КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские подходы 1 страница
ИСТОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Социальные типы личности Лидер и лидерство Методология изучения личности История теоретических воззрений ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Изучение человеческой личности имеет давнюю историю. Над тем, что представляет собой двуногое существо, лишенное перьев и наделенное интеллектом, люди задумывались, видимо, 40 тыс. лет назад, хотя никаких письменных свидетельств, разумеется, от той эпохи не сохранилось. Зато до нас дошло множество других источников, главным образом, философских трактатов и научных монографий, авторы которых на протяжении последних 2500лет пытались разгадать величайшую загадку — что есть человек, его душа и как он становится личностью. Мы остановимся только на самых важных и наиболее интересных достижениях теоретической мысли в области философии, психологии и социологии, памятуя о том, что антропологические подходы освещаются в специальной главе об антропогенезе. Человек — явление очень сложное, поэтому исследование человека — это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что такое человек? Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Известный русский философ А.А. Богданов писал: «Для обывателя "человек" — это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" — это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" — великая загадка... — это существо, одаренное ра- зумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...» Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, степенью его свободы, смыслом жизни, отношением человека к обществу и природе, осмыслением перспектив развития человечества. Проблемы личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободы и социальной ответственности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями. Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторических периода: 1) изучение человека метафизикой (античность); 2) изучение человека теологией (Средневековье); 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время); 4) изучение человека биологией. Ученые предлагают и другие варианты классификации. На наш взгляд, развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов. Древний Китай (VI-I вв. до н.э.) Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии — в мифологическом и религиозном сознании. Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако здесь еще не сформировалось целостной системы представлений о человеке как личности, отделенной от космоса. Высшей ценностью считался не индивид, а некий безличный абсолют (дух вселенной). Человек должен подчиняться установленному порядку. Если для древних римлян характерно выражение «Я и ты» («ego et tu»), то в Индии и Китае предпочитали говорить «мы», ибо каждое «Я» мыслилось как продолжение иного «Я». Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего. «Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо), узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает цели и избавляется от печали»1. 1 Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 250. КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.), Кун-фу-цзы — китайский мудрец, основатель государственной религии Китая. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провел в царстве Лу (провинция Шаньдун). Его отец был правителем одного из уездов княжества. Когда ему исполнилось три года, будущий философ лишился отца, а в 17 лет — матери. В молодости ему пришлось вынести немало трудностей, и возможно, что эти ранние испытания и бедность способствовали тому, что на всю жизнь у него осталось сочувствие к простым людям. В 22 года основал первую в Китае частную школу и странствовал с учениками по всей стране, стремясь найти применение своим принципам мудрого управления государством, но правители тяготились им так же, как тиран Дионисий тяготился Платоном. Наконец, на пятьдесят втором году жизни он получает место наместника города Хунг-то. Его деятельность дает блестящие результаты, и он назначается надзирателем государственных земель, а позднее — министром юстиции. Согласно преданиям, Конфуций имел 3 тыс. учеников, среди которых 72 были наиболее выдающимися. Его основные взгляды изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед с учениками и последователями. Конфуцианство. Конфуцианство, будучи официальной государственной идеологией, имело дело главным образом с социальными отношениями. Учение Конфуция не касается области сверхъестественного, не обращая никакого внимания на древние мифы, народные верования, суеверия и культы, которые вобрал в себя даосизм (см. ниже). Именно поэтому конфуцианство называют светским учением, а даосизм — религиозным. Формируясь как своего рода социально-этическая антропология, конфуцианство сосредоточило свое внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, проблемах морали, общества и нравственности. Конфуций дал теоретическое истолкование и государственной, и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях; «государство — одна семья», государь — Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре2. Благородный человек (цзюнь-цзы) у Конфуция должен был обладать двумя важнейшими добродетелями: гуманностью (Жэнь) и чувством долга (И). «Жэнь» иногда переводят как «любовь», а также «доброжелательное отношение к ближнему». «И» определяется комбинацией этических норм: хороших манер, церемоний, обычаев, этикета и правил хорошего поведения. Понятие «гуманность» трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Жэнь — это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Чувство долга продиктовано внутренней убежденно- 2 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. стью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Оно обусловлено знанием и высшими принципами. Долг — это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», — учил Конфуций. В понятие «И» поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних3. «Благородный человек» Конфуция определяется как человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе — обдумывать поступки, в выгодном предприятии — заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в зрелости — ссор, в старости — скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины4. Познав истину утром, он «может спокойно умереть вечером». Поведение человека основано на соблюдении двух главных принципов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Человек во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости — одним словом, в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей и увлечений — в этом заключается основное правило личной нравственности5. Культ предков — основа китайской религии, существовавшая еще до Конфуция, была усилена им строгим акцентом на семейной верности и уважении по отношению к родителям. Конфуций проповедовал также уважение и покорность женщин по отношению к своим мужьям и подданных по отношению к своим правителям. Даосизм. В Китае, помимо буддизма, заимствованного из Индии, существует собственная и весьма самобытная религия — даосизм. Она зародилась 1800 лет назад. В центре даосизма стоят природа, космос и человек, которые постигаются путем прямого усмотрения сути вещей, а не рациональным конструированием, как в конфуцианстве. Согласно древневосточным учениям (даосизм, VII—I вв. до н.э.) человек занимает срединное положение в мире, соединяя в себе мужское и женское, активное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движение. Главная категория философского даосизма — Дао (путь) — понимается как первопричина всего сущего, источник материальных и духовных явлений и одновременно как всеобщий закон природы. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и не- 3 История китайской философии. М., 1989. 4 См.: Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983. 5 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. исчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм придерживается точки зрения, что отдельный человек не должен бороться против Дао, а приспосабливаться к нему и работать с ним. Активное стремление получить или проявить власть не столько аморально, сколько глупо и бессмысленно. Дао нельзя победить. Каждый вместо этого должен стараться жить в согласии с ним. Для отдельной личности обычно подходят простота и естественность. Насилия следует избегать, так же как жажды денег или славы. Человеку следует не стремиться изменить мир, но уважать его. Для правительств также обычно более мудрым курсом является неактивная политика. Уже существует слишком много уставов. Проведение новых законов или грубое усиление старых, как правило, делает положение вещей только хуже. Высокие цены, программы амбициозных правительств, военные действия — все это противоречит духу даоистской философии. Основателем даосизма считается современник Конфуция (по другим сведениям — предшественник) Лао-Цзы (VI в. до н.э.), о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Даосизм проповедует культ естественной природы, его девиз: человек должен поступать по образцу земли, земля — по образцу неба, небо — по велению «дао» (учение о пути), а «дао» — по законам природы. Даосизм ратует за достижение духовного совершенства с опорой на силы природы. Это вполне созвучно нынешним настроениям горожан «вернуться к природе». Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движение. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он — лишь последнее звено саморазвития мира, движения Времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек еще не ощущает границ собственной личности. Характерной чертой культурного и духовного развития Древнего Китая была приверженность традициям. Мировоззрение китайца неразрывно связано и опосредовано религиозным ритуалом, он представляет собой систему воображаемых отношений с умершим, для китайца важно поклонение духам, небу. Вся жизнь проходит как непрерывный отчет перед предками, которые умерли. В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу — всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. Конфуцианство, моизм и легизм исходят из того, что человек — существо общественное. Конфуций не мыслит послушного сына вне семьи, как не мыслит и цзюнь-цзы6 вне отношений с обществом. Стремление сохранить 6 Термин «цзюнь-цзы» был заимствован Конфуцием из «Книги песен» («Ши-цзин»), которую Конфуций не только хорошо знал, но и, если верить традиции, редактировал. В «Книге песен» слово «цзюнь-цзы» означало «государев сын» (буквальное значение иероглифа «цзюнь» — «государь», иероглифа «цзы» — «сын») или «аристократ». Конфуций изменил смысл этого слова так, что оно стало обозначать уже не происхождение, а качества человека. свою личную чистоту ведет к разрушению основы человеческих взаимоотношений. Служа своей стране, цзюнь-цзы поступает по справедливости. Мо-цзы и легисты на первое место выдвигают государство. Представители этих школ никогда не выражали сомнения в том, что место человека — в обществе, среди ему подобных, и по отно шению к обществу он должен выполнять определенные обязанности. Но именно этот тезис полностью отвергают даосы, которые смотрят на общество как на зло и призывают человека, вырвавшись из его цепких объятий и стряхнув с себя оковы ложных обязанностей и долга, вернуться к природе. Отказ от подчинения социальным условностям, восприятие их как чего-то несущественного, ненужного и жалкого подразумевают наличие у человека чего-то такого, что он может обществу противопоставить. Таким образом, древнекитайская философия выработала два противоположных взгляда на человека. Согласно одному он должен слиться с обществом и семьей, согласно другому он должен слиться с природой и быть отшельником. Древняя Индия (VI1-1V вв. до н.э.) В древневосточной философии человек рассматривался как частица всего мироздания. Главное — общество, его порядок, законы, традиции, а человек должен лишь подчиняться. Ему необходимо приобщаться к высшим ценностям, но познать их смысл человеку не дано. В древнеиндийской философии главное место принадлежит мировому процессу, в котором частное, индивидуальное, личное рассматривается как второстепенное, что и определяет соответствующее место человека в мире. Например, в буддизме говорится, что в мире господствует некий безличный процесс жизни, ему противопоставлен мир человека с его страстями, желаниями и потребностями. Жизнь человека есть страдание, согласно учению Будды. Достижение вечного блаженства, или нирваны, возможно лишь путем углубленного самосозерцания. В буддизме идея уникальности личности не существует. Реальность человеческого бытия рассматривается как страдание, которое предопределено законами абсолюта. Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древ-невосточой философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни — требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту. В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание — состояние беспокойства, напряженности, равное желанию; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, что влечет за собой уничтожение желаний, точнее — угасание их страстности. Важный в буддизме принцип так называемого Срединного пути рекомендует избегать крайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, йога). В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретения ею покоя в первоначальном буддизме. Душа распадается, по учению буддизма, на отдельные элементы (дхармы), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы дхармы соединились таким же образом, как им они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовки спасения в буддизме. Душа в буддистском представлении — индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремится к успокоению в нирване. При этом погружение в нирвану невозможно без подавления желаний, что достигается средствами контроля над взглядами, речью, поведением, образом жизни, над усилиями, вниманием, включая полную сосредоточенность и решимость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия, — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означало отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности. Таким образом, буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей в принципе. Ему неизвестны идея обособленной личности, родившаяся в европейской философии, тема индивидуальной кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. Древняя индийская философия «преодолевает» конечность индивидуального существования с помощью идеи переселения душ, делающей смерть в принципе невозможной. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляются в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а космическая душа. У нее нет индивидуальности. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. Древняя Греция (VI-IV вв. до н.э.) Античные философы первыми осознали, что ценность жизни — в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и не окончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Но, отделив человека от космоса, они не вполне еще выделили его из общества и превратили в самодостаточную личность. В Древней Греции личное «Я» было весьма ограниченно. Великие греческие герои совершали деяния, которые не воспринимались ими и окружающими как их личная заслуга. Внутренние побуждения, похоже, задаются герою богами. М.М. Бахтин так характеризовал психологию человека той эпохи: «В самом человеке нет никакого немого и незримого ядра: он весь видим и слышим, весь вовне». На всем протяжении античной философии, начиная с ионийской натурфилософии (VI—V вв. до н.э.), ведется непрерывный поиск сущности человека и предпринимаются неустанные попытки определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие хотя и воспринимают, но не понимают. Гераклит говорит о «поисках себя» и «познании себя». У софиста Горгия появляются выражения «предать самого себя», «причинить зло себе», которые, не будучи интроспективными, выражают, однако же, субъектность «Я». Антифон говорит о необходимости «властвовать собой» и «преодолевать себя», считая самообладание важной предпосылкой справедливого отношения к ближнему. Согласно взглядам Протагора (ок. 480 — ок. 410 гг. до н.э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометееву огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксе- нофан) и достигнуть изобилия (Демокрит)7. Ему приписывают афоризм: «Человек есть мера всех вещей». В нем впервые выражена концепция индивидуальности человеческой личности. Рассмотрение особого склада психики, отличного от наблюдаемого у обычных людей, т.е. здоровых, намечено в недошедшем до нас произведении Протагора «О неправильных людских деяниях». ПИФАГОР САМОССКИЙ (ок. 570-489 гг. до н.э.) - греческий мыслитель и философ, религиозный деятель и математик, родом с острова Самоса; разработал математический символизм и мистику чисел, которая сочеталась с верой Пифагора в переселение душ; основал в Кротоне (Южная Италия) Пифагорейский союз. Он сформировал учение о нормальной душевной деятельности человека. Пифагор считал, что знание божественно, поэтому только оно возвышает человека, дает ему полноту ощущений, гармонию духа. Пифагор был также и врачом, он одним из первых стал уделять внимание душевному равновесию как основе психического здоровья. Пифагорейская школа боль- 7 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М., 1979. шое внимание также уделяла условиям упорядочения и гармонизации сознания — состоянию, которое обозначалось греческим словом дианойя. Душа, как полагал Пифагор, делится на три части — сознание — нус; интеллект — френес и эмоции — тимос. Гармония этих частей является целью мудреца и создает добродетель, а также здоровье. Уравновешенность духа и душевное благополучие, считал Пифагор, достигаются правильным образом жизни. Определенное место в нем отводилось тренировке памяти. По убеждению Пифагора нет ничего более важного для знания — эпистеме, опыта — эмпирия и ума — френезис, чем способность помнить. Для тренировки широко использовалось припоминание — анамнезис. Пифагореец поднимался со спального ложа не раньше, чем припомнит все, что произошло вчера, — он старался повторить в уме, что он сказал или услышал первым, что вторым и что — третьим. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума — в природе, в отдельном человеке и во всем человечестве в целом. Для Сократа, как и для Протагора, мерой вещей также является человек, но Сократ при этом имеет в виду разум и знание человека. Именно его учительство сконцентрировало греческую мысль на человеке, поиске истины, человеческом достоинстве, познании человеком самого себя и жизни в согласии с нравственными нормами, диктуемыми разумом. Его называют родоначальником философии человека. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии. Сократу принадлежит вывод о том, что «добродетель есть знание», поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. В своих речах он неоднократно останавливался на понятиях безумия и разумения, анализируя нормальную деятельность души, психики и ее отклонения. Знаменитое изречение «Познай самого себя» означало, что каждый человек обладает внутренним «Я», центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания. Человек не только познает самого себя, но и выступает мерой всех вещей природных и социальных. СОКРАТ (ок. 470—399 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — так называемого сократовского метода. Родился в зажиточной семье афинского скульптора, получил разностороннее образование, проходил службу в греческой армии, отличился в ряде крупных сражений. Принимал активное участие в общественной и интеллектуальной жизни Афин, входил в круг великого греческого просветителя Перикла и был близко знаком с философами Протагором, Зеноном Элейским, Фрасимахом, Анаксагором, музыкантом Дамо-ном, ученым Архелаем, покровительницей искусств блистательной Аспасией и др. Видимо, в силу философских убеждений не придавал значения собственности и имуществу, а потому к концу жизни чрезвычайно обеднел. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку. В 399 г. до н.э. ему было предъявлено обвинение в том, «что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Когда он не пожелал признать свою вину и не стал просить о замене смерти изгнанием, суд повелел ему принять яд цикуты. Платоновские диалоги увековечили непреклонное мужество, непоколебимую верность своим принципам. Излагал свое учение только устно; главный источник — сочинения его учеников Аристофана, Ксенофонта и Платона. Цель философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Вошли в поговорку его выражения «познай самого себя» и «я знаю, что ничего не знаю», свидетельствующие о том, что познание, каким бы глубоким оно ни было, не способно исчерпать всей тайны и мудрости мира. С его точки зрения, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — главный предмет философии. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Безумие, по мнению Сократа, составляет противоположность мудрости. Сократ подчеркивал, что толпа не считает безумными тех, которые руководствуются ошибочными понятиями в вопросах, недоступных большинству людей, и называет безумными только тех, кто имеет превратные представления в области предметов, известных толпе. Так, если, например, кто воображает себя настолько высоким, что проходя через ворота наклоняется, или настолько сильным, что берется поднять дом, такого человека считают сумасшедшим. Тех же, которые делают ошибки незначительные (не слишком резко уклоняющиеся от общепринятых понятий), большинство не считает безумными. По Сократу источник знания есть самопознание, те, кто не знает самого себя, близко подходят к безумию. ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 г. до н.э. — умер в глубокой старости) — великий древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. В молодости совершил путешествие по различным странам, в ходе которого познакомился с учениями греков, египтян, персов, вавилонян и, возможно, индусов. Согласно учению Демокрита, в мире существуют только атомы и пустота. Демокрит считал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |