КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские подходы 2 страница
В этике он развил учение об атараксии — душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Душа человека состоит из мелких, круглых, весьма подвижных атомов, которые распадаются после смерти. Рекомендовал оберегать ее от сильных потрясений и сохранять благодушие, что принесло ему еще в античности прозвище «Смеющийся философ». В качестве проявлений душевной несдержанности Демокрит называл «стремление оскорблять других, завидовать им или следовать бесплодным и пустым мнениям». В работах Демокрита (прежде все го, в его «Этике») дается определение душевного благополучия, что может расцениваться как психическая «норма». В противоположность этому говорится о нарушенной гармонии духа как вредном состоянии, свидетельствующем о нестойкости духа, или о нездоровье. Он писал: «...цель жизни — хорошее расположение духа, эутимия, которое не тождественно с удовольствием, но... такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никакими страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью». Демокрит отмечал также: «Тот, у кого хорошее состояние духа, всегда стремится к справедливым и законным делам, и поэтому он и наяву и во сне бывает радостен, здоров и беззаботен». Демокрит был убежден, что счастье, как и несчастье — в душе человека. В качестве способа избавления от неправильных движений души Демокрит предлагал философское созерцание мира и анализ собственной жизни. Его перу принадлежат около 70 сочинений на моральную, естествоведческую, математическую и др. тематики (сохранились фрагменты). ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 400/404-323/325 гг. до н.э.) - один из самых знаменитых, загадочных и шокирующих древнегреческих философов, ученик Антисфена, последователь Сократа, глава школы киников. Родился в знатной семье, богатство которой было нажито отцом-фальшивомонетчиком (в этом грехе Диогена упрекали всю жизнь); сознательно избрал нищенский образ жизни и проводил все время в легендарной бочке. Среди античных мыслителей Диоген был не единственным «нищелюбом». Подобное увлечение достаточно широко практиковалось в Древней Греции. Известно, что великий Сократ совсем не обременял себя одеждой, а попав на городской рынок, воскликнул: «Как много здесь ненужных вещей и как хорошо, что они находятся здесь, а не у меня дома». Образ Диогена донес до нас греческий писатель Диоген Лаэртский (III в. н.э.), автор сочинения «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах, живший на 600 лет позже. К тому времени биография Диогена обросла множеством вымыслов, анекдотов, преданий и искажений. Не сохранились и философские произведения Диогена, длинный список которых, в том числе драматургических, приводит Диоген Лаэртский. Философские идеи великого киника не были оригинальными: отрицал учение об идеях Платона, придерживался сенсуализма, отрицал многобожие и религиозные культы, ко всему относился с язвительным презрением, исповедовал здравый смысл. Гораздо оригинальнее был образ жизни Диогена, порожденный его философскими взглядами: он жил так, как думал. Бродил по Греции босой, в грубом плаще на голое тело, с посохом и нищенской сумой. Из всего добра у него была глиняная чаша, от которой он мо- ментально отказался, убедившись, что воду можно пить просто из ладони. Основными идеалами кинической жизни были свобода, самодостаточность, безразличие ко всему. Не только сегодня, но и в древности философов часто упрекали за то, что проповедуемые ими идеи, хотя и возвышены, очень абстрактны и оторваны от жизни, они не могут быть полезными простым людям. Так оно и было, пока не появились киники, первыми доказавшие, что их слова не расходятся с делом. Эпатируя народ, киники облачались в ветхую или грязную одежду, намеренно стремясь в самые людные места. Абстрактные идеи киникам претили везде — и в жизни, и в науках, поэтому они не любили математику, физику, а заодно с ними и музыку. Склонность к конкретным вещам породила известный анекдот о том, как Диоген опровергал софистические построения Зенона и элеатов о невозможности движения. Чтобы доказать их бессмысленность, знаменитый киник стал просто прохаживаться по дороге. Он же убедительнее всех других киников доказал необходимость согласовывать идеи с поступками. Презирая богатство, всю жизнь оставался нищим, живя исключительно подаянием. Теоф- Киники — представители эпатажного направления древнегреческой философии раст свидетельствует, что Диоген, увидев мышь, воскликнул: вот идеал праведной жизни — ей не надо искать ночлег или заботиться о пропитании; она довольствуется тем, что случайно найдет. Нет забот и нет у человека страха перед завтрашним днем. Диоген проповедовал свободу личности — и был свободным гражданином всего мира (сегодня это называют космополитизмом). Согласно преданию, он жил в бочке, точнее сказать, в пифосе — огромном сосуде из обожженной глины, вкопанном вертикально в землю. Диоген расположил его горизонтально, получив не только просторное, вмещающее двух-трех человек, но и экологически чистое жилище. Диоген был первым профессиональным нищим, ставшим таковым не в силу объективных обстоятельств (что часто происходит с интеллигентными людьми), а в силу сознательных взглядов, избранной жизненной позиции. Своей борьбой против условностей и чувственных удовольствий Диоген заслужил наименование циника, т.е. человека беспринципного, безнравственного, некультурного. Слово «циник» происходит от греч. киникос — буквально собака. Бездомную бродячую собаку Диоген выбрал символом свободы вовс~ не случайно. Во-первых, у этого животного минимум потребностей и все они естественные, во-вторых, собака отправляла их там, где хотела, и тогда, когда хотела. Над ней не довлели моральные законы, а потому собака была абсолютно свободна в выборе образа жизни. Минимализм, кажется, был написан на знамени киников: минимум потребностей, минимум жизненных удобств, никаких обязательств перед обществом и моралью. Диоген полагал, что человека воспитывает не потакание, а усмирение своих слабостей, потребностей и удовольствий. Когда его упрекали в откровенном бесстыдстве, он показывал на собаку и спрашивал: а ее можно назвать бесстыдной? А может быть, правильнее считать ее естественной в своих устремлениях. Это животное служило символом для всей школы античных киников. Мраморный памятник сгорбленного и обнаженного Диогена, стоящего рядом с собакой, если судить по статуэтке-копии XVIII в. из виллы Альбани, был установлен на его могиле в Коринфе. Античные киники были не только возмутителями общественных нравов, предшественниками хиппи, но и прародителями нынешних диссидентов. Считалось, что истинный киник должен быть аполитичным. Они осуждали богатых и сильных, презирали тиранов и самодержцев, откровенно высказывая им то, что думают о них. Считали себя ничем не связанными с обществом, ничем ему не обязанными, а потому и от общества ничего не требовали, как ничего они не требовали от людей, от мнения которых считали себя независимыми и с мнением которых не считались. Презрение к наслаждениям — фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих страстей и желаний. У киников ничего не было, они почти ничего не желали из жизненных благ, ни к чему не стремились и у них нечего было отнять. Именно это продемонстрировал Диоген великому завоевателю Древнего мира Александру Македонскому, восхищенному образом жизни киника и пожелавшему облагодетельствовать его. «Что ты хочешь? Я могу дать тебе все на свете». Свободный и независимый Диоген сказал: «Если можешь, то отойди и не загораживай мне солнце». Согласно легенде, великий Александр пообещал, вернувшись из похода в Индию и завоевав весь мир, расслабиться и жить подобно Диогену. Но философ, лениво потягиваясь на солнышке, заметил царю: «А почему бы тебе не сделать этого прямо сейчас? Неужели нужно завоевывать весь мир, для того чтобы понять, какое удовольствие от жизни я получаю, отрекшись от всего мира?» По другой версии пораженный Александр, удаляясь, сказал: «Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном». Сохранились античные изображения знаменитого визита Александра Македонского к Диогену. Говорят еще, что Диоген при дневном свете расхаживал с зажженным фонарем посреди афинской толпы и что-то там искал. Когда любопытные спросили его, что тот делает, грустный философ отвечал: ищу человека. «Нашел ли ты его?», —поинтересовались еще раз прохожие. Он отвечал: «Хороших детей нашел в Спарте, хороших мужей — нигде». Это можно перевести примерно так: народу много, а людей нет. Узнав, что, согласно Платону, человек — это двуногое без перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся в Академию, объявил: «Вот человек Платона». Однажды афиняне увидели его просящим подаяние у статуи. На вопрос, зачем он это делает, Диоген ответил: «Чтобы приучить себя к отказам». Как-то богатый человек спросил у Диогена: «Сколько следует подавать философу?» «Не скупись, сколько ты дашь, — будет твоей ценой, а не ценой философа», — ответил Диоген. Согласно одной из многочисленных легенд, Диоген пристрастился воровать молоко у соседской козы, благо та паслась в местах его постоянных прогулок. Хозяин изловил его во время очередной дойки и приказал своим рабам хорошенько отдубасить блудливого философа. «Скажи, книжник, зачем тебе молоко, если, по твоему учению, ты готов довольствоваться малым?» — спрашивал удивленный хозяин. «А ты счи -таешь, что та дрянь, которую дает твоя коза, это очень многое?» — отвечал киник. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил своим друзьям, что просил у них не подарков, а хотел лишь вернуть то, что они ему должны. Диогену приписывают массу мудрых изречений, которые он вполне мог произнести, в частности: «Солнце заглядывает в навозные ямы, но не оскверняется»; «Мир благоденствует лишь тогда, когда его цари философствуют, а философы царствуют»; «Свободным можно назвать лишь того, кто свободен от наибольшего числа потребностей» и др. В нравственной философии киников были как положительные, так и отрицательные стороны. Кинизм осуждал освященные традицией ценности и пристрастия, не выдвигая взамен никакой культурной альтернативы. Киники высокомерно приравнивали человека к животному, считая животные потребности необходимостью, человеческие — ненужной роскошью. Отказывали науке и просвещению быть единственным средством воспитания людей. Однажды возвысив свободу как величайшую ценность, киники тут же довели ее до абсурда, превратив, по существу, в антиценность. Свобода от общества была бы еще понятной, но свобода от родины и необходимости ее защищать не признавалась античными греками. Свобода от похоти и страстей превращалась в свободу от брачных уз. Диоген осуждал брак и пропагандировал свободное сожительство мужчины и женщины. Свобода действия, граничащая с непристойностью, доказывала не свободу от общественного мнения и естественность поведения, а скорее безнравственность. Приглашенный на богатую виллу Диоген в ответ на просьбу хозяина соблюдать порядок плюнул ему в лицо, сказав, что более скверного места он еще не видел. Над Диогеном греки иронизировали, над ним смеялись, его презирали, над ним издевались: голый, лысый да еще с длинной бородой, он мало походил на классического философа. Тем не менее его любили и почитали за «правду жизни», за искренность убеждений, твердость воли. Его дразнили, называя убогим. Его упрекали в том, что милостыню, которую он бесстыдно выпрашивает, подают только слепым, философам же поступать так неприлично. А он отвечал обидчикам: нищими и слепыми вы еще можете стать, а вот философами — никогда. Надпись на мраморном памятнике Диогена гласит: «Даже бронза меркнет с годами, но слава твоя, Диоген, не умрет никогда, ибо только тебе удалось убедить нас, смертных, в том, что жизнь сама по себе замечательна, и указать к ней самый простой и ясный путь». Увлеченный идеалами киников и подражая Диогену, Дион Хрисостон (ок. 40-120 гг. н.э.), происходивший из знатного греческого рода, все бросил и вел жизнь бродячего философа. Кстати, за 14 лет изгнания он обошел Малую Азию, Грецию и побережье Черного моря. Именно так поступают нынешние хиппи и студенческая молодежь, которая методом нон-стопа совершает бесплатные кругосветные круизы. Идеи великого Диогена были чрезвычайно заразительны. Его ученик Кратет, продав свою часть наследства и получив за нее 200 талантов, раздал все согражданам. Он оставил свои пастбища и овец, а последний грош бросил в море. Киники выступали против погони за удовольствиями, за деньгами и богатствами, славой, блеском, успехом, за властью, называя их ложными представлениями, способными превратить человека в раба своих страстей. Призывая довольствоваться малым, считали, что лучше быть ничтожным, зато свободным и самодостаточным. Воздержание от земных удовольствий являлось для них высшим показателем мудрости. О смерти Диогена не сохранилось подлинных данных. По одним источником он умер в один год и в один день с А. Македонским, по другим — покончил с собой в преклонном возрасте, задержав дыхание. Древние греки, считавшие человека мерой вещей и ценившие земную жизнь во всех ее проявлениях, больше всего дорожили радостью человеческого общения. Отсюда открытость, обращенность к людям всей их культуры и искусства как в его монументальных, так и малых формах. Для мироощущения греков был характерен антропоморфизм, т.е. очеловечение окружающей среды. Греки воздвигают храмы в честь богов, по образу и подобию человека, сообразуясь с «мерой» его восприятия и разумения. В дальнейшем представление о человеке как ценностной мере всего сущего развивали Демокрит и Платон. В представлениях Платона индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради него. Здесь еще слиты понятия общества и государства. Поскольку государством должны управлять философы как самая опытная и интеллектуальная страта общества, то модель поведения, личные качества и образ жизни философов должны служить неким эталоном и мерой личности для остальной части населения. Философия, по Платону, — это образ жизни, в процессе которой человек, невзирая ни на какие опасности, стремится к истине, добру и красоте; философия — это стремление к совершенству. ПЛАТОН АФИНСКИЙ (427—347 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель Академии — философской школы, просуществовавшей почти 1000 лет (до 529 г. н.э.). Родился в Афинах. Настоящее имя — Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология — основные составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им «сократической беседой». В своих трудах Платон впервые выделил основной вопрос философии — это человеческий интеллект, его содержание и функционирование. Аристотель был его учеником, Гегель считал его «всемирно-исторической личностью», Шхщенгауэр называл «божественным». Существование человека вне общественно-политической жизни, по Платону, невозможно. Государство Платона состоит из сословий: правителей, стражей и так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т.д. По Платону, каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическими добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоническое сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй. В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое существует между космосом, государством и отдельным человеком. «По самой идее справедливости, — говорит Платон, — справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним». А.Ф. Лазурский считает, что Платон был первым, кто подошел к проблеме характера, и хотя сам не ввел данного термина (это сделал несколько позже Теофраст), но именно он предпринял первую попытку классификации типов душевного склада. Воззрения философа по этому вопросу были тесно связаны с его учением об отношении души к телу. В своих диалогах Платон обсуждал проблемы душевной деятельности, ее особенностей у обычных, здоровых людей и при отклонениях от нормы, которые он обозначал как безумие, или неистовство (мания). В человеке существуют три начала (части души): разумное, яростное и вожделеющее. Или, другими словами, ум, воля и потребности. Из них первая помещается в голове, вторая представляет собой источник мужества или честолюбия и локализуется в груди; наконец, третья, самая низменная часть души, помещается в печени и является источником всякого рода вожделений. Идеальным человеком, по Платону, является тот, у кого разумное начало преобладает. Государственный строй уподобляется Платоном человеческой душе, а потому и он состоит из трех частей, выполняющих три различные функции: законодательная, исполнительная и судебная власти. С тем чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную соб ственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жен, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Поскольку бедность и богатство у Платона исчезают — вслед за уничтожением частной собственности, — то единственным критерием социальной дифференциации остается моральный и образовательный. Различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший класс (земледельцы, ремесленники, купцы) обладает не только более низким нравственным характером, но и низким уровнем образования. У двух следующих классов выше нравственность и уровень образования. То, в каком социальном классе окажется конкретный человек, определялось полученным образованием, начинавшимся с рождения и продолжавшимся до тех пор, пока индивид не достигнет того образовательного уровня, который в максимальной степени соответствует его способностям и интересам. Индивиды, прошедшие весь путь до конца, не испугавшиеся трудностей, получившие достойное образование, получали место в классе философов-правителей. Классовая структура идеального общества получила у Платона мощное этическое закрепление. Умеренность и трезвость — главные добродетели ремесленников; мужество и доблесть — отличительные черты военных; мудрость должна характеризовать правителей. Каждый класс, или точнее сказать, социальная страта, воплощает не только строго отведенный ей в общей моральной картине мира нравственный идеал, но и четко определенный круг функций. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Греция воспитала несколько поколений компетентных, инициативных, высокомотивированных граждан, с удовольствием участвовавших в управлении делами полиса. Они заложили основы цивилизованной политики. Трехчастная концепция общества-государства имела у Платона продолжение в физиологии. На этот раз он привел в соответствие друг другу три класса, три добродетели и три части человеческого организма: ум, волю и потребности. Понятно, что воплощением ума у Платона выступал высших класс, воли — средний военный, потребностей (а вместе с ними смутных желаний и аппетита) — низший, куда он наряду с ремесленниками включал крестьян. Аппетит характеризует существо, которое думает только о пропитании, о том, как набить свой живот, но ничего возвышенного в его голову не приходит. Волевое начало просто необходимо было отдать солдатам, так как проливать кровь и отдавать свою жизнь за родину (если убрать поэтический налет с этого понятия, то родиной надо назвать два оставшихся класса, «откосивших» от воинской службы) можно только при беспримерном волевом усилии над собой. Наконец, разум по определению должен отойти мудрецам-правителям, которым без него ну никак не одолеть хитроумную диалектику Платона. Даже политические режимы отражают те или иные черты человеческого характера. Идеальному государству, которым управляют философы, Платон противопоставил отрицательный тип государства, который у него выражается в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. Тимократия — это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Идеальный строй характеризуется преобладанием высшей стороны души, т.е. хорошо развитой познавательной способностью. Тимократический режим, как и соответствующий тип людей, отличается сильно развитым честолюбием и склонностью к борьбе. Ему присущи некоторые штрихи благородства, но под старость он обыкновенно ослабевает и тогда главной его чертой становится скупость. Далее следует олигархический режим, в нем преобладают скупость, склонность к стяжательству, однако и в нем Платон указывает на некоторые хорошие стороны — бережливость и сдержанность. За ним по снижающейся траектории следуют демократический характер, главными чертами которого являются нравственная неустойчивость и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений, и тиранический характер, в котором преобладают самые низкие, животные влечения8. Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа — та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует «иерархия душ», где на первом месте стоит душа философа, на последнем — душа тирана. Платон считал, что «душа правит всем, что есть на небе, земле, на море, с помощью своих собственных движений». Природа человека у Платона представлена дуализмом души и тела. Человек — вместилище души, пока душа в теле, она находится в темнице. Душа начинается только тогда, когда выходит из тела, т.е. после физической смерти. Тот, кто хочет праведной жизни, должен бежать от тела, занятия философией позволят душе очиститься. Рассуждения о душе включают в себя очищение души — как созерцание идей; бессмертие души — как странствование души из одного тела в другое; метемпсихоз — как перевоплощение души. В результате антропологизм превратился у греков в антропоцентризм. Антропоцентризм (от греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) означает воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т.е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы Нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Широкое распространение антропоцентризм получил в эпоху Возрождения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его «земная» жизнь становятся главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистическая этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой («универсальной») творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных 8 См.: Овсянников С.А. История и эпистемология пограничной психиатрии (http://psychiatry.ru). возможностях человека, его воли и разума, «героический энтузиазм» (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистическому мировоззрению в его наиболее классическом выражении, особенно в Италии. Антропоцентрическое мировоззрение, развивавшееся в течение нескольких тысячелетий, базировалось на следующих принципах. 1. Убеждение в том, что человек по своему происхождению и по своей природе есть существо особого рода, высшее, отделенное непереходимой границей от всех других живых существ. 2. Основанная на этом убеждении переоценка значения человека в мироздании, доходившая иногда до утверждения, что все в мире создано для удовлетворения его потребностей, как царя и властителя природы. В связи с этим Земле, как месту обитания человека, долгое время приписывалось центральное положение во Вселенной. 3. Очеловечивание или одухотворение органической и частично даже неорганической природы, исходившее из убеждения, что человек и его деятельность, а также человеческое общество — это прототипы большинства предметов и явлений внешнего мира. 4. Уверенность в том, что для познания внешнего мира все существенное можно почерпнуть из знакомства с внутренним, духовным миром человека и что, изучая этот последний, можно найти основные законы, управляющие явлениями всей природы. АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ и врач, ученик Платона, потомок знаменитого Асклепия. Он в течение 20 лет вплоть до смерти Платона был участником платоновской Академии, а затем стал учить в Ликее. Это дало ему возможность охватить и усвоить все доступные для него и его времени отрасли знания, определив их будущее развитие. Он — автор первого в истории трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого тела. Уже в античности философы считали, сколько же добродетелей может быть у человека и как их наилучшим образом систематизировать. Одним из первых предложил типологию добродетелей великий древнегреческий философ Аристотель. Если у Сократа и Платона этика рассматривалась в плане божественном (одобрения богами), то Аристотель уже понимал этику в плане человеческой воли. В центре его учения об этике стоит сам человек со всеми своими душевными качествами, которые и определяют его судьбу — счастье или несчастье. Основные представления Аристотеля изложены им в «Никомаховой этике», трактате «О душе» и специальной работе «Проблемы»; здесь Аристотель закладывает основы не только этики и эстетики, но и психологии. Он различал разумные (дианоэтические) и нравственные добродетели, или, иными словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. К мыслительным, по его мнению, относятся две — разумность, или мудрость (sophia), и рассудительность (phronesis), приобретенные путем обучения. Этические добродетели — это добродетели воли, этоса. К ним он относит уверенность, мужество, щедрость, правдивость и др. Конкретизируя понятие добродетели, Аристотель строит теоретическую схему добродетелей и пороков. Здесь добродетель предстает как золотая середина между различными крайностями. Так, в отношении к опасности мужество — середина между отвагой и трусостью, благоразумие — середина между распущенностью и холодностью чувств, щедрость — середина между мотовством и скупостью, правдивость — середина между хвастовством и притворством, остроумие — середина между шутовством и неотесанностью; дружелюбие — середина между подхалимажем и угодничеством; стыдливость — середина между бесстыдством и робостью и т.д. У Аристотеля знание о добродетели тесно связано с практикой добрых поступков. Согласно его учению, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит он не знает, т.е. он обладает не знанием, а мнением, и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности. Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель рассматривали справедливость как общественную добродетель. Согласно учению Аристотеля, справедливость управляет другими добродетелями. Благодаря закону она предписывает, в каких делах человек проявляет себя мужественным, а в каких — благоразумным. Человека, склонного к порокам, например к трусости или предательству, называют подлым и несправедливым. От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости. Первая заключается в распределении почестей и материальных благ между гражданами по достоинству, пропорционально заслугам. Вторая призвана уравнять стороны, участвующих в обмене, независимо от критерия достоинства. А современные философы сравнивают справедливость с истиной. Через всю историю философии проходит мысль о том, что справедливость — это то, что содействует общему благу.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |