КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские подходы 3 страница
Аристотель понимал под этическими добродетелями такие свойства характера, которые выражают его душевные качества, — умеренность, мужество, щедрость. Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон употребил термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. ч.) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. В IV в. н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова вошли в европейские языки. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: «Человек есть общественное животное». Человек — такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами. Аристотель определяет несколько направлений изучения человека, им разработаны теоретическая наука психология («О душе»), этика («Никомахова этика»), политика как практическая наука («Политика»). Одушевленное существо отличается от неодушев- ленного наличием души. Постигая природу человека он считает, что самым главным является душа. Она имеет трехуровневую структуру: вегетативная (растительная), наиболее элементарное начало жизни, чувственная (животная) репродукция, воспроизведение, удовольствие, неудовольствие, желание, отвращение, рациональная (разум и мышление), то что связано с интеллектом, приходит извне и имеет божественное начало, в то время как низшие потребности даются изначально. Человек — политическое животное, положение человека определяется его собственностью. Аристотель отрицал общность имущества, так как при этом возникают недовольства и ссоры, снижается интерес к труду, человек лишается естественного наслаждения владением. Он считал, что может быть два вида отношений: господство и рабство.
Аристотель основал учение о психологии личности, дал ее нравственные характеристики как «норму» поведения, отметил возможные отклонения от обычных свойств «складов» души, введя для этого свои термины, отражающие особую акцентуацию личностных качеств. Аристотель впервые ввел термин катарсис, который прочно вошел в лексикон современной науки и обозначает один из методов психотерапевтического лечения различных душевных расстройств в рамках «пограничной», «малой» психиатрии (психоанализ 3. Фрейда, логотерапия В. Франкла и др.)9. Аристотель так говорит о трагическом очищении: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем страдания и страха очищение (катарсис) подобных аффектов». Трагедия в результате очищения освобождает человека от пороков. Эпоха эллинизма, а затем и раннее христианство внесли новые, психологически яркие краски в крепнущее человеческое «Я». У эллинов появляется биография как литературный жанр. Причем история сохранила нам биографии как известных людей, так и менее знаменитых. В моральных взглядах философов расставляются новые акценты: все большая ответственность за поступки переносится на собственно личность. Так, по мнению Сенеки, людей делает плохими и безответственными главным образом то, что они не размышляют о собственной жизни.
СЕНЕКА Луций Анней (4—65 гг. н.э.) — знаменитый философ, драматург, политический деятель представитель стоицизма. Сенека родился в богатой семье. Его отец был выдающимся ритором, а старший брат — прокуратором Ахайи. Получил всестороннее естественно-научное, юридическое и философское образование. Успешная адвокатская практика принесла ему славу и состояние: при императоре Тиберии он стал квестором, при императоре Калигуле — сослан 9 См.: Овсянников С.А. Указ. соч. на Корсику, а затем сделан воспитателем и наставником императора Нерона, который поставил Сенеку главой имперского административного аппарата. К концу жизни Нерон настолько разошелся с ним, что Сенека, обвиненный в заговоре (по его приказу), покончил жизнь самоубийством. Человек слабого здоровья, часто вынужденный придерживаться вегетарианской диеты, он страдал астмой и часто задумывался о самоубийстве, так как, несмотря на свое огромное состояние, отнюдь не мог позволить себе соответствующего состоянию образа жизни. Но, думается, что воздержанность все же соответствовала его взглядам, поскольку вопреки окружающим его нравам он жил в редком согласии со своей супругой. Сенека проповедовал самодостаточность, достигаемую через жизнь, соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к «вещам безразличным», подавление страстей («апатия»), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Сенека, испытавший глубочайшее разочарование от своего неудачного педагогического эксперимента (юноша, воспитанный им, стал не идеальным правителем, как он надеялся, а одним из самых кровавых в истории Древнего мира тиранов), приходит к выводу, что главный долг человека — это не долг перед государством, которое выродилось в чудовищную организацию, где не действуют обычаи и законы, а жизнь любого — от ремесленника до сенатора — зависит от прихоти одного человека, вкусившего крови и наслаждающегося мучениями своих жертв. С его точки зрения, выполнение долга перед государством, которое олицетворяет тиран, ничего не приносит, кроме тревог и волнений. Человек, ставящий во главу утла интересы такого государства, лишается возможности непредвзято взглянуть на себя, понять смысл своего индивидуального существования. Кроме того, выполнение долга индивидом, являющимся подданным империи, а не гражданином республики, сплошь и рядом сопровождается нарушением установлений морали, а это означает, что в действиях и поступках абсолютного большинства людей, похваляющихся своими гражданскими добродетелями, отсутствует нравственная легитимация. В процессе рассуждений Сенека при ходит к мысли, что главная задача, которая стоит перед каждым человеком, заключается не в том, чтобы просто жить, а в том, чтобы жить достойно, т.е. в соответствии с нормами морали10. Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно Сенеке, наиболее достойной.
В его этике выделяются принцип согласия с природой (жить счастливо — значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Сенека исходит из того, что все в мире подчинено власти 10 См.: ШендрикА.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002. строгой необходимости. Он признавал в мире существование разумного начала, которому дана власть руководить всем, что способен видеть, равно как и не видеть человек, но также настаивал на том, что предписания этого разумного начала неотвратимы. Таким образом, человек полностью попадает в зависимость от воли и благосклонности судьбы, ибо именно ей присуще решать, будет ли счастлив человек. «Они рабы? Но они и люди. Они рабы? Но они и соседи. Они рабы? Но они и скромные друзья. Они рабы? Но они твои сотоварищи по рабству, если вспомнить, что все мы одинаково находимся в рабстве у судьбы», — писал Сенека, «миллионер-мудрец», по выражению В. Дюранта, одаренный поэт и драматург, оказавший колоссальное влияние на драматургию Европы Нового времени. Сенека отвергает стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: «Чем выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими усилиями должен он удерживать». Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. Сенека рассматривает смерть не иначе как в контексте избавления от страданий. Для него смерть — мрачный, но надежный гарант свободы.
СТОИЦИЗМ [от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма)] — направление античной философии. Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.) — Зенон из Кити-она, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (11-1 вв. до н.э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-И вв.); римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм роднится со всеми учениями, проповедующими уход от мира, — эпикурейством (верным завету Эпикура: «Живи незаметно»), по-сидонианским трагическим эклектизмом, кинизмом. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям, — единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. Идеалом стоицизма была самодостаточность. Самодостаточный человек был выше любой ситуации, в которой он мог оказаться. Стоик жил в сугубо реалистическом мире, в котором возможности человека самому определять свою судьбу были сведены к минимуму. Стоик мог жить, полагаясь лишь на свои силы, потому что он полностью овладел своими эмоциями; апатия, отсутствие чувствительности — эти слова вошли в наш язык из словаря стоиков. Отсутствие чувствительности означало, что стоик не зависел ни от удовольствий, ни от страданий. Он был господином своей судьбы, даже если он был рабом; мудрец — вот царь. Наиболее известны и читаемы его «Нравственные письма к Луцилию», где он излагает принципы римского стоицизма — о царящей в мире необходимости, о смертном теле как оковах бессмертной души, о невозмутимости духа и нравственном усовершенствовании. Интересно, что некоторые положения стоицизма Сенеки оказались созвучны христианству, поэтому Энгельс назвал его «дядей христианства». Христианство приняло его в свои предтечи, Петрарка считал его прозу образцовой, Монтень испещрил цитатами из его произведения свой многотомный труд, классицисты учились у него сочинению трагедий, Ломоносов переводил фрагменты из них для своего учебника риторики. Средневековье (IV-XIV вв. н.э.) Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к доличностным культурам. Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, оно поместило человека в центр мироздания. В раннем христианстве очень выразительно и по-новому зазвучала тема общения человека с Богом. Общение становится личностным, внутренне интимным, открывается возможность непосредственного Божественного откровения. Для христианина очевидно, что духовное начало в человеке доминирует над сферой и чисто биологической, и душевной, а религиозность является особым измерением личности. Средневековой обычно называется философская мысль, которая получила широкое распространение в V—XVI вв. на Западе. Главной особенностью средневековой философии является ее теоцентрический характер, т.е. превращение Бога в основной и единственный предмет философского познания. Эта философия исходила из признания Бога высшей реальностью и причиной всего сущего и истолкования остального мира как его творения. Религиозная средневековая философия выделяла человека из всего творения, объявляла его венцом творения, подчеркивала его Божественную сущность, провозглашала принцип свободы воли человека в рамках Божественного предопределения. Св. Василий Великий сформулировал эту мысль так: «Человек — это тварь, которая получила повеление стать Богом». А вот слова св. Григория Паламы: «Просвещенный светом, человек достигает вечных вершин... и уже здесь на земле становится всецело чудом. И даже не будучи на небе, он соревнуется с небесными силами в непрестанном песнопении; пребывая на земле как ангел, он приводит к Богу всякую тварь». Св. Афанасий Великий: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом». Максим Исповедник: чтобы стать ипостасью, личность (prosopon) призвана «соединить любовью тварную природу с нетварной... через стяжание Благодати». Смысл существования человека усматривался в служении Богу с целью последующего воссоединения с Ним. Повседневная жизнедеятельность человека была ориентирована на спасение личной души и любовь к Богу. Основанием для понимания Бога как взаимной любви является тот факт, что человеческие существа созданы по образу и подобию Божию (Быт 1:26-27). У св. Августина (354—430), крупнейшего христианского апологета и наиболее выдающегося из отцов церкви, человек рассматривается в свете Бога. Бог есть высшее начало его бытия, абсолютное совершенство, единственное пристанище всяческой истины, образец и цель для каждого человека. Бог также является источником всего человеческого познания, потому что идеи существуют не самостоятельно, как полагал Платон, а в Божественном Слове. Таким образом, мы познаем все вещи в Боге и только в Боге, обращаясь от внешнего к внутреннему и от низшего к высшему. В познании истины заключено наше счастье. Св. Августин определяет его как «Gaudium de veritate» — наслаждение обладанием истиной. Поэтому человеческая жизнь есть непрестанная и интенсивная жажда Бога. В творении Бога нет и не может быть зла, ибо оно коренится в свободной воле человека. Человек создан существом свободным в своем выборе, но несущим нравственное воздаяние за этот выбор. Он противопоставил свою свободную волю Богу, он выбрал зло, совершил грехопадение, за что и изгнан из Эдема. Зло состоит в восстании человека против Бога, твари против Творца. Согласно этике Августина, зло происходит от человека, добро же — от Бога. Человек отвечает за зло, но не за добро. Трагедия человека в том, что он, даже стремясь к добру, невольно творит зло. Люди сами по себе способны лишь на зло, ибо с момента грехопадения предопределены к злу. Отсюда легко выводится необходимость церкви, духовенства, святых как посредников между Богом и людьми. В трактате «О свободе воли» Августин писал: «Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того, что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следовательно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше. Что было бы несправедливо, если бы свободная воля была дана не только для того, чтобы жить праведно, но и для того, чтобы грешить. Ибо каким же образом было бы справедливо наказание того, кто воспользовался волей с той целью, для какой она и была дана? Теперь же, когда Бог карает грешника, что же, по-твоему, иное Он тем самым говорит, как не: "Почему ты не воспользовался свободой воли для той цели, для какой она была дана, то есть для праведного поведения"? — Далее, как то, что сама справедливость предназначается для осуждения прегрешений и почитания праведных поступков, было бы благом, если бы человек был лишен свободы волеизъявления. Ведь то, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободой воли. Однако и в каре, и в награде должна быть справедливость, поскольку это одно из благ, которые происходят от Бога. Таким образом, Бог должен был дать человеку свободную волю». Августин проводит различение между свободной волей, или способностью к выбору, и свободой как осуществлением добра. Человек обладает возможностью выбирать между добром и злом, но для того чтобы выбрать и практически осуществить добро, он нуждается в содействии Божественной благодати. Только в любви реализуется человек. Радость, которая рождается от возлюбленной и обладаемой истины, — вот венец исканий каждой личности. Августин, как и философы эллинизма, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье. Условием же достижения счастья он делал познание Бога и испытание души. Воля, разум, память являются свойствами души человека, которая сотворена Богом из ничего. Всякий раз, когда человек рождается, душа творится Богом заново. Будучи сотворенной, она вечна, так как не состоит из частей, а разрушиться может только то, что имеет пространственные части. Углубляясь в себя, человек находит в себе некие вечные истины, источником которых не может быть земной, тварный мир. Их источником является нечто вечное, т.е. Бог, который и наделяет душу человека вечными истинами. Человек не может творить вечные и неизменные идеи, он может быть лишь их восприемником. Несомненной вершиной средневековой христианской мысли является творчество св. Фомы Аквинского (1225—1274). После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», и он был причислен к лику святых Римско-католической церкви. Из его обширного литературного творчества главными считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Личностью являются только человек, а не душа сама по себе, хотя она и может существовать независимо от тела. Душа есть субстанциальная форма тела, поэтому она целиком находится во всем теле и в каждой из его частей. И поэтому же она составляет единственное начало всей человеческой жизни. Будучи простой и духовной, душа не умирает вместе с телом. Именно она способна в полноте принимать Бога. Но такое принятие зависит от осуществления свободной человеческой воли. Оно есть не что иное, как разумное стремление, душевная способность, имеющая своим объектом благо как таковое, а в качестве последнего блага — Абсолютное Благо. Итак, конечную цель человека составляет полное постижение Бога как Высшей Истины и Высшего Блага. Таким образом, для средневековых мыслителей человек — это Храм, он создан по образу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности Творца. В целом же внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности (все люди созданы Богом и подчинены ему) и иерархической сословности (каждый человек принадлежит к определенному сословию). Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед Богом, но не для самостоятельных решений. Никаких «личных прав» или «прав личности» в современном понимании Средневековье не дает. Возрождение (XIV-XVI вв.) Возрождение — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения — XIV—XVI вв., в других странах — XV—XVI вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от Средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму, а в идейной области — с переходом от схоластики к гуманизму. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека, как критерия оценки обществен- ных отношений. В философском смысле — светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека — «микрокосмоса», богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Философский смысл гуманистического антропоцентризма выражается в формировании идеала человека. Этот идеал включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции. Философию Возрождения вообще отличает ярко выраженный антропоцентризм. Ни в античности, ни в Средние века не было такого пристального внимания к человеческому существу. Выше всего в эпоху Возрождения ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Своего рода антропоцентризм был свойствен и средневековому сознанию. Складывающиеся в эпоху европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи — титаны духа: Леонардо да Винчи, Мике-ланджело, Данте — провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. Все меняется в эпоху Возрождения. «Человек есть модель мира», — сказал Леонардо да Винчи, и эти слова можно начертать на знамени искусства и человеческих отношений той эпохи. Человеческое «Я» набирает силу. В эпоху Возрождения и последующие за ним столетия «Я» почитают как величайшую социальную ценность. «Раннебуржуазный человек, — отмечает И. Кон, — впервые почувствовал себя не частью целого, а самостоятельным целым, живущим по своим законам сознания и воли». Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономическое явление, невозможен там, где нет индивида — свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они — самостоятельные экономические агенты. Гуманисты эпохи Возрождения (Валла, Пико делла Мирандола, Фичи-но и др.) провозглашают свободу человека от всяких обязанностей по отношению к анонимному «целому» и выдвигают идеал целостной, всесторонне развитой личности. Личность провозглашается целью, общество — средством развития. Идея свободы личности, первоначально ограниченная интеллектуальной сферой, постепенно перерастает в требование гражданских и политических свобод. Просветители XVII—XVIII вв. само общество и государство рассматривают как продукт договора между индивидами. Ренессансное сознание в полном смысле слова двигалось от понятия «индивид» к «индивидуальности». Возрождение называют еще «веком разума», ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Тем самым оно продолжило и довело до высшей точки зародившийся еще в античности рационализм. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воле индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума, которая отбрасывала средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия Бессмертный образ Высокого Возрождения объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. Просвещение (XVII—XVIII вв.) Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление «царства разума», политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими явлениями — Великой промышленной революцией, окончательно закрепившей бесповоротность наступления на земле капитализма, и Великой французской революцией (1789), провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевание юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом. Возникнув в XVII в. в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII в. (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII в. и первых десятилетиях XIX в. антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух — главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слово «личность», появилось каких-то 200—300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. Одной из главных проблем, которые исследует Ж.-Ж. Руссо, является проблема человека, его истинной сущности. Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку): «...из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных»11. По природе человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление в себе противоборствующих наклонностей. Выполнение долга является внешней формой добродетели по сравнению с поступками, вытекающими из естественного стремления к добру, на основе которых чувство долга формируется и закрепляется в качестве привычки к добродетели, — привычки, доставляющей удовлетворенность и наслаждение. В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей. Процесс формирования индивида в историческом плане Руссо связывает с переходом от первоначального, естественного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную. Для Руссо очевидно, что современный человек находится в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном существовании он не является тем, чем должен быть по своей сущности; он не равен самому себе, потому что существует неравенство между людьми. Руссо называет человека «говорящим животным», подчеркивая тем самым важную роль языка, культуры и общения, которую они играли в становлении индивида. В философии Нового времени, начиная с французского 11 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М: Наука, 1969. С. 43. 12 Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. М, 1960. С. 338. Первое философски точное осмысление личности дал И. Кант. По И. Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону; если психологическая личность — лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная личность — это свобода разумного существа, подчиняющегося «...только тем законам, которые оно (само или по крайней мере совместно с другими) для себя устанавливает»13. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» — ключевые понятия кантов-ского этического словаря. Но самая важная категория, проливающая свет на проблему личности, — автономия. С одной стороны, она означает просто независимость по отношению к чему-то, с другой — «самозаконность». Это простейшие требования нравственности, такие как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой безусловный императив поведения. Свобода от социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть этические принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, т.е. устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого для индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный И. Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда — только как к средству. У Гегеля человек — воплощение мирового духа, который только через человека, мыслящего субъекта, обретает волю и сознание. Активная деятельность человека усматривалась им прежде всего в познании абсолютной идеи. Чем глубже сознает человек ее логику, тем более свободным он становится. Возникшее в XIX в. учение Л. Фейербаха называют антро-поцентристским, поскольку в центре всех рассуждений немецкого мыслителя находилась не природа или Абсолютная идея, а живой человек в единстве всех его земных, даже не всегда симпатичных, проявлений. Для Фейербаха природа — это высшая реальность, а человек — высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы. У Фейер- 13 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 132. баха человек — не только и не столько мыслящий субъект, сколько материальное существо, имеющее биологическую природу. Но в эту природу Фейербах включил стремление к счастью, которое недостижимо в одиночку, без другого человека, и поэтому выходит за рамки эгоизма и ведет к единению всего человеческого рода'4. Для К. Маркса, на которого оказали сильное влияние идеи Гегеля и Фейербаха, человек одновременно и продукт, и субъект истории. «"История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»15. Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизация деятельности прошлых поколений, т.е. опять-таки «живых личностей». Бессильный в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе общественных классов и социальных групп. «Поэтому всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни»16. Важнейшей потребностью человека Маркс считал потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе. Поскольку человек у него есть «общественное животное» и сущность его — «ансамбль общественных отношений», проблема человека как бы автоматически переносилась в плоскость социологии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |