КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.С. Беккер Человеческий капитал
Врезка До 1950-х гг. экономисты обычно рассматривали рабочую силу как нечто данное и не поддающееся улучшению. Проницательный анализ инвестиций в образование и другие виды подготовки, начатый Адамом Смитом, Альфредом Маршаллом и Милтоном Фридменом, не находил отражения в исследованиях по проблемам производительности. Тогда Т.У Шульц и другие авторы приступили к выявлению тех последствий, которые инвестиции в человеческий капитал имеют для экономического роста и связанных с ним проблем. Анализ человеческого капитала исходит из предпосылки, что, принимая решения о своем образовании и профессиональной подготовке, медицинском обеспечении и других формах пополнения знаний и улучшения здоровья, индивиды соотносят выгоды с издержками. В число выгод помимо культурных и прочих неденежных благ входят более высокие заработки и профессиональный рост, тогда как издержки определяются в основном упущенной ценностью времени, затраченного на эти инвестиции. Понятие человеческого капитала стало настолько привычным, что сегодня трудно представить, с какой враждебностью в 1950-1960 гг. был встречен подход, введший в употребление этот термин. Сама концепция человеческого капитала объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей как машины. Взгляд на образование как на инвестиции, а не как на приобщение к культурному опыту, считался бессердечным и безнадежно ограниченным. В результате я долго колебался, стоит ли называть свою книгу «Человеческий капитал», и попытался снизить риск с помощью длинного подзаголовка, который я сам уже давно забыл. И лишь очень постепенно экономисты, не говоря уже обо всех остальных, стали признавать понятие человеческого капитала полезным инструментом при изучении разнообразных экономических и социальных проблем. Мои исследования человеческого капитала начинались с попытки оценить как частные, так и общественные нормы отдачи образования разного уровня для мужчин, женщин, чернокожих и других групп населения. Спустя некоторое время стало ясно, что анализ человеческого капитала помогает понять многие закономерности на рынке труда и в экономике в целом. Оказалось возможным разработать более общую теорию человеческого капитала, которая наряду с индивидами включала бы фирмы и которая позволяла бы делать макроэкономические выводы. При эмпирическом анализе делалась попытка скорректировать более высокие заработки более образованных людей с учетом того, что они обладают лучшими способностями: у них выше ко- Глобальный доклад ПРООН о развитии человека за 2003 год. Минск: Юнипак, 2003. С. 262-263. Таблица 3 Обусловленность ИРЧП обязательствами государства в области здравоохранения: доступом, услугами и ресурсами (2001 г.)*
Примечание. В скобках указан рейтинг страны по ИРЧП. * Глобальный доклад ПРООН о развитии человека за 2003 год. Минск: Юнипак, 2003. С. 237-238, 254-255, 262-263. в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (рис. 5). Постоянный, с небольшими отклонениями, рост доли затрат на здравоохранение и физическую культуру из консолидированного бюджета Республики Беларусь (более чем в 2 раза за 10 лет) свидетельствует о том, что снижение средней Рис. 5. Доля затрат на здравоохранение и физическую культуру из консолидированного бюджета Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: 2001 // Сб ст Минск, 2002. С. 27. эффициент интеллектуальности (IQ) и они показывают лучшие результаты по другим личностным тестам. Исследовалось также влияние на нормы отдачи образования и таких факторов, как уровень смертности, ставки налогообложения, потерянные заработки и темпы экономического роста. Корректировка на различия в способностях оказалась не слишком существенной, тогда как влияние резкого падения смертности взрослого населения и высоких темпов экономического роста — очень значительным. Недавно Д. Мельцер показал, что именно высокий уровень смертности, особенно от СПИДа, среди молодых мужчин во многих регионах Африки сильно снижает там стимулы к инвестициям в человеческий капитал. Эмпирические исследования инвестиций в человеческий капитал получили мощный импульс благодаря классической работе Дж. Минцера. Он дополнил простое уравнение регрессии между заработками и уровнем образования, введя в него приближенную, но очень полезную переменную, измеряющую продолжительность подготовки на рабочем месте и объем накопленного опы-та. — число лет после завершения учебы. При этом он использовал индивидуальные, а не групповые данные, и скрупулезно проанализировал статки в уравнениях для величины заработков, настоящее время существует множество оце-к норм отдачи образования и подготовки для различных стран. И действительно, регрессионные уравнения заработков стали, пожалуй, наиболее распространенной формой эмпирического анализа в микроэкономике. Накопленные эмпирические свидетельства об экономической отдаче образования и подготовки способствовали тому, что человеческий капитал занял важное место в дискуссиях по экономической политике. Эта новая вера в значение человеческого капитала изменила подход государства к проблемам стимулирования экономического роста и производительности, о чем можно судить по тому огромному вниманию, которое уделялось человеческому капиталу в ходе недавней президентской кампании в США. Одним из наиболее важных теоретических представлений в анализе человеческого капитала является разграничение между общим образованием и специальной подготовкой, или между общими и специфическими знаниями. По определению, специфические для фирмы знания могут использоваться только на фирме, которая их предоставляет, в то время как общие знания могут также использоваться и на других фирмах. Обучение кого-либо работе на /Б/И-со-вместимом персональном компьютере является примером общей подготовки, тогда как ознакомление со структурой управления и способностями работников какой-либо конкретной фирмы является примером специальных знаний. продолжительности жизни населения происходило во многом из-за резкого уменьшения доходов населения при повышении цен на основные лекарственные препараты, а также из-за снижения уровня и качества жизни. Отметим, что страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала вкладывают в здравоохранение в 7 раз, а США, как самая богатая страна, — в 11,5 раз больше, нежели Беларусь. Состояние совокупного человеческого капитала в сфере образования определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и поствысшим образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих образовательную (ноосферную) емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного уровня49. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, согласно нашим расчетам по результатам переписи населения 1999 г., 10,0 лет50; в России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения. В США, например, доля Такое разграничение помогает понять, почему вероятность добровольных увольнений для работников с узкоспециализированными навыками ниже и почему их увольняют последними в период экономического спада. Это объясняет также, почему большинство назначений на ответственные должности осуществляется из числа работников фирмы, а не путем найма со стороны (ведь работникам требуется время для ознакомления со структурой фирмы и ее «культурой»), и почему при более совершенных методах бухгалтерского учета в состав ключевых активов большинства компаний следовало бы включать специфический человеческий капитал их работников. Специфические для фирмы инвестиции порождают ренту, которая должна делиться между работниками и работодателями. Этот процесс дележа уязвим для «оппортунистического» поведения, поскольку после того как инвестиции были произведены, каждый из участников может попытаться присвоить основную часть ренты. Рента и оппортунизм, порождаемые специфическими инвестициями, играют ключевую роль в современной экономической теории о функционировании организаций, а также в многочисленных исследованиях по проблеме «принципал -агент». Влияние специфического капитала на дележ ренты и текучесть рабочей силы также важно учитывать на «брачном рынке» при объяснении «торга» между супругами и уровня разводов, равно как и на «политическом рынке» при объяснении низких показателей ротации среди политиков. Теория инвестиций в человеческий капитал связывает неравенство в заработках с различиями в способностях, семейном окружении, получаемых наследствах и других активах. Многочисленные эмпирические исследования неравенства также опираются на представления, разработанные в рамках концепции человеческого капитала, и подчеркивают особую роль различий в образовании и подготовке. Так, ощутимый рост неравенства в заработках в Соединенных Штатах в 1980-х гг., который вызвал бурные политические споры, в основном объяснялся более высокой отдачей человеческого капитала у более образованной и лучше подготовленной части населения. Беккер ГС. Человеческий капитал / Нобелевская лекция: Экономический взгляд на жизнь // Беккер ГС. Человеческое поведение: экономический подход. Избр. тр. по эконом, теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. - М.: ГУВШЭ, 2003. С. 591-596. 49 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 87. 50 Образовательный уровень населения Республики Беларусь: итоги переписи населения Республи лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигает 60%. Состояние совокупного человеческого капитала в сфере науки определяется как в натуральных показателях (численность занятых в науке и научном обслуживании, их доля в численности занятого населения; численность имеющих степень доктора и кандидата наук, их доля в численности научных работников и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на науку в ВВП, а также затраты на научные исследования и разработки по областям наук и видам работ51. Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала страны является доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капитала. В развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представлений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. В 2001 г. ассигнования на науку из бюджета Беларуси составили 0,4% ВВП, а затраты на научные исследования и разработки из всех источников финансирования — 0,82% ВВП52. Для сравнения укажем, что в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США и Германии — около 3%. Теория человеческого капитала, зародившаяся в недрах экономики, ныне прочно обосновалась в научном лексиконе социологов. Она позволяет делать выводы на уровне общества в целом, сравнивать между собой степень развития каждой сферы и основных институтов общества, нацеленных на человека, в частности, образования, здравоохранения, науки и культуры, проводить межстрановые и кросскультурные различия. В рамках теории человеческого капитала получили объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста не менее важный, чем обычные капиталовложения53. Ныне различают четыре разновидности капитала: частный вещественный капитал; индивидуальный человеческий капитал; коллективный капитал в разных формах государственной, муниципальной или коллективной собственности; общественный интеллектуальный капитал (знания, информация, равнодоступные всем членам общества). * Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 88. 5з Наука Республики Беларусь: 2001 // Сб. ст. Минск, 2002. С. 11. Капелюшников Р.И. Послесловие. Вклад Гэри Беккера в экономичесекую теорию // Беккер Г.С. человеческое поведение: экономический подход. Избр. тр. по эконом, теории: Пер. с англ. / Сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. МИ. Левин. - М.: ГУВШЭ, 2003. С. 649-652.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |