КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек
Человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Попытки понять и определить сущность человека уходят в глубокую древность. Все мифы о сотворении человека говорили о том, что собой представляет человек: он должен нести на себе «бремя божье» (Вавилонская поэма о сотворении мира), он «душа живая», созданная по образу и подобию Божию, он сам прообраз мира — Пуруша, гигант-прачеловек, из частей которого возникла Вселенная. В племенах Само (Буркина-Фасо) в Характеристики человека многогранны структуре человека выделяют девять элементов, которые не только автономны, но имеют разные истоки: тело ребенок получает от матери, кровь от отца и т.п. В древней мифологии и философии человек выступает как малый мир (микрокосм) и большой мир (макрокосм). Представление о их параллелизме и изоморфности — одна из древнейших натурфилософских концепций. Об этом свидетельствует космогоническая мифологема «вселенского человека» (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в «Эдде», кит. Пань-Гу). Когда возникло научное мышление, появляются попытки философов и ученых дать такую дефиницию человека, в которой была бы схвачена отличительная сущность человека. Одна из первых попыток принадлежит Платону, который определил человека как «животное на двух ногах и без перьев», а когда его извечный оппонент Диоген кинул к ногам Платона ощипанного петуха со словами: «Вот человек Платона», то добавил: «И с широкими когтями». Формула Платона была призвана отличить человека от других животных. Следующий шаг состоял в том, чтобы показать его общественную сущность. Это сделал Аристотель, а позже — мыслители Нового времени. Аристотель говорит о человеке как политическом животном (как гражданине полиса). Плиний Старший — о его стремлении к новизне. Блез Паскаль в Новое время с печалью, но и гордос тью заявляет, что человек — это мыслящий тростник («Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая»). Франклин называет человека животным, делающим орудия, Кант — единственным животным, которое должно работать. Сущность человека раскрывается в деятельности объективного духа, как отмечал, например, Гегель, или выступает как «совокупность всех общественных отношений», по Марксу. И в том, и в другом случае сущность человека как неприродная сущность находится вне самого человека: это мир духа (идеи, ценности, понятия мира культуры) или мир общественных отношений (социальные роли, группы, институции и т.п.). Индивид должен овладеть своей социальной сущностью, чтобы обрести свое общественное лицо, чтобы «стать» человеком. По известному выражению К. Маркса, человек есть «общественное животное», а его сущность— «ансамбль общественных отношений». Тем самым проблема человека переходит в ведение социологии. Познание человека как особой формы бытия, обладающей специфическим строением, функционированием и развитием, является по своему масштабу философской проблемой. Современная философия исходит из убеждения о несводимости человека ни к природным, ни к социальным, ни к культурным силам. Его сущность представляет скорее некий «параллелограмм сил», который породил человека в филогенезе, который всякий раз порождает индивида в онтогенезе и который определяет конкретный характер человеческого поведения, деятельности, человеческих взаимоотношений8. Современная антропология квалифицирует человека как Homo sapiens. После чего западноевропейские философы, акцентируя свое внимание на том или ином аспекте человека и считая его главным, предпринимают дальнейшее дробление. Возникают новые наименования человека: homo ludens (человек играющий), homo negans (человек отрицающий), homo esperans (че- Каган М.С. Человек как проблема современной философии (http://anthropologia.spbu.ru/ru/texts/ Kagan/man.html). ловек надеющийся), homo paciens (человек страдающий), homofaber (человек работающий). Р. Дарендорф, используя термин Аристотеля «человек политический», разработал следующую типологию личности: homofaber — в традиционном обществе «человек трудящийся», homo consumer — потребитель, сформированный современным массовым обществом, homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности, homo soveticus — человек, зависящий от государства. От Пьера Бурдье в научный лексикон вошел термин Homo academicus. Известный российский социолог Ю.А. Левада проследил особенности и динамику homo soveticus, опираясь на данные эмпирических исследований. Этот термин отражает значительный исторический отрезок времени, который мы называем советской эпохой. Кроме того, в литературе встречаются такие слова, как Homo numericus, Ecce homo, Homo sapiens, Homo telespectators, Homo excelsior, Homo multifarius, Homo lesbien, Homo viator, Homo reciprocans, homo peregrinus, Homo dei, homo absolventus, Homo ergaster, Homo ecumenicus, Homo economicus, Homo magi, homo-electronicus, Homo antecessor, homo academicus, Homo gay, Homo hardcoreus, Homo superior, Homo docilis и т.д. Специалисты отмечают необычайную пластичность биологической организации человека, особое анатомическое строение, отличающее его от животных: прямая походка, размеры черепной коробки, полушарий мозга, строение рук и т.д., способность человека производить орудия труда, добывать огонь. Действительно, только человек обладает традицией и языком, высшими эмоциями, способностью думать, отрицать, считать, планировать, рисовать, фантазировать. Только он может знать о своей смертности, любить в самом широком смысле слова, лгать, обещать, удивляться, молиться, грустить, презирать, быть надменным, зазнаваться, плакать и смеяться, обладать юмором, познавать, опредмечивать свои замыслы и идеи, воспроизводить существующее и создавать новое, не существовавшее ранее. Изучение человека предполагает получение информации от нескольких десятков наук, гуманитарных, общественных и естественных. Многие авторы уверены в том, что человек сложнее, чем другие природные существа, чем все социальные институты и со здаваемая им предметность «второй природы» — культуры9. Сущность и поведение человека определяют четыре базовых принципа. 1. Человек — гедонист, поэтому он стремится доставить себе максимум удовольствия и избегать по возможности всего, что приносит ему неудовольствие. 2. Человек — прагматик, поэтому он стремится извлекать из всего максимальную выгоду для себя и избегает всего, что не приносит ему пользы. 3. Человек — лентяй, поэтому он стремится максимально облегчать усилия в любом деле и избегает таких дел, которые требуют от него больших затрат усилий. 4. Человек — моралист, поэтому он стремится максимально следовать нравственным нормам и избегает всего, что другими может расцениваться как безнравственный поступок. 9 Каган М.С. Указ. соч.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |