Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.С. Беккер Человеческий капитал




Врезка

До 1950-х гг. экономисты обычно рассматривали рабочую силу как нечто данное и не поддающе­еся улучшению. Проницательный анализ инвес­тиций в образование и другие виды подготовки, начатый Адамом Смитом, Альфредом Маршал­лом и Милтоном Фридменом, не находил отраже­ния в исследованиях по проблемам производи­тельности. Тогда Т.У Шульц и другие авторы при­ступили к выявлению тех последствий, которые инвестиции в человеческий капитал имеют для экономического роста и связанных с ним про­блем.

Анализ человеческого капитала исходит из пред­посылки, что, принимая решения о своем обра­зовании и профессиональной подготовке, меди­цинском обеспечении и других формах пополне­ния знаний и улучшения здоровья, индивиды соотносят выгоды с издержками. В число выгод помимо культурных и прочих неденежных благ входят более высокие заработки и профессио­нальный рост, тогда как издержки определяют­ся в основном упущенной ценностью времени, затраченного на эти инвестиции. Понятие человеческого капитала стало настоль­ко привычным, что сегодня трудно представить, с какой враждебностью в 1950-1960 гг. был встречен подход, введший в употребление этот термин. Сама концепция человеческого капита­ла объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей как машины. Взгляд на обра­зование как на инвестиции, а не как на приобще­ние к культурному опыту, считался бессердеч­ным и безнадежно ограниченным. В результате я долго колебался, стоит ли называть свою кни­гу «Человеческий капитал», и попытался снизить риск с помощью длинного подзаголовка, который я сам уже давно забыл. И лишь очень постепенно экономисты, не говоря уже обо всех остальных, стали признавать понятие человеческого капита­ла полезным инструментом при изучении разно­образных экономических и социальных проблем. Мои исследования человеческого капитала начи­нались с попытки оценить как частные, так и общественные нормы отдачи образования разно­го уровня для мужчин, женщин, чернокожих и других групп населения. Спустя некоторое вре­мя стало ясно, что анализ человеческого капи­тала помогает понять многие закономерности на рынке труда и в экономике в целом. Оказалось возможным разработать более общую теорию человеческого капитала, которая наряду с инди­видами включала бы фирмы и которая позволя­ла бы делать макроэкономические выводы. При эмпирическом анализе делалась попытка скорректировать более высокие заработки более образованных людей с учетом того, что они об­ладают лучшими способностями: у них выше ко-

Глобальный доклад ПРООН о развитии человека за 2003 год. Минск: Юнипак, 2003. С. 262-263.

Таблица 3 Обусловленность ИРЧП обязательствами государства в области здравоохранения: доступом, услугами и ресурсами (2001 г.)*


 

 

 

Страна ИРЧП ВВП на душу на­селения (ППС, долл. США) Ожидаемая продолжи­тельность жизни при рождении (лет) Население, имеющее ус­тойчивый дос­туп к основным лекарственным препаратам (%) Количе­ство врачей (на 100 тыс. чел.) Младенче­ская смерт­ность (на 1000 жи­ворожде­ний) Детская смертность в возрасте до 5 лет (на 1000 живорожде­ний) Расходы на здравоохранение, в том числе
общест­венные (% ВВП) личные (% ВВП) на душу населения (ППС, долл. США)
Норвегия (1) 0,944 29 620 78,7 95—100       6,5 1,1  
Швеция (3) 0,941 24 180 79,9 95—100       6,2 1,8  
США (7) 0,937 34 320 76,9 95—100       5,8 7,3  
Канада (8) 0,937 27 130 79,2 95—100       6,5 2,5  
Япония (9) 0,932 25 130 81,3 95—100       5,9 1,8  
Франция (17) 0,925 23 990 78,7 95—100       7,2 2,3  
Германия (18) 0,921 25 350 78,0 95—100       8,0 2,6  
Беларусь (53) 0,804   69,6 50—79       4,9 0,1  
Россия (63) 0,779   66,8 50—79       3,7 1,4  
Украина (75) 0,766   69,2 50—79       2,9 1,2  

Примечание. В скобках указан рейтинг страны по ИРЧП. * Глобальный доклад ПРООН о развитии человека за 2003 год. Минск: Юнипак, 2003. С. 237-238, 254-255, 262-263.

в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (рис. 5). Постоянный, с небольшими отклонениями, рост доли затрат на здравоохранение и фи­зическую культуру из консолидированного бюджета Республики Беларусь (более чем в 2 раза за 10 лет) свидетельствует о том, что снижение средней

Рис. 5. Доля затрат на здравоохранение и физическую культуру из консолидированного бюджета
______________________________ Республики Беларусь (% ВВП)

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: 2001 // Сб ст Минск, 2002. С. 27.

эффициент интеллектуальности (IQ) и они пока­зывают лучшие результаты по другим личност­ным тестам. Исследовалось также влияние на нормы отдачи образования и таких факторов, как уровень смертности, ставки налогообложе­ния, потерянные заработки и темпы экономичес­кого роста. Корректировка на различия в способ­ностях оказалась не слишком существенной, тогда как влияние резкого падения смертности взрослого населения и высоких темпов экономи­ческого роста — очень значительным. Недавно Д. Мельцер показал, что именно высокий уровень смертности, особенно от СПИДа, среди молодых мужчин во многих регионах Африки сильно сни­жает там стимулы к инвестициям в человеческий капитал.

Эмпирические исследования инвестиций в чело­веческий капитал получили мощный импульс благодаря классической работе Дж. Минцера. Он дополнил простое уравнение регрессии между заработками и уровнем образования, введя в него приближенную, но очень полезную перемен­ную, измеряющую продолжительность подготов­ки на рабочем месте и объем накопленного опы-та. — число лет после завершения учебы. При этом он использовал индивидуальные, а не груп­повые данные, и скрупулезно проанализировал статки в уравнениях для величины заработков, настоящее время существует множество оце-к норм отдачи образования и подготовки для различных стран. И действительно, регрессион­ные уравнения заработков стали, пожалуй, наи­более распространенной формой эмпирического анализа в микроэкономике. Накопленные эмпирические свидетельства об экономической отдаче образования и подготов­ки способствовали тому, что человеческий капи­тал занял важное место в дискуссиях по эконо­мической политике. Эта новая вера в значение человеческого капитала изменила подход госу­дарства к проблемам стимулирования экономи­ческого роста и производительности, о чем мож­но судить по тому огромному вниманию, которое уделялось человеческому капиталу в ходе недав­ней президентской кампании в США. Одним из наиболее важных теоретических представлений в анализе человеческого капи­тала является разграничение между общим об­разованием и специальной подготовкой, или между общими и специфическими знаниями. По определению, специфические для фирмы зна­ния могут использоваться только на фирме, ко­торая их предоставляет, в то время как общие знания могут также использоваться и на других фирмах. Обучение кого-либо работе на /Б/И-со-вместимом персональном компьютере являет­ся примером общей подготовки, тогда как озна­комление со структурой управления и способно­стями работников какой-либо конкретной фирмы является примером специальных знаний.

продолжительности жизни населения происходило во многом из-за резко­го уменьшения доходов населения при повышении цен на основные лекар­ственные препараты, а также из-за снижения уровня и качества жизни. Отметим, что страны с высоким уровнем развития человеческого потенци­ала вкладывают в здравоохранение в 7 раз, а США, как самая богатая стра­на, — в 11,5 раз больше, нежели Беларусь.

Состояние совокупного человеческого капитала в сфере образования опре­деляется как в натуральных показателях (численность и доля людей со сред­ним, высшим и поствысшим образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих образовательную (ноосферную) емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного уровня49.

Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человечес­кий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Бе­ларуси составило, согласно нашим расчетам по результатам переписи на­селения 1999 г., 10,0 лет50; в России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тен­денцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ве­дущих капиталистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения. В США, например, доля

Такое разграничение помогает понять, почему вероятность добровольных увольнений для ра­ботников с узкоспециализированными навыка­ми ниже и почему их увольняют последними в период экономического спада. Это объясняет также, почему большинство назначений на от­ветственные должности осуществляется из чис­ла работников фирмы, а не путем найма со сто­роны (ведь работникам требуется время для ознакомления со структурой фирмы и ее «куль­турой»), и почему при более совершенных мето­дах бухгалтерского учета в состав ключевых ак­тивов большинства компаний следовало бы включать специфический человеческий капи­тал их работников.

Специфические для фирмы инвестиции порож­дают ренту, которая должна делиться между работниками и работодателями. Этот процесс дележа уязвим для «оппортунистического» пове­дения, поскольку после того как инвестиции были произведены, каждый из участников может попытаться присвоить основную часть ренты. Рента и оппортунизм, порождаемые специфичес­кими инвестициями, играют ключевую роль в современной экономической теории о функцио­нировании организаций, а также в многочислен­ных исследованиях по проблеме «принципал -агент». Влияние специфического капитала на дележ ренты и текучесть рабочей силы также важно учитывать на «брачном рынке» при объяс­нении «торга» между супругами и уровня разво­дов, равно как и на «политическом рынке» при объяснении низких показателей ротации среди политиков.

Теория инвестиций в человеческий капитал свя­зывает неравенство в заработках с различиями в способностях, семейном окружении, получае­мых наследствах и других активах. Многочислен­ные эмпирические исследования неравенства также опираются на представления, разработан­ные в рамках концепции человеческого капита­ла, и подчеркивают особую роль различий в об­разовании и подготовке. Так, ощутимый рост не­равенства в заработках в Соединенных Штатах в 1980-х гг., который вызвал бурные политичес­кие споры, в основном объяснялся более высо­кой отдачей человеческого капитала у более об­разованной и лучше подготовленной части насе­ления.

Беккер ГС. Человеческий капитал / Нобелевская лекция: Экономический взгляд на жизнь // Беккер ГС. Человеческое поведение: экономический под­ход. Избр. тр. по эконом, теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. - М.: ГУВШЭ, 2003. С. 591-596.

49 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 87.

50 Образовательный уровень населения Республики Беларусь: итоги переписи населения Республи­
ки Беларусь 1999 года. Минск, 2001. С. 12—13.

лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигает 60%.

Состояние совокупного человеческого капитала в сфере науки определяет­ся как в натуральных показателях (численность занятых в науке и научном обслуживании, их доля в численности занятого населения; численность имеющих степень доктора и кандидата наук, их доля в численности науч­ных работников и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на науку в ВВП, а также затраты на научные исследования и разработки по областям наук и видам работ51.

Одним из главных стоимостных показателей научно-технического по­тенциала страны является доля расходов на научные исследования и разра­ботки в ВВП. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения ка­питала. В развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в пе­риоды экономических спадов и отличались более высокими темпами рос­та, чем в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представ­лений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. В 2001 г. ассигнования на науку из бюджета Беларуси составили 0,4% ВВП, а затраты на научные исследования и разработки из всех источников финансирования — 0,82% ВВП52. Для сравнения укажем, что в Великобри­тании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США и Германии — около 3%.

Теория человеческого капитала, зародившаяся в недрах экономики, ныне прочно обосновалась в научном лексиконе социологов. Она позволяет де­лать выводы на уровне общества в целом, сравнивать между собой степень развития каждой сферы и основных институтов общества, нацеленных на человека, в частности, образования, здравоохранения, науки и культуры, проводить межстрановые и кросскультурные различия. В рамках теории человеческого капитала получили объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвес­тиции стали рассматриваться как источник экономического роста не менее важный, чем обычные капиталовложения53. Ныне различают четыре разно­видности капитала: частный вещественный капитал; индивидуальный че­ловеческий капитал; коллективный капитал в разных формах государствен­ной, муниципальной или коллективной собственности; общественный интеллектуальный капитал (знания, информация, равнодоступные всем членам общества).

* Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 88.

Наука Республики Беларусь: 2001 // Сб. ст. Минск, 2002. С. 11.

Капелюшников Р.И. Послесловие. Вклад Гэри Беккера в экономичесекую теорию // Беккер Г.С. человеческое поведение: экономический подход. Избр. тр. по эконом, теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. МИ. Левин. - М.: ГУВШЭ, 2003. С. 649-652.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.