов могут быть «умный — глупый», «мужской — женский», «хороший — плохой». Теоретические воззрения Келли реализовались в созданном им методе «репертуарных решеток». Метод «репертуарных решеток» (method of repertory grid) — исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж. Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты, и наборы конструктов продуцируются им самим. «Репертуарная решетка» представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета — все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты — биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения «репертуарной решетки» испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике «репертуарных решеток» часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций («мужчина, ровесник, к которому вы относитесь положительно», «человек, оказавший сильное влияние на ваши взгляды»), репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов. Типичной инструкцией является задача: два объекта из трех объединить по какому-то свойству, которое отличает их от тре тьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида35. Методика Дж. Келли (она имеет большое количество модификаций в настоящее время) не только позволяет выявлять конструкты, но и с математической точностью определяет связи между отдельными конструктами. Метод «репертуарных решеток» Дж. Келли находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Е.С. Сербиной проведено пилотажное исследование, основной целью которого являлась апробация «репертуарных решеток» как средства исследования индивидуальной агрессивности. Мето- 15 Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1: ATheory of Personality. Vol. 2: Clinical Diagnosis and Psychotherapy. N.Y. Norton, 1955; Теория личности. Психология личных конструктов / Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Речь, 2000. дика была апробирована на девяти испытуемых (пять женщин, четверо мужчин; средний возраст 22 года; образование высшее либо незаконченное высшее). Для моделирования процессов принятия решений в управлении сложными системами применяется программа, разработанная B.C. Симанковым и Е.В Луценко на основе метода «репертуарной решетки». С.Л. Плавинский применял «репертуарные решетки» как инструмент анализа оценки слушателей преподавателем, Т.Д. Булавкина, Е.Д. Никитина и А.Л. Полов использовали метод «репертуарных решеток» в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. Методика Келли позволяет выявлять глубинные (часто неосознаваемые) причины выбора определенного товара. Типичными конструктами, влияющими, к примеру, на выбор пива, выступают представления о деятельности предприятия (соблюдение традиций производства), а также предпочтения малой группы (а именно друзей). В исследовании К.А. Агибаловой и Н.С. Лы-саковой удалось построить факторное пространство конструктов, отражающее общую картину представлений исследуемой группы об основных качествах пива. Результаты исследования могут быть использованы для психологической экспертизы рекламы, построения рекламной концепции и, возможно, для разработки типологии потребителей. Гуманистическая психология исходила из неповторимого своеобразия индивидуального мира человека, всей суммы внешнего и внутреннего опыта, его переживаний, признаваемых фундаментальными основаниями знаний о человеке. Человек перестал служить всего лишь объектом экспериментов. Он приобрел двойной методологический статус — в качестве объекта и субъекта исследования. Гуманистическая традиция (ее еще называют феноменологической теорией) в психологии утверждает, что и теория черт, и теория ролей неверно описывают человеческую природу и что психологические исследования и психотерапия должны концентрироваться на подлинном, истинном «Я» человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Человеческая жизнь видится гуманистам как поиск своего истинного «Я», как стремление к самореализации и самоактуализации. Феноменологическое направление в изучении личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в поведении человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком. Другой важный тезис — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. Феноменологическая концепция личности нашла яркое выражения у Карла Роджерса36. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. В своей теории Роджерс различает две системы регуляции поведения: 1) организм, стремящийся сохранить и усилить себя; 36 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 2) «Я-концепция», формирующаяся из восприятий и оценок индивидом самого себя и своего отношения к миру. При жесткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своем осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Потребность в позитивном внимании впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе. Роджерс полагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать. Роджерс считал, что важнейший мотив жизни человека — актуализация, т.е. стремление к максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных от природы, и к реализации способностей с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным. Стремление к самоактуализации врожденно. Тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, чтобы стать полноценной личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями, он живет, наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. РОДЖЕРС Карл (Rogers, Carl) (1902-1987) — самый влиятельный в США психолог и педагог, лидер гуманистической психологии; автор 16 книг и 200 статей. Его отец — преуспевающий инженер и подрядчик, мать — домохозяйка и глубоко верующий человек. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провел юношеские годы. Отрочество проходило в строгой религиозно-нравственной атмосфере. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника. В 1928 г. получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 г. — степень доктора. В 1931 г. Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми. В 1940—1944 гг. работал в Колумбийском университете, в 1945 г. перешел в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945—1957 гг., проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория» (1951) — книгу, описывающую созданный им метод психотерапии. Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника — «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы. Роджерс получил много наград, в том числе в 1972 г. Американской психологической ассоциации за выдающиеся профессиональные достижения. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его «Я-концепцией». Переживания, находящиеся в соответствии с ней и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу «Я-концепции». Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Это ощущение может выражаться в эмоциональном напряжении, замешательстве, чувстве вины. Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Когда существует такое несоответствие, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. С гуманистическо-феноменоло-гической точки зрения, классическая теория ролей оскорбляет человеческое достоинство, поскольку изображаемый ею индивид — исполнитель роли — суть безвольная жертва социальных обстоятельств. Люди считают себя и своих близких значительно богаче в этом отношении, они верят в то, что способны контролировать обстоятельства, что они являются агентами позитивных перемен и создателями новых социальных форм. Исполнитель роли, возможно, не более чем бледная имитация Человека с большой буквы37. Интересную концепцию личности, с одной стороны, психологическую, с другой — философскую, предложил Эрик Берн, автор хорошо известной у нас книгами по психологии и психотерапии38. Личность у Берна состоит из трех частей — Родитель, Взрослый и Ребенок. Они расположены друг над другом так, что в основании личности размещается Ребенок. 37 См.: Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. L.: Sage, 38 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 2003; Берн Э. Групповая Ребенок является во многих отношениях лучшей частью личности. Это полная энтузиазма, творческая, спонтанная часть личности. Часть, которая делает женщин очаровательными, а мужчин остроумными и веселыми. Это также часть, которая получает удовольствие от природы и людей. Когда Ребенок берет верх, человек ведет себя по-детски. Средняя часть личности — Взрослый — представляет голос рассудка. Она работает как компьютер: воспринимает информацию из внешнего мира и моментально ее обрабатывает, что-то всегда считает, анализирует, взвешивает. Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить улицу, когда вынимать пирог из духовки. На вершине находится Родитель. Это наш цензор, учитель, наставник. Он говорит, что надо делать и как себя вести, хвалит или ругает нас, оценивая поступки и корректируя их. БЕРН Эрик (Berne Eric) (1910—1970) — американский социальный психолог. Родился в Квебеке в семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936—1938 гг. посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-Йоркском (1941—1943) и Сан-Францисском (1947—1956) институтах психоанализа. С 1951 по 1954 г. служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х гг. стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, — «Игры, в которые играют люди». Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа. Трем частям личности — Родитель, Взрослый, Ребенок — Э. Берн дает научное название, считая их эго-состояниями. Они определяют то, что случается с людьми и что они делают друг с другом или друг для друга. В настоящее время существует достаточно много теорий, описывающих структуру и динамику личностного развития, в том числе Л. Кольберга, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Э. Фромма и др. В советской психологии пути ее формирования изучали также Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Л. Менчинская, B.C. Мерлин, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Э. Чудновский и др. ПЛАТОНОВ Константин Константинович (1906-1984) — российский психолог, доктор медицинских (1953) и психологических (1972) наук, профессор (1954), заслуженный деятель науки РСФСР. Исследования в области психологии летного труда, проблем летательных способностей, оборудования кабины летательного аппарата и др. С 1925 г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Л енинградском институте мозга. С 1932 по 1934 г. — зав. психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного, затем — Челябинского тракторного заводов. С 1934 г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16-й воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал чи- тать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950—1958). С 1960 г. он — сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем — вновь организованного Института психологии АН СССР. Советский психолог К.К. Платонов39 выделил четыре подструктуры личности, расположенные иерархически. Они выражают уровни угасания биологического и возрастания социального (рис. 3). Уровень 1 — моральные черты, отражающие общественное сознание (потребности, интересы, идеалы, убеждения, характер). Здесь нет врожденных задатков. Эта подструктура формируется в процессе воспитания. Уровень 2 — индивидуальная структура и социальный опыт: привычки, умения, знания, навыки. Это еще не свойство личности в строгом смысле, скорее устойчивые характеристики индивидуальности человека. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения. Уровень 3 — психофизиологические особенности индивида. Память, ощущения, способности, мышление, восприятие определяются не социальным укладом и не индивидуальным опытом, а конституцией и строением тела, психики человека. Они совершенствуются через упражнения. Уровень 4 — биологически обусловленная подструктура (темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция). Она зависит от физиологических особенностей мозга. Эту структуру называют биопсихической, ее изучают на психофизиологическом и нейропсихологическом уровнях. Основной способ формирования — тренировка. Четырехуровневая модель личности выражает соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного в человеке. Наиболее важен для личности в целом уровень 1. В него входят исключительно социальные, приобретенные черты. На уровне 2 влияние социальных факторов снижается, а биологических возрастает. Последние на уровне 3 становятся преобладающими, а на уровне 4 — полностью вытесняют социальные. Схема личности К.К Платонова условна, как и любая модель, но она отражает принятые в отечественной психологии подходы с той лишь раз- Рис. 3. Теория личности К. Платонова 39 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. ницей, что подструктуры называют «сферами», «сторонами», «аспектами» личности. Свою теорию К. Платонов называет концепцией динамической функциональной структуры личности. «Одно из проявлений сознания как выделение себя ("Я") из объективного мира ("не Я"); осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т.д.», — писал К.К. Платонов. Теория личности К. Платонова максимально приближена к социологии, поскольку в ней огромное внимание придается влиянию на человека социальной среды и социальных норм. Мало знать нормы, надо обладать практическими навыками их соблюдения. Можно знать, но не уметь. Но можно ли уметь, не зная? Пересечение двух свойств — знаний и навыков — дает четыре комбинации: знают и умеют — высокий уровень воспитанности: знают нормы и умеют их соблюдать; знают, но не умеют — уровень ниже: нормы знают, но соблюдать не умеют; не знают, но умеют — вариант практически невыполнимый: нельзя уметь соблюдать то, что совсем не знаешь; не знают и не умеют — самый низкий уровень: норм не знают и не умеют их соблюдать40. Много внимания закономерностям индивидуального развития человека уделял известный советский психолог академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов. В своих книгах он писал о личности (одной из структур индивидуальности) как об общественном индивиде, объекте и субъекте исторического и социального процесса. Статус личности «задается» системой общественных отношений, социальных образований и дополняется позицией личности и ее ролями — социальными функциями. Позиция личности представляет сложную систему отношений — к обществу, людям, труду, себе; установок, мотивов, целей и ценностей. Личность Б.Г. Ананьев рассматривал как «вершину» всей структуры человеческих свойств и подчеркивал, что «...личность всегда конкретно-исторична, она — продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих все истории общества и ее собственного жизненного пути»41. АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) — психолог, действительный член АПН СССР (1968). С 1944 г. профессор ЛГУ (декан факультета психологии с 1967 г.). В 1946—1951 гг. заведовал также сектором психологии Ленинградского НИИ педагогики. Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке («Человек как предмет познания», 1969). Выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Труды по исследованию ощущений, чувственных познаний, внутренней речи, а также возрастной и дифференциальной психологии. Он обосновал идею о том, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим 40 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 240. 41 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. его природные и личностные особенности. Б.Г. Ананьев писал: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития»42. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я». В мировой социологии и социальной психологии основателями диспо-зиционной теории личности по праву считают американских исследователей У. Томаса и Ф. Знанецкого (1882—1958). Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения. В отечественной литературе теория диспозиций разработана В.А. Ядовым. В 1970— 1980-е гг. получила известность и диспозиционная концепция личности В.А. Ядова (рис. 4), в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества43. Под диспозицией понимается обычно предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В.А. Ядов выделяет три уровня диспозиций: 1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей, — потребностей в еде, жилище и пр. 2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях. 42 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. II. С. 44—45. 43 См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические про Рис. 4. Диспозиционная теория личности В.А. Ядова 3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов (система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида). По Ядову, диспозиции (т.е. «предрасположенности» — термин, близкий по смыслу к понятию установки) личности образуют иерархическую систему. На низшем ее уровне располагаются установки, изучавшиеся, в частности, грузинской психологической школой, неосознанные, связанные с удовлетворением витальных потребностей в простейших повторяющихся ситуациях. Диспозиции более высокого уровня — это аттитюды, их формируют, «с одной стороны, социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы, а с другой — соответствующие социальные ситуации». Наконец, высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными, условиями жизни данного индивида. Эта система ценностных ориентации, «идеологическая по своей сущности, формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация общесоциальных... условий деятельности)»44. Высший уровень диспозиционной иерархии — ценностные ориентации. Они тоже составляет иерархию, на вершине которой находится жизненный идеал — социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Он представляет собой вершину не ценностных ориентации, а ценностей. Ценностные ориентации, или суждения ценности, указывают на состояние, определяемое целью45. Ценности — это блага жизни и культуры, имеющие значение идеала, нормативы и регуляторы деятельности. Классификация ценностей по В. Ядову выглядит так: • ценности — нормы, • ценности — идеалы, 44 Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979. С. 109—110. 45 Саморегуляция и прогноз социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С. 47. • ценности — цели, • ценности — средства, • и т.д. Ценностные ориентации осознаются в качестве желаемого образца, указания к повседневному способу деятельности, предписания, категорического запрета46. Примеры: ориентация на исполнительность, ориентация на ответственность, инициативу, честность, аккуратность.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |