Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободы договора в политико-правовом контексте 17 страница




--------------------------------

<1> Частное право, в XIX в. рассматривавшееся европейскими цивилистами как самодостаточная и автономная система правил, в которой господствует формальная логика, в XX в. стало оцениваться судами и многими учеными таких стран, как Германия или Голландия, через призму политико-правовых соображений и ценностей конституционного статуса (и в первую очередь прав и свобод человека). В этом контексте как свобода договора, так и ее ограничения стали зачастую выводиться из общих конституционных прав, свобод и ценностей. При этом конституционное влияние на сферу частного права в таких странах, как Германия, имеет в основном опосредованный характер. Некоторые немецкие авторы (например, Канарис) выступали за прямое горизонтальное воздействие конституционных ценностей, принципов и прав, при котором суды, разбирая гражданско-правовой спор, могут прямо мотивировать свое решение, отступающее от догматики частного права, ссылкой на нормы Конституции. Но на практике гораздо чаще немецкими судами применяется принцип косвенного горизонтального воздействия, согласно которому суд мотивирует свое решение, отступающее от догматических установок гражданского законодательства, все же ссылками на частноправовые оценочные нормы-принципы (добрые нравы и добросовестность), наполняемые конституционным смыслом. Немецкие суды, по сути, "вдавливают" в эти принятые еще в имперские времена "каучуковые" нормы гражданского законодательства совершенно новый смысл, превращая их в гибкие инструменты "самоисправления" гражданского законодательства под влиянием конституционных ценностей и принципов. Решающую роль в конституциализации частного права в Германии сыграло знаменитое решение Конституционного суда ФРГ по делу Luth (1958 г.). С тех пор накопившаяся практика немецких судов, по мнению современных исследователей, не оставляет никаких сомнений в том, что контрактное право оказалось подчиненным по отношению к основным правам и свободам человека и другим конституционным ценностям. В последнее время этот феномен окончательного падения частного права как автономной системы и вторжения в эту сферу политико-правовых и прежде всего конституционных ценностей, принципов и прав приковывает внимание большого числа ученых. Подробнее о конституциализации частного права Германии см.: Constitutional Values and European Contract Law / Ed. by S. Grundmann. 2008; Cherednychenko O.O. Fundamental Rights, Contract Law and the Protection of the Weaker Party: A Comparative Analysis of the Constitutiolisation of Contract Law with Emphasis on Risky Financial Transactions. 2007. P. 63 - 89, 104, 115; Kenny M., Devenney J, O'Mahony L.F. Unconscionability in European Private Financial Transactions: Protecting the Vulnerable. 2010. P. 9, 10; Markesinis B., Unberath H., Johnston A. The German Law of Contract. A Comparative Treatise. 2-d ed. Entirely Revised and Updated. Oxford, 2006. P. 38.

<2> Basedow J. Freedom of Contract in the European Union // 6 European Review of Private Law. 2008. P. 903.

<3> Kenny M., Devenney J., O'Mahony L.F. Unconscionability in European Private Financial Transactions: Protecting the Vulnerable. 2010. P. 9, 10.

<4> Ibid. P. 19, 21 - 23.

<5> См.: Chitty on Contracts. Vol. I: General Principles. 2008. P. 12.

<6> Ibidem.

 

В России Конституционный Суд РФ также прямо признает свободу договора конституционным принципом российского права, который может быть ограничен государством, но только тогда, когда ограничение вводится ради "защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" <1>. Как в западном, так и в современном российском конституционном контексте идея о свободе на заключение любых контрактов с любым содержанием является очевидным проявлением принципа личной свободы, права на свободную трудовую и предпринимательскую деятельность и защиту от необоснованного государственного вмешательства в частные дела.

--------------------------------

<1> Конституционный статус принципа свободы договора был признан Конституционным Судом РФ в Постановлении от 23 февраля 1999 г. N 4-П и впоследствии неоднократно им подтверждался (см., напр., Постановление от 28 января 2010 г. N 2-П). В контексте российского конституционного права свобода договора, прямо не закрепленная в Конституции, выводится Конституционным Судом из толкования нормы п. 1 ст. 8 Конституции РФ о гарантированности свободы экономической деятельности, а также нормы п. 1 ст. 34 о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной законной экономической деятельности.

 

Вторая, обратная, тенденция состоит в значительном расширении практики защиты слабой стороны договора от несправедливых договорных условий. Если до второй половины XX в. во многих западных странах основная цель ограничения свободы договора состояла в блокировании договоров и условий, противоречащих публичным или общественным интересам, нарушающих фундаментальные основы нравственности или дестабилизирующих социальную стабильность, чистый патернализм, защищающий самого контрагента от принятия несбалансированных условий, в XIX в. был редок и допускался в самых вопиющих случаях, а в первой половине XX в. защита слабой стороны договора только набирала обороты, то после Второй мировой войны и популяризации идей государства всеобщего благосостояния борьба с несправедливыми договорными условиями превратилась в центральную тему договорного права. Забота о слабом участнике оборота оказывалась в этот период в центре многих экономических и социальных реформ и не могла не отразиться на базовых принципах договорного права.

Главная же роль по внедрению в частное право патерналистских идеалов социального государства и защиты слабой стороны договора в первую очередь была отведена уже обсуждавшимся нами выше оценочным нормам (в их числе добросовестность, разумность, добрые нравы и т.п.) соответствующих гражданских кодификаций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Kennedy D. The Political Stakes in "Merely Technical" Issues of Contract Law // 1 European Review of Private Law. 2001. P. 7 - 28. См. также: Mattei U., Nicola F. A Social Dimension in European Private Law - The Call for Setting a Progressive Agenda // 41 New England Law Review. 2006 - 2007. P. 33. Недаром сторонники либертарианского подхода в рамках школы экономического анализа права крайне недолюбливают оценочные стандарты в законодательстве и предпочитают четкие и однозначные нормы. См.: Schwartz A., Scott R.E. Contract Theory and Limits of Contract Law // 113 Yale Law Journal. 2003 - 2004. P. 618, 619.

 

В частности, после Второй мировой войны "каучуковые" параграфы ГГУ о добросовестности и добрых нравах стали использоваться судами как формальные прикрытия для значительного отступления от идеи свободы договора в целях защиты более слабой стороны. Эти нормы стали проводниками конституционных, моральных и утилитарных идей и ценностей и подстраивали регулирование в соответствии с изменившимися условиями. "Конституциализация" частного права не только предполагала признание конституционного статуса принципа свободы договора, но и принимала вытекающие из Конституции основания для ее ограничения. Эти основания находились судами в Конституции ФРГ и закрепленных в ней принципах и ценностях и внедрялись в мотивы судебного решения (следуя принципу "косвенного горизонтального воздействия") посредством ссылок на частноправовые принципы добрых нравов и добросовестности. В итоге для немецких судов открылся значительный простор для ограничения свободы договора, если в конкретных обстоятельствах этого очевидно требуют соображения справедливости и другие этические ценности.

Благодаря этому механизму немецким судам удалось создать отсутствующую в ГГУ и де-факто идущую вразрез с закрепленными в нем идеями абсолютной свободы договора доктрину судебного ex post контроля справедливости договорных условий и условий договоров, заключенных на стандартных условиях, в частности Закон об общих условиях сделок 1976 г. (впоследствии интегрированный в новую редакцию ГГУ 2002 г.), детально регулирующий множество ограничений свободы формулирования стандартных условий договора (в том числе и потребительского) и дающий судам общее право не приводить в исполнение большинство потенциально несправедливых условий таких договоров, просто закрепил те решения, которые до этого были выработаны на уровне судебной практики с опорой на § 138 и 242 ГГУ <1>.

--------------------------------

<1> Zimmermann R. An Introduction to German Legal Culture (in Introduction to German Law) / Ed. by W.F. Ebke and M.W. Finkin. 1996. P. 17.

 

Но и после появления в Германии специального законодательства об ограничении свободы договоров, заключенных на стандартных условиях, и общего правила о недопустимости включения в такие договоры явно несправедливых условий потребность в общих нормах о добросовестности и добрых нравах остается. Они используются для патерналистских ограничений договорной свободы там, где специальные правила о контроле справедливости стандартизированных договоров не справляются <1>.

--------------------------------

<1> Niglia L. The Transformation of Contract in Europe. 2003. P. 43.

 

Опыт немецкого права по внедрению в текст гражданской кодификации "универсальных корректоров", способных в случае явной необходимости легитимировать судебную практику по изменению или отмене условий договора по веским политико-правовым причинам, оказался настолько удачным и общепризнанно эффективным, что был перенят другими странами. Голландские юристы в новом Гражданском кодексе включили детальные нормы, направленные на контроль содержания стандартных условий договора, и дошли даже до того, что в п. 2 ст. 6:2 и п. 2 ст. 6:248 Гражданского кодекса Нидерландов (далее - ГКН) включили потрясающие по своей универсальности правила, согласно которым любое условие договора не подлежит применению, "если это в конкретных обстоятельствах будет неприемлемым в соответствии с критериями разумности и справедливости" <1>. При этом не менее важную роль в ex post ограничении договорной свободы в Голландии играет и знакомый нам феномен конституциализации частного права. Голландские суды, вслед за их немецкими коллегами применяя принцип "косвенного горизонтального влияния", в послевоенный период начали наполнять общие "каучуковые" (как мы видим, даже более "каучуковые", чем немецкие образцы) нормы о добросовестности, справедливости и т.п. прямым конституционным смыслом <2>.

--------------------------------

<1> Hartkamp A.S., Tillema M.M.M. Contract Law in the Netherlands. 1995. P. 28; Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. М., 1998. С. 242.

<2> Cherednychenko O.O. Fundamental Rights, Contract Law and the Protection of the Weaker Party: A Comparative Analysis of the Constitutionalisation of Contract Law, with Emphasis on Risky Financial Transactions. 2007. P. 124, 125.

 

В послевоенный период практически все страны признали право суда снизить завышенную договорную неустойку. Те правопорядки, которые вслед за Германией, Австрией, Швейцарией, Италией и рядом других стран не решились прямо закрепить право суда снизить несоразмерную неустойку в XIX или в первой половине XX в., после Второй мировой войны окончательно сформировали судебную практику, согласно которой суд получил право ограничивать свободу договора применительно к размеру неустойки на основе общих принципов добросовестности (например, в Голландии <1>, в Бельгии <2>, в Квебеке <3> и др.).

--------------------------------

<1> Introduction to Dutch Law / Ed. by J. Chorus, P.-H. Gerver, E. Hondius, A. Koekkoek. 1999. P. 130.

<2> См.: Principles of European Contract Law. P. I and II / Ed. by O. Lando & H. Beale. 2000. P. 456; Principles, Definitions and Model Rules of European Private Law. Draft Common Frame of Reference (DCFR) / Full Edition; Ed. by C. von Bar and E. Clive. Vol. I. 2009. P. 965.

<3> Agence Maitre Boucher Inc. c. Robert (2009 QCCS 1120).

 

К 1970-м гг. и этого стало казаться мало. Так, во Франции по мере сворачивания laissez-faire цивилисты выражали все большее недовольство тем, что закон не дает судам возможность ограничить драконовские штрафные санкции, которые то и дело встречались при рассмотрении споров <1>. В конце концов, как заметил У. Маттеи (U. Mattei), в XX в. классический французский режим неустойки стал жертвой глобального отката от идеологии свободы договора <2>. После внесения в текст ФГК изменений Законом от 9 июля 1975 г. N 75-597 суд получил право уменьшить согласованную сумму, если она является явно избыточной. По Закону от 11 октября 1985 г. N 85-1097 в дополнение суд получил право пересматривать размер неустойки не только по ходатайству должника, но и по собственной инициативе, ex officio (абз. 2 ст. 1152 ФГК).

--------------------------------

<578> Miller L. Penalty Clauses in England and France: A Comparative Study // 53 International and Comparative Law Quarterly. 2004. P. 87.

<579> Mattei U. The Comparative Law and Economics of Penalty Clauses in Contracts // 43 The American Journal of Comparative Law. 1995. P. 435.

 

Голландский законодатель решился на аналогичный шаг и прямо закрепил право суда снизить неустойку только в 1992 г. (ст. 6:94 ГКН).

Те страны, которые в XIX в., введя институт снижения неустойки, исключили применение этого правила в отношении сугубо коммерческих договоров, во второй половине XX в. вынуждены были смягчать позиции. Так, в Германии утвердилась практика, согласно которой в случаях явной и "вопиющей" несоразмерности неустойки она, как и любое иное условие договора, теоретически может быть подвергнута судебному контролю путем применения положений о добросовестности сторон и добрых нравах (§ 242 и 138 ГГУ) <1>. В Австрии же, где, как и в Германии, правило о снижении неустойки долгое время не распространялось на коммерсантов, после законодательной реформы 2007 г. новое Предпринимательское уложение отменило данное исключение <2>.

--------------------------------

<1> Principles of European Contract Law. P. I and II / Prepared by the Commission on European Contract Law; Ed. by O. Lando and H. Beale. 2000. P. 456.

<2> Beig D. Austria - the Reform of Commercial Law // 2 European Review of Contract Law. 2007. P. 218j.

 

Усиление роли судов по ex post ограничению свободы договора прослеживалось по всему спектру развитых правопорядков, но не происходило одинаково интенсивно. Так, например, в то время как немецкое право уже с начала XX в. закрепило право снижать договорную неустойку (за исключением сугубо коммерческих контрактов), а в 1970-е гг. предоставило судам беспрецедентную свободу в патерналистском контроле справедливости условий сделок с потребителями, трудовых контрактов и некоторых иных договоров, заключаемых в условиях явного неравенства переговорных возможностей, в ряде других правопорядков этот процесс не был столь же стремителен. Так, мы отметили, что французское законодательство только в 1975 г. решилось дать судам право снижать неустойку, а французские суды взяли на себя смелость интенсивно ограничивать несправедливые условия потребительских договоров только в 1990-е гг. <1>.

--------------------------------

<1> Niglia L. The Transformation of Contract in Europe. 2003. P. 65 - 76.

 

Некоторые авторы видят в качестве одной из причин разной интенсивности развития патерналистской защиты слабой стороны договоров во второй половине XX в. различия в структуре экономики разных государств. В таких странах, как ФРГ с ее давними ордолиберальными традициями, экономика со времен Эрхарда была построена на прочных либеральных принципах, а государство в основном выполняло и выполняет функции объективного регулятора (фиксатора правил игры) и перераспределителя налогов в пользу менее обеспеченных. Немецкое государство активного участия непосредственно в самой производственной жизни не принимало. В этих условиях государственным судам было гораздо проще устанавливать и развивать популярную в обществе систему патерналистской защиты слабой стороны договора и ограничения интересов сильной стороны, чем в таких странах, как Франция, где в силу более активного присутствия государства в экономике одними из наиболее сильных участников оборота являлись как раз государственные компании <1>. С другой стороны, более активная роль Французского государства в экономике, видимо, не только предопределила низкую интенсивность патерналистской опеки слабой стороны договора, но и повлияла на тот факт, что основной мотив ограничения свободы договора во Франции во второй половине XX в. состоял в защите интересов государства.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 7, 8, 50, 67.

 

По всей видимости, степень участия государства в экономике действительно оказывала некоторое влияние на интересующий нас процесс. Достаточно вспомнить, что в плановой экономике система судебного ex post контроля справедливости договорных условий была немыслима по определению в силу того, что условия договоров утверждались прямо или косвенно самим государством. Тем не менее вряд ли стоит абсолютизировать эту закономерность. На интенсивность защиты слабой стороны договоров влияла и масса иных факторов (политических, идеологических и др.). Иначе трудно объяснить, почему в такой стране, как Великобритания, имеющей относительно низкую степень непосредственного участия государства в обороте, система судебной ex post защиты слабой стороны договора вплоть до последнего времени была крайне фрагментарна, и универсальный инструментарий защиты потребителей от несправедливых договорных условий был признан только в 1990-е гг. под давлением соответствующих директив ЕС.

Как бы мы не объясняли разную скорость развития патерналистской опеки слабой стороны договора, ясно, что общая тенденция была достаточно очевидна. К концу XX в. практически все развитые страны предоставили судам достаточно широкую компетенцию по ex post контролю справедливости договорных условий в целях защиты слабой стороны договора.

В результате этих процессов во второй половине XX в. практически во всех западных странах окончательно сформировалось специальное регулирование договоров с потребителями, насыщенное множеством ограничений договорной свободы. Эти ограничения вводились как судами, так и законодателями. На уровне правительства Европейского союза соответствующее регулирование оформляется в виде целого ряда директив, заложивших основу для европейского потребительского права.

Американские законодатели после Второй мировой войны приняли целый ряд законов, ограничивающих свободу договора в сделках с потребителями <1>. В частности, существенно сужалась сфера свободы договора в договорах ипотечного кредитования, применительно к которым законодатели штатов и суды начали вводить множество ограничений договорной свободы с целью защитить заемщика от навязанных ему контрактных условий, излишне жестко регулирующих последствия просрочки <2>.

--------------------------------

<1> White A.M. Behavior and Contract // 27 Law and Inequality. 2009. P. 139.

<2> Подробнее см.: Dyal-Chand R. From Status to Contract: Evolving Paradigms for Regulating Consumer Credit // 73 Tennessee Law Review. 2005. P. 303 ff.

 

Кроме того, в целях более эффективного сдерживания предпринимателя от использования несправедливых условий в своих контрактах с потребителями право многих европейских стран (Англии, Франции, Швеции, Германии и др.) в последнее время предоставило ассоциациям и союзам потребителей, а иногда и специальным административным органам (например, в Англии - Департамент добросовестной торговли, Office of Faire Trading) возможность подачи превентивных исков о запрещении на будущее использования тех или иных договорных условий конкретными коммерсантами <1>.

--------------------------------

<1> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 2. М., 2000. С. 36 - 38.

 

В этом контексте неудивительно, что во второй половине XX в. суды многих капиталистических стран стали уделять все большее внимание вопросам сбалансированности встречных предоставлений и справедливости цены. Так, например, австрийский законодатель в 1979 г. исключил для сторон возможность оговорить неприменение доктрины laesio enormis в договоре <1>, а впоследствии распространил действие этой доктрины и на контракты между коммерсантами, правда, допуская в таких случаях право сторон прямо исключить применение данной доктрины <2>.

--------------------------------

<1> Zimmermann R. The Law of Obligations. Roman Foundations of the Civilian Tradition. Oxford, 1996. C. 269.

<2> Как уже отмечалось, ранее доктрина laesio enormis к контрактам между коммерсантами не применялась в силу Австрийского торгового уложения (§ 351а). Отказ от этого исключения произошел при принятии Австрийского коммерческого кодекса 2007 г. (§ 951). Теперь согласно § 951 Коммерческого кодекса коммерсанты теряют право ссылаться на доктрину laesio enormis, только если прямо оговорили отказ от права оспаривания договора на этом основании в договоре.

 

В 1950 - 1970-е гг. как европейское, так и американское право продолжило начатую в первой половине XX в. спецификацию регулирования трудовых контрактов и усиление императивности соответствующих норм (о минимальном уровне заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и работе в выходные дни, ограничении произвольного расторжения договора работодателем и финансовых гарантиях увольняющимся и т.п.). Трудовое право все сильнее утверждало свой особый статус в системе частного права.

Одновременно во второй половине XX в. продолжили свое развитие многие намеченные ранее тенденции по ограничению свободы договора в иных целях, не связанных с защитой слабой стороны договора. Так, например, повсеместно интенсифицировалось давление на принцип свободы договора со стороны антимонопольного законодательства. Так, в 1950 - 1970-х гг. во многих странах (например, в ФРГ, Франции, Англии) было принято законодательство, ставящее под запрет или как минимум под серьезный государственный контроль те или иные картельные соглашения, ценовые сговоры, корпоративные слияния и поглощения, а также другие сделки, влекущие значительную экономическую концентрацию и ограничение конкуренции. В США же, в которых достаточно строгое антимонопольное законодательство действовало и ранее, период 1950 - 1970-х гг. отметился громкими антимонопольными процессами против крупнейших корпораций (например, "Дженерал Моторс", "Алкоа"). Если в первой половине XX в. законодательство многих стран (за очевидным исключением США) саму монополизацию рынков не рассматривало как нечто, чему необходимо жестко противостоять, и право в основном запрещало отдельные злоупотребления монополистической властью в форме навязывания несправедливых условий и монопольных цен, то во второй половине XX в. ситуация начала в корне меняться. Позитивное право начинало интенсивно бороться также и с договорными формами ограничения конкуренции и экономической концентрации, способствующей монополизации рынков. Тезис немецких экономистов ордолиберальной школы о том, что государству следует бороться не только со злоупотреблениями монополистов, но и с самим возникновением оных, становился в этот период все более популярным.

Предопределенные различными макроэкономическими и социальными соображениями ограничения свободного ценообразования во второй половине XX в., хотя и не имели столь интенсивный и масштабный характер, как в бурные 1920 - 1940-е гг., но и не были чем-то абсолютно немыслимым. В такой форме западные государства иногда реагировали как на проблему монополизации рынков, так и на резкие экономические потрясения и иные вызовы экономической политике государства (например, послевоенное восстановление, нефтяной кризис 1970-х гг.). Особенно характерны ограничения ценовой свободы были для Франции в 1945 - 1970-х гг. <1>, но встречались они и в таких достаточно либертарианских странах, как США <2>.

--------------------------------

<1> Существенное снижение активности административного вмешательства государства в рыночное ценообразование на некоторые объекты оборота во Франции произошло только в конце 1980-х гг. См.: Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2010. С. 256.

<2> Там же. С. 397.

 

В результате всех этих процессов в научных кругах заговорили о выдвижении в противовес классическому принципу договорной свободы некого нового базового принципа, способного более точно описать основную идею политики позитивного права в отношении частных договоров. В научной среде разгорелись споры о верном названии данного принципа. Предлагались такие названия, как "договорная справедливость", "договорная солидарность", "социальное договорное право", "принцип уважения и справедливости" и т.п. <1>. При этом О. Чередниченко и некоторые другие европейские цивилисты отмечают, что логичнее говорить не о возникновении некого оппозиционного договорной свободе принципа договорного права, а о деформализации и "материализации" самого принципа свободы договора <2>. Если в XIX в. договорная свобода понималась сугубо формально, то в новых условиях акцент начинает делаться на реальной возможности свободно определять условия договора. Потребители, работники и иные контрагенты с ограниченными переговорными возможностями заслуживают защиты во имя обеспечения их реальной договорной свободы.

--------------------------------

<1> См.: Lurger B. The "Social" Side of Contract Law and the New Principle of Regard and Fairness // Towards a European Civil Code. 3-rd ed. 2004. P. 284 - 286; Muniz-Arguelles L. A Theory on the Will Theory: Freedom of Contract in a Historical and Comparative Perspective // 52 Revista Juridica de la Universidad de Puerto Rico. 1983. P. 267; Kutz H. Flessner A., Weir T. European Contract Law. Vol. I. 2002. P. 11, 12.

<2> Cherednychenko O.O. Fundamental Rights, Contract Law and the Protection of the Weaker Party: A Comparative Analysis of the Constitutionalisation of Contract Law with Emphasis on Risky Financial Transactions. 2007. P. 10, 11. Как отмечает Стефан Грундман, "реальный вопрос состоит не в том, должна ли свобода договора быть стартовой точкой, а в том, насколько формально он должен быть выражен или какая степень материализации этого принципа необходима, приемлема и может быть оправдана" (цит. по: Cherednychenko O.O. Fundamental Rights, Contract Law and the Protection of the Weaker Party: A Comparative Analysis of the Constitutionalisation of Contract Law with Emphasis on Risky Financial Transactions. 2007. P. 11).

 

Сторонники отхода от презумпции свободы договора считают, что в силу значительного неравенства переговорных возможностей, монополизации экономики, информационной асимметрии и распространения стандартизированных договоров свобода договора превращается в своего рода миф и не заслуживает роли базовой презумпции договорного права. Поэтому, на их взгляд, пора прекратить настаивать на принципе свободы договора, чтобы впоследствии перечислять исключения из него. Вместо этого, по их мнению, центр гравитации договорного права должен сместиться от принципа свободы договора к идее о контрактной справедливости, гармонии социальных интересов, честности и солидарности <1>. Так, в 2004 г. Исследовательская группа по обеспечению социальной справедливости в европейском частном праве (Study Group on Social Justice in European Private Law) опубликовала манифест, в котором критиковала доминирующий в Европе подход, согласно которому базовым принципом остается принцип договорной свободы, а любое его ограничение возлагает на инициатора такого ограничения бремя приведения убедительных аргументов в пользу этого ограничения. Манифест призывает осуществить инверсию и возложить бремя аргументации на тех, кто обосновывает оправданность договорной свободы и отсутствие необходимости ее ограничения <2>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Muniz-Arguelles L. A Theory on the Will Theory: Freedom of Contract in a Historical and Comparative Perspective // 52 Revista Juridica de la Universidad de Puerto Rico. 1983. P. 267. Обзор литературы, в которой обсуждается возможность изменения основного принципа договорного права, см.: Kutz H., Flessner A., Weir T. European Contract Law. Vol. I. 2002. P. 11, 12.

<2> См.: Study Group on Social Justice in European Private Law. Social Justice in European Contract Law: A Manifesto // 10 European Law Journal. 2004. P. 653 - 664.

 

Такой революционный взгляд во второй половине XX в. не был разделен большинством правоведов и не повлек развенчание принципа свободы договора как базовой презумпции договорного права на уровне законодательства и судебной практики и лишение его конституционного статуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.