Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Файдыш Е.К. – Измененные состояния сознания 1 страница




 

www.e-puzzle.ru

Е. А. ФАЙДЫШ

Измененные состояния сознания (Краткий путеводитель по внутренним мирам)

Художник JI. В. Бирилло

Сдано в набор 17.08.93. Подписано в печать 20.10.93. Формат 60x84/16. Бумага газетная. Физ. ne*i. л.8,5. Уел. печ. л.7,91. Уч.-изд. л.8,6.

Заказ 2966. Тираж 50 000.

Типография издательства «Кавказская здравница», г. Минеральные Воды

Е.. А. ФАЙДЫШ

Измененные состояния сознания

(Краткий путеводитель по внутренним мирам)

г. Москва 1993

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава I. Мистицизм и эволюция современных представлений о природе человеческого сознания и реальности 7

Глава II. Пространство и время в измененных состояних сознания. Параллельные вселенные 16

Глава III. Картография тонкоматериальных миров 31

Глава I V. Особенности объектов и сущностей, воспринимаемых в измененных состояниях сознания,архетипы 38

Глава V. Тонкоматериальный мир и глубинное

бессознательное. Новые подходы к интеграции личности,снятие комплексов,

блоков, энергопаразитов 50

Глава VI. Принципы духовной трансформации,

проблема добра и зла, зомоировка и

вампиризм 66

Приложение 1. Краткий обзор принципов и методов йоги, полезных при работе в измененных состояниях сознания 76

Приложение 2. Малоизвестные сведения о функциональных образованиях тонкого тела и

работе с ними 85

Приложение 3. Принципы построения и работы с тант- ристскими медитативными диаграммами (янтрами, мандалами) 120


 

ВВЕДЕНИЕ

Данная книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся природой человеческого сознания, расширением современных представлений о реальности, новыми подходами к древнему мистическому и магическому знанию.

В наши дни во всех индустриально развитых странах все большее число людей обращает свое внимание к внутреннему миру, субъективному аспекту человеческого бытия. От примитивного рационализма и материализма западноевропейская цивилизация начинает переходить на более высокий виток развития, где рациональное, научное и мистическое знания рассматриваются не как две взаимоисключающих альтернативы, а два равноправных способа описания мира, дополнительные друг другу.

Этому способствует и развитие современной физики, психологии, парадоксальным образом сблизившее научное знание и древнее, мистическое восприятие реальности. И понимание, что один внешний, материальный мир не является гарантом человеческого счастья. Мысль, которая была выстрадана в величайших трагедиях двадцатого века: революциях, войнах. Крах коммунистической идеологии, сильнейший кризис потребительской системы ценностей в западном мире показали, что ориентация только на материальный, вещественный план реальности ведет к тупику, а по-видимому, и к полной гибели нашей цивилизации.

Только гармоничное, сбалансированное и в материальном и в духовном плане общество имеет шанс на будущее. Поэтому в наше время так возрос интерес к эзотерическим учениям древности, мистицизму.

В данной книге делается попытка переосмыслить древние представления о человеческом сознании и тонкоматериальном мире с позиций современного естествознания. Адаптировать знания и методики древности к современной культуре, современному человеку. Дать начальные сведения о тонкоматериальном мире, параллельных пространствах, населяющих их сущностях. А также о современных подходах к пробуждению глубинного бессознательного, интеграции и духовной трансформации человека.

Первая глава посвящена современным научным исследованиям, новым научным направлениям, сделавшим возможным понимание природы, реальности, стоящей за древними мистическими представлениями. Это, прежде всего, трансперсональная психология, квантовая механика, неравновесная термодинамика и синергетика. В этой главе приводятся данные о природе физической реальности, стоящей за тонкоматериальным миром и параллельными пространствами, особенностями восприятия в измененных состояниях сознания (ИСС).

Во второй главе описываются свойства пространства и времени, тонкоматериального мира, воспринимаемые в ИСС и в шаманских состояниях сознания. Даются начальные представления о многомерных пространствах, принципах перехода из нашего мира в параллельные вселенные.

Третья глава посвящена картографии тонкоматериальных планов реальности. Принципам построения, своего рода навигационных карт, предназначенных для путешествия по параллельным мирам в измененных состояниях сознания. В качестве примера приводится картография миров, описанных в книге Д. Андреева «Роза мира».

В четвертой главе даются сведения о специфических свойствах сущностей и объектов, населяющих тонкоматериальные миры. Особое внимание уделяется сложностям их восприятия, знакам и символам, позволяющим составить верное представление о природе существ, вступающих с вами в контакт. Правильно истолковать сложные символические образы, характерные для ИСС.

Пятая глава посвящена очень важной части человеческой психики — глубинному бессознательному, которое служит своеобразными воротами в параллельные вселенные. От прораоотки этого плана психики, очищения его от психотравматического опыта в огромной степени зависит как психосоматическое здоровье человека, так и возможность успешного и безопасного путешествия в ИСС. В этой главе приводятся новейшие результаты о психоэнергетической природе устойчивых травматических переживаний (систем конденсированного опыта). Описывается новое поколение интегративных техник, являющихся дальнейшим развитием пневмокатарсиса, созданного в США С. Грофом. Даются сведения об организации психоэнергетической среды в месте будущего погружения, возможности использования современных технических средств (биорезонаторов, психотропных генераторов и т. д.).

Последняя, шестая глава, посвящена проблеме духовной трансформации, являющейся необходимым условием саморазвития, пробуждения глубинных резервов и сверхспособно- стей. В ней рассматривается проблема добра и зла как в древних эзотерических учениях, так и в современной философской и психологической традиции. Приводится набор критериев, позволяющих гармонизировать собственную психику, контролировать темные, демонические аспекты собственного я. Даются простейшие способы, позволяющие вовремя распознать контакт с человеком или тонкоматериальной сущностью, несущей разрушительное, демоническое начало, избежать зомбировки и вампиризма.

И, наконец, в приложении даются начальные сведения по малоизвестным аспектам йоговских техник, чакровой системе и медитативным индийским и тибетским диаграммам — янтрам, мандалам. По тем их методикам, которые могут быть полезны при работе в измененных состояниях сознания.

 

Глава Г

МИСТИЦИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И РЕАЛЬНОСТИ

Долгие годы научные и мистические представления о реальности противопоставлялись друг другу, считались взаимоисключающими. Естественно, при этом право на истину признавалось только за научным описанием мира.

Сейчас наши представления о реальности становятся менее жесткими. Мы начинаем понимать, что мир бесконечно разнообразнее и сложнее любых наших представлений о нем. И право на существование имеют самые различные формы описания реальности, которые не исключают, а дополняют друг друга, описывая просто разные аспекты реального мира. С этой точки зрения и научные и мистические представления являются такими дополняющими друг друга формами описания реальности. И лишь теперь развитие современной физики, ее концептуального аппарата позволяет говорить о точках соприкосновения между ними.

Рассмотрим взаимосвязь научного и мистического описания мира на примере одной очень важной проблемы — представлений о природе окружающего нас пространства, его взаимосвязи с разными уровнями организации человека.

С самой глубокой древности, со времен неолита, а может быть, и раньше, люди говорили как минимум о двух планах окружающей их реальности. О мире плотных форм, воспринимаемых зрением, слухом и другими органами чувств и о мире тонкоматериальном, который не доступен обычным органам чувств, но не менее реален, чем первый. Именно с этим планом реальности связывали различных духов природы, разнообразных персонажей сказок и мифов: эльфов, троллей, русалок, леших и т. д. Считалось, что многочисленные существа этого мира, параллельного нашему, активно влияют на нашу жизнь, могут помогать или вредить людям, вызывать болезни или способствовать выздоровлению. Собственно, все древние формы шаманизма, колдовства, магии ориентировались на установление контакта с этим тонкоматериальным миром и использование его сущностей и энергий для решения самых разных практических задач.

Соответственно и человек рассматривался как одновременно существующий в нескольких планах реальности, с каждым из которых связано одно из его тел. При этом то, что мы сейчас называем телом, считалось только частью человеческого существа и к тому же не самой важной.

Именно подобные представления о реальности лежали в основе всех древних культур и цивилизаций таких, как, например, индийская, китайская, египетская, древнегреческая и т. д.

До недавнего времени наука категорически отрицала обоснованность — какую бы то ни было — подобного взгляда ка мир. Однако развитие современной физики, психологии, нейрофизиологии, парапсихологии показывает, что реальный мир может быть устроен гораздо ближе к этим представлениям, чем к примитивной механистической схеме, описывающей лишь мир плотных форм.

Собственно говоря, в представлении о том, что вокруг нас существует огромный пласт реальности, недоступный непосредственному восприятию пяти органов чувств, нет ничего мистического. Вспомним, что наше тело буквально пронизано различными волнами электромагнитного диапазона, через него постоянно пролетают элементарные частицы, приходящие из космоса, воздействуют радиационные поля земного происхождения, акустические волны ультразвукового и инфранизкого диапазонов. И все это несет громадные потоки информации, незримо воздействует на наш организм (вспомним хотя бы влияние солнечной активности). В реальности этого мира убедиться проще простого — достаточно включить телевизор или радиоприемник. А представьте, что кто-нибудь стал бы говорить о реальности подобных незримых и неслышимых сигналов до изобретения радио — его, естественно, обвинили бы в мистицизме и прочих грехах.

Ну, а чтобы признать возможным существование тонкоматериального мира, нужно сделать один шаг — допустить, что электромагнитные, акустические и другие волны могут образовывать устойчивые, длительно сохраняющиеся структуры. Именно они могут стать «телами» существ, о которых говорят древние мифы и сказания. С точки зрения современ-

к ной физики в этом допущении нет ничего невероятного. Более того, целый ряд таких устойчивых волновых образований хорошо известен и давно изучается. Это разнообразные вихри и, в частности, солитоны. Все мы видели мини-вихри, образованные водой, вытекающей из ванны, маленькие смерчи пыли в потоках ветра, ощущали на себе влияние громадных атмосферных вихрей — циклонов и антициклонов. К подобным вихрям принадлежат и кольца, пускаемые из дыма сигарет.

Такие вихри представляют собой энергетические структуры, не связанные жестко с веществом (атомами, молекулами) как окружающие нас обычные материальные объекты. Условия возникновения и развития подобных вихрей и других более сложных образований изучает новая область физики — синергетика, направленная на исследование процессов самоорганизации в живой и неживой природе. Именно синергетика позволяет выявлять наиболее общие закономерности систем, обладающих поведением и памятью, на этой основе сделать вывод о возможности существования организмов с «телом» и «мозгом» из вихревых структур.

Самое интересное, что как народная традиция, так и древние мистические учения связывали тонкоматериальный мир с вихревыми образованиями. Так, в русских народных преданиях считалось, что пылевые вихри на дороге скрывают в себе злого духа. Индийские тексты по йоге содержат в себе описания тонкоматериальных центров человеческого тела — чакр, имеющих форму конусообразных вихрей, с вершинами на позвоночнике, а основаниями круглой формы на передней части тела. Сенситивы, описывая чакры, говорят об ощущении вращения, а само слово «чакра» в переводе означает колесо. Подобных примеров можно было бы привести очень много.

Другая группа фактов, подтверждающая существование тонкоматериальных планов реальности, связана с современными исследованиями по нейрофизиологии. Еще в начале нашего века великий английский нейрозифиолог Шерринг- тон говорил, что, изучая мозг, мы ничего не узнаем об организации высших психических функций. Иными словами, нервная система реализует только вспомогательные функции, связанные с реализацией стереотипных поведенческих актов. Психика, человеческая индивидуальность локализованы за пределами мозга. Это точка зрения была развита и подтверждена современными нейрофизиологическими исследованиями его ученика, лауреата Нобелевской премии Экклса. В книге «Сознание и его мозг», написанной совместно с известным философом К. Поппером, он приводит

 

множество экспериментальных фактов, подтверждающих, что мозг не является местонахождением сознания. Скорее можно утверждать, что тело человека представляет собой что-то вроде биоробота с набором стандартных поведенческих программ, управляемого сознанием через мозг, служащий чем-то вроде приемника и вспомогательного сервисного компьютера.

О том, что сознание не является продуктом деятельности мозга, говорят и многочисленные факты о феноменах посмертного существования. Это и переживания людей, побывавших в клинической смерти, и так называемые кармические воспоминания о предыдущих жизнях. Желающих познакомиться с этой проблемой поближе можно отослать к недавно переведенной на русский язык книге П. Калиновского «Переход» и к другим аналогичным изданиям.

И в заключение, можно сослаться на разнообразные парапсихологические исследования, в которых осуществляется приборная регистрация феноменов тонкоматериального мира.

Таким образом, можно утверждать, что если существование тонкоматериальной реальности еще и не подтверждено абсолютно точно, то в пользу этого свидетельствуют очень убедительные и разнообразные группы фактов. К тому же, с точки зрения современной физики, нет принципиальных запретов на ее существование. Рассмотрим теперь, как изменяются наши представления о реальности и месте человека в ней с учетом тонкоматериальных планов.

На рисунке 1 изображена гипотетическая картина реальности, построенная как с учетом современных представлений, так и древних мистических учений.

Окружающая нас реальность рассматривается как совокупность двух планов. С одной стороны мира плотных форм, того, что принято было называть материальным миром. И мира проницаемых форм, как его называли в древних эзотерических учениях, тонкоматериального, астрального мира. Важно подчеркнуть, что это разделение в значительной степени условно, это скорее просто два подхода к описанию разных аспектов единой объективной реальности.

Мир плотных форм включает объекты, состоящие из вещества, которые мы воспринимаем пятью органами чувств. Объекты этого мира, как правило, имеют четкую границу, обладают определенной формой, размерами и т. д.

В мир проницаемых форм входят различные полевые устойчивые структуры, имеющие вихревую, а возможно, и какую-нибудь другую природу. Они могут быть образованы как известными нам видами полей, так и, может быть, какими-то пока не открытыми. Энергии объектов этого мира обычно невелики, в нем преобладает информационный аспект реальности. Будучи образованы полями, они не имеют четких границ, проницаемы, могут менять свою форму и размеры. Как правило, мир проницаемых форм не доступен непосредственному восприятию органов чувств человека. В силу низких энергий, его преимущественно информационной природы затруднена и приборная регистрация, хотя уже сейчас существует целый ряд датчиков и приборов для визуализации его объектов.

Мир проницаемых форм становится доступен нашему восприятию в особых психических состояниях — изменных состояниях сознания, — когда обычные органы чувств заторможены или полностью депривированы. В этих случаях, по всей видимости, включаются другие механизмы восприятия реальности — так называемое нелокальное взаимодействие. Когда как канал поступления информации, так и орган восприятия и обработки сигналов не локализованы. Такой тип взаимодействия возможен в так называемых диссипативных системах, изучаемых синергетикой информационных процессов. К этому классу систем принадлежит и наш мозг, который при возникновении измененных состояний сознания превращается одновременно и в орган восприятия и переработки информации. Важно подчеркнуть, что воспринимаемая таким образом информация не структурирована, т. е. не разбита на отдельные элементы, из которых, как из кирпичиков, складывается целостный образ. Тут знание возникает как единая, нечленимая целостность, о чем свидетельствуют как описания мистиков древности, так и отчеты наших современников, побывавших в подобных состояниях. Это, с одной стороны, дает ни с чем не сравнимую глубину проникновения в получаемое знание, с другой стороны, страшно затрудняет его передачу доступными нам языковыми средствами. Любое словесное описание является лишь жалкой тенью того, что воспринимается человеком в подобном состоянии.

Сравнительные характеристики материального и тонкоматериального миров представлены в таблице 1. Она показывает основные свойства объектов этих двух планов реальности, каналы получения информации из них и необходимые для этого психические состояния.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛЬНОГО И ТОНКОМАТЕРИАЛЬНОГО МИРОВ

мир его свойства^'"''— мир плотных форм (материальный мир) мир проницаемых форм (тонкоматериальный мир)
свойства объектов в подавляющем большинстве случаев размеры, форма и границы объектов фиксированы размеры и форма объектов могут меняться, границы размыты
носитель информации фиксированные диапазоны электромагнитных, акустических и других молей суперпозиция различных видов полей
органы восприятия пять органов чувств органом восприятия и переработки информации является весь мозг (нелокальное взаимодействие)
психическое состояние, в котором восприятие соответствующего мира обострено бодрствование измененные состояния сознания

По всей видимости, все живые и неживые объекты нашего видимого мира имеют своих тонкоматериальных двойников. На этом настаивают практически все древние учения. Но только сейчас мы начинаем понимать, какой глубокий смысл стоит за этим симбиозом материальной и тонкоматериальной сущности. Вероятно, одна из важнейших функций этого связана с противодействием нарастанию хаоса. Недаром, именно с покровительством тонкоматериального плана в древности связывали обладание большой жизненной силой, или праной, ци.

Согласно современным представлениям, организм человека принадлежит к так называемым диссипативным системам, которые могут существовать только при взаимодействии с окружающей средой. Так, скажем, компьютер или телевизор можно просто отключить от сети питания, и он будет безо всякого ущерба для себя ожидать следующего включения. Если же человеку не дать дышать, то уже через очень небольшое время наступят необратимые изменения и смерть. То же самое и с водой и с пищей, только времени будет немного больше.

Примерно таким же образом обстоят дела и с информацией. Ограничение информационного потока, поступающего

к человеку, может привести к серьезным необратимым изменениям в психике. Самое интересное, что изоляция от слабых электромагнитных полей, никогда не ощущаемых нами, также отрицательно влияет на живой организм. Например, в экспериментах на крысах такая изоляция приводила к возникновению онкологических заболеваний.

Если мы обобщим особенности нарушений, связанных с изоляцией живых организмов или их сообществ от окружающей среды, то увидим, что все они приводят к нарастанию хаоса, рассогласования в работе органов. Естественно предположить, что должны существовать специальные механизмы, противодействующие хаосу, поддерживающие целостность и гармонию сложной системы, будь это отдельное живое существо или экологическое общество. С глубокой древности их месторасположением считали тонкоматериальное или «тонкое» (астральное) тело человека.

О его существовании говорят практически все древние учения. И что самое интересное, описание «анатомии» и функций этого тонкого тела совпадает у разных народов. Его органами являются те же самые чакры или энергетические центры, а своеобразными нервами и сосудами — акупунктурные каналы, связывающие чакры с сердцем, легкими, печенью и т. д. (см. приложение). Об аналогичных «тонких» телах, поддерживающих целостность экологических систем и человеческих сообществ (родов, племен), упоминается и в индийской тантре и в китайском даосизме. В языческой, шаманской традиции их называли духами-хранителями.

Логично предположить, что в тонкоматериальном мире могут находиться и сущности, враждебные живым организмам, — своеобразные хищники и паразиты. Об их существовании также свидетельствуют древние тексты. Более того, большая часть практической магии ориентирована как раз на противодействие подобным враждебным существам, защиту от них и излечение людей, попавших под их влияние. К подобным существам причисляются различные злые духи и «тонкие» тела умерших людей, паразитирующие или вселяющиеся в живых. Именно с защитой от них связаны многочисленные похоронные обряды, практиковавшиеся в древности.

Естественно, многие могут спросить, а как же те последние сотни лет, когда у нас господствовал материализм. Никто не верил в тонкомат.ериальный мир духов и все продолжали нормально жить. В том-то и дело, что игнорирование тонкоматериальной реальности не устраняет ее воздействия на материальный план, а делает нас беззащитными, гораздо более уязвимыми, чем какой-нибудь дикарь. Своевременные парапсихологические исследования под пи-ржда- ют это. Причины очень многих психических и психосоматических заболеваний современного человека лежат именно на этом плане.

Можно провести такую аналогию. Представьте людей, живущих в зараженной радиоактивностью местности и не подозревающих об этом. Для них радиация не видима и не слышима, но ее действие тем не менее реально. В то же время болезни и смерть от воздействия радиации они будут объяснять какими-то понятными им причинами: сердечно-сосудистыми заболеваниями, простудами и т. п. Таким образом, даже убивая их, радиация будет оставаться «несуществующей».

Об одной из основных причин замалчивания существования тонкоматериального мира прекрасно говорит крупнейший исследователь глубинных планов человеческой психики Карл Юнг: «...Здесь перед нами психическая реальность, которая по меньшей мере равноценна физической... В чувстве мы переживаем нечто знакомое, но вещее чаяние ведет нас к неизвестному и сокровенному, к вещам, которые таинственны по своей природе... Они скрыты от человека, а он, из суеверия, буквально «боязни демонов» прячется от них, укрываясь за щит науки и разума. Упорядоченный космос есть его дневная вера, которая призвана уберечь его от ночных страхов хаоса — просвещение из страха перед ночной верой!...Было бы не лишено интереса исследовать, не окажется ли изобретенное в Новое время отвращение к суеверию и столь же новоевропейское материалистическое просветительство своего рода производным и дальнейшим ответвлением первобытной магии и страха перед духами...».

В этой главе мы только начали рассмотрение проблем интеграции научного и мистического знания. Очень важными являются вопросы трансформации сознания, интеграции сознания и глубинных слоев бессознательного, того, что позволяет на личном опыте воспринимать тонкоматериальные планы реальности. Отдельного внимания заслуживает эволюция наших представлений о природе человека, его тонкоматериальных и духовных планах. И наконец, крайне интересен вопрос о параллельных пространствах, возможности существования Вселенной с большей пространственной размерностью, чем наш 3-мерный мир. На этих вопросах мы остановимся в следующих главах.

Глава II

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ

Модель физического мира, его времени и пространства, формируемая в психике человека, несет не только ограничения, связанные с логикой работы психических процессов, но и обусловленные культурными традициями общества, его господствующей парадигмой. Именно поэтому описание геометрии и структуры внутреннего пространства, отображающего, моделирующего физический мир в психике человека, представляет собой один из важнейших этапов в понимании внутренней логики и мотивов поступков человека, является необходимым условием успешного синтеза адекватных состоянию человека управляющих воздействий.

Следует также подчеркнуть, что внутреннее пространство, первоначально возникнув как модель внешнего по отношению к человеку физического мира, переросло эти функции, превратилось в ту арену (сцену), на которой разыгрываются различные фантазии, сны, происходят события внутренней жизни человека, реализуется процесс творчества. Именно в нем кроются мотивы многих внешне нелогичных, диких поступков человека, лежат глубинные истоки творчества, искусства. В то же время в таких внутренних событиях сильнее всего видны разница, отличие между законами, геометрией физического и внутреннего пространства. Пожалуй, наиболее рельефно закономерности организации внутреннего пространства проступают в богатейшем мифологическом творчестве, в описаниях глллюци- натерных образов, возникающих при измененных состояниях сознания. В этих случаях контакт человека с фи.шчсским

миром сводится к минимуму, и события разворачиваются в соответствии с логикой работы психических процессов. Поэтому анализ особенностей геометрии пространства мифов, снов, фантазий дает прекрасный материал для выделения закономерностей внутреннего пространства человеческой психики. Анализируя связь субъективных представлений о времени и пространстве с господствующей в обществе технологией, можно заметить, что такая технология и служит основой модели, на которой строится описание внешнего мира. Так, в древнем мире основными технологическими средствами были веретено и гончарный круг. Именно этим можно объяснить то особое значение, которое придавалось круговому движению в философии и космогонии тех эпох. Достаточно вспомнить идею циклического, бесконечно повторяющегося времени в древнеиндийской культуре. Античную концепцию вращающегося универсума, теорию гиммор- физма, предложенную Аристотелем.

Одним из популярнейших символов ранней европейской культуры стали часы, а позднее — паровой двигатель. Именно эти базовые технологические процессы во многом дали толчок к возникновению картины мира средневековья и возрождения. Действительно, концепцию часового механизма с его механическим, заранее детерминированным двигателем, не трудно увидеть и в концепции универсума Николая Орема и в Кеплеровской космогонии. Аналогии с часовым механизмом использовались не только в описаниях макрокосмоса, но и в моделях микрокосма. Например, у Койгенса, Декарта, Лейбница.

И наконец, в XX столетии возникла принципиально новая компьютерная метафора. Особенность компьютера в том, что он не содержит движущихся частей, т. е. не является механическим устройством, имеет чисто геометрическую структуру. Его появление привело к возникновению новой метафоры «мозг — вычислительная машина». И хотя было бы грубой ошибкой отождествлять психические процессы с работой вычислительной машины и тем более приписывать современным компьютерам функции разума, использование подобных аналогий бывает весьма продуктивно. Являясь по сути первой информационной машиной, созданной человечеством, компьютер позволяет заново осмыслить и понять многие процессы, происходящие в психике человека.

В частности, развитие современных компьютеров может служить прекрасным примером закономерностей формирования внутреннего пространства, моделирующей реальный мир информационной системы. Особенности такого компьютерного пространства тесно связаны с характеристиками логического процесса в вычислительной машине, а именно: дискретностью, конвенциональностью, ограниченностью и изолированностью. Собственно компьютерное пространство складывается из двух компонентов: физического пространства, в котором находятся электронные элементы и другие детали компьютера как машины, и логического, которое по сути и есть внутреннее пространство, представляющего свойства компьютера как логической сущности, не привязанной к его механическим частям.

Нетрудно увидеть, что компьютерное пространство в огромной степени определяется свойствами памяти вычислительной машины, которая представляет собой Декартову систему координат. Поэтому такое внутреннее пространство подобно Ньютонову пространству. В то же время оно всегда конечно, а числа в нем дискретны и телесны. Это сближает его с универсумом древних космогоний, в частности с пифагорейской школой.

Исходя из таких же принципов, мы попытаемся реконструировать и внутреннее пространство человеческой психики, которое, как будет показано далее, еще сложнее, еще менее похоже на геометрию Ньютонова пространства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.