Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура личности




Дихотомия «культура — антикультура», или, как еще можно выразить­ся, дихотомия «высокое — низкое» оказываются весьма полезными при рассмотрении одной из ключевых для культурологии тем — темы личнос­ти. Сейчас мы спустимся с высот макроуровня, куда нам пришлось под­няться для детального рассмотрения общества и сфер культуры общества, в низины микроуровня, где обитает отдельная личность.

Однако начинать анализ с личности нельзя. Человек становится лич­ностью только к середине, а иногда и к концу жизни. Вначале его мож­но считать лишь человеческим индивидом. Почему человеческим? Да по­тому что есть физические, биологические и вообще какие угодно инди­виды. Древнегреческий термин «индивид» (неделимый) применим к любым — живым и неживым — объектам любой величины. Напротив, понятие «личность» приложимо только к человеку, да и то не к любому, а к культурно развитому.

Ученые, как зарубежные, так и отечественные, единодушны во мнении, что личностью не рождаются, а становятся. То, что человеку передается при рождении по генетическим каналам наследственности, называется психо­физической индивидуальностью. Черты темперамента, некоторые врожден­ные болезни, отчасти рост, склонность к полноте и некоторые другие чер­ты передаются от родителей. Вместе с собственными биологическими ха-

20 Подробнее см.: Green W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1968. P. 130-134.

рактеристиками они и составляют нашу психофизическую индивидуаль­ность.

Но у человека есть еще и психосоциальная индивидуальность. Вслед­ствие нормального или ненормального воспитания в семье некоторые из нас становятся психически неуравновешенными, комплексующими, склонны­ми к уединению или общительности, получают скверное или прекрасное об­разование, развивают музыкальные способности и т.п.

Можно ли назвать человека личностью, обладающей своей собственной психофизической и психосоциальной индивидуальностью? Ученые отвеча­ют: «Нет». Чего же не хватает челове­ку? Оказывается, нравственной инди­видуальности. Она-то и определяет, стал индивид в полном смысле лично­стью или не стал. А из чего берется, из чего строится нравственная индиви­дуальность? Она формируется из ак­тивного освоения человеком позитивных ценностей культуры. Не любых, а именно позитивных. Можно выразиться более определенно: из профес­сионального, мастерского овладения человеком высшими достижениями культуры — и своей национальной, и общечеловеческой.

Используя применявшийся ранее схематический прием изложения ма­териала, уподобим личность и нравственную индивидуальность вершине айсберга, а два других вида индивидуальности — его основанию. Нравствен­ное — высшее проявление социального и культурного начал в человеке, свя­занное с соблюдением этических норм как абсолютных требований. Что же такое социальное? Социальное — особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они — взаимоотношения и отношение — рассматриваются как общественно зна­чимые.

Фундаментом, на котором возводится огромное здание личности, служит общество. А оно представляет собой единство социального и куль­турного. Эти два аспекта и вы­ступают определяющими в формировании личности. Иначе говоря, прирожденное (психофизическое) отступает на второй план перед приоб­ретенным (психосоциальным и нравственным) — рис. 4. Культурное надо понимать как единство этих двух аспек­ тов. Генетически наследуемые черты, возможно, составляют в нас 30—40%, а социально приобретаемые — 60-70%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.