КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивид и индивидуальность
G Первые три принципа прекрасно согласуются между собой, поэтому человек одновременно является гедонистом, прагматиком и лентяем. Четвертый принцип требует от него проявления силы воли, работы над собой, максимальных усилий и самоотверженности. Но приложение максимальных нравственных усилий вступает в противоречие с третьим принципом, поэтому нравственная работа души часто блокируется. Она не приносит ему наслаждения, поэтому и второй принцип начинает противоборствовать осуществлению четвертого. Наконец, нравственным человек старается быть только тогда, когда это приносит ему максимальную выгоду. Отсюда склонность к демонстративному поведению, т.е. соблюдению нравственного поведения на людях, когда это замечается и оценивается другими, когда это приносит ему какие-то дивиденды. Грубо говоря, человек сворует, когда его никто не видит, и не тронет чужое, когда на него устремлены взгляды других. Пятый принцип — стремление к прекрасному, является не базовым, а дополнительным. У одних эстетическое чувство развито, у других нет. Пятый принцип представляет собой модификацию первого гедонистического. Слово «индивид» вошло в употребление в XV в. и восходит к средневековому латинскому слову individualis «неделимый», от dividere «разделять»10. Его первое со времен эпохи Возрождения употребление относится к 1840 г. — к английскому переводу работы А. де Токвиля «Демократия в Америке». Токвиль отмечает, что предшествующим поколениям было неизвестно слово «индивидуализм», поскольку ранее не существовало индивидов как таковых, не принадлежащих к группе, и что в современных обществах люди, напротив, склонны уделять излишнее внимание своим частным интересам, переходя в область узкого индивидуализма. Индивид — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (по отношению к животным применяют термин «особь», к неживым предметам — термин «объект»); 2) обособленный член социальной общности — представитель народа, класса, общества, группы. Индивид — единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность. Индивид — понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная формировать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю человеческого рода, персонификации. Это и есть личность. От слова «индивид» в социологии, психологии и философии образовано несколько важных понятий, которые необходимо знать. The Category of the Person / Ed. M. Carrithers, S. Collins, S. Lukes. Cambridge, 1985. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Она проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, доминирующих интересах, ценностных ориентациях, стиле поведения и образе жизни. Манера одеваться, украшать себя, ходить, разговаривать и т.д. — внешние признаки индивидуальности. Индивидуальность — неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуально-психологических различий. В социальной психологии процесс индивидуализации, т.е. осознания человеком своей индивидуальности, рассматривается как вторичный по отношению к социализации. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Термин «индивидуальность» употребляется также как синоним термина «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих его от всех других. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окружающей социальной среды. Личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована социальными факторами. Индивидуальность есть целостная система диалектического взаимодействия качеств общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик). Индивидуальность есть высокая ценность, так как многообразие индивидуальностей, их, состязательность представляют собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни человека. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Индивид — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопо- ставление индивида и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность (индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характе ристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.п.). Проблема индивидуальности по-разному трактовалась и в разные исторические эпохи. В центре первобытного мифа находится не событие индивидуальной жизни, а коллективная судьба. Героический эпос выделяет человека из коллектива, но индивидуализация ограничивается событийной стороной дела, не распространяется на психику и субъективный мир человека. Исследуя в начале 1930-х гг. психологию крестьян в отдельных районах Узбекистана, А.Р. Лурия просил их описать свой характер, отличия от других людей, свои достоинства и недостатки. Неграмотные декхане самоописание подменяли изложением фактов жизни, порой в качестве недостатка называли «плохих соседей». Характеристика других людей им давалась легче. Лишь в ходе эволюции культур приходит «открытие индивидуальности», духовности личности, как, впрочем, ее отчужденность и кризис. Появление портрета в XVI—XVII вв. можно рассматривать как явный признак проявления интереса к человеческой индивидуальности (хотя, например, ислам до сих пор запрещает изображать человека). Различны и сами портреты. Одни подчеркивают социально-типические свойства, социальный статус и соответствующие ему добродетели человека, другие выражают индивидуальную неповторимость изображаемого лица, раскрывают его внутренний мир или же просто фиксируют свойства внешности и т.д. Средневековая Европа породила специфический тип менталитета, согласно которому получалось, что быть индивидом означало быть ловкачом. Многообразный средневековый коллективизм окружил слово «индивид» ореолом подозрительности. Индивид — это тот, кто мог ускользнуть из-под власти группы, ускользнуть лишь при помощи какого-то обмана. Он был жуликом, заслуживающим если не виселицы, то тюрьмы. Индивид вызывал недоверие". Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Индивидуальность есть личность, но личность индивида не сводится к индивидуальности12. Новорожденный — уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к трехлетнему возрасту. Индивидуация — выделение единичного из всеобщего. Принцип инди-видуации (лат. principium individuationis) — понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей. В «аналитической психологии» К.Г. Юнга — процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. Существует и такое понятие, как право на индивидуализацию, которое надо отличать от указанного выше. Всякий человек как биосоциальное существо обладает рядом психофизических особенностей, отличающих его от других людей и составляющих его индивидуальность. Следовательно, поскольку
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |