Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Файдыш Е.К. – Измененные состояния сознания 8 страница




Таким образом, дифференцйровка клеток в области II будет определяться интерференцией первичного и вторичного информационного полей, и реальная форма эмбриона будет такой, как изображена на рис. 16в. Соответственно в области II возникнут зоны дифференцировки, эквивалентные

расположенным в основном теле зародыша. Однако интерференция с первичным информационным полем не позволяет развиться из них полноценным органам. В этом случае и может возникнуть зона отображения, аналогичная имеющимся на ухе и других органах.

Конечно, реальное развитие гораздо сложнее описанной выше модели уже хотя бы потому, что зародыш формируется в трех измерениях. Особенно слажен вопрос о взаимодействии основного и вторичного информационных полей. Тем не менее предложенный подход позволяет наметить пути реального решения проблемы возникновения зон, отображающих внутренние органы, и даже, в отдельных случаях, смоделировать их топологию.

Помимо биохимических факторов в формировании информационного поля организма могут, по-видимому, принимать участие и электромагнитные поля.

Исходя из электромагнитной природы информационного поля, еще легче объяснить появление вторичных информационных полей и их интерференцию с основным.

Гипотеза об информационном поле позволяет понять процессы формирования системы проекционных зон, однако остается неясным, какого рода информация передается от акупунктурной точки или зоны к больному органу и чем объясняется ее целебное действие. Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нам придется остановиться на термодинамических аспектах биологических процессов.

Вопрос о том, чем отличается живое от неживого, давно волнует человечество. В древности для объяснения этого отличия прибегали к представлению о специальной жизненной силе или энергии, которую называли праной, ци, энтелохией. И только в наши дни развитие термодинамики неравновесных систем и кибернетики позволило приблизиться к решению этой проблемы. Одним из основоположников термодинамического подхода к изучению живых систем является русский ученый Э. С. Бауэр. В его работах показано, что организм является неравновесной системой, которая может существовать только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой.

Чтобы оставаться живым, организм должен постоянно извлекать «упорядоченность» из окружающей среды, чтобы компенсировать увеличение энтропии, сопровождающее практически все происходящие в нем процессы. При этом «упорядоченность» или негаэнтропия и является тем основным началом, которое извлекается из пищи и воздуха. Широко распространенное мнение, что мы питаемся энергией, является глубоко ошибочным, так как содержание энергии во взрослом организме так же постоянно, как и содержание вещества. Об этом очень хорошо сказано в книге известного физика Э. Шредингера «Что такое жизнь»: «...средство, при помощи которого организм поддерживает себя постоянно на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточно низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей его среды...».

Конечно, основным источником негаэнтропии для животных являются продукты питания, однако все они в конечном счете передают негаэнтропию, посылаемую на землю в солнечном свете. Тем не менее нельзя исключить и возможность непосредственного извлечения животными негаэнтропии из различных видов электромагнитного излучения, поступающего на землю из космоса. Действительно, как показывают исследования последних лет, существует довольно много биохимических процессов, которые чрезвычайно чувствительны к сверхслабым электромагнитным полям, сдвигающим термодинамическое равновесие в ту или другую сторону. В этом случае как раз и происходит непосредственная передача энтропии или негаэнтропии в биохимическую систему посредством электромагнитного поля. Причем тут основную роль играют информационные характеристики поля. С этой точки зрения электромагнитные кванты в опытах Казначеева переносили от одной культуры клеток к другой именно негаэнтропию пораженной патогенным фактором. Это вызывало возрастание ее собственной энтропии и последующую гибель. Специфичность симптомов поражения клеток «детекторов» может объясниться тем, что негаэнтро- пия отдается именно теми клеточными структурами, которые соответствуют пораженным в обработанной ткани.

Исходя из неравновесной термодинамики, развитой в работах лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, можно рассматривать различные физические каналы, обеспечивающие поступление негаэнтропии к живому организму. Вполне возможно, что одним из таких каналов является система акупунктурных точек и проекционных зон, обеспечивающих прямое поступление негаэнтропии в соответствующие органы. Иными словами правильное раздражение акупунктурной точки вызывает возрастание упорядоченности (уменьшение энтропии) в больном органе, крторое и приводит к выздоровлению. С этой точки зрения терапевтический эффект акупунктуры зависит не просто от раздражения точки, но и от информационных характеристик стимулирующего фактора. Так, например, сейчас предлагаются различные технические устройства, заменяющие традиционные полынные сига

реты, использовавшиеся для теплового воздействия на акупунктурную точку. Однако сгорание полыни в сигарете приводит к высвобождению негаэнтропии (которая определяется как химическим составом, так и структурной организацией ее листьев). Поэтому прибор, дающий тепловое излучение примерно такой же интенсивности и спектрального состава как у полыни, уже не обеспечит такого же терапевтического эффекта.

Используя гипотезу о роли биологических полей при акупунктурном воздействии, можно предложить интересные эксперименты, которые одновременно могут использоваться и для терапевтических целей. Как говорилось ранее, возможно, что акупунктурные точки и проекционные зоны являются своеобразными «окнами», через которые поступают и излучаются информационные биологические поля. Отсюда можно предположить, что, соединяя соответствующим образом различные точки одного человека или акупунктурные точки двух разных людей (индуктора и перципиента), можно изменить уровень организации (энтропию) или в отдельных органах, или во всем организме. Кроме того, при подобном соединении могут возникать довольно сильные ощущения в зоне точки, связанные с изменением ее структурной организации. Соответственно такие эффекты будут тем сильнее, чем выше разница в уровнях организации (энтропии) соединяемых точек. В зависимости от вида физического носителя, образующего информационное биополе, будет изменяться и способ создания наиболее эффективного контакта. Так, если носителем является ультрафиолетовое излучение, наиболее эффективным будет соединение точек через световод, прозрачный в соответствующей области. Если биополе обусловлено электромагнитными полями в радиочастотном диапазоне, то возможен один из видов соединения, изображенных на рис. 17. В этом случае контакт осуществляется через воздушный конденсатор, образованный двумя проводящими пластинами, укрепленными на иглах, введенных в область акупунктурной точки (рис. 17а), на рис. 17б изображен другой способ контакта, когда электроды имеют различную форму. В этом случае, когда биополе находится в соответствующем диапазоне частот, для правой точки созданы более благоприятные условия для излучения. На рис. 17в изображен способ соединения через последовательный колебательный контур, который может быть использован для уточнения частотного диапазона. Как видно из схем, во всех этих случаях между электродами имеется воздушный промежуток. Он необходим для разделения точек по постоянному току. В противном случае, ввиду имеющейся на коже разности потенциалов, возникает побочная стимуляция.

Проведенные нами предварительные эксперименты показали, что наиболее сильные эффекты возникают при способе контакта, изображенном на рис. 176.

Еще один разработанный нами способ стимуляции акупунктурных точек может быть использован в экспериментах с биополями. Данная методика базируется на применении специального стимулятора, воздействующего высоковольтными импульсами сложной формы, содержащими широкий спектр частот (от 0,1 гц до 3 мгц). Благодаря высокому напряжению (3 тыс. вольт), контакт осуществляется через емкость между корпусом прибора и телом пациента, при этом токи стимуляции не превышают 100 мка. Стимуляция осуществляется следующим образом: индуктор, держащий в руке прибор, соединяет его электрод с телом пациента, а пальцем другой руки осуществляет воздействие «а акупунктурную точку. При этом возможно непосредственное соприкосновение пальца индуктора с телом пациента, контакт через тонкую пластинку диэлектрика и стимуляция пальцем, находящимся на расстоянии 3—6 мм от тела. В первом случае токи стимуляции проходят через тело пациента от электрода к месту контакта с пальцем индуктора, затем через палец и тело индуктора и через емкость между рукой индуктора и корпусом прибора. Во втором и третьем случае стимуляция осуществляется через емкость между пальцем индуктора и телом пациента, причем благодаря высокому напряжению на пальце возникает коронный разряд.

При осуществлении настоящей методики стимуляция точки осуществляется, во-первых, токами, генерируемыми устройством, во-вторых, возможно воздействие биологическими полями, значительно усиливающимися в месте контакта тела пациента и пальца индуктора за счет электрического раздражения. Используя такой способ стимуляции, можно попытаться обучить индуктора управлению интенсивностью собственного биополя и затем осуществлять воздействие без дополнительного электрического раздражения.

При ознакомлении с описанными выше экспериментальными постановками естественно возникает вопрос, а почему биополя нельзя зарегистрировать непосредственно с помощью чувствительных измерительных приборов? Дело в том, что интенсивность биополей чрезвычайно мала по сравнению с существующим фоновым излучением. Их основным отличием от фона является информационная кодировка, которая нам, к сожалению, пока неизвестна. А регистрирующие приборы реагируют именно на интенсивность электромагнитного излучения, и с их помощью нельзя ответить на вопрос, видели ли мы информационное биополе или просто сопутствующий биологическим процессам фон.

Таким образом, исследование системы акупунктурных точек открывает новые подходы к изучению природы биологических полей, дает дополнительные аргументы к обоснованию существования специфических биополевых взаимодействий. Использование современных концепций порядка и хаоса, механизмов самоорганизации позволяет дать научную интерпретацию механизмов биополевого взаимодействия, по-новому подойти к их изучению.

§ 5. МЕТОДИКИ ОЧИСТКИ И ПРОБУЖДЕНИЯ ЧАКР

Достаточно упрощенно чакры можно представить как своеобразные энергетические резервуары, в которых хранится и перерабатывается запас жизненной энергии (праны). Соответственно все чакры образуют целостную систему, связанную энергетическими каналами нади, к которым относятся три основных нади: Сушумна, Ида и Пингала, расположенные вдоль позвоночника и соединяющие соседние чакры и множество акупунктурных каналов.

Естественно, нормальное функционирование всей этой системы предусматривает как минимум два условия: открытость, прочищенность нади, и в первую очередь трех основных, и прочищенность чакр, отсутствие в них отрицательной, разрушительной энергии.

У большинства современных людей из-за различных психотрамв, постоянных стрессов, плохой энергетики окружающей среды многие чакры блокированы, т. е. связанные с ними нади засорены или полностью закрыты, энергия в них застаивается, засоряется отрицательной информацией. Следствием этого является резкое ухудшение психологического состояния (низкий тонус, сонливость, плохая работоспособность и т. д.) и появление разнообразных болезней, в первую очередь органов, связанных с наиболее заблокированными чакрами.

Поэтому первым этапом работы с тонким телом является прочистка, разблокировка чакр и основных нади, а затем и всей акупунктурной системы. В этой главе мы остановимся на наиболее простых и эффективных методиках очистки и

из

 

 

разблокировки чакр. Следует отметить, что бывают и более сложные ситуации, когда блокировка связана с очень сильной психотравмой в этой или прошлой жизни, или с воздействием психоэнергетических паразитов. В этом случае требуется более сложная работа в измененных состояниях сознания (на астральном плане) с использованием магических техник и специальных психотронных генераторов. На этих методиках мы остановимся в последней брошюре серии.

Следующий этап работы с чакрами предусматривает балансировку, более точную настройку их механизмов. И наконец, третий этап ориентирован на пробуждение глубинных, отключенных у обычного человека механизмов чакры. Работа на этом уровне возможна только на высших ступенях йоги, после многих лет аскетической монашеской жизни.

Первое упражнение желательно выполнять в одной из медитативных поз (позе лотоса, ваджрасане (сидя на пятках). Закрыв глаза, сначала сосредотачиваются на чакре Муладхара и, читая ее мантру ЛАМ, представляют в основании позвоночника шарик красно-оранжевого цвета. Вначале шарик будет восприниматься серым или даже черным, но по мере чтения мантры он будет очищаться. В добавление к этому на вдохе можно представлять, как в чакру входит светлая энергия, на выдохе — удаляется темная.

Затем внимание фиксируется на чакре Свадхистана в лобковой области и представляется шарик розового цвета с чтением мантры ВАМ. Затем в солнечном сплетении на Манипуре, представляя шарик зеленого цвета с чтением мантры РАМ. После этого на Анахате, посредине груди на уровне сердца, представляя шарик золотисто-желтого цвета с мантрой ЙАМ. Затем в области горла на Вишудхе в виде шарика небесно-голубого цвета с мантрой ХАМ. После этого между бровей в Аджне на шарике цвета индиго с мантрой АУМ. И, наконец, на макушке головы на Сахасраре в виде шарика пурпурного цвета с мантрой ОМ.

При регулярном выполнении это упражнение дает очень хороший очищающий эффект.

Следующее упражнение очищает и гармонирует взаимодействие между чакрами. Оно выполняется лежа на полу в глубоком расслаблении, ладони на животе в области пупка, левая на правой (у женщин наоборот). И затем фиксируется внимание на чакрах, начиная с Аджны, в последовательности, указанной на рис. 18. (Номера последовательности фиксации внимания стоят внутри кружков.) Затем, после Муладхары, концентрируются на центральном спинном кана-

 

ле Сушу мне. После этого — на левом Иде и в последнюю очередь на правом Пингале.

При фиксации внимания стараться увидеть внутренним взором чакру, ощутить степень ее загрязненности (серая, черная) и на вдохах-выдохах промыть ее золотистой энергией, добиваясь ощущения света и сияния. В этом упражнении не обязательно фиксировать цвет чакры. Надо стараться видеть ее такой, как она возникает перед внутренним взором. Это упражнение очень важно делать каждый день, как минимум 14 дней, желательно утром и вечером.

После очистки желательно продолжать его выполнение хотя бы через день.

В следующем упражнении для очистки и гармонизации тонкого тела используется магический знак и мантра ИМ, изображенные на рис. 19. Этот знак из кунта-йоги обладает очищающим, гармонизирующим и защитным действием, предохраняя от вторжения негативных сущностей в тонкое тело человека. Он же может использоваться и для прочистки отдельных чакр в случае их засорения.

Для овладения этой техникой желательно нарисовать знак ИМ на отдельном листе бумаги и раскрасить, как показано на рис. 19. Затем следует сесть в позу ваджрасана (ягодицы на пятках, позвоночник прямой), а изображение знака повесить на уровне головы на расстоянии 0,5—1 метр.

Мантра ИМ произносится в соответствии с графиком на рис. 19. Сначала долгое, продолжительное «И», затем медленно затухающее «М». Оба звука должны идти из глубины грудной клетки. При произнесении «М» вы должны ощутить вибрацию всего черепа.

Общее число произнесений должно быть кратно 3 (3, 6, 9...). Желательно прочитать мантру как минимум 36 раз.

При произнесении мантры следует визуализировать знак на своем теле так, чтооы горизонтальная перекладина находилась на уровне плеч, полукруг охватывал плечи и голову, а вертикальная линия оканчивалась в области солнечного сплетения.

После овладения устойчивой визуализацией необходимость в использовании изображения знака отпадает, а мантру можно читать про себя (если вы находитесь в общественном месте). Знак и мантра могут использоваться как с профилактической целью для гармонизации чакр, так и для коррекции состояния при возникновении симптомов нарушения энергетики или негативных влияний извне.

При сильной засоренности чакры этот знак используется следующим образом. На вдохе одновременно с чтением мантры он мысленно погружается в чакру. На выдохе

выводится из нее. Одновременно представляется, что с выдохом знак выносит из чакры негативные энергии.

Следующая методика базируется на использовании кристаллических форм. Уже в глубокой древности была известна связь энергетических центров и пяти Платоновых тел, связанных с пятью первоэлементами и их энергиями. Это соответствие показано на рис. 20.

Уже в наше время эксперименты в нашей стране и в США показали, что изготовленные из медной проволоки или трубок Платоновы тела обладают мощным гармонизирующим и активизирующим действием на чакры.

Процедура очистки может проводиться следующим образом. Изготовленная из медной проволоки каркасная модель Платонова тела кладется на примерное место расположения соответствующей чакры лежащего человека. Затем с пением соответствующей мантры на выдохе энергия поступает из чакры в платоново тело, а на вдохе обратно.

Если чакра сильно засорена, можно на 12 выдохов выдохнуть всю ее энергию в платоново тело, а после очищения вдохнуть за 12 вдохов.

За один раз не следует очищать больше одной чакры.

Для общей гармонизации следует расположить все пять Платоновых тел на соответствующие зоны (см. рис. 20) и некоторое время полежать в глубоком расслаблении.

Размеры каркасных моделей не очень существенны. Их диаметр может быть от 10 до 30 см.

Для подзарядки чакр может использоваться каркасная модель египетской пирамиды, которую следует располагать основанием на чакре лежащего человека, причем стороны должны быть ориентированы по сторонам света. Размеры и диаметр проволоки не играют роли, соотношение длины стороны квадрата, лежащего в основании, к длине бокового ребра должно быть 471:448 (у каждого из Платоновых тел длина всех ребер равна).

 

Приложение 3

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАБОТЫ С ТАНТРИСТСКИМИ МЕДИТАТИВНЫМИ ДИАГРАММАМИ (ЯНТРАМИ, МАНД АЛ AM И)

Познавая мир, древний человек применял наиболее близкие, понятные ему аналогии для описания физической реальности. Так, широко использовались различные антропоморфные метафоры: одушевление различных стихий, описание вселенной как тела человека, а ее различных частей как частей человеческого тела (сердце — солнце, печень — луна и т. д.). При этом геометрия космоса, его структура в гораздо большей степени являлись отражением внутренних психологических закономерностей, чем законов физического мира.

Такие психологические категории проявлялись прежде всего в законах древней организации космоса. Она включала небесный, земной и подземный миры. При этом небесный и подземный миры выступали как воплощения двух полярных начал: дня — ночи, солнца — луны, мужского — женского, светлого — темного, доброго — злого и т. д. А земной план являлся их единством, интеграцией. Иными словами, небесный и подземный планы служили сосредоточением идеальных образов доброго и соответственно злого и в совокупности образовывали тот язык, на котором описывался мир. Такая полярность положительного и отрицательного характерна и для восприятия мира большинством современных людей, наиболее ярко проявляется у детей.

В подавляющем большинстве космогоний структура вселенной обладала сферической симметрией, т. е. земной, подземный и небесный миры представлялись в виде концентрических окружностей. Такое представление о структуре вселенной просуществовало в Европе вплоть до позднего средневековья. Вспомним геоцентрическую систему Птолемея. Характерно, что у одних народов небесный план находился в центре такой сферической модели вселенной, у других наоборот снаружи.

Пожалуй наиболее полно такое представление о сферически симметричной вселенной выражено в космогонии индийской тантры, где на его основе были созданы специальные медитативные диаграммы — мандалы. Подобные мандалы представляют собой сложные узоры из цветных геометрических фигур, обладающие сферической симметрией. По представлениям индусов, их структура является сконцентрированным выражением взаимосвязи космических законов. Однако, по-видимому, они отражают главным образом структуру психологической реальности, геометрию внутреннего пространства, символику основных психологических инвариантов. Об этом свидетельствует и существование очень сходных с мандалами узоров у самых разных, этнически не связанных народов, и возникновение похожих геометрических фигур при галлюцинациях у психически больных, под действием галлюциногенов на психически нормальных людей (Юнг, Гроф). Одновременно фиксация внимания на мандале оказывает сильное воздействие на психику человека, меняет не только его психологическое состояние, но и электрическую активность головного мозга. Таким образом, казалось бы, бессмысленные, с точки зрения человека, не знающего тантристскую символику, картинки оказываются мощным средством психологического воздействия. Это показывает, сколь важно понимание геометрической структуры внутреннего, психологического пространства для создания эффективного средства коррекции психологического состояния человека.

Для понимания логики построения подобных медитативных диаграмм остановимся сначала на основных космогонических принципах тантры, являющихся по сути метафорическим описанием структурной организации психических моделей физического мира.

Согласно тантристской космогонии, вселенная образуется из 36 космических принципов — татв. В свою очередь, татвы подразделяются на три класса. Первый образует так называемые чистые татвы. Это, во-первых, две татвы, лежащие в основе всех остальных: Шива татва, олицетворяющая мужской принцип или чистое создание, и Шакти татва, олицетворяющая женское начало или энергию движения. Эти две татвы представляются в единстве друг с другом и на медитативных диаграммах изображаются или точкой или кругом, разделенным на две равные части, или менадой (в китайской и японской мифологии). Следующие три татвы описывают базовые принципы, движущие мифологический космос: энергия желания, энергия знания и энергия действия.

Второй класс образуют психические татвы, составляющие основу микрокосма. Все они рассматриваются как ограничения, направляющие неограниченные потенции первых 5 татв в определенное русло. Говоря современным языком, они задают определенную парадигму, представляющую собой одну из версий описания мира. В то же время тантра подчеркивает иллюзорность этих ограничивающих принципов, предостерегает от их абсолютизации, которая приводит к ограниченному, догматическому взгляду на мир. В эти 6 татв входят: Майя татва, затемняющая единство 5 первых татв, и остальные пять татв, являющихся соответственно ограничением бесконечной энергии сознания, ограничением энергии знания, ограничением энергии желания, ограничением энергии времени и ограничением энергии причинности. Следует подчеркнуть, что в этих случаях подразумевается, конечно, не физическая энергия, а скорее ограничения основных мировоззренческих категорий.

И, наконец, третий класс образуют самые многочисленные физические татвы. В данном случае, это, конечно, не принципы физического мира в современном понимании, а основные компоненты психологических моделей, отражающих субъектно-объектные отношения в физическом мире.

На этом уровне также основополагающими являются мужской принцип Пуруша и женский Пракрити, но уже в ограниченном Майей татвой виде. Остальные татвы разбиваются на три группы (гуны). Первая (саттва) описывает психику в виде трех татв: высшего интеллекта, чувственного эго и сознания. Вторая (раджае) определяет пять органов восприятия (уши, кожу, глаза, язык, нос) и пять органов действия (рот, гениталии, пищеварительную систему, руки и ноги). Третья татва (тамас) описывает физическую реальность как состоящую из пяти грубых и пяти тонких первоэлементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли).

Описанная выше символика служит основой для построения ряда медитативных диаграмм, отражающих архетипиче- скую структуру внутреннего пространства и используемых для трансформации психологического состояния. Геометрическая форма одной из них, Шри янтры, приведена на рис. 21.

Центром симметрии Шри янтры является точка в треугольнике вершиной вниз, символизирующая единство двух первых татв. Четыре треугольника вершиной вверх символизируют индивидуальное душевное начало и жизненную энергию (принцип Шивы, мужское начало). Пять

 

треугольников вершиной вниз представляют Шакти принцип, женское начало, с которым связаны материальные элементы макрокосма (пять первоэлементов) и пять органов восприятия и действия человека. Пересечение больших треугольников образует 43 маленьких треугольника, каждый из которых связывается с определенным видом созидающих космических полей.

Соответственно каждый лепесток лотоса символизирует определенное божество (архетипический образ), связанное с одним из космических принципов и его проявлением в повседневной жизни человека. Таким же архетипическим образам соответствуют и стороны внешнего квадрата.

Таким образом, Шри янтра имеет как бы слоистую структуру. Первые слои образованы кругами из треугольников, равноудаленных от центра, следующие — лепестками лотоса и сторонами внешних квадратов. Причем чем дальше от центра, тем более близкие к физической реальности повседневной жизни слои внутреннего пространства представлены в Шри янтре. Иными словами, внешний квадрат описывает категории повседневной обыденной жизни, а чем ближе к центру, тем больше архетипических, неосознаваемых символов, тем сильнее мы погружаемся у глубины бессознательного.

Соответственно одна из таких медитаций предусматривает последовательную фиксацию внимания от периферии к центру, что позволяет подойти к подсознательным истокам психологических проблем, вскрыть их архетипическую символику и, интегрировав, осознав, вернуться в обыденное состояние сознания, двигаясь обратно, от центра к периферии Шри янтры.

Следует отметить, что одновременно каждый слой Шри янтры соответствует разным зонам человеческого тела, так называемым чакрам. При этом внешний квадрат проецируется на область основания позвоночника, а центральная точка — на макушку головы. Такая схема соответствует древним представлениям о изоморфизме мифологического макрокосма и человеческого тела, которое также рассматривалось как своеобразная янтра.

По этой причине при медитации на янтре принято последовательно локализовать свои ощущения в соответствующих областях тела. Важно подчеркнуть, что помимо чисто символического значения, отображающего топологию и архетипическую символику внутреннего пространства, эффект действия янтр, мандал и других видов медитативных диаграмм связан, по-видимому, и с их чисто геометрической структурой. Нетрудно заметить, что Шри янтра, особенно в цветном варианте, очень похожа на так называемые ритмические решетки и перенасыщенные рисунки, вызывающие зрительные иллюзии и утомление нервной системы. Подобные рисунки, при длительной фиксации, приводят к билатеральной гиперсихролизации ритма, наблюдаемой при неглубоких стадиях сна. Так, современные нейрофизиологические исследования показали, что фиксация внимания на Шри янтре, по сравнению с другими изображениями, вызывает гораздо большую активизацию правого полушария относительно левого.

Обладая определенной регулярной структурой, янтры могут воздействовать на волновые процессы головного мозга. Причем, если исходить из голографических концепций работы мозга, такие эффекты могут очень сильно трансформировать режим работы нервной системы, индуцировать в ней новые функциональные связи.

О существовании глубинных связей между топологией медитативных диаграмм и психикой человека говорит и анализ религиозной и мифологической символики различных, не связанных между сооой культур, в каждой из которых присутствует один и тот же набор символов. И наблюдения над людьми, находящимися в измененных состояниях сознания, которые в своих видениях воспринимают сходные геометрические орнаменты, будучи совершенно незнакомы с древней символикой.

Таким образом, древние медитативные диаграммы могут использоваться и для коррекции состояния современного человека, выводя его из патологического стресса, формирования активного творческого состояния. Однако эффект такого воздействия впрямую связан со степенью фиксации внимания, концентрации на диаграмме. Такая способность требует длительной и сложной тренировки, что трудно достижимо в современных условиях. Поэтому на первый план выходят специальные технические приемы и приборные методики, позволяющие достигать высокой концентрации у людей, не обладающих специальными навыками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.