Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое понимание личности 3 страница




Уровни иерархии диспозиций (предрасположенностей к действию):

I — ценностные ориентации, жизненные принципы, саморазвитие, са­
мовыражение, мировоззрение, образ мыслей;

II — общая и специфическая направленность интересов в сфере профес­
сиональной деятельности, семьи, досуга;

III — социальные установки, предметные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы;

IV — низшие элементарные установки, физические и экзистенциальные потребности, они не осознаются, сиюминутные47.

В концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова высший дис-позиционный уровень образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения (см. рис. 4). Ценностные ори­ентации доминируют в процессе внутреннего согласования всей диспози-

ционной системы. Любой индивид включен одновременно в несколько социальных общностей, каждая из ко­торых обладает специфической систе­мой ценностей, которые в ряде случа­ев вступают в конфликт. К каждой си­стеме ценностей индивид имеет специфические ориентации, которые также могут противоречить друг дру­гу. Индивид придерживается ценностей тех социальных общностей, кото­рые в данной ситуации являются более значимыми для него.

В проведенном на базе этой теории эмпирическом исследовании тща­тельно анализировалось влияние на психологию и поведение человека про­фессиональной принадлежности и уровня образования людей, должност­ного статуса, условий и характера труда, возраста и пола. Наряду с этим учи­тывались индивидуальные различия. Из исследования вытекало, что доминирующие личные ценности — такие, как творческая интересная ра­бота, материальная обеспеченность, семья или «жизнь, полная удоволь­ствий», коррелируются скорее с факторами, характеризующими индивиду­альную ситуацию человека, чем с идеологическими ценностями макросо-циальной среды или с «общесоциальными условиями деятельности». Ленинградские социологи установили, что отношение человека к своему классу, нации, обществу и к его идеологическим ценностям в большинстве случаев гораздо менее психологически значимо для него, чем отношение к событиям и явлениям собственной жизни, к людям, с которыми он связан совместной деятельностью и непосредственным общением.

46 Саморегуляция и прогноз социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л., 1979. С. 49.

47 Там же. С. 22-24.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.