![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность в современной философии
Проблемы личности в современной философии — это прежде всего вопросы о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободы и социальной ответственности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В философии появилось не Персонализм (от лат. persona — личность) — теистическое направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и 14 Подробнее см.: Кон. И. С. Личность // Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964. С. 196-201. 15 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд. Т. 2. С. 102. 16 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 590. высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности (Бога). Он сформировался в конце XIX в. в России и США, затем в 30-х гг. XX в. во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н.А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н.О. Лос-ский и др. Основоположниками американского персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи — У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайт-мен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р.Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала «Personalist», основанного в 1920 г. Флюэллингом. Французские персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала «Esprit», основанного в 1932 г. Представителями нерелигиозного персонализма были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и др. На первый план здесь выступает не познающий субъект классической философии, а человеческая личность во всей полноте конкретных проявлений, в ее неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Согласно персонализму, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить свое неповторимое «Я». Персонализм различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид. О нем — биологическом или социальном атоме — ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путем свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. «Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства»17. Персонализм — это теистическая тенденция в западной философии, признающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Концепцию этического персонализма разрабатывал Макс Шелер, один из основоположников религиозной антропологии. Для Ше-лера ценность личности представлялась высшей ступенью в истории развития человечества. Этого «Сократа современности» можно с полным правом считать создателем целостного учения о человеке на основе христианского опыта. В основе его доктрины, изложенной в поздних работах «О вечном в человеке» (1921) и «О месте человека в космосе» (1928)18, лежит необходимость учитывать все слои личности в их тесном и органическом взаимодействии. 17 Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. Париж, 1934, С. 25. 18 Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos, Gesammelte Werke. B. IX, Bern, 1976. ШЕЛЕР Макс {Scheler Max) (1874-1928) - философ и социолог, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, представитель феноменологического движения. Отец —лютеранин, мать—иудейка. Подростком обратился в католичество, около 1921 г. отошел от церкви. Изучал медицину в Мюнхене и Берлине, философию и социологию у Дильтея и Г. Зиммеля, в 1897 г. —докторская степень, 1900—1906 гг. преподавал в Йенском университете, познакомился с Гуссерлем. 1907—1910 гг. — в Мюнхенском университете, участник феноменологического кружка. С 1919 г. профессор философии и социологии в Кельне. В начале 1928 г. принимает кафедру в Франкфуртском университете. В период с 1912 по 1923 г. Шелер заложил основы феноменологической социологии, социологии культуры и социологии знания. Взгляды формировались под влиянием идей неокантианства, философии жизни, феноменологии; среди философов, оказавших на него влияние, — Эйкен, Гуссерль, Ницше, Гартман. Формальной этике Канта противопоставил так называемую материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Стремился объединить принципы неокантианства и философии жизни на основе феноменологического метода Гуссерля. Развивал идеи о «социологической сообусловленно-сти» всех форм духовных актов, в которых приобретается знание. В 1923 г. в Берлине встречался с Н. Бердяевым. Они сошлись на взаимном неприятии марксизма и нацизма. В Германии издано 15-томное собрание его сочинений: Scheler Max. The Collected Works (Gesammelte Werke): 15 Volumes. Активно трудится над распространением его идей The International Max Scheler Society. В творческой эволюции М. Шелера, если рассматривать его учение о личности, условно можно выделить три этапа: 1) человек в перспективе Бога, 2) человек в перспективе космоса, 3) человек в перспективе общества. На первом, аксиологическом, этапе Шелер выстраивает иерархию фундаментальных ценностей, которые он называет идеальными «предметами». Чем больше человек приобщается к миру духовных идеалов, традиций и ценностей, тем сильнее проявляется в нем личностное начало. Человек и человечество буквально вырываются из телесно-душевной стихии к гармонии идеальных ценностей, создаваемых культурой. Следующий период, для которого наиболее показательна тема «крушения ценностей», вызванная Первой мировой войной, характеризуется постепенным сдвигом интереса к антропологической проблематике. Сакральная тематика как бы отходит на второй план, уступая поиску места человека в космическом порядке. На третьем этапе теологические интересы Шелера явно вытеснялись естественно-научными, а нравственно-философские — социологическими. Анализируя исторические воззрения, Шелер выделяет пять концепций человека: теистическую (иудейскую и христианскую) трактовку человека; античную концепцию «человека разумного», которая выражена у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях; натуралистические, позитивистские и прагматические учения, толкующие человека как homofaber («человек деятельный»); представление о человеке как свихнувшейся обезьяне, помешанной на «духе»; воззрение, согласно которому человека и его самосознание оценивают чрезмерно восторженно, что присуще современной философии. Задача Шелера — выявить сущность человека, как нечто беспримерное в космосе и фундаментально отличное от животного. Согласно Шелеру, человеческий дух отличается от всех остальных форм душевной жизни своей «открытостью миру», способностью выйти за пределы привязанности к окружающему миру, присущей животному. В силу этого человек обладает возможностью постигать вещи, независимо от состояния вожделения, и находить доступ к царству сущностей и ценностей. Лишь посредством торможения всех остальных душевных сил и вытеснения вожделения человек способен реализовать присущее ему особое положение19. В структуре человеческой психики Шелер различает четыре слоя, соответствующие эволюционным ступеням органической природы, — чувство (порыв), инстинкт, ассоциативная память и практический интеллект (ум). Им он противопоставляет в качестве абсолютно иного принципа дух, благодаря которому человек возвысился над природой20. По мысли Шелера, человек является самым удивительным существом, потому, что, несмотря на свое происхождение из животного мира, он противостоит ему и в конечном итоге создает такой мир, какого не знает природа. Шелер называет человека «протестантом жизни». Он рассматривает «дух» и «порыв» как два сущностных атрибута Божественной «первоосновы бытия». Бог и человек во всемирно-историческом процессе — «соратники». Личность, доказывает М. Шелер, — это вовсе не субъект разума, не Vernunftperson, но это также и не субъект разумной воли. Личность — это прежде всего ens amans (любящее бытие), а не ens cogitans (мыслящее бытие) и даже не ens volens (водящее бытие). Не разум, а чувства являются важнейшей компонентой структуры личности. Они образуют многослойную, иерархически организованную структуру, где нижний этаж занимает чувственность, а высший — духовность. Любовь, согласно Шелеру, — это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта; специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на личность как носитель ценности, но не на ценность как таковую («Сущность и формы симпатии», 1923). В работах по социологии познания («Формы знания и общество», 1926) Шелер рассматривал многообразие социальных норм и оценок как следствие многообразия исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных «жизненных», «духовных» и религиозных ценностей. М. Шелер, будучи одним из виднейших мыслителей XX в., выстроил феноменологическую аксиологию на этическом фундаменте. Нравственная сфера — это царство ценностей, связывающих личность с Богом, а временное бытие — с вечным. Ценности располагаются в строго иерархизирован-ном порядке: ценности чувственно-ощущаемого (приятное — неприятное); витальные ценности (благородное — подлое); духовные ценности (доброе — 19 Gethmann C.F.: \bm BewuBtsein zum Handeln. Pragmatische Tendenzen in der Deutschen Philosophic 20 Малинкин А.Н. Персоналистическая социология Макса Шелера // Социологические исследова злое, прекрасное — безобразное, истинное — ложное); религиозные ценности, или ценности священного (святое — нечестивое). Личность понималась им как высший духовный акт, в котором концентрируются все духовные акты человеческой индивидуальности21. М. Шелер является одной из наиболее значительных и оригинальных фигур в европейской философии XX в. В его творческом наследии важное место занимает аксиологическое учение о человеческой личности, которое выступает составной частью его философской антропологии. У Шелера чувствуется влияние патристики, в частности, Августина Блаженного и других отцов церкви, для которых каждая человеческая личность является неповторимой и имеет непреходя По мысли и словам М. Бубера23, в начале всего лежит отношение. Из отношений возникает личность, ими она поддерживается, в них по-настоящему живет. В процессе дискурсивного взаимодействия человек вступает в контакт с миром и включается во взаимосвязи с другими людьми. В дискурсивном взаимодействии одна личность обращается к другой, и дискурс становится значащим посредником, в котором личность реализуется. Однако, согласно Ч.С. Пирсу, личность есть система символов и значений. Иными словами, личность — это символически конструируемая привычка, которую разум формирует годами. Она не существует ни в каком другом виде, кроме как знаковом. Знаки же обусловлены предшествующими способами познания и поведения. 21 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 22 Подробнее см.: Непсктапп W. Max Scheler. Munich: Verlag С.Н.Beck, 1998; Kelly E. Structure and 23 Бубер М. Диалог // Два образа веры. М., 1995. Центральное для персонализма понятие «личность» трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира, история человечества предстает в виде одностороннего процесса развития личностного начала человека, а сам человек, согласно этой позиции, достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Этика американского персонализма непосредственно связана с социальным учением. Согласно этим взглядам моральное самосовершенствование граждан ведет к обществу гармонии личностей. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей персоналисты противопоставляют личностное общество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем». В большинстве своем экзистенциалисты и представители религиозной философии рассматривали личность под углом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистенциализма, а в другом — религиозной философии. Согласно Майтри-Упанишады, Брахман — абсолютное существо — в одно и то же время проявляется в двух противоположных аспектах — времени и вечности. Незнание заключается в видении только его отрицательного аспекта — темпоральное™. Неверное действие, как называют его индусы, заключается не в том, чтобы жить во времени, а в веровании, что вне времени ничего не существует. Человек уничтожается временем и историей не потому, что живет в них, а потому, что считает их реальными и вследствие этого забывает или недооценивает вечность24. Религиозный экзистенциализм зовет человека от мира к Богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое, «трансцендентное» измерение бытия. Самоуглубление есть вместе с тем и расширение границ индивидуального «Я». Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски «экзистенция») в двух перпендикулярных гиперплоскостях — в вечности и во времени. Человек в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, клас- 24 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. С. 22-60, 268-285. са. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе. Наше существование — всегда напряжение между временным и вечным (рис. 1). Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность. В жизни каждого человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство, человек существует, отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурирует вопрос: имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? При положительном ответе бытуют следующие точки зрения: смысл жизни — в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец, можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни — в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, сколь противоречивы оценки цели жизни. Однако проблемы личности связаны не только с историческим контекстом, но с настоящим. Так или иначе, но проводить социологические опросы, пусть самые простые и легкодоступные, большинству преподавателей приходится. И вот здесь-то наглядно видны парадоксы сознания личности респондента и противоречивость его поведения. Эти моменты Рис. 1. Наша жизнь — всегда напряжение между временным и вечным зафиксированы отечественными социологами. Человек историчен как природное и социальное существо, только благодаря этому история становится подлинно человеческой. Сегодня на смену антропоцентрическому мировоззрению приходит ант-ропокосмическое, в корне меняющее наши представления о месте и роли человека в природе, космосе. Антропоцентризм отрицает наличие каких-либо существенных прогрессивных изменений в умственных способностях и нравственности человека в течение его исторического существования. Исходя из этого, антропоцентризм считает неосновательными надежды на коренное усовершенствование интеллекта и улучшение нравственной природы человека в будущем. Наука Нового времени, с одной стороны, развенчала человека, перестав рассматривать его как центральную фигуру всего мироздания, но с другой — она же в огромной степени подняла его значение во Вселенной, наделив его силами и средствами, необходимыми для перестройки окружающей природы, для подчинения ее воле и разуму человеческого коллектива. Антропокосмизм учит нас подходить к истории человечества с масштабами космической жизни. С этой точки зрения несколько сотен тысяч лет, отделяющих современного человека от его звероподобных предков, — период, ничтожный по своей длительности. По меркам космической эволюции современное человечество еще не вышло из «младенческого возраста». Отсюда происходят все болезни роста, которые нередко оборачиваются неразумными экономическими решениями и техногенными катастрофами. Из антропокосмических идей вытекает бережное отношение к природе. Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчиненной действующим в нем законам. Человек находится не над природой, а внутри природы. Он органически связан с природой всем своим сложным существом и действует на нее не извне, а изнутри. Деятельность человека в биосфере, рассматриваемой как целое, представляет собой мощный эндогенный фактор не только потому, что человек находится внутри природы, но и потому, что он имеет возможность — с помощью разума — проникать и вмешиваться в работу тончайшего внутреннего механизма различных явлений природы, внося в них желательные ему изменения. Академик В.И. Вернадский утверждал неизбежность постепенной перестройки всей биосферы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», неизбежность превращения биосферы в ноосферу, в которой главной действующей силой будет разум человека. Мы переживаем только начало эпохи, в течение которой лик Земли должен коренным образом измениться под влиянием этой новой космической силы. В.И. Вернадский считал возможным распространение ноосферы и за пределы нашей планеты — в более отдаленные части космического пространства. Современная философия ставит вопрос о соотношении личности и общества в широком плане. Особенно много внимания уделяют личности персонализм и экзистенциализм, для которых проблема личности является центральной. Для персонализма личность есть единственная абсолютная реальность. Но при этом имеется в виду не реальный человек, а некая духовная субстанция. Критикуя взгляд на общество как механическое объединение от- дельных индивидов и правильно связывая этот взгляд с принципом эгоизма, персоналисты (например, Мунье) мистифицируют общественную природу человека, истолковывая ее в религиозном духе. Экзистенциализм вскрывает острый конфликт личности и современного общества, показывает порабощение индивида безличными внешними силами. Под «существованием» сторонники экзистенциализма понимают имманентное самосознание, духовную жизнь, оторванную и противопоставленную объективному материальному миру. Отвергается наличие объективных, независимых от сознания личности закономерностей природы и общества. Мир существует только в сознании, и лишь субъективный интерес человека к объекту делает этот объект существующим. Экзистенциалисты утверждают, что отчужденный способ бытия человека коренится в самой природе человека. Реальное историческое противоречие между свободой личности и безличной обыденностью жизни («man») превращается в метафизическое противоречие. Быть личностью для большинства людей непосильная задача. Чтобы выйти из мира «обыденности», человеку нужно изменить не сам этот мир, а свое сознание: решиться смотреть в глаза смерти; перед лицом смерти человек всегда становится самим собой, т.е. личностью. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — иррационалистическое направление современной западноевропейской философии, возникшее накануне Первой мировой войны 1914— 1918 гг. в России (Л. Шестов, НА. Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период Второй мировой войны 1939—1945 гг. во Франции (Ж.П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии — Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок X. Ортега-и-Гассет; в США идеи экзистенциализма популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лак-руа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Уна-муно, Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, — это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против бессмысленности человеческого бытия. Согласно Марселю, прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. По мнению современных философов, свобода есть специфически человеческий способ бытия: «Мера свободы входит в понятие человека». Мера свободы понимается ими как творческое самовоплощение человека. Личность как таковая обладает реальностью своей свободы, выражающейся в свободе выбора из совокупности возможностей, предоставляемых ей обществом. Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Изоляция — страшное наказание. Еще страшнее — навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный воле другого человека, уже не есть личность. Аналогично не личность и тот, кто лишен рассудка или разума. Он не может нести ответственность за свои действия. Свобода и ответственность — неотъемлемые атрибуты личности. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Оно отвечает на вопросы: Кто я? Каким я вижу мир? Зачем я? В чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен иметь свою более или менее ясную жизненную задачу. Смысл жизни — традиционная философская проблема, которая была поставлена еще 2500 лет назад. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Он кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредовано его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |