КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое понимание личности 1 страница
В психологии под личностью человека понимают комплекс устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный этому че- ловеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям. Личность в целом определяется как генетическими, так и социально-культурным влияниями25. «Личность» как понятие «включает в себя совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые образовались у него на основе природных свойств (пол, темперамент и т.п.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа, значимые другие) и деятельности (игровой, трудовой, познавательной)». В психологии, как и в социологии, существуют две основные традиции — натуралистическая и гуманистическая. Первая опирается на естествознание, лабораторный эксперимент, математические методы и т.п. Она раскладывает психику человека — чрезвычайно тонкую материю, требующую бережного обращения, на переменные, таблицы, графические зависимости, статистические ряды, показания приборов. Вторая, родившаяся позже, а именно в середине XX в., испытывает перед человеческой душой чуть ли не священный трепет, опирается на косвенные, очень щадящие и осторожные методы обращения с ней, признает уникальность человеческой личности и полагается больше на искусство интерпретации. На протяжении последних 5 тыс. лет человеческая душа, а по-научному — психика, пожалуй, самая актуальная тема повседневных разговоров и академических споров. Каждый мнит себя знатоком человеческой психологии, и всякий стремится заглянуть в глубины человеческой души, поведав миру ее тайны. Почти в каждую эпоху людям казалось, что они познали последние истины и никаких тайн в человеческой психике не осталось. И в каждую следующую историческую эпоху оказывалось, что накопленные человеческой мудростью знания о душе — лишь песчинка по сравнению с тем количеством загадок, которые еще предстоит разгадать. И чем больше психологических закономерностей открывала наука, тем больше оставалось их непознанными. С античных времен авторы пытались связать отдельные аспекты личности с физическими особенностями человека, выделяя, таким образом, различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам. Над определением личности задумывались философы, биологи, психологи, педагоги, социологи. Однако дальше других продвинулись психологи и социологи. Первые раскрыли богатство внутреннего мира человека, а вторые выяснили влияние на него внешней среды. В современной зарубежной психологии ведущими считаются следующие теории личности: • психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда (психоанализ); • индивидуальная теория личности Альфреда Адлера; • психоаналитическая теория личности Карла Густава Юнга; • эго-психология Эрика Эриксона; • гуманистическая теория личности Эриха Фромма; • социокультурная теория личности Карен Хорни; • диспозициональная теория личности Гордона Олпорта; • структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела; • теория типов личности Ганса Айзенка; 25 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 29. • теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера; • социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры; • теория социального научения Джулиана Роттера; • теория личностных конструктов Джорджа Келли; • гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу; • феноменологическая теория личности Карла Роджерса и др. Первым, кто среди психологов пытался раскрыть сущность и структуру личности, был известный австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа — предположил, что управлять людьми мы научимся лишь после того, как сможем регулировать проявления социально опасных влечений, сексуальных и агрессивных инстинктов, спрятанных в подсознании. Фрейд полагал, что инстинкты неуничто-жимы, их нельзя разрушить, а можно только «подавить», вытеснить в подсознание. В этом чистилище их удерживает «супер-эго» — усвоенные индивидом требования общества, которые принуждают его поступать так, а не иначе. Фрейд метафорически назвал «супер-эго» «гарнизоном, оставленным в завоеванном городе» победоносной армией общества, чтобы держать в постоянном подчинении подавленные инстинкты. Наша личность, т.е. «эго», таким образом, оказывается между двумя силами: мятежными инстинктами, загнанными в подполоье, с одной стороны, и «супер-эго», выполняющего роль тюремщика, охраняющего инстин-ты и агрессивность от побега, — с другой. Фрейд также утверждал, что неограниченная свобода половых связей между юношами и «приличными» девушками необходима — в противном случае общество станет жертвой неизлечимых неврозов, которые сведут наслаждения, получаемые от жизни, до минимума, разрушат супружеские отношения и вызовут наследственную катастрофу в грядущем поколении. Фрейд назвал личность вместилищем трех инстанций психического, которые располагаются в нем по схеме айсберга. Во-первых, Ego (Я) — сознание. Это самая малая надводная его часть. Под нею, скрытое от сознания, лежит массивное бессознательное Id (Оно), по размеру равное пяти единицам сознания. Данная структура включает в себя такие элементы, как неугомонные влечения, нереализованные побуждения, тайные хотения, неподвластные сознанию продукты памяти и т.п. Все эти импульсы были когда-то вытеснены сюда из сознания ввиду их непригодности или по причине своей внутренней конфликтности. Третий элемент психического, Super-ego (сверх-Я), — это совесть личности. Названные инстанции, как показал 3. Фрейд, находятся в постоянном конфликте друг с другом. Задача педагога, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечивать атмосферу мирного существования1 между инстанциями, а следовательно, и с внешним миром. В статье «Цивилизация и неудовлетворенность ею» (1930) Фрейд заявил, что общественная жизнь невозможно, пока люди не научатся контролировать свое поведение. Культура состоит из норм, контролирующих поступки, но люди, кроме того, — биологические организмы с побуждениями и желаниями. Между индивидом и потребностью в социальном порядке создается динамическое напряжение: индивид вынужден удовлетворять базисные потребности, но не может выжить без поддержки других. Люди рождаются с узлом желаний, но если каждый будет удовлетворять свои немедленные желания, то мы не сможем создать стабильной группы, гарантирующей порядок и стабильность. Цивилизация (общество) покоится на контроле импульсов. Социализация — процесс отказа от немедленного удовольствия. Позже Эрик Берн добавил сюда три психических состояния, назвав их терминами Parent (Родитель), Child (Ребенок), Adult (Взрослый). В своей книге «Транзактный анализ в психотерапии» (1961) он представил их как особые реальности, проявляющиеся в поведении человека в конкретной жизненной ситуации. Автор популярной книги «Игры, в которые играют люди», Берн считает, что в каждом из нас есть что-то от детей, какими мы были когда-то, что-то от наших родителей и что-то от взрослых людей, каковыми мы являемся сейчас. Наши отношения с окружающими людьми строятся согласно одной из этих ролей. Как Ребенок, мы жадничаем, обижаемся или радуемся. Как Родитель, осуждаем, воспитываем или одобряем других. Как Взрослый, учитываем имеющуюся у нас информацию и принимаем решения. Транзактный анализ, придуманный Э. Берном, представляет персонализированный вариант психоанализа, где Id и Super-ego заменяются на более простые и понятные слова: Взрослый, Родитель и Ребенок. Взрослый — это Ego, родитель — Super-ego, a Id — это ребенок. Они названы субличностями, которые содержатся в каждом из нас. И не просто помещаются внутри, а еще и конфликтуют: Ребенок хочет шоколадку, Родитель — против, так как или много сладкого — вредно, или денег нет на шоколад, ну а Взрослый ищет между ними компромисс. В зависимости от внешних и внутренних причин, гласит транзактная теория, мы ведем себя по модели одного из действующих лиц — Родителя, Ребенка или Взрослого (рис. 2). Они могут гармонировать, а могут бороться друг с другом. Задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить согласованность трех «Я» человека. Когда четырехлетний карапуз говорит своей маме: «Мама, что ты ворчишь, как наша бабушка?» — это указывает на тот факт, что элементы взрослости у него устанавливаются с уклоном на Ego Родителя, и он протестует против такого состояния дел. Мамаше тут следует скорее пересмотреть свои реакции обращения с ребенком, выставив на первый план свое Ego Взрослого. А ребенку, видимо, следует выдать необходимую здесь информацию: «Бабушка старенькая, поэтому иногда, как ты говоришь, она ворчит. Но она не ворчит вовсе. Это у нее такой говор». Высказывание типа: «Разве так можно говорить про бабушку!» — сюда не вписывается26. 26 Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?) // Управление персоналом. 1998. № 5. С. 43-48. Тот же эффект получается и в тех случаях, когда мать или отец обещают отшлепать малыша. Ребенок часто не понимает, за что его хотят подвергнуть экзекуции. Поэтому внутренний компьютер ребенка может выдать ему такой совет: «Не попадайся!» Принесет ли такое обращение с ребенком что-либо полезное на алтарь воспитания Ego Взрослого? Цель транзактного анализа — помочь человеку сначала с помощью терапевта, а потом самостоятельно оценить, из какой роли он исходит, действуя в той или иной ситуации. Это помогает выбрать наиболее эффективную схему поведения, а в будущем корректировать его в зависимости от обстоятельств. В первой четверти XX в. появились теории, связывающие характер человека с его физической конституцией. Согласно представлениям Е. Креч-мера и У. Шелдона, высокие и худые люди чаще бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Напротив, сильные, мускулистые люди должны отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Невысокие люди с признаками тучности скорее всего будут общительными, веселыми и спокойными27. В 30-е гг. XX в. появилась теория личностных черт, представители которой пытались выявить те черты человека, которые заставляют одних людей вести себя сходным образом в различных ситуациях и таким образом отличают их от других людей. Согласно Г. Олпорту, человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.п.), которые характеризуют его образ жизни; у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях28. Позже Р. Кэттелл29 построил профиль личности, включавший 16 измерений, по которым можно оценивать человека (замкнутость — открытость, серьезность — легкомысленность, застенчивость — дерзость, сообразительность — бестолковость и т. д.). Теория черт рассматривает индивида как персонажа викторианской пьесы, как будто он — диспозиция или сумма личностных черт: честный, ленивый, целеустремленный и т.д. Эти черты уже сами по себе дают достаточное объяснение мотивов и поведения человека. В теории черт не предполагается, что определенное поведение человека может быть, к примеру, стратегией управления впечатлением. Придерживаясь такого подхода, бессмысленно было бы говорить, например, о кризисе идентичности — ин дивид как диспозиция обладает только одной идентичностью, и внутри его «Я» нет расслое ний, расхождений, несоответствий, которые 27 Kretschmer E. Physique and Characler. L., 1925; Sheldon W. T, Altas of men: Aguide for somatotyping the 28 Allport G.W. Personality: A psycholgical interpretation. N.Y., 1937. 29 Cartel! R.B. La personnalile. Paris, 1956. могли бы спровоцировать такой внутренний конфликт. Согласно Айзенку, экстраверт, например, не озадачен вопросом о том, насколько он близок к своему «истинному Я», он всегда есть это «истинное Я»30. Согласно теории личностных черт Р. Кеттела, личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Р. Кеттел поставил психодинамические качества в один ряд с другими качествами личности, что нашло отражение в созданной им многофакторной концепции личности, где психодинамические качества — одни из многих других. Р. Кеттел выделяет два вида интеллекта: текучий {fluid), который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный, в котором отражен прошлый опыт. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40—50 лет происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не кристаллизованного. КЕТТЕЛ Реймонд Бернард (Cattell) (род. 1905, Стаффордшир, Англия) — англо-американский психолог. Получил естественно-научное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 по 1937 г. —директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. — директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт личности. Для полной и всесторонней характеристики личности, считал он, надо собрать всю имеющуюся информацию о различных аспектах человеческого поведения. С такой целью в словаре английского языка он отобрал более 3000 терминов. Р. Кетел критиковал существующие в современной психологии определения личности за их абстрактность и размытость. Он сформировал список из 172 «поверхностных» черт личности. При этом Кеттел опирался на перечень, включающий более 4000 англоязычных наименований черт личности31. На основании теории черт построено около 90% существующих в психологии тестов, в том числе и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела — одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Теорию черт специалисты считают наименее социологизированной, поскольку ее сторонники принимают к сведению врожденные качества человека и очень мало обращают внимания на социальную среду. Она-то и подводит их в первую очередь. Их выводы оказываются неубедительными, если не учитывать то, как индивид ведет себя в реальной жизненной ситуации. Например, большинство людей по тестам — частично экстраверты, частично интраверты. Какая из этих двух черт будет доминировать, зависит от восприятия индивидом ситуации. Оппоненты теории черт настаивают на том, что люди — социальные существа, исполняющие в социальной жизни различные роли, которые тре- 30 Potter, J., Wetherell, M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. L.: Sage, 1987. 31 Allport G. V., Odbert H.S. Trait names: a psychological study // Psychological monographs. 1936. Vol. 47. буют от них различных манифестаций их «Я» — матери, дочери, врача и т.д. Этот тезис поддерживают приверженцы второго очень влиятельного описания «Я» в социальной психологии — теории ролей. Л. Хьелл и Д. Зиглер выявили следующие компоненты различных теорий личности, на которых фиксируется та или иная теория: структура, процессы, развитие, патология, критерии психически здоровой личности, личностные изменения в результате терапии. Они же выделили биполярные шкалы, которые используются в разных теориях для описания природы человека (свобода — детерминизм, рациональность — иррациональность, холизм — элементализм, конституционализм — инвайронментализм, изменяемость — неизменность, субъективность — объективность, проактив-ность — реактивность, гомеостаз — гетеростаз, познаваемость — непознаваемость), а также критерии оценок теорий личности. В 1970-е гг. в рамках когнитивного подхода появилась теория «локуса контроля» Дж. Роттера32, согласно которому две основные категории людей различаются своими представлениями о том, откуда исходит контроль за их поступками: интерналы «ориентированы изнутри», а экстерналы «ориентированы извне». Первые будут приписывать свой образ действий внутренним причинам, а вторые будут систематически объяснять его внешними обстоятельствами. Первые убеждены, что в любой момент они способны повлиять на свое окружение, и в конечном итоге они всегда сами берут на себя ответственность за то, что с ними случается. РОТТЕР Джулиан Бернард (Rotter) (род. 1916, Нью-Йорк) — американский психолог. С 1963 г. — профессор в Коннектикутском университете. Разрабатывал теорию социального научения. Создал методику по определению локус-контроля. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. Интерналы — активные и динамичные люди, склонные анализировать стоящие перед ними задачи и следить за своими действиями, чтобы выявить слабые и сильные стороны. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий или были недостаточно настойчивы. Интерналы верят в собственные способности влиять на внешние обстоятельства и подчинять себе успех. Напротив, люди, верящие в существование внешнего контроля, экстерналы, убеждены, что во всех их бедах повинны другие люди,либо везенье и случай. Речь идет о пассивных и недееспособных личностях, с легкостью объясняющих свои неудачи не- 32 Rotter J. В. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychologic Monographs. 1966. № 80. достатком у себя способностей. Экстерналы по природе своей фаталисты, они считают, что успех-зависит от таких обстоятельств, на которые невозможно никак повлиять. Обнаружилось, что ответственность чаще берут на себя интерналы, которые уповают скорее на собственный труд, чем на случайную помощь извне33. Теория ролей личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. Первоначально она создавалась усилиями представителей символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид), а позже к ее развитию подключились сторонники и других научных школ, в первую очередь, структурного функционализма, в том числе Р. Линтон, Т. Парсонс и Р. Дарендорф. Понятие «роль» ввел в социальные науки американский психолог Д. Мид, разработавший социально-психологическую концепцию, в которой личность рассматривалась как динамичное сочетание ролей. Данная теория возникала в попытке разрешить неминуемое противоречие между внутренней — со стороны биологической природы человека и внешней — со стороны социальной структуры — детерминированностью поведения индивида. В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматривается как освоение определенных ролей. Выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных -знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентаци-ях, мотивациях и т.д.). Если общество предписывает человеку почти все, что он делает, то каким образом он умудряется сохранить свою индивидуальность? Роль определяется как набор действий, качеств и стилей поведения, которые ассоциируются с социальными позициями, получившими название статусов. Люди перестают быть «естественными», они становятся актерами, социальными персонажами. Социальные позиции, или статусы, не зависят от конкретных индивидов, и в этом смысле они имперсональны. Ролевая концепция исходит из утверждения того, что индивидуальные проявления человека определяются в большей мере социальными условиями, нежели врожденными чертами. Социальные роли — это культурные маски, которые индивид надевает, когда выходит на общественную сцену. Как и в театре, от исполнителя данной роли ожидают только этих, а не других поступков. Пока человек «в роли», он не имеет права поступать произвольно, как ему заблагорас- 33 Rotter J. В. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement // Psychologic Monographs. 1966. № 80. судится. Ведь сценарий написан тысячи лет назад и лишь уточняется, корректируется каждым новым поколением. В огромном театре жизни мы действуем по предписанным культурным правилам, обычаям и традициям. В зависимости от своих личных качеств и личного видения роли матери женщина может свободно выбирать ту или иную стратегию поведения. Одна, подобно курице-наседке, денно и нощно опекает своих чад, навязывает собственное мнение, контролирует каждое действие, окружает чрезмерной любовью. Другая предоставляет значительную самостоятельность, с малых лет приучая детишек к трудностям взрослой жизни. Третья как бы вовсе отстранилась от воспитания и занимается обустройством личной жизни. В промежутках между этими типами укладывается все многообразие реальных стратегий поведения. Чем цивилизованнее общество, тем шире диапазон исполнения одной роли, но тем шире и спектр наказаний за нарушения: от мягких неформальных (неодобрение, осуждение, выговор) до жестких формальных (лишение прав, тюремное заключение, смертная казнь). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) нормализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо. своей личности, тщательно скрывая под социальной маской искренние намерения, чувства, оценку событий. Во-первых, он играет по заготовленному не им самим, а обществом (т.е. существующими в нем традициями, обычаями, нормами) сценарию. Во-вторых, не учитывает наличия множества идентичностей, которые часто противоречат друг другу и приводят к внутреннему конфликту. Индивид может принадлежать к таким социальным группам и, соответственно, обладать такими социальными статусами, требования которых между собой несовместимы — полностью или ча- стично. В социологии давно обсуждается проблема статусной несовместимости женщины-работницы и женщины-матери, женщины-жены34. В связи с этим теория ролей допускает возможность фрагментации «Я», своеобразное расщепление личности. Так и происходит чаще всего в реальности, однако теория черт не способна объяснить эти явления. Но если это так, то разные роли могут потребовать разных идентичностей. Современная женщина стремится сделать деловую карьеру, удержать мужа и быть хорошей женой, воспитать детей и еще успеть следить за собой. Каждый вид деятельности важен для нее, с каждым из них она идентифицирует себя и ничего старается не упустить. Фрагментация «Я» служит причиной очень глубоких конфликтов, которые переживаются как личная драма. Теория черт оказалась неспособной описать все многообразие нынешней реальности. Теория ролей рассматривает индивида в сфере публичных отношений, но в ее формулировках содержится возможность различения между публичным и личным «Я». За публичным «Я» стоит и другое «Я», которое выбирает, какую роль играть, и которое следит за исполнением роли. С точки зрения гуманистов, сознание индивида двойственно, как двойственно сознание актера на сцене: с одной стороны, есть исполняемая роль, с другой — Бизнес-дама, мать семейства, домработница — лишь некоторые обязанности женщины в современном мире 34 См.: Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. L.: Sage, 1987. есть истинное «Я» актера, которое управляет действием и в некотором смысле дистанцировано от разыгрываемой роли. Ролевая теория личности описывает социальную роль с двух сторон — ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, которым обладает индивид. Индивид может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая дистанция (термин И. Гофмана) описывает расстояние, которое индивид создает между «Я» и «Я-в-роли». С некоторыми ролями вы сталкиваетесь, от других дистанцируетесь, например, студент, подрабатывающий дворником, не хочет, чтобы другие считали, будто это единственное, на что он способен. Ролевая дистанция защищает «Я», дает некоторую свободу выражения личного стиля, особенно в тех случаях, которые вы не вольны выбирать сами. В структуре социальной роли выделяют четыре элемента: • описание типа поведения, соответствующего данной роли; • предписание (требования), связанные с данным поведением; • оценка выполнения предписанной роли; • санкции — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими. Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, личность в ролевой концепции предстает как исполнитель репертуара социальных ролей, причем набор последних — своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы «набирает персонал». Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора — основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека. Ортодоксальные бихевиористы видели в поведении человека аналог поведения белых мышей и собачек Павлова. Ранние когнитивисты сравнивали человека с компьютером. Последователи популярной теории личностных конструктов Дж. Келли находили, что мышление и поведение личности любого среднего человека похоже на мышление и поведение ученого. Теория личностных конструктов Дж. Келли придерживается когнитивной традиции понимания человека. Для нее индивид не то что мыслящий компьютер, но вполне сознательное и принимающее разумные решения существо. Для Дж. Келли человек, по существу, — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Он считает, что все люди ведут себя приблизительно так же, как ученые, бизнесмены, инженеры, врачи и другие рационально мыслящие
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |