КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозное понимание личности
Православие исходит из понимания личности как уникального единства тела, души и духа. При этом оно опирается на христианскую философию, которая в наиболее чистом своем виде представляет собой святоотеческое предание. Вот каково определение души преп. Иоанна Дамаскина: «Душа есть сущность живая... бестелесная, невидимая, не имеющая определенной формы, одаренная разумом. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум или дух принадлежит душе. Она свободна. Как ангелы, она невещественная субстанция». Лик — лицо — личина — мифологема христианской антропологии и психологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстетики личности. Православная христология утвердила чинопоследование элементов триады в таком порядке: «лик» — уровень сакральной явленности Бога, Божьих вестников и высшая мера святости подвижников духа; «лицо» — дольнее свидетельство богоподобия человека; «личина» — греховная маска существ дольнего мира, мимикрия лица и форма лжи. В русском языке слово «личность» — производное от слова «лик». В Православной церкви так называют иконы — лики. Как в иконе, в каждом человеке отражены черты «образа Божия». В Св. Писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). При сотворении человека «образцом» стал Сам Бог, так что человек является «иконой» своего Творца. В человеке заключено нечто, изначально соответствующее Самому Богу. Будучи тварью, бытие которой восходит к небытию, из которого сотворено все, что сотворено, человек в своем бытии некоторым образом отражает, или отображает, бытие Того, Кто его сотворил. Во всем христианстве, как западном, так и восточном, принята идея трихотомического строения личности — тройственное восприятие личности: дух, душа и тело. Христианская антропология православного святого Григория Паламы (XIV в.), в частности, строится на основе понимания в человеке дифференцированных проявлений духа, души и тела. Дух соединяет мир дольний и горний, земной и небесный, акцидентное с трансцендентным. Он живет и принадлежит вечности. Вторую ступеньку в иерархии сущностей занимает душа. Бог дает или вдыхает в человеческое тело душу и тем самым «олицетворяет» его. Создание человека Богом явилось завершением творения мира. Поэтому, согласно Св. Писанию, человек сотворен не просто из ничего, но «из праха земного», т.е. он «плоть от плоти» этого, тварного, мира. Однако сам по себе при- родный мир не мог дать жизнь человеку: Бог «вдунул в лице его дыхание жизни», и только после этого «стал человек душею живою» (Быт 2:7). Источником бытия человека является не только уже сотворенный до него природный мир, но и особое «вдохновение духа жизни», совершенное Самим Творцом. Человек получает жизнь не от мира, а от Самого Бога. Догмат о творении говорит о человеке как телесно-душевном существе, равным образом принадлежащем к физическому миру и к миру духовному. Представление о том, что Бог посредством особого творческого акта сообщает жизнь человеку, заставляет иначе посмотреть на интерпретацию латинского слова persona. Теперь уже не голос актера проходит сквозь надетую на него маску, а через уста человеческие передается звук воли Божией. Человек превращается из средства театрального действа в инструмент, из которого Господь извлекает небесные звуки. Инструмент может быть хорошо настроен, и тогда мы видим гармоничную личность. Но он может быть настроен также не в унисон, а в диссонанс с Божественной волей. Отход от воли Бога или действие вопреки этой воле рассматривается как отсутствие личности. Человек, нарушающий нравственные заповеди Христа, а это и есть диссонансная настройка, воплощающий зло, а не добро, не имеет права называться личностью. Личность есть сотворенный образ, с присущим ему стремлением проявлять себя в соответствии с волей Творца о нем. В христианстве не душа является частью тела, как думают большинство мирян, а наоборот — тело есть часть души. Тело представляет человеческий организм. «Говоря человеческий организм, мы подразумеваем наше место в тварном мире, наш биологический род — гомо сапиенс, нашу связь с остальным миром. Частью своего существа мы соприкасаемся с животным, растительным, органическим и неорганическим миром. Да, человек венчает собой пирамиду творения, но, будучи ее вершиной, он имеет много общего с ней. Так вот понятие человека еще не исчерпывает всю нашу суть. Говоря индивид, или индивидуальность, мы имеем в виду уже то, что делает нас отдельными членами сообщества людей. Но быть отдельным еще не значит быть уникальным. На уровне индивидуальности, на стадии индивида, мы осознаем себя через других»22. Истинный христианин относится к телу, как сказал один из средневековых подвижников, как к «брату ослу» — он видит в нем полезную, иногда ленивую, иногда терпеливую, иногда смешную тварь, которая может и помогать и мешать, может и умилить и рассердить. Согласно православному антропологическому богословию, душа животного заключается в жизни тела, ничего другого видеть не может и распадается с ним. Душа человека в теле повсюду, кроме того, мы верим, что душа способна жить без тела. Своей душой человек соприкасается с животным миром, в то время как телом — с миром растительным. Такие аспекты существования души, как восприятие, сознание, мотивации, эмоции, способ- Белорусов С.А. Лекции по психологии, прочитанные в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в 1996 г. (http://epifanl23.chat.ru). ности к научению, мышление и память, — это щупальца, которыми душа осматривает внешний мир. Если душа — это то, что единит нас с миром животных, то дух есть та субстанция, которая отличает нас от этого мира и делает нас в какой-то степени родственными Богу. Это способность к творчеству, дар слова, свобода, совесть, вера и возможность Богообщения. Эти качества составляют духовность человека, обусловливают бессмертие. «Вместилищем духа, согласно святоотеческому учению, является сердце человека. Соответственно святоотеческой мысли, подлинная слава человека не в том, что объединяет его с тварью, а в том, что роднит его с Богом. Откровение не уточняет нам, в чем именно состоит это родство: в достоинстве, в бессмертии, в свободе или в Богопознании. Однако, исходя из понятий образа и подобия, святые отцы разделяли их и учили, что образ Божий — это общее достояние человечества, это то, что нам уже принадлежит, в то время как подобие — это нечто еще нереализованное. Таким образом, достижение богоподобия — цель жизни, исходящая из свободной воли человека. Он может возделывать свою природу и усовершенствовать свой образ, но может и не исполнить волю Божию о себе. Растление в себе образа Божия является источником и причиной вечных мучений»23. Таким образом, личность в православной традиции — это объединение тела, души и духа в уникальную сущность перед лицом Бога. Основным свойством личности является ее уникальность. «Понятие уникальности включает осознание того, что каждая личность, приходящая в мир, имеет свою особую задачу в замысле Бога о мире, свою миссию, свое призвание. Каждая личность бесконечно ценна и дорога перед очами ее Творца. Мы можем поступать в соответствии с волей Бога о себе или уклоняться от Божией воли»24. В христианской антропологии раскрывается и обосновывается идея двойственности существа человека: ничтожный в своей тварности, человек несет в себе нечто, присущее не твари, но Творцу всякой твари, а именно — образ Божий. Род человеческий ведет свою родословную от первочеловека Адама, который является, в метафорическом смысле, «сыном Божиим». Человека и Бога соединяет любовь, подобная любви отца и сына, отца и детей. Во все время своего земного странствия человек остается существом незавершенным25. Даже если он стремится к совершенству, к которому призывает его Бог, полнота его собственной человечности остается для него недоведомой. Человек не смог преодолеть искушение свободой и реализовать свою свободу в общении с Богом как Отцом. Будучи частью мира и одновременно Богом поставленным властелином мира, человек возжелал получить «свою часть бытия» и распоряжаться ею абсолютно самостоятельно — помимо Бога. Так человек отпал от Бога, и связь с Тем, Кто его создал, разорвалась. Вместо любви к Богу в человеке победила любовь к миру и к самому себе. Будучи образом Божиим, человек самообожествил себя и оказался вне «рая благобытия». 23 Белорусов С.А. Лекции по психологии, прочитанные в Свято-Димитриевском училище сестер ми 24 Белорусов С.А. Там же. 25 См.: Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на богословской конфе Бог может «сойти с небес» и воспринять индивидуальную человеческую природу, соединиться с человеком посредством ипостасного союза, потому что Единый Бог — ипостасен: Творец мира и человека есть Триединый Бог, или Триипостасное Божество. Воплотившийся Бог полностью разделил судьбу человека: Он принял и испытал все последствия грехопадения вплоть до смерти — и смерти крестной (Фил 2:8). Христос принял человеческую смерть, чтобы упразднить «закон смерти», который установился вследствие греха. Человек — чтобы быть подлинно человеком — должен жертвовать собой, т.е. преодолевать свою самодостаточность и гордыню. Он должен изменять себя, стремиться к преображению, исцелению своего духа. Преодолеть грех — значит, разорвать замкнутый круг своей самости, быть готовым к самоотверженному общению с другими, ибо то богатство бытия, которое даровал нам Бог, может быть испытано и пережито только сообща26. Личностное бытие — существенная характеристика образа Божия в человеке. Человеческие личности богословие терминологически уподобляет Ипостасям Пресвятой Троицы. В Боге — одна природа и три Лица. Во Христе — две природы и одно Лицо. Это значит, что как в Боге, так и в человеке, созданном по образу Бога, необходимо различать лицо, или личность, и — природу, или сущность. Воплощается не Бог-Троица, но — Второе Лицо Троицы: Сын, или Слово Божие. Но в Воплощении именно Божественная Личность Сына, или Слова Божия, становится лицом «Человека Иисуса Христа». Человек есть личность, но в то же время еще должен стать ею. Как твар-ное существо, он может осуществить свое призвание только в общении с Богом Творцом; как существо греховное, он может стать личностью по образу Божию только в Церкви, отвергнув грех и возложив упование на искупительное содействие Христово. Тема личности непосредственно связана с темой общения — кинонии. Кинония — это одно из имен Церкви. Церковь есть сообщество, в котором происходит взаимообщение верующих с Богом и друг с другом — в Боге. В церковном общении преодолеваются индивидуальные разделения, и человек утверждается как личность, как ипостась27. Подлинным способом осуществления личного бытия является соборность. Наиболее адекватно смысл соборности выражает церковь. Наиважнейшим в церковной практике было символическое выражение соборных идей в храмовой архитектуре, иконописи, богослужебном пении. Именно через церковное искусство наиболее ярко переданы определяющие черты образа соборного единства как феномена русской духовной культуры. В. Соловьев считал, что главной целью нравственного развития человечества является соборность, т.е. единодушие всех людей, основанное на общей вере, при котором, однако, не должны устраняться индивидуальные особенности каждого человека в отдельности. На нее ориентированы и другие произведения русских мыслителей. «Философия общего дела» Н. Федоро- См.: Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на богословской конференции Русской Православной церкви «Учение Церкви о человеке» 5-8 ноября 2003 г. (http:// www.orthodox.org.ru). 7 Там же. Человек, как существо греховное, может стать личностью по образу Божию только в Церкви ва предполагает, что целью общественной жизни должна стать деятельность каждого человека на благо социума. Причем большую роль в этой деятельности должен играть научно-технический прогресс; например, Федоров предполагал, что с развитием науки станет возможной христианская идея воскрешения из мертвых. В православной экклезиологии понятие соборного единства обозначает один из основополагающих принципов церковной жизни, выражающий совершенную полноту и целостность Церкви, которые реализуются лишь через свободное единство всех ее членов (членов Тела Христова), посредством этого соборования возрастающих в ней до полноты и целостности личного бытия. Единственно возможным основанием такого единства является любовь, как явленность и действенность благодати Духа Святого, силой которого и живет Церковь28. Православный человек освящается Божественной благодатью и обогащается соборным сознанием. Это означает, что соборность как способ бытия не просто «принадлежит» личности в качестве одной из ее характеристик. Соборность оказывается самим существом личности, предсуществую-щим по отношению ко всем ее характеристикам. Русский мыслитель С.Л. Франк, исходя из социальных архетипов славянской мифологии и средневекового религиозного сознания, вводит мотив «события», «соборности» в определение русской философии как философии «Мы» или «Мы-философии»29. Как верно отмечает С.Л. Франк, «Я» и «Ты» могут существо- 28 Ahucuh А.Л. К соборной онтологии личности (http://www.ihtus.ru/65.shtml). 29 Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии// Философские науки. 1990. № 5. вать лишь во взаимополагании друг друга, именно их встреча является для них первофеноменом их личного бытия, истоком всякого «я есмь», которое является «неповторимым своеобразным самообнаружением жизни и бытия», здесь же одновременно рождается и «ты еси», как опознание «в известном смысле себя самого — за пределами себя самого»30. В русской философской традиции, таким образом, человек не мог пониматься в изоляции от мира и от другого человека. Православная церковь учит, что каждый народ, как соборная личность, имеет и своего особого Ангела-хранителя. Тайна национальности коренится в мистических глубинах народной жизни, являясь одной из важнейших первооснов человеческого бытия, залогом того духовного единения, без которого немыслимо само существование народа, общества, государства. В «Философии неравенства» Н. Бердяев пишет о том, что «народ есть мистический организм, соборная личность. В этом смысле народ есть нация, он объемлет все классы и группы, всех живых и умерших». Нация — соборная личность — так это выразил Достоевский; это ступенька в иерархии духовных ценностей между человеческой личностью и Богом. Народ — это соборная душа, симфоническая личность, включающая в себя как живущие поколения, так и уже ушедшие и еще не родившиеся. Выдающийся русский мыслитель B.C. Соловьев под идеей нации понимал «не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ31 Теория человеческого капитала восходит к идеям американского экономиста начала XX в. И. Фишера. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает критерию генерирования потока доходов в течение определенного времени, причем любой доход представляет собой продукт какой-либо разновидности капитала32. В этом случае капиталом является любой запас благ, который может накапливаться, а его производительное использование продолжается в течение длительного периода и приносит доход. Исходя из этого, человеческие способности, знания и навыки следует признать особой формой капитала на основании того, что они являются личным достоянием каждого индивида, обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления, требуют для своего формирования от индивида и общества весьма значительных затрат, имеют свойство накапливаться и представляют собой определенный запас. Формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в самостоятельное течение произошло в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Возникновение концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американского экономиста, представителя Чикагской школы Т. Шульца, который считается ее первооткрывателем. Огромный вклад внесли его идеи, изложенные в ста- з° Франк С.Л. Непостижимое // Соч. М, 1990. С. 348-355. Материал подготовлен проф. Г.Н. Соколовой. Fisher I. The Nature of Capital and Income. L., 1927. тьях «Формирование капитала образования» (I960)33 и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961)34. Почти одновременно с Т. Шульцем концепцию человеческого капитала разрабатывал другой американский экономист, представитель Чикагской школы Г. Беккер в статье35 и фундаментальной монографии36. В 1992 г. профессор экономики и социологии Чикагского университета Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». В отечественной литературе интерес к проблеме проявился недавно. В 1993 г. Р.И. Капелюшников, И.М. Албегова, Т.Г. Леонова, Р.Г. Емцов, П. Найт опубликовали статью, посвященную реабилитации человеческого капитала России в современных условиях37. Несколько ранее, в 1991 г., вышла работа М.М. Критского38, где, в частности, выделяются его превращенные формы: производственный, потребительский и интеллектуальный. И.В. Ильинский39 классифицирует виды человеческого капитала. В 1990-х гг. появились публикации, в которых ставится вопрос о необходимости изучения человеческого капитала в переходный период, например, работы Е.В.Галаевой, С.А. Дятлова, А.И. Добрынина и др.40 Наиболее серьезные результаты представлены в монографии А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыренковой41. Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека42. Инвестирование в человеческий капитал — важнейшая предпосылка его воспроизводства, но еще не само воспроизводство, которое осуществляется в процессе деятельности, где носитель этого капитала выступает либо субъектом, либо объектом воздействия. Человеческий капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и индивидуальном — в смысле затрат времени и усилий на накопление лич- 33 Schultz T.W. Capital Formation by Education // J. of Political Economy. 1960. Vol. 68. № 6. P. 571-583. 34 Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Rev. 1961. Vol. 51. № 1. P. 1-17. 35 BeckerG.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // J. of Political economy. 1962. Vol. 70. 36 BeckerG.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 37 Капелюшников Р.И. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и 38 Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 71 — 115. 39 Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.: 40 Галаева Е.В. Направления и механизмы профессионально-квалификационного роста работников 41 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: 42 Там же. С. 45-46. ных знаний, навыков, опыта. Но личные затраты неизбежно включаются в общественные, ибо накопленный запас знаний и умений может быть реализован в обществе посредством активной деятельности их обладателя43. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. 1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и долговременный эффект. 2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться; износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма, а во-вторых, степенью морального износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. 3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается. 4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект», состоящий в том, что в процессе обучения возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго. 5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. 6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. 7. По сравнению с инвестициями в иные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества44. Из всех инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в науку как двигатель научно-технического прогресса, образование, определяющее интеллектуальный потенциал общества, и здоровье как залог продления жизни человека, а следовательно, — времени функционирования человеческого капитала. Основным формам инвестиций в человека (расходам на здравоохранение, образование и науку) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), эти показатели используются Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком для сопоставления уровня разных стран и разделения их на три категории: с высоким, Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 48. Там же. средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса — одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы «развитие служило людям, а не люди — развитию». Этот показатель получил и более короткое название — Индекс человеческого развития (ИЧР). Он используется в докладах ООН с 1990 г. Индекс вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и материального благосостояния. Он позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями. В 1960—1990 гг. ИЧР вырос как в развитых, так и в развивающихся странах, причем разрыв между ними за этот период несколько сократился. Однако в начале 1990-х гг. в России, странах СНГ и ряде стран Восточной Европы произошло некоторое снижение ИЧР. По состоянию на 1997 г. Россия занимала 38-е место в мире, в 2002 г. — 60-е. В 2000 г. Беларусь находилась на 57-м месте. В 2001 г. на первом месте в мире оказалась Норвегия (3-е место по уровню ВВП на душу населения). США находятся на 6-м месте, при этом они вторые по уровню ВВП. Япония заняла 9-е место, Франция — 13-е, за ней следует Британия. Германия занимает 17-ю строчку, Чехия — 33-ю. Россия находилась на 55-м месте. На последнем, 162-м месте в индексе второй год подряд находится Сьерра-Леоне. В 2003 г. по Индексу человеческого развития Россия находилась в пятом десятке стран. На него влияют три показателя — здоровье, ресурсы, которые есть в стране для обеспечения жизни, и уровень образования (табл. 1). Таблица 1 Индекс развития человеческого потенциала некоторых регионов России
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2002/2003 // Эксперт. 2003. №46(401). Таким образом, ИРЧП и ИЧР —два названия одного и того же, представляют собой обобщенный показатель, включающий в себя такие показатели, как средняя продолжительность предстоящей жизни, уровень грамотности взрослого населения и реальный ВВП на душу населения. Разработан в рамках Программы развития ООН в 1990 г. в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов социально-демографической политики. В процессе своего воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный, экономический и инновационный обороты. Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявляется в трех главных видах. 1. Естественный оборот — обусловлен естественным выбытием и заменой работников при завершении периода их трудовой деятельности. 2. Экономический оборот — обусловлен заменой традиционно применяемой технологии, техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. 3. Инновационный оборот — обусловлен качественным обновлением технологии и техники, совершенствованием организации труда и производства и сопровождается переподготовкой работников, повышением их профессионально-квалификационных характеристик, улучшением качества и ростом производительности их труда. Человеческий капитал находится одновременно в состоянии естественного и экономического оборотов; инновационный оборот имеет место в условиях качественного обновления физического, организационного и человеческого капиталов и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-образовательных знаний. Для каждого вида оборота характерны своя длительность цикла, амортизационного периода и норма амортизации. Поскольку смена способов труда происходит во времени и пространстве циклически, постольку воспроизводственное движение человеческого капитала осуществляется тоже циклически45. Функциональный кругооборот человеческого капитала осуществляется посредством жизнедеятельности его носителя — человека, производительные силы которого принимают в процессе воспроизводственного движения различные функционально-логические формы. Существует семь стадий функционального кругооборота человеческого капитала: инвестирование в человека в виде конкретных вложений; накопление человеком необходимого творческого потенциала; использование накопленного потенциала в процессе труда, ведущее к росту производительности труда; рост доходов человека и получение других эффектов; рост уровня потребления и повышение качества жизни человека; повышение мотиваций, заинтересованности в новых инвестициях; новое инвестирование в человека. Повторяющийся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот человеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция общих оборотов индивидуальных человеческих капиталов в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала. Общий оборот индивидуального и совокупного человеческого капитала обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, а также воспроизводство и развитие общества, всех сфер человеческой жизнедеятельности46. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 61-62. Там же. С. 62-63. Состояние человеческого капитала в сфере здравоохранения определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль) населения, уровень заболеваемости населения, количество врачей на 100 тыс. человек, масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, определяемого как паритет покупательной способности (ППС) в долларах США, образование, расходы на профилактические мероприятия и пропаганду здорового образа жизни, расходы на экологические программы, социальную эффективность инвестиций в здравоохранение (табл. 2)47. Основным показателем эффективности инвестиций в здравоохранение выступает ИРЧП. Сравнивая страны СНГ со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала в 2001 г. (табл. 2), рассмотрим основные различия в показателях. Прежде всего, наблюдается разница почти в 10 лет в ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Она определяется даже не количеством врачей на 100 тыс. человек, а здоровым образом жизни и устойчивым доступом всего населения к основным лекарственным препаратам (в странах СНГ они доступны примерно половине населения). Эта разница определяется также уровнем младенческой смертности, превышающей смертность в высокоразвитых странах в 4 раза; уровнем детской смертности, превышающей смертность в этих же странах в 3—6 раз. Наконец, эта разница определяется важнейшими стоимостными показателями — ВВП на душу населения (в 3 раза меньше, чем в высокоразвитых странах) и расходами на здравоохранение (в 5 раз меньше). Таблица 2 Обусловленность ИРЧП обязательствами в области образования: государственными расходами (2001 г.)*
Примечание: В скобках указан рейтинг страны по ИРЧП. * Глобальный доклад ПРООН о развитии человека за 2003 год. Минск: Юнипак, 2003. С. 266-267. 47 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 92—93. Характерно, что основной прогресс в росте уровня здравоохранения наблюдался в высокоразвитых странах в период с 1970 по 2000 г. В 1970 г. страны СНГ обладали близкими к ним показателями в области здравоохранения, но не прогрессировали, а с 1990 г. буквально «откатились»: Беларусь — с 42-го на 57-е место, Российская Федерация — с 52-го на 63-е, а Украина — с 54-го на 75-е место в рейтинге стран по ИРЧП. Что касается Беларуси, то в 2003 г. впервые негативные тенденции преодолены и республика занимает 53-е место в рейтинге. Страны с высоким уровнем человеческого развития за 30 лет совершили качественный скачок, увеличив продолжительность жизни населения в 1,1 раза и сократив младенческую смертность в 4—5 раз48. Очевидно, что ресурсы и целенаправленная социальная политика, реализуемая в специальных программах, позволили им сделать такой рывок в будущее. Наряду с различием между странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала и блоком постсоветских государств, обращает на себя внимание их внутреннее сходство в натуральных и особенно стоимостных показателях (табл. 3). В Российской Федерации и Украине в том, что касается развития человеческого потенциала, положение несколько хуже, чем в Республике Беларусь, но в целом их показатели довольно схожи. Важнейшим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля расходов на здравоохранение
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |