КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнометодология 3 страница
80 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии) // Царство 81 Там же. С. 61. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, вторжение которого на арену истории ведет к торжеству родового сознания, стадности под лозунгом равенства. Положительным началом общественности может быть не массовое, а только аристократическое начало, по существу совпадающее с личным. Речь, конечно, идет об аристократии в духовном плане, а не по социальному происхождению. В идеале к аристократическому типу должна стремиться всякая личность, что и будет утверждением не массовизированного общества, но подлинного демократизма и равенства. Очевидны истоки того особого внимания, которое Бердяев уделяет решению вопроса о соотношении универсализма и индивидуализма. По Бердяеву, «истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все»82. В работах Бердяева много страниц посвящено феноменологии личностного бытия. Он приходит к выводу, что личность может быть определена как единство в многообразии, как творческий акт, усилие и борьба, постоянная прерывность, живое противоречие между личным и социальным, формой и содержанием, конечным и бесконечным, свободой и судьбой. Ко нечно, человек включен в сверхличные «социальные целости», «личность имеет социальное содержание и призвание, но они не определяются обществом, они определяются изнутри к обществу»83. Иными словами, проблема личности первичнее проблемы общества, а потому нужно идти от духовности, как первичного, к социальности. Личность существует только потому, что существуют сверхличные ценности, т.е. «существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога»84. Именно на этой основе решается проблема универсального в личности: оно не вне личности, но внутри нее как конкретность и полнота ее экзистенциальной встречи с Богом. Рассматривая различные формы бытия личности в мире (обществе), Бердяев основной и синтезирующей такой формой считает одиночество. Возможность выхода из одиночества дается общением. Соответственно в плане личностного бытия идея уровней социальности конкретизируется Бердяевым посредством различия между сообщением и общением, или коммуникацией и коммунионом. Сообщение есть внешнее общество, оно предполагает разъединение и разобщенность, это мир символизации и объективации, ролевых отношений между людьми. Общение же экзистенциально, неконформно, принадлежит «царству духа», выходит за пределы всяких внешних социальных форм. Высший уровень общения достигается Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 14. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 306. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М., 1993. С. 63. в религии, ибо она «есть не только моя связь и соединение с Богом, но и моя связь и соединение с другими, с ближними, есть общение, общность, ком-мунион»85. В качестве зримых форм выражения сообщения и общения Бердяев рассматривает коллективность и коммюнотарность. Коллективность и есть многообразие форм социальной обыденности общества. Что касается коммюнотарности (общинности), то она есть соборность (в отличие от сборности коллективизма), духовно-религиозная общность людей, братство между ними без какой-либо стоящей между ними и командующей ими реальности, это персонализм в действии. В последние годы жизни Бердяева, когда он снижает отрицательный накал при оценке внешних социальных форм, на передний план его творчества выходит идея «новой духовности», или Царства Духа. Новая духовность должна быть возвращением внутрь подлинного существования. Это не бегство от мира, но его духовное завоевание и реальное изменение, т.е. совершение персоналистической революции. Иными словами, Бердяев делает акцент на внешнем социальном преобразовании, что придает большую гибкость его анализу состояния и перспектив цивилизации, несколько снимает присущие его концепции общественного развития эле менты утопизма. Царство Божье интерпретируется им как Царство Духа, противоположное царству Кесаря, т.е. миру объективации. Сложность проблемы в том, что Царство Божье нельзя мыслить во времени, ибо это ориентирует на его пассивное ожидание. Царство Божье, подчеркивает Бердяев, приходит не только в конце времени, но и в каждое мгновение, оно «не только ожидается, оно созидается, начинает созидаться уже здесь и сейчас на земле»86. Человек сам уготовляет Царство Божье, этого от него ждет Бог. Но как это происходит — великая тайна и область апофатичес-кой социологии. «В каждое мгновенье жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом — дыхание Духа»87. Основным стимулом, вдохновлявшим мысль выдающегося русского мыслителя С.Л. Франка, был поиск смысла жизни человека, особенно в трагических условиях XX в., когда, казалось, зло становится всепобеждающим. Чтобы найти смысл жизни, нужно, подчеркивает Франк, не «хлопотать», а прислушаться к реальности, ответить на ее «зов», увидеть в чувственном материале познания следы всеединства. Всеединство — центральная категория в концепции Франка. С понятием всеединства мы выходим к ключевой категории системы Франка — понятию непостижимого. Сталкиваясь в процессе познания с чем-то незнакомым, мы стремимся уловить в нем уже знакомое и привычное. Результатом чаще всего оказывается отождествление известного нам мира с миром вообще, убеждение, что известное, зна- 85 Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свобод 86 Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: творчество и объективация // Царство Духа и 87 Там же. С. 286. комое, привычное и есть весь мир. Это, замечает Франк, может принимать форму помешательства, мании, когда человек ощущает себя центром мира, не воспринимая иные миры, что особенно опасно в социально-политическом плане. Выходу из подобной ситуации способствует «умение видеть наличие неизвестного как такового, окруженность узкой сферы ясного и знакомого безграничной полнотой неизвестного — данность в опыте не-дан-ного, скрытого, запредельного»88, т.е. обращение к первичному знанию. Непостижимое — не нечто недостижимое или непознаваемое, оно имеется в опыте, но недоступно опытному познанию, постигается познанием мистически. Франк выстраивает систему категорий, посредством которых мы можем «улавливать» непостижимое в своем самобытном внутреннем мире. И этот процесс глубоко опосредован социальностью. ФРАНК Семен Людвигович (1877— 1950) — философ, магистр философии, религиозный мыслитель. Окончил юридический факультет Московского университета. В юности увлекся идеями социал-демократии, занимался в нелегальных кружках, был арестован и выслан. В 1890-х гг., разочаровавшись в марксизме, порывает со средой революционеров. Профессор, заведующий кафедрой философии Саратовского государственного университета (1917—1921). Первый декан историко-филологического факультета этого университета (1917—1918). В 1922 г. вместе с большой группой ученых выслан из СССР, проживал в Германии, Франции, Великобритании. Создал труды по проблемам гносеологии, психологии, социальной философии. Существующие философские и социологические концепции общества Франк, исходя из их методологических особенностей, сводит к двум моделям — историзму и нормативизму. Он считает обе ошибочными, поскольку в одном случае утверждается социальный релятивизм, в другом — самочинность, произвольность общественных установлений. Необходима качественно иная социальная методология, позволяющая найти ответ на главный и исходный вопрос, возникающий в ходе познания имманентной природы общества: существует ли вообще общество как самобытная реальность, как особая область бытия? Или же это просто сумма индивидов? В этом вопросе исток столкновения двух методологических установок — сингуляризма (социаль ного атомизма) и универсализма. Согласно сингуляризму, выражающему позитивистскую точку зрения, общество есть не что иное, как совокупность действий отдельных людей, никем непредвидимый итог их взаимодействия. Конечно, подчеркивает Франк, это реальный факт, но он только констатирует, а не объясняет суть проблемы. Вопрос в другом: почему из «скрещения индивидуальных воль» получается не хаос и беспорядок, а общность и порядок? Очевидно, что за этими волями и посредством них обнаруживают себя некие объединяющие их силы. Франк делает вывод, что единство общества есть отражение единства «человека вообще», общности 88 Франк С.Л. Соч. М, 1990. С. 205. потребностей, неких общих человеческих начал. Франк, таким образом, избирает методологию социального универсализма, правда, в «мягкой» форме с учетом непостижимости оснований реальности. Понятно, подчеркивает Франк, что в обществе нет субъекта целостного сознания, и духовное единство его выражается во внутренней связи индивидуальных сознаний (за которыми скрыто идеальное бытие), в многоедин -стве. Суть единства общества, если выразить ее в короткой формуле, состоит в том, что «общество в отличие от единичного одушевленного существа, есть в качестве соборного единства не некое "я", а "мы"; его единство существует, присутствуя и действуя как сознание общности, как идея "Мы" в отдельных его членах»89. Традиционная, идущая от Р. Декарта, трактовка человеческого «Я», отмечает Франк, не решает проблемы данности мне «другого Я», т.е. социальной интерсубъективности, коммуникации. В этой связи Франк обращается к проблеме общения как фундаментальному выражению природы социальности. Исследуя эту проблему, Франк очень тонко и глубоко раскрывает внутреннюю динамику «Я-Ты-бытия», которая в конечном счете есть выражение всеобщей социальной динамики. «Другой» может быть понятен мне только потому, что он мне изначально подобен («Я-подобен») и я понимаю его изнутри себя. Встреча «Я» и «Ты» возможна только потому, что есть «пробуждение в них обоих некоего исходного первичного единства», они искони ищут этой встречи и только в ее контексте дифференцируются. Иными словами, «то, что извне я только встречаю, с чем я только наружно и случайно соприкасаюсь — "Ты", — изнутри сопринадлежит к моему собственному бытию, как запредельное выражение его самого»90. При этом, отмечает Франк, нужно различать два типа отношения «Я-Ты», которые являются, собственно, прообразами двух типов социальных отношений. Первое из них обусловлено ощущением опасности, чуждости другого «Я», страхом перед ним. Второе связано с обнаружением «Ты» как «моей родины», как сродного мне существа, перед которым самоопределяется мое «Я». Как конкретно выражается первичное единство «Я-Ты» в системе социальности? Франк обозначает данный модус бытия понятием «Мы» как первичной категории личного, а потому и социального бытия. Это не значит, что «Я» вторично по отношению к «Мы», производно от него. Они оба первичны и в этом смысле неотрывны друг от друга. Очевидно, что Франк пытается разрешить весьма непростую для метафизики всеединства проблему абсолютности и независимости индивидуальности. Бердяев, например, в этой связи вообще отказался от концепции всеединства, обозначив все социальные формы (все «Мы») в их чуждости для личности понятием объективации. Франк, в чем-то близкий к Бердяеву, находит иной, и, возможно, более реалистический, выход при рассмотрении объективации «Мы». Эти объективации, полагает Франк, выступают по образцу некоего «оно» в виде «космического начала» социального бытия, мистического и непостижимого, в то же время укорененного в нем. «Мы» есть как бы необходимая в своей рациональности «кора или скорлупа», окружающая и охраняющая живую основу всей нашей личности. Между внутренним ядром «Мы-бытия» 89 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 47. 90 Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997. С. 125. и его объективированной «корой» существует неразрывная связь и постоянное противоборство, выражающее изначальный антиномистический монодуализм бытия. Находить в конкретных условиях форму единства этих сторон — это уже дело реальной социальной политики. Принцип дуализма общественной жизни является ядром социальной философии Франка, на основе которого выстраивается вся его система. Дуализм, подчеркивает Франк, есть основной принцип христианского понимания мира. Он выражается следующим образом: «Человек и мир по фактическому составу, как они даны в эмпирической реальности, — не таковы, каковы они суть в их основе, в их подлинном существе»^. Наиболее фундаментальными характеристиками дуализма общества, из которых вырастают все другие, выступают, согласно Франку, явления, обозначаемые понятиями «соборность» и «общественность». Собственно, Франк обращается к проблеме, которую пытались решить многие социальные мыслители XX в. Однако в большинстве вариантов речь шла о различных типах, формах, идеалах общества. Франк же исходит из того, что нужно говорить не о разных формах общества, но о разных моментах единого общественного бытия. Соборность есть внутренний слой общества, единство «Мы», а общественность — внешний слой, распадение единства на раздельность, множество «Я». Это — противостояние и противоборство. Соборность никогда не находит вполне адекватного выражения в социальной эмпирии, в чем «и заключается подлинный трагизм человеческого существования, подлинное несоответствие между его эмпирической реальностью и его онтологической сущностью»92. Это одновременно столкновение органичности и организации в социальной жизни. Организуема лишь внешняя, но не внутренняя жизнь общества. Однако всякая организация сильна только своей внутренней духовной связью. Социальный дуализм наиболее наглядно проявляется в том, что момент должного, идея-жизнь, социальная норма выражены сразу в двух законодательствах — правовом и нравственном, разграничиваемых с большим трудом. Трудность в том, что право и нравственность охватывают всю человеческую жизнь в ее целостности, а не раздельно внешнюю и внутреннюю стороны. Понять их суть можно только выйдя за пределы понятия «закона» (или «нормы»), противопоставив ему «благодать». Благодать, по учению Христа, превосходит закон, но не отменяет, а только восполняет его. Поскольку человек принадлежит двум мирам, в мире внешнем должное принимает форму «закона», или, выражаясь социологически, социальных норм. Нравственный закон выражает внутренние принципы и нормы, а правовой выступает духовной силой, которая принуждает человека. В промежутке между ними находятся нравы и обычаи. Закон как норма есть путь возвращения социальной раздробленности к единству «Мы». Исходя из него, можно понять динамику общества. '' Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 326. Там же. С. 54 Общее правило подхода к ней заключается в том, что «улучшение жизни через создание новых ее форм, соответствующих изменившимся общим внешним и внутренним ее условиям, есть одновременно восстановление нарушенного старого и незыблемого ее существа и подлинно оправдано только как таковое»93. Собственно, в этом и заключается реформационная направленность деятельности. Основой именно такой ее направленности, согласно Франку, является триединство начал служения, солидарности и свободы. Начало служения есть наиболее общее выражение онтологического существа человека и высшее нормативное начало общественной жизни. Смысл служения — в подчинении себя Богу, осуществлении абсолютной правды, чем достигается согласование начал «Я» и «Мы», личности и общества, т.е. выявляется само существо общественности. И, конечно, служение — это действие не завтра, а сегодня, сейчас, воплощение вечных начал в конкретном деле, каким бы трудным оно ни было. Из начала служения вытекают два производных и соотносительных начала солидарности и свободы. Солидарность есть зримое выражение начала соборности. Это — встреча и узнавание «Я» и «Ты». Даже индивидуализм и любая борьба имеют в своей основе чувство исходного солидарного целого. В этой связи Франк приходит к выводу, что наиболее адекватным природе общества принципом организации является корпоративность, фундаментальность малых социальных ячеек. Свобода, этот таинственный и глубочайший центр личности, причастна к соотносительности «Я» и «Мы», но не производна от нее. Существо «Я» как инстанции, конституирующей личное бытие, заключается именно в свободе, спонтанности, изначальное™, а также в том, что духовная жизнь возможна только в форме свободного служения. Итогом является процесс совершенствования, который осуществляется, согласно Франку, в двуединстве традиции и творчества как реализации дуализма сверхвременного и временного в обществе, «Мы» и «Я». Если начинает превалировать охранение, то замирает духовная первооснова общества, и охранение превращается в разрушение. Но и радикализм без опоры на традицию выливается в бессильные судороги, ведущие общество к деградации. Очевидно, что охранение и творчество — две стороны одной органически целостной задачи. Охранение означает не просто защиту старого, но укрепление условий, создающих саму возможность творческой активности человека. Созидание же нового должно заботиться о сохранении жизненности и прочности духовной непрерывности общественного бытия. 93 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 445.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |