Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнометодология 3 страница




80 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии) // Царство
Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 25.

81 Там же. С. 61.

Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, вторжение которого на арену ис­тории ведет к торжеству родового сознания, стадности под лозунгом равен­ства. Положительным началом общественности может быть не массовое, а только аристократическое начало, по существу совпадающее с личным. Речь, конечно, идет об аристократии в духовном плане, а не по социально­му происхождению. В идеале к аристократическому типу должна стремиться всякая личность, что и будет утверждением не массовизированного обще­ства, но подлинного демократизма и равенства. Очевидны истоки того осо­бого внимания, которое Бердяев уделяет решению вопроса о соотношении универсализма и индивидуализма. По Бердяеву, «истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая бо­лее таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все»82.

В работах Бердяева много страниц посвящено феноменологии личност­ного бытия. Он приходит к выводу, что личность может быть определена как единство в многообразии, как творческий акт, усилие и борьба, постоянная

прерывность, живое противоречие между личным и социальным, фор­мой и содержанием, конечным и бес­конечным, свободой и судьбой. Ко­ нечно, человек включен в сверхлич­ные «социальные целости», «личность имеет социальное содержание и призвание, но они не определяются обще­ством, они определяются изнутри к обществу»83. Иными словами, пробле­ма личности первичнее проблемы общества, а потому нужно идти от духов­ности, как первичного, к социальности. Личность существует только пото­му, что существуют сверхличные ценности, т.е. «существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верхов­ную ценность Бога»84. Именно на этой основе решается проблема универ­сального в личности: оно не вне личности, но внутри нее как конкретность и полнота ее экзистенциальной встречи с Богом.

Рассматривая различные формы бытия личности в мире (обществе), Бердяев основной и синтезирующей такой формой считает одиночество. Возможность выхода из одиночества дается общением. Соответственно в плане личностного бытия идея уровней социальности конкретизируется Бердяевым посредством различия между сообщением и общением, или коммуникацией и коммунионом. Сообщение есть внешнее общество, оно предполагает разъединение и разобщенность, это мир символизации и объективации, ролевых отношений между людьми. Общение же экзистен­циально, неконформно, принадлежит «царству духа», выходит за пределы всяких внешних социальных форм. Высший уровень общения достигается

Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 14. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свобод­ного духа. М., 1994. С. 306.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М., 1993. С. 63.

в религии, ибо она «есть не только моя связь и соединение с Богом, но и моя связь и соединение с другими, с ближними, есть общение, общность, ком-мунион»85. В качестве зримых форм выражения сообщения и общения Бер­дяев рассматривает коллективность и коммюнотарность. Коллективность и есть многообразие форм социальной обыденности общества. Что касает­ся коммюнотарности (общинности), то она есть соборность (в отличие от сборности коллективизма), духовно-религиозная общность людей, братство между ними без какой-либо стоящей между ними и командующей ими ре­альности, это персонализм в действии.

В последние годы жизни Бердяева, когда он снижает отрицательный накал при оценке внешних социальных форм, на передний план его твор­чества выходит идея «новой духовности», или Царства Духа. Новая духов­ность должна быть возвращением внутрь подлинного существования. Это не бегство от мира, но его духовное завоевание и реальное изменение, т.е. совершение персоналистической революции. Иными словами, Бердяев

делает акцент на внешнем социаль­ном преобразовании, что придает большую гибкость его анализу состо­яния и перспектив цивилизации, не­сколько снимает присущие его кон­цепции общественного развития эле­ менты утопизма. Царство Божье интерпретируется им как Царство Духа, противоположное царству Кесаря, т.е. миру объективации. Слож­ность проблемы в том, что Царство Божье нельзя мыслить во времени, ибо это ориентирует на его пассивное ожидание. Царство Божье, подчеркивает Бердяев, приходит не только в конце времени, но и в каждое мгновение, оно «не только ожидается, оно созидается, начинает созидаться уже здесь и сейчас на земле»86. Человек сам уготовляет Царство Божье, этого от него ждет Бог. Но как это происходит — великая тайна и область апофатичес-кой социологии. «В каждое мгновенье жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом — дыхание Духа»87.

Основным стимулом, вдохновлявшим мысль выдающегося русского мыслителя С.Л. Франка, был поиск смысла жизни человека, особенно в тра­гических условиях XX в., когда, казалось, зло становится всепобеждающим. Чтобы найти смысл жизни, нужно, подчеркивает Франк, не «хлопотать», а прислушаться к реальности, ответить на ее «зов», увидеть в чувственном материале познания следы всеединства. Всеединство — центральная кате­гория в концепции Франка. С понятием всеединства мы выходим к ключе­вой категории системы Франка — понятию непостижимого. Сталкиваясь в процессе познания с чем-то незнакомым, мы стремимся уловить в нем уже знакомое и привычное. Результатом чаще всего оказывается отождествле­ние известного нам мира с миром вообще, убеждение, что известное, зна-

85 Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свобод­
ного духа. М., 1994. С. 282.

86 Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: творчество и объективация // Царство Духа и
царство Кесаря. М., 1995. С. 271.

87 Там же. С. 286.

комое, привычное и есть весь мир. Это, замечает Франк, может принимать форму помешательства, мании, когда человек ощущает себя центром мира, не воспринимая иные миры, что особенно опасно в социально-политичес­ком плане. Выходу из подобной ситуации способствует «умение видеть на­личие неизвестного как такового, окруженность узкой сферы ясного и зна­комого безграничной полнотой неизвестного — данность в опыте не-дан-ного, скрытого, запредельного»88, т.е. обращение к первичному знанию. Непостижимое — не нечто недостижимое или непознаваемое, оно имеется в опыте, но недоступно опытному познанию, постигается познанием мис­тически. Франк выстраивает систему категорий, посредством которых мы можем «улавливать» непостижимое в своем самобытном внутреннем мире. И этот процесс глубоко опосредован социальностью.

ФРАНК Семен Людвигович (1877— 1950) — философ, магистр фило­софии, религиозный мыслитель. Окончил юридический факультет Московского университета. В юности увлекся идеями социал-демок­ратии, занимался в нелегальных кружках, был арестован и выслан. В 1890-х гг., разочаровавшись в марксизме, порывает со средой рево­люционеров. Профессор, заведующий кафедрой философии Саратов­ского государственного университета (1917—1921). Первый декан ис­торико-филологического факультета этого университета (1917—1918). В 1922 г. вместе с большой группой ученых выслан из СССР, прожи­вал в Германии, Франции, Великобритании. Создал труды по пробле­мам гносеологии, психологии, социальной философии.

Существующие философские и социологические концеп­ции общества Франк, исходя из их методологических особен­ностей, сводит к двум моделям — историзму и нормативизму. Он считает обе ошибочными, поскольку в одном случае утверждается социальный реляти­визм, в другом — самочинность, произвольность общественных установле­ний. Необходима качественно иная социальная методология, позволяющая найти ответ на главный и исходный вопрос, возникающий в ходе познания имманентной природы общества: существует ли вообще общество как са­мобытная реальность, как особая об­ласть бытия? Или же это просто сум­ма индивидов? В этом вопросе исток столкновения двух методологических установок — сингуляризма (социаль­ ного атомизма) и универсализма. Согласно сингуляризму, выражаю­щему позитивистскую точку зрения, общество есть не что иное, как сово­купность действий отдельных людей, никем непредвидимый итог их взаи­модействия. Конечно, подчеркивает Франк, это реальный факт, но он толь­ко констатирует, а не объясняет суть проблемы. Вопрос в другом: почему из «скрещения индивидуальных воль» получается не хаос и беспорядок, а общ­ность и порядок? Очевидно, что за этими волями и посредством них обна­руживают себя некие объединяющие их силы. Франк делает вывод, что единство общества есть отражение единства «человека вообще», общности

88 Франк С.Л. Соч. М, 1990. С. 205.

потребностей, неких общих человеческих начал. Франк, таким образом, избирает методологию социального универсализма, правда, в «мягкой» форме с учетом непостижимости оснований реальности.

Понятно, подчеркивает Франк, что в обществе нет субъекта целостного сознания, и духовное единство его выражается во внутренней связи инди­видуальных сознаний (за которыми скрыто идеальное бытие), в многоедин -стве. Суть единства общества, если выразить ее в короткой формуле, состо­ит в том, что «общество в отличие от единичного одушевленного существа, есть в качестве соборного единства не некое "я", а "мы"; его единство су­ществует, присутствуя и действуя как сознание общности, как идея "Мы" в отдельных его членах»89. Традиционная, идущая от Р. Декарта, трактовка человеческого «Я», отмечает Франк, не решает проблемы данности мне «другого Я», т.е. социальной интерсубъективности, коммуникации.

В этой связи Франк обращается к проблеме общения как фундаменталь­ному выражению природы социальности. Исследуя эту проблему, Франк очень тонко и глубоко раскрывает внутреннюю динамику «Я-Ты-бытия», которая в конечном счете есть выражение всеобщей социальной динами­ки. «Другой» может быть понятен мне только потому, что он мне изначаль­но подобен («Я-подобен») и я понимаю его изнутри себя. Встреча «Я» и «Ты» возможна только потому, что есть «пробуждение в них обоих некоего исход­ного первичного единства», они искони ищут этой встречи и только в ее контексте дифференцируются. Иными словами, «то, что извне я только встречаю, с чем я только наружно и случайно соприкасаюсь — "Ты", — из­нутри сопринадлежит к моему собственному бытию, как запредельное вы­ражение его самого»90. При этом, отмечает Франк, нужно различать два типа отношения «Я-Ты», которые являются, собственно, прообразами двух ти­пов социальных отношений. Первое из них обусловлено ощущением опас­ности, чуждости другого «Я», страхом перед ним. Второе связано с обнару­жением «Ты» как «моей родины», как сродного мне существа, перед кото­рым самоопределяется мое «Я».

Как конкретно выражается первичное единство «Я-Ты» в системе соци­альности? Франк обозначает данный модус бытия понятием «Мы» как пер­вичной категории личного, а потому и социального бытия. Это не значит, что «Я» вторично по отношению к «Мы», производно от него. Они оба пер­вичны и в этом смысле неотрывны друг от друга. Очевидно, что Франк пытается разрешить весьма непростую для метафизики всеединства пробле­му абсолютности и независимости индивидуальности. Бердяев, например, в этой связи вообще отказался от концепции всеединства, обозначив все социальные формы (все «Мы») в их чуждости для личности понятием объек­тивации. Франк, в чем-то близкий к Бердяеву, находит иной, и, возможно, более реалистический, выход при рассмотрении объективации «Мы». Эти объективации, полагает Франк, выступают по образцу некоего «оно» в виде «космического начала» социального бытия, мистического и непостижимо­го, в то же время укорененного в нем. «Мы» есть как бы необходимая в сво­ей рациональности «кора или скорлупа», окружающая и охраняющая жи­вую основу всей нашей личности. Между внутренним ядром «Мы-бытия»

89 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 47.

90 Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997. С. 125.

и его объективированной «корой» существует неразрывная связь и посто­янное противоборство, выражающее изначальный антиномистический мо­нодуализм бытия. Находить в конкретных условиях форму единства этих сторон — это уже дело реальной социальной политики.

Принцип дуализма общественной жизни является ядром социальной философии Франка, на основе которого выстраивается вся его система. Дуализм, подчеркивает Франк, есть основной принцип христианского по­нимания мира. Он выражается следующим образом: «Человек и мир по фак­тическому составу, как они даны в эмпирической реальности, — не таковы, каковы они суть в их основе, в их подлинном существе»^. Наиболее фунда­ментальными характеристиками дуализма общества, из которых выраста­ют все другие, выступают, согласно Франку, явления, обозначаемые поня­тиями «соборность» и «общественность».

Собственно, Франк обращается к проблеме, которую пытались решить многие социальные мыслители XX в. Однако в большинстве вариантов речь шла о различных типах, формах, идеалах общества. Франк же исходит из того, что нужно говорить не о разных формах общества, но о разных момен­тах единого общественного бытия. Соборность есть внутренний слой обще­ства, единство «Мы», а общественность — внешний слой, распадение един­ства на раздельность, множество «Я». Это — противостояние и противобор­ство. Соборность никогда не находит вполне адекватного выражения в социальной эмпирии, в чем «и заключается подлинный трагизм человечес­кого существования, подлинное несоответствие между его эмпирической реальностью и его онтологической сущностью»92. Это одновременно столк­новение органичности и организации в социальной жизни. Организуема лишь внешняя, но не внутренняя жизнь общества. Однако всякая органи­зация сильна только своей внутренней духовной связью.

Социальный дуализм наиболее наглядно проявляется в том, что момент должного, идея-жизнь, социальная норма выражены сразу в двух законо­дательствах — правовом и нравствен­ном, разграничиваемых с большим трудом. Трудность в том, что право и нравственность охватывают всю чело­веческую жизнь в ее целостности, а не раздельно внешнюю и внутреннюю стороны. Понять их суть можно толь­ко выйдя за пределы понятия «закона» (или «нормы»), противопоставив ему «благодать». Благодать, по учению Христа, превосходит закон, но не отменяет, а только восполняет его. По­скольку человек принадлежит двум мирам, в мире внешнем должное при­нимает форму «закона», или, выражаясь социологически, социальных норм. Нравственный закон выражает внутренние принципы и нормы, а правовой выступает духовной силой, которая принуждает человека. В промежутке между ними находятся нравы и обычаи. Закон как норма есть путь возвра­щения социальной раздробленности к единству «Мы». Исходя из него, мож­но понять динамику общества.

'' Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 326. Там же. С. 54

Общее правило подхода к ней заключается в том, что «улучшение жизни через создание новых ее форм, соответствующих изменившимся общим внешним и внутренним ее условиям, есть одновременно восстановление нарушенного старого и незыблемого ее существа и подлинно оправдано только как таковое»93. Собственно, в этом и заключается реформационная направленность деятельности. Основой именно такой ее направленности, согласно Франку, является триединство начал служения, солидарности и свободы. Начало служения есть наиболее общее выражение онтологичес­кого существа человека и высшее нормативное начало общественной жиз­ни. Смысл служения — в подчинении себя Богу, осуществлении абсолют­ной правды, чем достигается согласование начал «Я» и «Мы», личности и общества, т.е. выявляется само существо общественности. И, конечно, слу­жение — это действие не завтра, а сегодня, сейчас, воплощение вечных на­чал в конкретном деле, каким бы трудным оно ни было. Из начала служе­ния вытекают два производных и соотносительных начала солидарности и свободы.

Солидарность есть зримое выражение начала соборности. Это — встре­ча и узнавание «Я» и «Ты». Даже индивидуализм и любая борьба имеют в своей основе чувство исходного солидарного целого. В этой связи Франк приходит к выводу, что наиболее адекватным природе общества принципом организации является корпоративность, фундаментальность малых соци­альных ячеек. Свобода, этот таинственный и глубочайший центр личнос­ти, причастна к соотносительности «Я» и «Мы», но не производна от нее. Существо «Я» как инстанции, конституирующей личное бытие, заключа­ется именно в свободе, спонтанности, изначальное™, а также в том, что ду­ховная жизнь возможна только в форме свободного служения. Итогом яв­ляется процесс совершенствования, который осуществляется, согласно Франку, в двуединстве традиции и творчества как реализации дуализма сверхвременного и временного в обществе, «Мы» и «Я». Если начинает пре­валировать охранение, то замирает духовная первооснова общества, и ох­ранение превращается в разрушение. Но и радикализм без опоры на тради­цию выливается в бессильные судороги, ведущие общество к деградации.

Очевидно, что охранение и творчество — две стороны одной органичес­ки целостной задачи. Охранение означает не просто защиту старого, но укрепление условий, создающих саму возможность творческой активнос­ти человека. Созидание же нового должно заботиться о сохранении жизнен­ности и прочности духовной непрерывности общественного бытия.

93 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 445.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.