КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Файдыш Е.К. – Измененные состояния сознания 6 страница
Первые две ступени йоги принято считать подготовительными, это: 1. Яма, что означает воздержание, представляет своего рода набор моральных норм, ориентированных на укрощение животных планов психики, достижение эмоциональной уравновешенности. В понятие «яма» Патанджали включает: непричинение вреда, правдивость, запрет на воровство, целомудрие, неприятие даров. 2. Нияма, буквально означает соблюдение обетов, требует нравственной и моральной чистоты, изучения священных текстов, преданности божественному началу и тапасу. Понятие тапаса не имеет аналогов в европейской культуре, поэтому его очень сложно перевести. Буквально оно означает возогревание силы путем укрощения собственных желаний. В отличие от христианской аскезы тапас не является принципиальным отказом от наслаждений. Усмирение желаний, даже самоистязание при тапасе служит своеобразной жертвой, способом накопления громадной психической энергии от подавляемых страстей. Так, в древнеиндийском эпосе с помощью тапаса демоны и люди могут достигать могущества, дающего им власть даже над богами. 3. Асана, предусматривает принятие особых статических поз, влияющих на психофизиологию и энергетику человека. Под асаной понималась не только поза тела, но и его ориентация в пространстве, выбор места для упражнений. Оно должно быть тихим, чистым и безопасным. В большинстве древних текстов рекомендуют положение лицом на север или восток. Интересно, что современные исследования показали связь асан с системой китайских акупунктурных каналов. Практически каждая поза, используемая в йоге, создает определенный рисунок контактов между акупунктурными каналами и меняет режим циркуляции энергии. Это в свою очередь может оказывать очень сильное воздействие на физиологические процессы и психическое состояние человека. 4. Пранаяма, буквально означает — задержка или обуздание дыхания. Это, если не считать двух первых подготовительных, второе звено йоги. Ему придается особо важное значение как для поддержания здоровья, высокого тонуса, так и для овладения более высокими ступенями. В основе пранаямы лежит детально разработанная концепция праны — особой жизненной силы. Именно извлечение праны из воздуха, пищи и окружающего пространства и является функциями пранаямы. При этом ключом к эффективному извлечению праны является правильное дыхание. Это и полное дыхание йогов и особые дыхательные упражнения. Особое внимание придается задержкам и мысленной фиксации внимания на особых зонах тела. По представлениям йогов, функции извлечения, накопления и перераспределения праны реализуются специальными образованиями — чакрами, расположенными по оси тела, а перераспределение происходит по особым каналам — пады. Как чакры, так и каналы пады рассматриваются как функциональные образования особого «тонкого тела», представляющего как бы энергетическую оболочку тела физического. Соответственно эффективность пранаямы в огромной степени зависит от знания «анатомии тонкого тела» и владения техниками концентрации внимания и медитации. Одной из главных задач пранаямы на более высоких ступенях йоги является трансформация праны в ее более тонкие формы и в особенности подъем одной из наиболее тонко организованных форм энергии Кундалини из нижней чакры в верхнюю. По традиционным представлениям именно овладение праной дает возможность йогу демонстрировать необычные способности, такие как телепатия, телекинез, левитация и т. д. На современном уровне знаний еще нельзя однозначно ответить, что же такое прана, однако с уверенностью можно утверждать, что за этим понятием стоит некая реальность. Действительно, представление о жизненной энергии лежит практически во всех древних- концепциях человека. Более того, оно служит основой таких эффективных систем саморегуляции и лечения, как китайская акупунктура, ци-гун, тибетская медицина и т. д. Один из наиболее перспективных подходов к пониманию природы праны связан с новой наукой синергетикой, изучаю щей процессы самоорганизации и хаос в сложных системах. С этой точки зрения прана является структурой, информационной организацией физической энергии, противодействующей нарастанию хаоса в живом организме. Она служит своеобразным «горючим», но не для движений, как обычная физико-хи- мическая энергия, а для механизмов, поддерживающих высокую упорядоченность организации человека. Поэтому недостаток праны приводит к увеличению хаоса, нарушению согласованности физиологических процессов и, как следствие, возникновению болезней и смерти. 5. Пратьянара, означает отвлечение, оттягивание чувств от предметов. Патанджали рассматривает ее как последнюю из подготовительных ступеней. Следующие три ступени медитации и связаны с глубокой трансформацией сознания йога. Задачей пратьянары является выработка способности к эффективной концентрации внимания, полному отключению от всех посторонних, отвлекающих факторов. Это предусматривает создание сильнейшей мотивации к занятиям йогой, доминанты и уже на этой основе умения концентрироваться. Гуру Шри Рамакришна Парамахамса приводит такую притчу: «Однажды к великому гуру пришел ученик и спросил, как можно достичь йоги. Учитель привел его к водоему и окунул с головой. Сначала ученик покорно ждал, потом стал вырываться, наконец отчаянным рывком освободил свою голову, вынырнул и стал жадно дышать. Тогда гуру сказал: «Когда ты будешь стремиться к йоге, как стремился к воздуху, находясь под водой, — ты достигнешь успеха в йоге». Техника концентрации предусматривает упражнения в сосредоточении всех органов чувств и отвлечении от посторонних предметов. Сюда входит фиксация внимания не только на внешних предметах, но и на внутренних точках тела. О степени концентрации, достигаемой в йоге, говорит такой пример из жизни Нарена Вивекананды. В юношеском возрасте Нарен погрузился в медитацию вместе со своим товарищем. Но тот никак не мог сосредоточиться, т. к. ему мешали москиты. Взглянув через некоторое время на лицо Нарена, он увидел, что оно облеплено сплошной маской из насекомых. После выхода из сосредоточения друг спросил, как он мог, не шелохнувшись, вытерпеть такие мучения. Нарен ответил, что он их просто не заметил. Последние три медитативные ступени йоги наиболее трудно поддаются описанию. Они связаны с переходом человеческой психики в измененные состояния сознания (ИСС). Похожие состояния описываются как пик духовной трансформации в самых различных религиозных и мистических традиций, начиная от шаманизма и кончая дзен буддизмом и христианством. Для них характерен переход от логического, жестко структурированного мышления к кон- тактуальному восприятию реальности, где весь мир ощущается как единое целое и во времени и в пространстве. Такие состояния возникают у гениальных художников, писателей, ученых на пике их творчества. Можно привести цитату Альберта Эйнштейна: «Самое глубокое и благоговейное чувство, на которое мы способны, это мистическое переживание. Только в нем зарождается истинная ндука. Кто не знает такого чувства, кто не способен удивляться и погружаться в благоговение, тот духовно мертв... Это глубокая, продиктованная чувствами убежденность в существовании более высокой мыслительной силы, проявляющейся во вселенной, лежащей вне пределов нашего познания, составляет содержание моего представления о боге». Собственно высшей стадией проникновения в суть является последняя восьмая ступень йоги Самадхи, а две предыдущих Дхарана и Дньяха являются как бы ступенями погружения в измененное состояние сознания. 6. Дхарана, представляет собой удержание мысли на определенном предмете, но тут субъект и объект еще строго разделены, между ними существует граница. Минимальная длительность такой концентрации 12 секунд. 7. Дхьяна, представляет более высокую ступень дхараны, когда сознание сливается с объектом медитации, происходит исчезновение границы между субъектом и объектом. Ее минимальная продолжительность 12 дхаран или 144 секунды. 8. Самадхи, представляет собой выход в глубокое измененное состояние сознания, когда полностью исчезает внешняя форма объекта и остается его внутренняя глубинная суть. В силу невербального контапуального характера переживания, его невозможно описать, можно понять только пережив как внутренний опыт. По представлениям йогов, Самадхи дает ключ к сути вещей, способность к высочайшим вершинам творчества. По чисто внешним проявлениям, йог, находящийся в Самадхи, почти утрачивает- признаки жизни, снижается температура тела, замедляется дыхание и пульс. Описаны эксперименты, когда йог, находящийся в таком состоянии, проводил в ящике, зарытом глубоко в землю, 9 часов. Но, конечно, основным является тот внутренний опыт, который получает йог, находящийся в Самадхи. С этой точки зрения, по глубине погружения, характеру переживаний выделяется целый ряд стадий Самадхи. Известно очень много систем йоги. Они отличаются как используемыми техниками, так и направленностью на начальные или высшие ступени. Основными являются: хатха- йога, мантра-йога, лаяй-йога и раджа-йога. Хатха-йога ориентирована на достижение очищения и полного контроля над физиологическими функциями. Ее основой являются асана и пранаяма, третья и четвертая ступени. Считается, что асаны были показаны богом Живой, их общее число достигает 500. Основными являются примерно 50 поз. Первая группа асан ориентирована на оздоровление и омоложение тела. Вторая предназначена для расслабления. Третья для медитации. Отдельную группу составляют асаны пранаямы и упражнения для очищения. Часто их выделяют как отдельную систему — крийя-йогу. При этом предусматривается не только физическое, но и психическое, духовное очищение в соответствии с первой и второй ступенями йоги. В мантра-йоге для психического очищения и трансформации используются специальные слова и выражения (мантры). Эффект достигается благодаря многократному повторению мантры при высокой концентрации внимания и синхронизации с дыханием. Обычно минимальное число повторений 108 раз. Основой мантры считается не смысл составляющих ее слов, а определенный ритмический рисунок. Истоки этой техники лежат в глубокой древности: различные заклинания, заговоры были известны и активно использовались даже у самых архаичных культур. Интересно отметить, что основные элементы мантр очень близки у разных народов. Так, например, один из основных звуков восточной традиции «Ом» имеет очень схожий аналог в Христианстве — «Амен», и таких примеров можно привести очень много. Одно из простейших объяснений связывает эффекты действия мантры с акустическими резонансами в гортани и голове человека, приводящими к стимуляции определенных областей мозга и навязыванию соответствующих ритмов центральной нервной системе. Однако в него укладываются далеко не все известные в настоящее время факты. Так, например, при достаточно высоких уровнях владения мантра- йогой совсем не обязательно произносить мантру вслух. Более того, мантра по настоящему эффективна, только если передана ученику учителем. Лишь в этом случае она имеет скрытую силу или энергию, которая извлекается путем концентрации и длительного повторения. Своего рода зрительным аналогом мантры являются особого рода магические знаки и медитативные изображения — янтры, мандалы. Каждому такому изображению соответствует определенная мантра, и они обычно используются вместе для целей медитации. Современные исследования показали, что концентрация внимания на таких изображениях приводит к изменению электрической активности головного мозга и активизации правого полушария, связанного с духовной сферой психики. Как мантры, так и медитативные диаграммы, в той или иной степени используются и в других разновидностях йог-и. Следующей из четырех основных систем является лайя- йога, ее основной задачей является пробуждение и подъем особой тонкой энергии или силы Кундалини, дремлющей в основании позвоночника в нижней чакре Муладхаре. Результатом правильного подъема Кундалини является открытие верхней чакры Сахасрары и выход в Самадхи. Основные техники лайя-йоги базируются на детально разработанном представлении о системе чакр, их визуальной и звуковой символики, использовании специальных пранаям, мантр и медитативных диаграмм. Все эти манипуляции направлены на выработку умения управлять и потоками праны, и работой чакр и, как следствие, пробуждением и подъемом Кундалини. В лайя-йоге существуют две основные традиции, отличающиеся подходом к управлению чакрами и Кундалини. Первая, Вайдика, основана на Ведах и согласно канону является самой древней. В ее основе лежит принцип полового воздержания (брахмачария), который позволяет накопить «энергию» для подъема Кундалини. Вторая, Тантрика, согласно легенде, передана богом Живой. В ней накопление «энергии» и подъем Кундалини осуществляется за счет особых сексуальных техник. В отличие от обычного полового акта партнеры должны избегать оргазма, а сексуальный контакт производится в специальных асанах и сопровождается концентрацией на потоках праны и чакрах. При этом партнеры должны избегать личной привязанности и эротизма, воспринимать друг друга не как конкретных людей, а как вместилища соответствующего женского и мужского божественного начала (Шакти, Жива). Тантрика считается одним из самых опасных видов йоги, ее сравнивают с укрощением тигра голыми руками. По древним представлениям, если партнеры во время подъема Кундалини не сумеют обуздать своих эротических страстей и испытают оргазм, их ожидает смерть. Последняя из основных четырех систем Махайоги, раджа-йога. Она ориентирована на достижение высших ступеней Самадхи, путем медитации на религиозно-философских образах. Так как практика раджа-йоги осуществляется в измененных состояниях сознания, а переживаемый опыт чрезвычайно далек от привычного нам мира образов, эта система йоги наиболее трудна для интерпретации. Используемые в раджа-йоге приемы и техники практически аналогичны лайя-йоге, однако по характеру внутреннего опыта она рассматривается как следующая, более высокая ступень, доступная узкому кругу посвященных. Целью раджа-йоги является достижение высшей ступени Самадхи — Махасамадхи, которая носит необратимый характер и приводит к смерти физического тела. Считается, что при этом йог разрывает кармическую цепь смертей — рождений и сливается с Высшим божественным сознанием. Помимо перечисленных основных четырех систем, называемых «Большой йогой», существует огромное множество разнообразных форм йоги. Так, например, только к тантрическим формам йоги относятся охакти-йога, крийя-йога, лакшья-йога, джнаха-йога, васана-йога, пара-йога, амана- ска-йога, сахаджа-йога и т. д. И все же какую бы систему или форму йоги мы бы не взяли, везде будут в той или иной степени представлены восемь ступеней, выделенные Патанджали, везде в качестве завершающего высшего этапа будет выступать Самадхи. Отличаясь подходам к саморазвитию техническими приемами, акцептами на те или иные аспекты взаимодействия вселенной и человека, все разновидности йоги исходят все же из единой картины мира, религиозно-философской концепции. Безусловно, если сравнивать йогу, особенно ее высшие ступени, с другими религиозно-мистическими системами, мы увидим очень много общего. И в чань, дзен буддизме, и в даосизме, и в суфизме, и в мистическом христианстве, так же как и в йоге, центральным является познание неких Высших планов реальности путем внутреннего опыта в измененных состояниях сознания. Во всех этих системах в той или иной форме присутствует представление о жизненной силе (прана, ци и т. д.), иерархии «тонких тел», чакрах. Везде используются медитативные позы тела и пальцевые ключи, разновидности мантр (молитвы, заклинания и т. д.). И все же йога имеет свой неповторимый облик, позволяющий легко выделить ее среди множества других мистических систем саморазвития. Даже если не останавливаться на неповторимой религиозно-философской концепции, космогонии, положенной в основу йоги, сама система саморазвития имеет неповторимый, уникальный характер. Это и 8 ступеней йоги и четыре системы Большой йоги, рассматриваемые как этапы трансформации тела и сознания. Вряд ли можно где-либо еще найти столь детально разработанные концепцию жизненной силы (праны) и учение о чакрах, сложнейшую систему саморазвития, основанную на работе с ними. К специфике йоги можно отнести и преимущественное использование статических поз (асан), огромную роль отводимую очистительным процедурам. Только в йоге существует столь детализированная классификация мантр и медитативных диаграмм, система правил их построения и использования в процессе медитации. Ну и безусловно отличительной особенностью йоги является детально разработанная система дыхательных упражнений. В наши дни, когда столь велик интерес к человеку, скрытым резервам его организма и психики, трудно переоценить громадный, многовековой опыт, сосредоточенный в йоге. Даже те аскеты, йоги, которые традиционно отбрасывались как идеалистические и мистические, сейчас видятся в совершенно ином свете. Это в первую очередь связано с эволюцией европейской научно-культурной парадигмы, развитием таких областей знания, как теория информации, синергетика, трансперсональная психология, парапсихология. С этой точки зрения мир субъективных образов, внутренний опыт человека является таким же аспектом реальности, как вещество и энергия, отражает информационную организацию вселенной. Безусловно, использование огромных сокровищ йоги в современной культуре еще только начинается. С этой точки зрения огромное значение имеет научное исследование как ее мидицинских, так и психологических аспектов, создание современных интерпретаций древнего знания, делающих его доступным для европейской культуры. Важной проблемой является и использование современных технических средств для упрощения и адаптации системы йоговского трейнинга к современному человеку. Приложение 2 МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ТОНКОГО ТЕЛА И РАБОТЕ С НИМИ § 1. ОСНОВНЫЕ понятия ПСИХОЭНЕРГЕТИКИ Одним из тревожных симптомов современной цивилизации является снижение жизненного тонуса, сопротивляемости, иммунитета организма, его способности к адаптации. Это связано и с нарушением экологии природной среды, и с неполноценным питанием, и с многочисленными стрессами, а возможно, и с еще какими-то не известными современной науке факторами. Ясно одно, что снижение общего уровня жизненных сил является опаснейшим симптомом, предупреждением о приближении тяжелых заболеваний. Люди с низким жизненным тонусом пассивны, болезненны, жизнь их полна неприятностей, однообразна и тосклива. И наоборот, восстановление запаса жизненных сил может спасти безнадежно больного, избавить от неизлечимых, казалось бы, хронических заболеваний. Современная наука связывает снижение жизненного тонуса, упадок жизненных сил с нарастанием энтропии (хаоса) в организме человека. Соответственно, увеличение упорядоченности, согласованности в работе физиологических подсистем оказывает тонизирующее действие. В этом отношении очень эффективны различные адаптогены (женьшень, золотой корень, элеутерококк и т. д.), отдельные виды физиотерапии, гимнастические упражнения. Особый интерес представляет громадный опыт народной медицины, в которой запасу жизненных сил придавалось особое, центральное значение. Это справедливо как для самых примитивных знахарских методик, так и для сложнейших систем саморазвития и саморегуляции, созданных на Древнем Востоке. В древности запас жизненных сил связывали с особой субстанцией — жизненной энергией. В Индии ее называли праной, в Китае — ци. Именно в недостатке жизненной энергии, ее неправильном распределении по органам видели первопричину большинства болезней и психических расстройств. Для своевременной диагностики и коррекции нарушений циркуляции жизненной энергии на Востоке были созданы целые системы теоретических и практических знаний. Это — хатха-йога, пранаямы, акупунктура, ци-гун и многие другие. Несмотря на чрезвычайное разнообразие подобных систем и их национальную специфику, в основе их лежит практически одна и та же система представлений. Во-первых, это описание жизненной силы как некоей «энергии», «жидкости», которая может накапливаться в организме человека, концентрироваться в его отдельных частях. Любой вид деятельности, особенно связанный с сильным эмоциональным напряжением, приводит к тратам такой «энергии». Восстановление ее запасов происходит за счет окружающей среды. Основными источниками жизненной силы являются пища, дыхание и непосредственное усвоение через покровы тела. Причем наиболее эффективными считаются последние два, однако в полную меру они работают только у людей, овладевших специальными системами упражнений. Другое важнейшее понятие древней психоэнергетики — так называемое тонкое тело (или эфирное тело). Считалось, что это своеобразный полевой двойник физического тела, ответственный за жизненную энергию. Своеобразными анатомическими образованиями такого тонкого тела, по представлениям древних, являлись АКУПУНКТУРНЫЕ КАНАЛЫ И ЧАКРЫ. Причем чакры выступают в качестве аналогов внутренних органов человека и отвечают за извлечение, хранение и управление жизненной силой. Акупунктурные каналы служат чем-то вроде сосудов, по которым жизненная сила поступает к различным частям тела человека. Эта система представлений легла в основу практически всех древних методик активизации жизненного тонуса человека. Поэтому остановимся на ней более подробно. § 2. ФУНКЦИЯ И СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ 7 ЧАКР Обычно рассматривают семь чакр, расположенных по средней линии туловища человека от промежности до макушки головы. Согласно йоге каждая чакра имеет форму конуеа, причем его круглое основание выходит на переднюю поверхность тела, а вершина лежит на позвоночнике. Так как именно на передней части туловища чакра наиболее доступна воздействию, она обычно изображается в виде круга, окруженного лепестками. Число лепестков у каждой чакры строго определенное, что связано с ее ритмическими характеристиками. Кроме того, каждой чакре соответствует определенное сочетание цветов и звуковые ритмические формулы — мантры. Расположение чакр на теле человека показано на рис. 13, а их графическое изображение, согласно индийской тантре, на рис. 14. В индийской тантре число лепестков связывается с количеством тонких энергией (разновидностей праны), контролируемых каждой из чакр. Кроме того, с лепестками шести нижних чакр связаны отдельные акупунктурные каналы или их группы. Согласно индийской традиции, всего в «тонком теле» человека насчитывается до 64000 каналов (называемых нади), соединяющих чакры с внутренними органами человека. Переплетаясь, множество нади и образуют «тонкое тело». В йоге особое значение придается трем нади: ИДЕ, ПИНГАЛЕ и СУШУ МНЕ. Сушумна проходит внутри позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. Падма чакры является ее своеобразным командным центром и находится на вершине чакрового конуса, лежащей у позвоночника. Сушумна, по древним представлениям, не является анатомическим образованием, а представляет собой, так же как и Ида и Пингала, излучение, особое силовое поле. Она начинается на уровне 1-й чакры у основания позвоночника и заканчивается примерно в середине головного мозга. Ида и Пингала также начинаются в 1-й чакре и соединяются с Сушумной на уровне 6-й чакры (примерно на высоте переносицы). Обычно при пробуждении чакр и других упражнениях с ними канал Ида представляют с левой стороны тела, а Пингала — справа. Хотя, по представлениям индусов, эти каналы периодически переходили слева направо и наоборот, охватывая каждую из нижних чакр. Такая форма представления вполне допустима, так как канал Ида связывается с
женской формой энергии (левая сторона), а канал Пингала — с мужской (правая сторона). Поэтому при дыхательных упражнениях представляют, что Ида соединяет левую ноздрю, а Пингала — правую с нижней чакрой Муладхарой. 1. МУЛАДХАРА Нижняя чакра расположена в основании позвоночника. На поверхность тела она выходит между анальным отверстием и половыми органами. Некоторые древние тексты локализуют ее на задней стенке влагалища у женщин, и в предстательной железе у мужчин. Чакра Муладхара считается коренным, основным центром, хранилищем гигантской потенциальной энергии, символизируемой дремлющей змеей Кундалини. Пробуждение Кундалини, подъем ее в верхние чакры является одной из основных целей йоги. Эта чакра рассматривается как связующее звено между физическим и подсознательными мирами. Кроме того, в ряде древних источников указывается, что с ней связана оккультная способность левитации — т. е. полетов за счет нейтрализации силы тяжести. Первой чакре соответствуют первоэлемент земля и планета Сатурн. Ее мантра (звуковая формула) — ЛАМ. Она имеет четыре лепестка с мантрами — ВАМ, ГАМ, ШАМ и САМ. На физиологическом уровне чакре Муладхара соответствует крестцовое нервное сплетение, ее эндокринной железой является простата. Она наиболее тесно связана с мужскими половыми органами, прямой и толстой кишкой. Из органов восприятия и действия ей соответствуют нос и ноги. При разбалансировке Муладхары могут возникнуть следующие заболевания: гемморой, запор, ишиас, простатит, воспаление яичников. Первая чакра связана с психологическими характеристиками, обеспечивающими выживание, защиту индивидуальности. Ее нормальная работа обеспечивает чувство уверенности в себе, стабильности. И наоборот, разбалансировка Муладхары вызывает безволие, неуверенность в себе, печаль, депрессию. Такие люди не могут найти цель жизни, лишены корней, поглощены удовлетворением собственных животных потребностей.
Геометрический символ нижней чакры — ее мандала, изображена на рис. 14. Она используется при медитативных техниках раскрытия и балансировки чакры в сочетании с ее основной мантрой и мантрами лепестков. В самых простых случаях при медитации на Муладхаре можно представлять ее в виде пятна красно-оранжевого цвета. С ней ассоциируется мифический слон Айравата и черепашка. В индийской мифологии с нижней чакрой связан бог Брахма и богиня Дакини. Их образы символизируют основные свойства чакры и также используются при медитации. Бог Брахма является одним из шести шивас, т. е. высших сущностей, воплощенных в форму. Над всеми ими стоит Высший Шива или Парма Шива, символизирующий высшую истину. По представлениям индусов, Брахма связан с процессом развития и творения. При медитации на Муладхаре он олицетворяет бесстрашие, достигаемое через развитие духовности. С каждым из шести шивас связана определенная сила, представляющая свойства ума и концентрации и олицетворяемая соответствующей богиней. В чакрах они также имеют шесть форм и называются привратницами, так как препятствуют проникновению в чакру недостаточно развитого практикующегося. Считается, что концентрация на Дакини пробуждает духовные качества и способствует проработке страха смерти. При этом у человека неразвитого она вызывает чувство огромного ужаса, представая перед ним в образе, олицетворяющем смерть и разрушение. И, наоборот, человек духовный воспринимает ее в виде прекрасной девушки. 2. СВАДХИСТАНА Эта чакра выходит на поверхность тела в области между пупком и половыми органами. В Китае она носит название нижней дань-тянь и локализуется в точке гуань-юань (МС4), расположенной по средней линии живота на три цуня ниже пупка. Ее падма находится между 4 и 5 поясничными позвонками. По древним представлениям Свадхистана управляет внутренней жизненностью, в ее функции входит извлечение праны из пищи и энергонакопление. Кроме того, с ней связываются сексуальные функции и творческие потенции человека. Очень большое значение придается нижнему дань-тяню (Свадхистане) в восточных боевых искусствах и в разнообразных психоэнергетических техниках, распространенных в Китае, Японии и т. д. В этой области проходит накопление ци и ее последующее перемещение в конечности или внутренние органы. В Индии считают, что пробуждение Свадхистаны обеспечивает здоровье и долгую жизнь. Первоэлементом второй чакры является вода, ее планета — Юпитер. Мантра Свадхистаны — ВАМ, у нее 6 лепестков с мантрами: БАМ, БХАМ, МАМ, ЯМ, РАМ, ЛАМ. Чакре Свадхистана соответствуют предстательные, поясничные и подчревное сплетения. Эндокринные функции проявляются в надпочечниках, печени, селезенке. Она наиболее тесно связана с женскими половыми органами, почками и мочевым пузырем. Ее органом восприятия является язык, а органом действия — руки. При разбаланси- ровке второй чакры может возникнуть импотенция, фригидность, гиперсексуальность, диабет, заболевание почек и мочевого пузыря. В Индии с нормально функционирующей Свадхистаной связывают такие психологические свойства как терпение, выносливость, уверенность в себе. При ее разбалансировке возникает фрустрация,тревога, страх. Преобладание женского начала, первоэлемента воды символизируется на мандале Свадхистаны полумесяцем или лунным серпом (см. рис. 14). При медитации на ней можно также представлять пятно или круг розового цвета. Ее животным является мифическое морское чудовище Макара, похожее на огромного крокодила. Мужским божеством второй чакры являются боги Варуна и Вишну, а женским — богиня Ракини. Медитация на Варуне дает контроль над очищающей силой воды и сексуальной энергией, и, кроме того, освобождает человека от таких психологических качеств, как отвращение, страх, печаль, гнев, национализм. Все это подготавливает раскрытие духовной природы личности, связанное с медитацией на Вишну. Медитация на богине Ракини и ее силе, по представлениям древних индусов, способствует духовному очищению и углублению концентрации. Она помогает избавлению от глубоко укоренившихся недуховных качеств.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |