КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ход работы. Методика была предложена отечественным нейропсихологом А.Р
Вводные замечания. Методика была предложена отечественным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 году. Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками. Цель: исследование наглядно-образного мышления. Оснащение: лист бумаги, карандаш, набор словосочетаний для запоминания. Испытуемому зачитываются последовательно 10 словосочетаний. Задача испытуемого сделать рисунок, который в дальнейшем мог бы помочь ему вспомнить данное словосочетание. Запрещается изображать буквы, делать надписи. Не дается ограничения по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу цвета, размера, времени. Спустя некоторое время – обычно через 15-20 минут – эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по собственным пиктограммам. Обработка и анализ результатов: При обработке учитываются не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения заданий, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.) Оценка идет по 4 критериям: 1. Критерий адекватности – иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак "+", при отсутствии связи – знак "-". Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности – от 70% и выше. 2. Критерий восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период – в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. 3. Критерий – конкретность-абстрактность – тоже оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае ставится 2 балла. Экспертные оценки суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. 4. Критерий – стандартность-оригинальность пиктограмм – так же оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низкий балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы, получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают 2 балла. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. Вывод делается на основе четырех критериев по следующим пунктам: - Уровень развития наглядно-образного мышления; - Направленность сознания; - Межличностные предпочтения; - Эмоциональное состояние испытуемого. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте направленность методики, какие особенности мышления могут быть выявлены? 2. По каким критериям идет анализ результатов методики?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |