КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Добренькое В.И., Кравченко А.И
Д55 ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ ТОМ VII ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ИНФРА-М Москва ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко Страницы расположены сверху, т.е. текст находится под страницей Том 11 Культура и религия В пятнадцати томах Фундаментальная социология Редактор: Л. Б. Герцвольф Корректор: Н.Д. Фадеева Оригинал-макет подготовлен в Издательском Доме «ИНФРА-М» ЛР № 070824 от 21.01.93. Сдано в набор 22.01.2006. Подписано в печать 16.07.2006. Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Newton». Печать офсетная. Усл. печ. л. 89,01. Уч.-изд. л. 88,14. Тираж 3000 экз. Заказ № 3430. Цена свободная. Издательский Дом «ИНФРА-М» 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31 в. Тел.: (495) 380-05-40, 380-05-43. Факс:(495)363-92-12. E-mail: books@infra-m.ru http://www.infra-m.ru Отдел «Книга — почтой»: (495) 363-42-60 (лоб. 246. 247) Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93. В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ
УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 7: Человек. Индивид. Личность. — М.: ИНФРА-М, 2005. - 960 с: ил. ISBN 5-16-002295-3 (т. 7) ISBN 5-16-001547-7 Седьмой том посвящен главному предмету социологических исследований — человеку. Прежде всего рассматриваются место и роль человека в формировании и развитии цивилизации от древнейших времен до наших дней. Существенное место занимает методология изучения человека, отражены проблемы, связанные с формированием личности человека, его индивидуальности, возникновением лидерских качеств, формированием и использованием человеческого капитала, значительное внимание уделено социальным типам личности, возникновению национальных характеров. Особое внимание уделяется изучению внутреннего мира человека, отдельно рассматриваются проблемы сознания человека, его формы и виды, а также массовое сознание и феномен общественного мнения. В заключительном разделе исследуются взаимодействие человека и социальной среды, мир человеческих отношений. Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологических факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интересуется фундаментальными вопросами социологических наук. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 ISBN 5-16-002295-3 (т. 7) © Добреньков В.И., ISBN 5-16-001547-7 Кравченко А.И., 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности, мотивы поведения и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь респонденту, они так и говорят: «Нас интересует Ваше личное мнение». Мы видим, что сегодня человеческая личность — исходная точка социологического исследования. Но разве только сегодня?! 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человеком. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Личность — чуть ли не самая удивительная в социальных и гуманитарных науках категория. Своей ее считают педагоги, философы, психологи и многие другие. И не просто своей, а самой главной категорией. Без личности не могут обойтись и социологи, выделяя в этой проблематике свой, социальный, угол зрения. Для педагогов личность — центральное понятие и цель всех воспитательных практик, образовательных технологий, прикладных усилий науки. За 10—12 лет из сырого материала педагогам путем приложения неимоверных усилий надо сформировать определенную человеческую личность — политически грамотного гражданина, патриота своей родины, всесторонне развитую личность. Ей посвящается все больше научных изысканий. Психология нацелена на изучение внутреннего мира человека и предоставляет в наше распоряжение, пожалуй, самое большое количество научных теорий и типологий личности. Ими широко пользуются представители разных наук. Именно психология открыла нам безбрежный мир, целую вселенную внутренних миров человека — многообразие чувств, мыслей, переживаний, восприятий, в том числе и патологий. Для социологии личность не только предмет самостоятельного изыскания. Это еще и сосредоточение данных всех других наук, изучающих человека. Социология обобщает их и благодаря своей собирательной методологии дает целостную картину окружающего мира. Личность, если хотите, повод поговорить о многообразии внутреннего мира человека, независимо от того, какие науки предоставили о нем эмпирические данные. Опираясь на одни науки, например психологию, социология описывает глубину измерения личности, бесконечное многообразие внутреннего мира человека. Опираясь на другие, в частности на историю и антропологию, социология охватывает широту личностного измерения. Роль личности в социальной истории, возникновение личности из недр лидерства, вождизма и т.п. позволяют социологии перейти от микросоциальной динамики к макросоциальной. Итак, социология оказалась счастливой наукой. Находясь в центре и одновременно на некотором возвышении среди социальных наук, она, как V свои собственные, использует эмпирические и теоретические данные о личности, преобразуя, переплавляя исходный материал в новые теории, идеи, концепции. В курсе социологии проблема личности излагается по-разному: в одном случае с нее начинается программа, в другом — ею она заканчивается. Одни авторы психологизируют личность, а другие — целиком растворяют ее в социальной среде, макропроцессах и глобальных явлениях. В курсе социологии преподаватель должен рассматривать влияние как личности на общество, так и общества на личность. Личность превращается в активного участника социокультурного процесса. Собственно говоря, раздел учебника о социализации посвящен именно такой теме — социокультурному становлению личности. Тема «Человек, индивид, личность» позволяет пропустить абстрактные понятия через непосредственный жизненный опыт. Студент как бы примеряет социологические понятия к самому себе и своему окружению, спрашивая себя: каким образом они помогают ему понять непосредственную среду, поведение родителей, друзей, посторонних людей, с которыми он постоянно сталкивается. С личностью и ее сложным, порой весьма противоречивым, внутренним миром социолог сталкивается тогда, когда начинает заниматься полевыми исследованиями. В эмпирических исследованиях социологи имеют дело с поразительным феноменом: человек думает одно, говорит другое, а ведет себя третьим образом. Рассогласование идеального плана, вербального поведения и реальных действий — методологическая проблема социологии. Одновременно она также онтологическая проблема. В ее основе лежит вопрос: каков индивид, что он из себя представляет? Социологи стремятся выявить истоки рассогласований и противоречий личности не в ней самой, а в социальной среде, противоречивости самого общества. Рассогласование планов личности продолжается в рассогласовании или несовпадении статусов, социальных позиций, занимаемых индивидом в обществе. В этом томе мы рассмотрим социальное и культурное происхождение, строение внутреннего мира индивида, его потребности, мотивы и цели, которые движут его деятельностью и поведением. А еще вы познакомитесь с непосредственным социальным окружением человека — общением с близкими и знакомыми, межличностными отношениями, культурой поведения человека в обществе, влиянием на человека средств массовой информации и значимых других, роль которых выполняют так называемые агенты социализации: родители, родственники, друзья, школа, университет, армия, производство, религия. Этими проблемами занимается целый комплекс наук, прежде всего философия, психология, антропология, педагогика, социология. Человек — социобиологическое существо. Как биологическое существо человек обладает телом, волосами, памятью, мышлением. Все это — антропогенез. Но человек еще и статусная характеристика, поскольку есть такое понятие, как права человека, а там, где есть права и обязанности, следует говорить о статусе. Кроме того, человек — это предписанный статус, поскольку государство наделяет правами любого человека от рождения, независимо от того, хороший он или плохой, рыжий или брюнет, достиг он высоких постов или нет. Права определены конституцией и международными договорами, множество учреждений и институтов занимаются защитой прав человека. VI Индивид — не социологическая, а техническая, философская и любая прочая характеристика. Но вот индивидуальность — особость, выделен-ность, непохожесть на других — это уже социологическая характеристика. В отличие от статуса человека индивидуальность является достигаемым статусом. Далеко не все могут сказать о себе как об индивидуальности в полном смысле слова. Для этого надо сильно постараться. Индивидуальность юридически никто не защищает, зато люди придумали множество социальных и культурных практик для достижения индивидуальности, в том числе моду, коллекционирование, уникальные формы поведения и т.п. К слову сказать, индивидуальности близки по смыслу слова персона и пер-сональность. Персона — это социальная маска. Не личность, а персона служит правильным определением социальной роли в социологии. Еще более узким и сложным является понятие личности. Это тоже достигаемая характеристика. Но она прежде всего субстанция духовная, а не социальная. Личностей еще меньше, чем индивидуальностей. Индивидуальность и индивид подчиняются социально-психологическим факторам, например групповому давлению. Мы говорим: группа оказывает давление и подчиняет себе индивида. Но если он подчинился группе, значит перестал быть личностью. Личность — это то, что формируется вопреки группе, толпе, коллективу, массе. Хотя личность и не социологическая характеристика, а духовно-религиозная, люди становятся личностью при помощи разных механизмов, в том числе и социальных, например воспитания. У каждого индивида должна быть свобода выбора. Это незыблемое свойство человека. Но то, как он им воспользуется, характеризует его прежде всего как личность, которая в иерархии А. Маслоу, о которой пойдет обстоятельный разговор, занимает самую высшую ступеньку. В чем специфика социологического подхода к личности, чем он отличается от психологического, философского или даже педагогического понимания? Может быть тем, что выделяет, конструирует, а затем изучает не отдельного индивида, а некие социальные типы? Возможно, и в этом тоже. Может быть тем, что социолог более глубоко и на более дальние исторические дистанции прослеживает то, как социальная среда, т.е. социальные акторы (субъекты действия) и социальные институты, влияют, формируют, манипулируют и социализируют индивида? Несомненно, и это тоже. Но важно выделить еще один, теоретико-методологический аспект. А.Ф. Филиппов, проанализировавший подход Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма к индивиду и обществу, отмечает, что оба классика социологии очень тонко прочувствовали и соответственно описали то, как в словах и поступках человека прослеживается, прослушивается голос общества. Индивид совершает поступки, производит какие-то жесты, произносит какие-то слова, но говорит и поступает на самом деле не он, а общество — глобальное или локальное, традиционное или современное: «Голос общества звучит в нем, так сказать, неумолчно,., начиная от априорных форм созерцания и кончая самыми интимными решениями о смысле жизни, он находится во власти общества»1. Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Вопр. философии. 1998. № 8. Веб-адрес: http://rc.msses.ru. VII Таким образом, только с позиций социологии получается так, что человек (назовем мы его индивидом или личностью) всего лишь маска, а настоящий актер, произносящий слова и прячущийся за этой маской, — общество, коллектив, община, группа, наконец. Даже идеи пространства и времени, которые И. Кант считал настолько априорными и предзаданными человеку, что помещал их вне общества, Э. Дюркгейм считал глубоко социальными категориями. Именно социальными, созданными обществом, а не трансцендентальными, пришедшими к человеку неизвестно откуда. У Канта человек уже рождался с готовыми представлениями о времени и пространстве. Иными словами, он приходил в общество, получая от Бога некую несоциальную способность все правильно воспринимать и познавать. Без идеи априорного пространства и времени не может быть познания или восприятия происходящих событий. Только на этом фундаменте индивид способен заниматься чем угодно другим: писать романы, строить дачу, играть на бирже, любить, предавать, размножаться. В таком случае человек изначально возможен вне общества. Еще до начала социальной жизни он получил в качестве своего приданого нечто такое важное, чего ему никогда не даст общество, — априорную идею пространства и времени. Именно такая идея принципиально важна для философии. Природа и общество различаются очень многими чертами, хотя у них и много общего. Но вот без чего они оба обойтись не могут, так это пространство и время. Природа и общество могут существовать только во времени и в пространстве. Но у природы здесь несомненное преимущество перед обществом: она появилась на свет раньше. Выходит, что человек рождается как природное, а не как социальное существо. Он приносит в общество то, что дала ему природа, а именно форму восприятия и познания окружающего мира — пространственно-временной континуум. У Дюркгейма дело обстоит иначе. Человек приходит в общество не из природы. Он вообще ниоткуда не приходит и ничего с собой не приносит такого, чего ему не дало бы общество. Человек изначально социален. Нет никакого априорного пространства и времени вне общества. Это социальный артефакт, сконструированный людьми и легитимизированный культурой. Появляясь на свет, человек получает социальное, а не природное приданое — совокупность тех культурных и социальных форм, которые создали его предки, общество в целом. Вот почему у животного, существующего вне общества, нет представления о времени и пространстве. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, определенная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, т.е. там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. VIII Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д., все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Становление личности — итог взаимодействия человека и общества. Когда социолог рассматривает человека как индивидуальность, его интересуют манера одеваться, стиль поведения, особенности речи и прочие атрибуты внешности. Поступки, выражающие нравственное начало личности, его почти не интересуют. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются социологом прежде всего в качестве поступков, т.е. преднамеренных и морально мотивированных поведенческих актов. Способность отвечать за свои поступки — признак личности. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность — важнейшие признаки личности. Младенцы и умалишенные не личности. Но индивидами они остаются. Им присущи набор отличающихся от других людей биофизиологических и психологических черт, стиль поведения и манера разговора. Однако нравственные проблемы они решать в полном объеме не в состоянии. Индивидуум есть нечто неделимое, а потому им можно считать любое устойчивое образование, скажем, карандаш, стул или часы. Индивидуум есть категория предметного либо биологического мира. Ее можно даже назвать категорией социальной, но в таком случае под индивидом надо понимать исключительно человека, а он есть существо социальное и политическое. «Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества, атом общественного целого. С социологической точки зрения, человеческая личность, понятая как индивидуум, представляется частью общества и очень малой частью. Индивидуум отстаивает свою относительную самостоятельность, но он все же пребывает в лоне рода и общества, он принужден рассматривать себя как часть, которая может восставать против целого, но не может противопоставить себя ему, как целое в себе. Совершенно другое означает личность. Личность категория духа, а не природы, и не подчинена природе и обществу. Личность совсем не есть часть природы и общества и не может быть мыслима как часть в отношении к какому-либо целому. С точки зрения экзистенциальной философии, с точки зрения человека как экзистенциального центра, личность не есть часть общества. Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона»2. Бердяев Н. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Путь. 1936. № 50. IX Определение личности как категории духа очень близко авторам данной книги. Мы разделяем позицию Н. Бердяева относительно того, что социологическое понимание личности не должно и не может ограничиваться лишь статусно-ролевой трактовкой. Личность — нечто больше, чем сумма статусов и ролей, предписанных каждому человеку как члену общества. Поскольку социология, вышедшая из недр философии, несет в своей сердцевине философско-категориальное знание, то и в понимании личности она должна находиться достаточно близко к позиции философии. Особенно если речь идет о русской философии, одним из лучших представителей которой, несомненно, являлся Н. Бердяев. Познакомившись с сочинениями А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьева, А.В. Петровского, мы с удивлением обнаруживаем, что в них звучат те же самые бердяевские мотивы о приоритете духовного, или нравственно-этического, начала в понимании личности. Таким образом, заявленная авторами настоящего тома позиция в понимании личности, ее отличии от человека и индивида продолжает интеллектуальные традиции научно-философской мысли, сформировавшиеся в России в первой, а затем продолжившиеся во второй половине XX в. Таким образом, понятие «личность» — не только и не столько явление социальное, сколько этический феномен. Именно так она трактуется в русской философской традиции, которую необходимо, на наш взгляд, использовать в социологической науке. ♦ ♦ ♦ Авторы благодарят за помощь в работе преподавателей и студентов российских вузов: М.Ю. Дядюнову, П.В. Дергунову, Н.А. Моисееву, С.А. Кошеля, В.И. Исанину, К.Р. Абоянца, Е.В. Казаеву, М.А. Морщихину и др. В подготовке материалов разд. III «Сознание и мнение» принимал участие канд. филос. наук В.И. Поляков. РАЗДЕЛ I
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |