Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. В. Петровский Быть личностью




Врезка

Личность как философское понятие имеет в виду целостного человека в единстве его индивиду­альных способностей и выполняемых им соци­альных функций. На это философское понимание опираются психологи, разрабатывая проблему личности.

А как же обстоит дело в самой психологии? Речь идет о том, что психологи не могут объяснить и понять личность человека с помощью тех мето­дов, которыми они располагают. Не случайно, что у нас нет общепринятой дефиниции личности как предмета психологического исследования. Казалось бы, самым надежным путем преодоле­ния трудностей является перечисление того, что образует личность, ее составных элементов и черт. На самом же деле представление о лично­сти как коллекции личностных черт оказывает­ся неэвристичным уже хотя бы потому, что сти­рает грань между понятиями «личность» и «ин­дивид».

Ученые пришли к выводу: нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид». Человек — су­щество биосоциальное; преимущества и дефек­ты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, ста­новится социальным. Остался ли индивид ум­ственно неполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической лично­стью, зависит от исторической среды. Природ-

ные особенности выступают в структуре лично­сти как социально обусловленные. А.Н. Леонтьев подчеркивал невозможность по­ставить знак равенства между понятиями «лич­ность» и «индивид» ввиду того, что личность —

людям делать так, а другим иначе, появилась индивидуальность, а вместе с ней — огромное многообразие и неповторимость поведения, образа жизни, ценностей и мировоззрения людей.

Подобно тому как индивидуальность отрицает человека, личность отри­цает индивида. Она еще один виток эволюционной спирали вверх. В инди­виде социальное восторжествовало над природным, в личности — культур­ное над социальным. Личность рвется к чему-то еще более высокому — Богу.

Выражение «права личности» некорректное. На самом деле надо гово­рить о правах человека, ибо каким бы оригинальным по своим индивиду­альным качествам ни был человек, какой бы нравственной или безнрав­ственной личностью он ни был, права ему принадлежат как представителю человеческого рода. А не как исключительной личности или оригинальной индивидуальности.

Индивидуум есть нечто неделимое, а потому любое устойчивое образо­вание, скажем, карандаш, стул или часы, мы можем назвать, вслед за Н. Бер­дяевым, посвятившим разъяснению этого вопроса особое внимание, инди­видуумом. Индивидуум нужно считать категорией предметного либо био­логического мира. Его можно даже назвать категорией социальной, но в таком случае под индивидом надо понимать исключительно человека, а он есть существо социальное и политическое. «Индивидуум есть также соци­ологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества, атом общественного целого. С социологический точки зрения, человеческая личность, понятая как индивидуум, представляется частью общества и очень малой частью. Индивидуум отстаивает свою относитель­ную самостоятельность, но он все же пребывает в лоне рода и общества, он принужден рассматривать себя как часть, которая может восставать против

это «особое качество», приобретаемое индиви­дом благодаря общественным отношениям. Если личность допустимо сравнивать с мощным потоком заряженных частиц,-то индивида мож­но уподобить нейтрино, которое пронизывает любую среду, не производя в ней никаких изме­нений. Безличность — это характеристика ин­дивида.

Обратимся к основному источнику активности человека — к его потребностям. Можно предпо­ложить наличие у индивида некой социогенной потребности быть личностью. Именно личнос­тью! Потому что потребность быть, точнее, оста­ваться индивидом в значительной степени со­впадает с потребностью самосохранения. О человеке судят не по тому, что он о себе гово­рит или думает, а по тому, что он делает. Так не следует ли предположить, что в единстве с по­требностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общую удачу.

ютребность индивида быть личностью стано­вится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Если рассматривать, к примеру, любовь и заботу деда о внуке объективно, то это отношение как момент персонализации продолжается в будущем любо­вью внука к деду, т.е. она возвращается. К.К. Платонов как-то шутливо заметил: «Я ука­жу вам одно заведомое отличие — животные не знают дедушек и бабушек!» В самом деле, толь­ко человек способен продолжить себя не только в следующем поколении, но и через поколение, создавая свою идеальную представленность во внуках.

Подобно тому как индивид стремится продол­жить себя в другом человеке физически (продол­жить род, произвести потомство), личность стре­мится продолжить себя идеально. Не в этом ли сущность общения?

Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознан­но, как скрытая мотивация его поступков и дея­ний, представлена в феноменах притязаний, склонности к риску, альтруизму.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Кол­лектив. М., 1982. С. 214-247.

Эволюционная спираль от человека к личности

целого, но не может противопоставить себя ему, как целое в себе. Совершен­но другое означает личность. Личность — категория духа, а не природы, и не подчинена природе и обществу. Личность совсем не есть часть природы и общества и не может быть мыслима как часть в отношении к какому-либо целому. С точки зрения экзистенциальной философии, с точки зрения че­ловека как экзистенциального центра, личность не есть часть общества. Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона»19.

Определение личности как категории духа очень близко авторам данной книги. Мы разделяем позицию Н. Бердяева относительно того, что социо­логическое понимание личности не должно и не может ограничиваться лишь статусно-ролевой трактовкой. Личность — нечто больше, чем сумма статусов и ролей, предписанных каждому человеку как члену общества. Поскольку социология, вышедшая из недр философии, несет в своей серд­цевине философско-категориальное знание, то и в понимании личности она должна находиться достаточно близко к позиции философии. Особенно если речь идет о русской философии, одним из лучших представителей которой, несомненно, является Н. Бердяев. Познакомившись с сочинени-

19 Бердяев Н. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Путь. 1936. № 50. С. 3-26.

ями А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашви-ли, Э.Ю. Соловьева, А.В. Петровского, мы с удивлением обнаруживаем, что в них звучат те же самые бердяевские мотивы о приоритете духовного, или нравственно-этического, начала в понимании личности. Таким образом, заявленная авторами настоящего тома позиция в понимании личности, ее отличия от человека и индивида продолжает интеллектуальные традиции научно-философской мысли, сформировавшиеся в России в первой, а за­тем продолжившиеся во второй половине XX в.

Широкое распространение термина «личность», которым пользуются по делу и без дела, тем более социологи, которые больше других должны быть избирательными в плане терминологии, объясняется переводами западной литературы и отсутствием собственных подходов. Начиная с 1960-х гг. оте­чественные социологи произрастали на англоязычной литературе и безудер­жно перенимали западную терминологию. Но в ней нет такого лингвисти­ческого и концептуального разграничения между человеком, индивидом и личностью, как в русской культурной традиции (рис. 3). Все это заменяет­ся одним словом — personality.

Личность есть категория религизно-духовная, индивид — натуралисти­чески-биологическая.

Философы говорят, что личность — мера цельности человека, без внут­ренней цельности нет личности.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же

этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся про­цесса становление личности и становление индивидуальности.

Становление личности иначе называется социализацией человека, а это, как мы зна­ем, есть продолжающийся всю жизнь про­цесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. По сути своей социали­зация — вечно продолжающаяся попытка человека быть как все, стать похожим на других членов общества. Напротив, станов­ление индивидуальности — стремление вы­делиться из толпы, не быть похожим на всех, обрести неповторимое выражение, свое лицо. Для одних оно заключается в вычур­ной одежде, для вторых — в экстравагантной манере поведения, для третьих — в попыт­ке реализовать духовный потенциал на вы­сочайшем уровне и стать выдающимся уче­ ным, писателем, художником. Становление личности, или социализация, связано с при­нятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Индивидуализация — процесс самоопреде­ления и обособления личности, ее выделение из сообщества, оформление

своей отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуаль­ностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Индивидуализация — парная категория институциализации. Только во втором случае речь идет об общественном узаконивании, а в первом — об углублении личных, отличительных черт отдельного человека или группы. Индивидуализация может происходить на личностном и социетальном уровнях. На социетальном она сродни специализации и представляет собой постепенное сращивание человека со своей социальной маской. Новобра­нец в той или иной специальности еще не индивидуализирован под свою роль, но постепенно он начинает мыс­лить, дышать и вести себя как того требует его роль — ученого, милици­онера или учителя. Как только это ста­ло заметно, можно говорить о глубоко зашедшем процессе индивидуализа­ции. Профессиональный ученый или милиционер — индивидуализирова­ны, а новички в этих профессиях — нет.

На личностном уровне индивидуализация задается природой и(или) приобретается путем социализации. Нос горбинкой, высокий рост, рыжие волосы даны от природы и представляют черты индивидуальности челове­ка. Но оригинальная одежда не дается природой, хотя она выделяет чело­века не хуже врожденных черт. Человек может не останавливаться на одеж­де, а пойти дальше: его стиль поведения, манеры речи и поведения, мораль­ный кодекс могут выделять его из толпы. Он стремится к выделению сознательно, все подстраивая под эту цель. Это и понятно: если природа не наделила его ничем выдающимся, он компенсирует ее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.