КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История воззрений
Термин «лидер», как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г. Одно из первых определений лидера дал Ч. Кули (1902) Лидер — это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд ив 1911 г. Блэкмар предложили иную модель. Мэмфорд считал, что «власть — это превосходство одного или нескольких индивидов в группе, которые осуществляют контроль за коллективными процессами». Блекмар видел руководство в «централизации усилий в руках одного человека, выражающего энергию и волю всех». Согласно Ч. Бернарду (1927), на лидера влияют потребности и желания членов группы, а лидер сосредоточивает внимание и направляет энергию группы в желательном ему направлении. Смит (1934) в отношении доминирования личности лидера говорил, что «социальная группа, которая дей- По данным Р. Стогдилла, понятие «руководство» появлялось после 1800 г. ствует как единое целое, всегда состоит из двух элементов: центра (ведущего) и периферии (ведомых), которая ориентирована относительно него». Браун считал, что «на основании особого положения лидера в группе он служит первичным средством для определения групповой структуры, атмосферы, целей, идеологии и действий». Бингхем (1927) определил лидера как человека, который обладает наибольшим количеством положительных черт характера. Тэд (1929) расценил руководство как комбинацию черт, которые позволяют индивиду стимулировать других на выполнение данной задачи. Р. Танненбаум определял лидерство как межличностное воздействие, осуществляемое в определенных условиях, направленное на достижение определенной цели, реализуемое с помощью коммуникативных процессов. С тех пор число определений лидера постоянно росло. Сегодня в мире насчитывается более 2000 определений понятия «лидерство». Историческими предшественниками современных представлений о лидере можно считать воззрения тех мыслителей, которые развивали учение о великой личности. Уже у древних авторов мы находим описание героев — полководцев, монархов, которые и являются подлинными творцами истории. Одним из первых развернутое описание образа лидера-государя и практические советы для правителей дал Н. Макиавелли (1469—1527). Он считал, что государь для сплочения общества и поддержания порядка может использовать любые средства, в том числе — хитрость и силу. Французский историк Т. Карлейль (1795—1881) считал, что история — это результат деятельности героических личностей, а основная масса людей «убога», не способна существовать без направляющего воздействия лидеров. На последующее развитие представлений о лидере заметное влияние оказала концепция Ф. Ницше (1844—1890). Он доказывал, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества, творят историю. Сверхчеловек — это сильная, красивая личность и стремление к лидерству. Воля к власти есть проявление его «творческого инстинкта». Такая личность стоит по ту сторону добра и зла. И может быть жестокой и снисходительной к обычным людям, вправе игнорировать нормы существующей морали, так как мораль — оружие слабых. Иначе подходили к этой проблеме К. Маркс и Ф. Энгельс. Раскрывая диалектику объективных и субъективных факторов в истории, основоположники марксизма показали, что историю творят люди, но не обязательно выдающиеся, поскольку и рядовые, и великие личности в равной мере отражают в своих действиях интересы того класса, к которому принадлежат. По существу актерами на исторической сцене являются не личности, а большие социальные группы, выразителями ценностей, интересов и потребностей которых являются отдельные люди. Таким образом, роль личности как лидера рассматривается у них в обязательной связи с деятельностью классов, социальных групп. Самостоятельным направлением выступает традиция исследования биографий исключительных и выдающихся лидеров, прежде всего в сфере политики. Биографии выдающихся людей — один из распространенных жанров исторической литературы. Они дают богатую пищу для размышлений и помогают понять исторические события в их жизненной полноте и конкретности. Хотя это редкостный материал о личностях лидеров, биографии относятся скорее к описательному, чем к аналитическому типу исследова- ния. Они мало чем могут помочь в научном изучении проблемы лидерства, в создании типологии лидеров. Видный американский философ, теоретик прагматизма Дж. Дьюи утверждал, что развитие общества происходит случайно, от ситуации к ситуации на основе импульсов, получаемых от великих лидеров. «Небольшое число людей, которые знают, чего они хотят, ведут за собой толпу». Другой американский философ Сидни Хук, назвавший свой вариант прагматизма экспериментальным натурализмом, посвятил проблеме лидерства монографию «Герой в истории», где писал о том, что историю творят великие люди, только лидеры могут влиять на развитие человечества. Если капитализм сумеет выдвинуть сильных и умелых лидеров, то будет снят вопрос о замене его социализмом. Хук преувеличивал роль политического лидера, считая его независимым от народа, от классов. Сюда же можно добавить выражение де Голля: «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды. Эти политические животные нуждаются в организации, то есть в порядке и лидерах». Убедительное доказательства этой версии учения о личности дал Ж. Блондель, считавший политическое лидерство «феноменом власти». Он полагал, что лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного лица заставить других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или в конечном счете могли бы не делать вообще. Лидер — тот, кто в силу тех или иных обстоятельств оказывается «над» нацией и может распоряжаться судьбами множества людей. От Фрейда идет традиция считать лидерство определенным видом помешательства, следствием невроза, маниакальной паранойи. Действительно, по свидетельствам историков и биографов, ряд политических лидеров были невротиками (Наполеон и Линкольн, Робеспьер и Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин). Последователи Фрейда делят общество на психически нормальных людей, неспособных к творчеству, и на лидеров, являющихся, по их мнению, маньяками, психопатами. По мнению одного из пионеров психологического подхода Г. Лассуэлла, вождя ми-агитаторами движет чувство вины, они ищут облегчения посредством таких механизмов, как обличение других и поиск врагов. Многие из них пережили в детстве крушение своих великих надежд. Ему вторит австрийский психолог, ученик Фрейда, А. Адлер: ориентированные на лидерство люди компенсируют комплекс неполноценности, возникающий в детстве, тем, что ведут ожесточенную борьбу за власть, за самоутверждение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |