Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пять типов общественного устройства




 

Пять рассматриваемых центров влияния образуют пять типов общественного устрой- ства: техногенный, демократический, семейный, автократический и духовно-колле- гиальный. Нечеловечный центр порождает техногенный унифицированный ад, в кото- ром каждый человек – механически встроенная часть общей системы, у которой нет це- лей, кроме самой себя. Такие общества иногда показывают в фильмах-антиутопиях. На западе уже просматриваются черты такого мира. Индивидуалистический код является ос- новой для формирования демократий (общественная жизнь – в интересах потребностей человека). Био-социальный код образует семейный уклад, в котором все стараются быть преданными свой общности, заботиться друг о друге. Религиозный код создает автокра- тическое общество: «Нас объединяет высокая идея (в предельном случае - Бог), ради которой каждый из нас готов жертвовать личными интересами». Продуктом сверх-соци- ального кода является духовно-коллегиальный уклад жизни: сотворчество всех с Богом как Личностью (с идеей сотворчества не бывает) для Его удовлетворения. Второй и чет- вертый типы социального устройства – это противоположности, находящиеся в состоянии постоянной борьбы и питающие друг друга, а третьему – семейному укладу – «достается» и от эгоизма демократии, и от порой жестокой идейности автократии. Коллегиальность же является синтезом этих противоположностей, из которого человечество проис- ходит (духовное общество), и в который оно должно вернуться, обогащенное цен- нейшим опытом. Что касается техногенной цивилизации, то она может возникнуть только в результате отказа человечества от этого синтеза, от диалектики Высшего замысла.


Демократия нужна носителям техногенного замысла мироустройства только как прове- ренный способ разрушения семейного и религиозного центров, а не сама по себе. Поэто- му, хотя она и насаждается повсюду с такой методичностью, она обречена. Демократия – предтеча технократии, хотя последняя совершенно чужда ей по духу, будучи жесткой и обезличенной. Автократия позволяет устанавливать моральные ценности посредством обязательного принятия всеми членами общества единого религиозно-идейного авторите- та, что весьма хорошо для защиты семейного уклада жизни (как показывает традицион- ный мир, в частности исламский). Однако, когда в автократию проникает нечеловеч- ный код, то семья проходит через жестокие страдания, а о «правах человека» можно вообще забыть (пример все знают: Советский Союз с его репрессиями). Движущей силой

техногенного общества является стремление овладеть природой и заменить Бога со- вершенной унифицированной структурой управления. Движущей силой демократии является человеческий эгоизм, личная выгода. Семейное общество держится на заботе и ответственности за близких и дорогих людей. Сила автократии заключена в вере в

высокую идею и авторитетов, которые ее олицетворяют примером своей самоотвер- женности. А в духовно-коллегиальном типе общественного устройства движущей силой является вдохновение, когда в открытых обсуждениях и сотворчестве проявляется Замысел Господа и личная ответственность каждого за исполнение этого Замысла.

Коллегиальность ближе к автократии, чем к демократии, но принципиально отли- чается от обоих. Также поскольку она зиждется на духовных отношениях, она является ничем иным - как перерождением семейного уклада на духовном уровне. Люди уже на- елись и устали от пустословия и бесцельности демократии, многие люди старшего поко- ления тоскуют по атмосфере социального единения и обязательств перед обществом, которая была в Советском Союзе. С другой стороны, их уже не загонишь «стройными ря- дами в светлое будущее». Важность демократического опыта в том, что он отучает человека от идейной стадности, страха высказывать свои сомнения или несогла- сия (что характерно для автократии). Поэтому единственным системным движени- ем вперед для российской цивилизации является освоение коллегиальных прин- ципов жизнеустройства и запуск через них духовного кода.

 

Поскольку общество всегда будет состоять из людей, на которых влияют все пять цен- тров (причем, активными могут быть и низшие), то в коллегиальном обществе должны присутствовать все пять типов общественного устройства. То есть, в нем должно быть место для корыстно мотивированных людей, и для тех, кто хочет простого человече- ского счастья, и для тех, кто хочет видеть Бога только в своей религии. Однако все обра- зовательные и управленческие центры общества должны действовать в сверх-со- циальной Концепции, тогда все люди в обществе будут прогрессировать в своем есте- ственном ритме развития, находясь там где им лучше быть. Согласно исследованиям Н.А. Бердяева, достаточно 5% интеллигенции и управленцев быть носителями сверх-со- циального кода для того, чтобы все общество было связано со Всевышним и процветало во всех смыслах. Именно на достижение этой «критической массы духовности» должна быть нацелена система образования и воспитания. Демоничный мыслительный код в этом случае перестанет быть опасным; более того, его незначительное дозированное присутствие будет, подобно прививке, способствовать личной осознанности в людях, способности различать центры влияния, и особенно – различать нечеловечное и Человеческое.

 

Коллегиальная культура очень чувствительна как к личной осознанности, так и коллек- тивной дисциплине. Она может стать жертвой нечеловечного центра только в том случае, когда сваливается в демократию. Признаками этого являются: общее чувство не во- одушевленности и бесцельности, проявления личных корыстных амбиций и нежелание


исполнять совместно принятые решения. Если такое происходит, то нужно на время вернуться к автократии, чтобы «поставить на место» личные эго. Со временем подоб- ные рецидивы в коллективе прекратятся т.к. появится опыт и вкус к духовному сотворче- ству. Очень важно для любого коллектива в процессе освоения духовной коллегиальной культуры сформулировать и затем уточнять свой духовно-нравственный кодекс: общие ценности и цели, формат их обсуждений; принципы и правила взаимоотношений; порядок решения деловых вопросов, в частности способ голосования; подход к разреше- нию противоречий и т.п. Это создает надежную основу для работы над собой как каждого в отдельности, так и всего коллектива в целом и, кроме того, позволяет установить преем- ственность этой уникальной культуры для тех, кто придет позже. В конце этого документа мы приведем пример такого кодекса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.