Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивид и индивидуальность




G

Первые три принципа прекрасно согласуются между собой, поэтому человек одновременно является гедонистом, прагматиком и лентяем. Чет­вертый принцип требует от него проявления силы воли, работы над собой, максимальных усилий и самоотверженности. Но приложение максималь­ных нравственных усилий вступает в противоречие с третьим принципом, поэтому нравственная работа души часто блокируется. Она не приносит ему наслаждения, поэтому и второй принцип начинает противоборство­вать осуществлению четвертого. Наконец, нравственным человек стара­ется быть только тогда, когда это приносит ему максимальную выгоду. Отсюда склонность к демонстративному поведению, т.е. соблюдению нравственного поведения на людях, когда это замечается и оценивается другими, когда это приносит ему какие-то дивиденды. Грубо говоря, че­ловек сворует, когда его никто не видит, и не тронет чужое, когда на него устремлены взгляды других.

Пятый принцип — стремление к прекрасному, является не базовым, а дополнительным. У одних эстетическое чувство развито, у других нет. Пятый принцип представляет собой модификацию первого гедонистического.

Слово «индивид» вошло в употребление в XV в. и восходит к средневе­ковому латинскому слову individualis «неделимый», от dividere «разделять»10. Его первое со времен эпохи Возрождения употребление относится к 1840 г. — к английскому переводу работы А. де Токвиля «Демократия в Аме­рике». Токвиль отмечает, что предшествующим поколениям было неизвес­тно слово «индивидуализм», поскольку ранее не существовало индивидов как таковых, не принадлежащих к группе, и что в современных обществах люди, напротив, склонны уделять излишнее внимание своим частным ин­тересам, переходя в область узкого индивидуализма.

Индивид — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (по отношению к животным применяют термин «особь», к неживым предметам — термин «объект»); 2) обособленный член социаль­ной общности — представитель народа, класса, общества, группы.

Индивид — единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребе­нок — индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность.

Индивид — понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная формировать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем поня­тие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В кон­це мы придем к единственному представителю человеческого рода, персо­нификации. Это и есть личность.

От слова «индивид» в социологии, психологии и философии образова­но несколько важных понятий, которые необходимо знать.

The Category of the Person / Ed. M. Carrithers, S. Collins, S. Lukes. Cambridge, 1985.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей челове­ка, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Она проявля­ется в чертах темперамента, характера, привычках, доминирующих интере­сах, ценностных ориентациях, стиле поведения и образе жизни. Манера одеваться, украшать себя, ходить, разговаривать и т.д. — внешние призна­ки индивидуальности.

Индивидуальность — неповторимый, самобытный способ существова­ния конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельно­сти. Личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения.

Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ста­вится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и ин­дивидуально-психологических различий.

В социальной психологии процесс индивидуализации, т.е. осознания человеком своей индивидуальности, рассматривается как вторичный по отношению к социализации. Индивидуальность реализуется как через по­ведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности.

Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребнос­тей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности.

Термин «индивидуальность» употребляется также как синоним термина «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, при­сущих отдельному организму и отличающих его от всех других.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жиз­ненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окружающей социальной среды. Личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения.

В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способ­ностей, но она опосредована социальными факторами. Индивидуальность есть целостная система диалектического взаимодействия качеств общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), осо­бенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповто­римость телесных и психических характеристик).

Индивидуальность есть высокая ценность, так как многообразие инди­видуальностей, их, состязательность представляют собой условие прогрес­са. Индивидуальность меняется в процессе жизни человека.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимос­ти, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужден­ности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое на­чало.

Индивид — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от кол­лектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопо-

ставление индивида и общества образует исходный пункт различных кон­цепций индивидуализма).

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность (индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традицион­ным общественным связям и установ­лениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивиду­альности получает разный смысл в за­висимости от той или иной его конк­ретизации. В биологии индивидуаль­ность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследствен­ных и приобретенных свойств. В пси­хологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характе­ ристикой отдельного человека в само­бытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.п.). Проблема индивидуальности по-разному трактовалась и в разные исторические эпохи.

В центре первобытного мифа находится не событие индивидуальной жизни, а коллективная судьба. Героический эпос выделяет человека из кол­лектива, но индивидуализация ограничивается событийной стороной дела, не распространяется на психику и субъективный мир человека. Исследуя в начале 1930-х гг. психологию крестьян в отдельных районах Узбекистана, А.Р. Лурия просил их описать свой характер, отличия от других людей, свои достоинства и недостатки. Неграмотные декхане самоописание подменя­ли изложением фактов жизни, порой в качестве недостатка называли «пло­хих соседей». Характеристика других людей им давалась легче. Лишь в ходе эволюции культур приходит «открытие индивидуальности», духовности личности, как, впрочем, ее отчужденность и кризис.

Появление портрета в XVI—XVII вв. можно рассматривать как явный признак проявления интереса к человеческой индивидуальности (хотя, например, ислам до сих пор запрещает изображать человека). Различны и сами портреты. Одни подчеркивают социально-типические свойства, соци­альный статус и соответствующие ему добродетели человека, другие выра­жают индивидуальную неповторимость изображаемого лица, раскрывают его внутренний мир или же просто фиксируют свойства внешности и т.д.

Средневековая Европа породила специфический тип менталитета, со­гласно которому получалось, что быть индивидом означало быть ловкачом. Многообразный средневековый коллективизм окружил слово «индивид» ореолом подозрительности. Индивид — это тот, кто мог ускользнуть из-под власти группы, ускользнуть лишь при помощи какого-то обмана. Он был

жуликом, заслуживающим если не виселицы, то тюрьмы. Индивид вызы­вал недоверие".

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличаю­щих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологичес­ком, социальном и др. Индивидуальность выражает собственный мир ин­дивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию оп­ределяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Индивидуальность есть личность, но личность индивида не сводится к индивидуальности12.

Новорожденный — уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на ок­ружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнавае­мый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к трехлет­нему возрасту.

Индивидуация выделение единичного из всеобщего. Принцип инди-видуации (лат. principium individuationis) — понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-вре­менного разделения, множественности вещей. В «аналитической психоло­гии» К.Г. Юнга — процесс становления личности, ее созревания в резуль­тате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессоз­нательного.

Существует и такое понятие, как право на индивидуализацию, которое надо отличать от указанного выше. Всякий человек как биосоциальное существо обладает рядом психофизических особенностей, отличающих его от других людей и составляющих его индивидуальность. Следовательно, поскольку




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.