КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический процесс выделения личности
G1 Другие ученые, в частности Дж. Опенгеймер и Н. Фролих, видят в лидерстве, прежде всего политическом, особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. Индивидуальный лидер выступает при этом всего лишь персонализацией «политического товара», рекламирующего партийные ценности под видом общественных благ. Именно поэтому большую популярность во всем мире приобрел политический маркетинг, благодаря которому, главным образом с использованием правильной рекламы, не только удается приукрасить качества претендента, но и наделить его несуществующими добродетелями. Отчасти в политическом маркетинге воплощается теория личности К. Маркса. Дело в том, что лидер, добивающийся успеха на политическом рынке, очень чутко прислушивается к потребностям, интересам и надеждам социальных групп, прежде всего национальных меньшинств, и выступает их рупором. Прекрасный образец политического маркетинга представил на президентских выборах 2000 г. в США Дж. Буш-младший, в рекламном ролике которого встречались обращения к испаноговорящему населению Америки, удельный и политический вес которого постоянно возрастает, на их родном языке. Тем самым претендент на высокий пост показал, что он не только говорит по-испански, но и понимает интересы этой социальной группы. Э. Дюркгейм называл вождей первым социальным типом личности, выделившимся из безликой массы первобытного коллектива. Ту же самую мысль, но несколько раньше, выразил А. Герцен, который назвал Наполеона «лучшим возражением со стороны личности против поглощающего государства». Лидеры — это люди, наделенные властью и устанавливающие правила для других. В мировой истории мы обнаруживаем множество примеров лидерства: Александр Великий, Тамерлан, Людовик XIV, Наполеон, Петр I, Жанна д'Арк, Вашингтон, Бисмарк, Черчилль — наиболее яркие из них. Рассмотрим вопрос о соотношении лидера, личности и коллектива. Анализируя генезис примитивного общества, Дюркгейм высказал интересные суждения о природе коллективного авторитаризма: «Индивиды, вместо того, чтобы подчиняться группе, подчинялись тому, кто ее представлял, и так как коллективная власть в диффузивном состоянии была абсолютна, то и власть вождя... естественно приняла тот же характер»3. Однако не следует «выводить умаление личности из установления деспотической власти, нужно, наоборот, видеть в этом первый шаг на пути индивидуализма. Вожди... суть первые индивидуальные личности, выделившиеся из социальной массы. Их исключительное положение, ставя их вне ряда, создает им отличную 3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 154. физиономию и, следовательно, индивидуальность. Управляя обществом, они не обязаны следовать всем движениям его. Без сомнения, свою силу они черпают в группе, но раз эта сила организована, она становится автономной и делает их способными к личной деятельности. Открывается, значит, источник инициативы, который до этого не существовал. Впредь есть уже личность, которая может производить новое и даже, в известной мере, идти против коллективных обычаев»4. Известно, что Дюркгейм высоко ценил заслуги Маркса и старался специально рассмотреть его учение. К сожалению, этот замысел не осуществился. Дюркгейм с симпатией относился к социализму, считая его идеалом, выросшим из чувства справедливости и сочувствия нищете трудящегося класса. Отдавал он должное и сознательному стремлению Маркса связать свою судьбу с защитой интересов рабочего класса. Но Дюркгейм не понимал, каким образом классовые интересы могут заслонить в ученом поиск объективной истины и беспристрастный анализ фактов. Он не понимал «классового фанатизма» социалистов, стремления во всем и везде искать подтверждение правоты пролетарской точки зрения, умаляя при этом значение выдающейся личности. Личное начало сыграло в истории немалую роль, оно, как и разделение труда, способствовало де-коллективизации первобытного строя. Точнее сказать, разрушению механической солидарности и переходу к солидарности органической. В подчеркивании роли вождя как детонатора, разрушителя безликого патриархального коллективизма Дюркгейм был, пожалуй, более прав, нежели Маркс. Прорвать узы коллективизма в тех условиях могла исключительно личность вождя, а не рядового члена общины, над которым довлел авторитет коллектива. Вождь стоял как бы над ним, ибо сам же его и воплощал. В нем была персонализирована коллективная воля, он мог позволить себе многое и гораздо больше, чем другие. Только он мог идти против основной массы, используя имеющиеся каналы власти, силы организации. Рассуждения Дюркгейма наталкивают нас на исторические аналогии. Экономическая отсталость России, ее политический консерватизм и социальные дисгармонии в ней проистекают во многом из-за неразвитости личностного начала и преобладания в русской истории коллективно-общинных отношений, причем порой в самых примитивных, варварских формах. Подобной мысли придерживались в свое время представителя русской государственной школы — СМ. Соловьев, П.Н. Милюков, Б.Н. Чичерин и др. Неразвитость личностного начала означает отсутствие в России аристократии. Речь идет не об отдельных выдающихся деятелях в литературе, политике, науке, которыми богата история страны, а о целом социальном слое. Слое, имеющем прочную экономическую базу, политический статус и культурное влияние. Слое, занимающем самостоятельное место в общественной организации и разделении труда, в социальной структуре населения. И не Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 154-155. просто занимающем, но и доминирующем, обладающем огромной социальной силой и владеющем исторической инициативой. Под аристократией надо подразумевать не классовую элиту общества, господствующую над всеми и пользующуюся подчас незаслуженными привилегиями. Речь надо вести о социальном авторитете лучших людей, готовых пожертвовать собой и своим достоянием ради общества в трудную минуту. «Лучшие люди», или аристократы, есть в любом социальном слое, группе, классе. Передовые рабочие, дорожащие профессиональной честью, зажиточные крестьяне, собственным трудом сколотившие крепкое хозяйство и кормящие страну, инициативные руководители, выступающие инициаторами экономического обновления. Прогрессивно развивается лишь то общество, которое создало надежный механизм воспроизводства аристократии, умеет ее поддержать и гарантировать свободу действий. К сожалению, в истории России чаще происходило обратное: лучших и инициативных безжалостно губили. Репрессивный механизм, будь то опричнина Ивана IV или сталинская административная система, воспроизводили и отвоевывали жизненное пространство скорее для середняков и наихудших. Исполнительность ценилась выше профессионализма, конечные результаты труда — ниже его затрат, качество подменялось количеством. Уравнительный социализм и «военный коммунизм» утвердили примат абстрактно понятой коллективной воли, единственным выразителем которой стала бюрократия, — а она в любом обществе рассматривается как символ посредственности и консерватизма, — над индивидуальной личностью. По привычке мы полагаем, что личностное начало вырастает в классовой борьбе народных масс, выковывается в гуще низовой демократии. Но к личности толпой не приходят. Согласно Дюркгейму, первыми индивидуальными личностями становились вожди, уже в силу своего социального положения способные противопоставить свое мнение воле коллектива. Если на минуту допустить, что на это способен рядовой член коллектива, то подобное утверждение окажется невозможным: рядовое — это всегда синоним коллектива. История свидетельствует, что не средние, а лучшие являлись прообразом и генотипом личности. Подавить мнение рядового члена коллектива и раньше, и сейчас ничего не стоит. Вожди мобилизуют силу коллектива для расправы с одиночкой. Да и сам коллектив не позволит выскочке быть не как все. Только вожди черпают свою силу в группе, даже если выступают против воли коллектива. Таким образом, объяснение социальной роли лидеров, их силы и влияния надо искать, по мысли самого Дюркгейма, не в личных качествах или превосходстве их положения, а в природе ведомых. «Надо наблюдать, каковы общие верования, общие чувства», которые сообщили отдельной личности такое могущество. Узурпация отдельной личностью коллективной воли — явление довольно частое там, где общество и коллектив не достигли высокой степени зрелости. Сильный коллектив вовсе не означает, что составляющие его люди сплошь окажутся сильными личностями. Конечно, сильный коллектив требует сильной личности, но в единственном числе. Отсюда и отсутствие деспотической власти в индивидуалистически развитых, плюралистических обществах. Пожалуй, можно согласиться и с таким суждением Дюркгейма: «Деспотизм, раз он не является патологическим явлением упадка, есть не что иное, как измененный коммунизм»5. Разумеется, если термин «коммунизм» понимать так же, как понимал его сам Дюркгейм, т.е. как характеристику примитивного коллективизма. Обобщая, можно выразиться так: лидер, какую бы политическую форму он ни приобретал, являет собой первый культурно-исторический тип личности. Приблизительно в VII—VI вв. до н.э. эллинской политической системе пришлось пережить период тираний, т.е. единоличной власти вождей городов-государств, которые смогли подчинить себе и родовую аристократию, и торговую буржуазию. В Древней Греции заканчивается период вождей, исторически первый этап выделения личности в самостоятельного социального актора, и начинается период диктатур и тираний, которые можно считать исторически вторым этапом выделения личности и превращения ее в самостоятельного политического актора. На смену первобытной общине приходит государство-полис. С этого момента можно отсчитывать третий период исторического становления личности. Свободные греки выходят на площадь, принимают участие во всенародных выборах, в политической жизни своего полиса. Аристотель обозначил новую фазу эволюции личности как появление zoon politikon. Речь идет о выходе на историческую сцену политической личности, а если учитывать специфику древнегреческого языка, где политическое было тождественно общественному и социальному, то и общественной личности. Период личностей-вождей и пришедший ему на смену период личностей-тиранов завершается новым этапом — периодом граждан-личностей. Взрослые свободные мужчины-греки (другие категории населения не имели права голоса) наделяются, впервые в истории, политическими правами и полномочиями. С их голосами считаются политики, за их голоса борются партии, их голоса покупают, их голоса выступают самым ярким свидетельством того, что они суть политические личности. Эллинское общество знало несколько формул индивидуума: 1) индивид как Одиссей — одинокий путешественник и колонизатор, движимый мечтой поскорее вернуться на родину и приобщиться к коллективу сородичей либо покорить другие страны и присоединить их к греческой метрополии; 2) индивид как политический изгнанник, наказываемый общиной за неподчинение моральным или политическим законам коллектива; 3) индивид, бросающий вызов богам-олимпийцам, как, например, Прометей, подаривший огонь людям; 4) индивид-правитель или видный политический деятель, будь то тиран, флотоводец, военачальник; 5) индивид-герой, победивший на Олимпийских играх или своими воинскими подвигами прославивший отечество; 6) индивид-философ, создавший новую систему идей, организовавший академию или гимназию, поэт или скульптор. Античность не знала индивидов-юристов, индивидов-жрецов, индивидов-ремесленников. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 155.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |