Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировки заданий




Многие клиенты достигли своих целей с помощью ОРКТ именно благодаря базовому допущению, что изменения постоянны и неизбежны. Одним из отличительных признаков этого подхода является уверенность терапевта в грядущих переменах. В процессе выработки формулировок ориентированных на решение заданий наличие ожидания изменений и веры в них у клиента стало одной из важнейших составляющих данных интервенций. Задания в ОРКТ– это высоко стандартизированные интервенции (де Шазер, 1985), которые терапевты ОРКТ применяют в конце сессии. Они стандартизированы в том смысле, что формулировка задания является достаточно общей, чтобы подходить многим клиентам, представляющим на терапию широкий спектр жалоб. Изначально «формулы» заданий были разработаны для того, чтобы инициировать новое поведение клиента.

Некоторые основные принципы ОРКТ заданий выглядят так: ОРКТ задания должны позволять/стимулировать клиент к тому, чтобы сделать что-то иначе, совершить/заметить небольшое изменение в желаемую сторону, укрепить ожидание изменений, позволить клиенту внести собственную уникальность в задание, предполагать возможность повторения и широкую сферу применения. Каждый из этих компонентов способствует укреплению у клиента ожидания успеха и веры в него.

Наверное, самым известным заданием-схемой является ОРКТ задание, которое терапевт дает в конце первой встречи. Цель этого задания – переместить фокус внимания клиента с прошлого на настоящее и будущее и безоговорочно способствовать ожиданию изменений (де Шазер, 1985). Это задание может выглядеть так: «Во время между сегодняшней и нашей следующей встречей обращайте, пожалуйста, внимание на все, что Вы хотели бы продолжить или повторить, или чаще встречать в вашей жизни.» Таким образом создается возможность для возникновения позитивного само-осуществляющегося пророчества. В задании «для завершения первой встречи» содержится ожидание того, что произойдет множество поступков или событий, на которых клиент сможет основываться в дальнейшем. В задании «структурированной борьбы» (де Шазер, 1985) содержится ожидание того, что возникнет новая модель борьбы, что приведет к изменению (и уменьшению) жалоб вокруг борьбы. В задании «неожиданности» (Reiter, 2004) есть ожидание того, что идентифицированный пациент будет совершать позитивные и продуктивные поступки. Задание-предскзание (де Шазер, 1985) содержит ожидание того, что не каждый день будет плохим днем; значит, будут и хорошие дни (или, как минимум, будут «не такие уж плохие» дни). В задании «сделай что-нибудь по-другому» (де Шазер, 1985) есть ожидание того, что может возникнуть и возникнет новая модель отношений. Частично эти задания работают еще и от того, что они еще раз подтверждают для клиента уверенность терапевта в том, что изменения наступят, что клиент может измениться и решить проблему.

Чувства надежды и ожидания являются неотъемлемой составляющей формулировок заданий, как существующих сейчас, так и возможных в будущем. При разработке новой формулы задания представляются полезными три критерия: ожидание, изменение/отличие, предоставление клиентам пространства для творчества. Каждому заданию внутренне присуще ощущение, что терапевт ожидает изменений, и таким образом задание также способствует надежде на благоприятный исход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.