КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении 17 страница
4. Концепция глобального устойчивого развития базируется на определении конкретных источников такого развития в виде части мировой ренты, антиренты и квазиренты. Это — наиболее сложная, но и наиболее необходимая часть концепции, ибо без таких источников разговоры об устойчивом развитии останутся в сфере прекраснодушных мечтаний и пустых деклараций, мир будет продолжать катиться к катастрофе. Совершенно очевидно, что решить назревшие и перезревшие глобальные проблемы, поднять из состояния нищеты, бедности, бесперспективности более 40 % населения планеты (около 2,5 млрд. человек) невозможно без вложения триллионов долларов. Нынешние формы технической помощи и периодического прощения долгов, как убедительно показала практика последних десятилетий, проблемы не решают. В 2000 г. официальная помощь на цели развития странам с низкими доходами составила всего 9 долл. на душу населения, или 2,3 % ВНП этих стран [71. Р. 362]. Бюджетов ООН, ЮНЕСКО, ПРООН, ЮНЕП, Глобального экологического фонда и других международных организаций едва хватает, чтобы содержать аппарат этих организаций и оказывать небольшую помощь в катастрофических ситуациях и при миротворческих операциях, гасить возникающие конфликты вместо того, чтобы предотвращать их. Нужны отвечающие масштабу проблем и достаточные для их решения источники ресурсов. Ими могут стать международно установленные отчисления от мировой ренты, антиренты и квазиренты. Мировое сообщество имеет основания для участия в распределении сверхприбыли, являющейся в значительной своей части результатом глобального развития. Не следует преуменьшать сложности предлагаемого решения проблемы. Не говоря уже о яростном сопротивлении ТНК, которые употребят все свои немалые ресурсы, чтобы не допустить международные организации к участию в распределении сверхприбылей, предстоит решить массу технических вопросов, и прежде всего: достоверно и контролируемо определять величину мировой ренты, антиренты и квазиренты; установить дифференцированные нормативы отчислений в международные фонды по каждому из видов сверхприбыли (не отказываясь при этом от существующих каналов поступления средств на содержание и деятельность международных организаций); обеспечить реальное поступление этих отчислений и прозрачный механизм их целевого использования для финансирования конкретных программ глобального устойчивого развития. Однако, как показали встречи с бизнесменами в Йоханнесбурге, наиболее дальновидные из них начинают понимать необходимость выработки глобальных механизмов устойчивого развития для определения надежных перспектив устойчивого развития бизнеса. Потребуется привлечение независимых ученых и неправительственных организаций для выработки научно обоснованного и практически осуществимого механизма мобилизации части мировой ренты, антиренты и квазиренты на решение проблем глобального устойчивого развития, нахождение приемлемых для большинства государств форм и методов создания и функционирования такого механизма, мощный нажим мирового гражданского общества и общественных движений (включая конструктивную часть движения антиглобалистов). Осознание нарастающей опасности преобладающих тенденций, фактического провала принятой десятилетие назад концепции устойчивого развития и беспомощности нынешних форм сотрудничества будет придавать силу поиску принципиально новых путей, отвечающих реалиям XXI века. 5. Потребуется формирование глобального права как выражениеобщих интересов и воли мирового гражданского общества. Отдельные элементы такого права уже есть. Они касаются запрещенияиспытаний ядерного оружия, контроля деятельности АЭС, использования интеллектуальной собственности, некоторых аспектовэкологической безопасности, всемирного культурного и природного наследия, деятельности ООН, ЮНЕСКО, МОТ и других международных организаций. Но это лишь отдельные, слабо связанныемежду собой элементы; нет системы права, и прежде всего в части,относящейся к глобальному устойчивому развитию. Эту системупридется строить заново, пополняя ее все новыми и новыми правовыми нормами, в том числе и относящимися к определениюразмеров отчислений от мировой ренты, антиренты и квазиренты,порядка их получения и использования. Сейчас в большинстве стран действуют антимонопольные законы, ставящие под контроль своекорыстие монополий, а также законы, определяющие уровень налогообложения и обложения таможенными пошлинами субъектов национальных экономических отношений. Формирование глобальной цивилизации потребует создания аналогичной системы регулирования со стороны планетарного гражданского общества и выражающих его интересы институтов. Мировые рентные отношения также потребуют глобального правового регулирования и наличия институтов, обеспечивающих соблюдение общепризнанных норм глобального права. 6. Необходимо выработать эффективный организационный механизм реализации концепции и стратегии глобального устойчивогоразвития. В этом направлении возможны несколько путей. Один изних — построение наряду с существующими международнымиоргструктурами принципиально нового органа по глобальному устойчивому развитию с системой институтов по решению отдельныхпроблем, своего рода всемирного правительства с министерствами.Однако этот путь встретит сопротивление национальных государств и существующих международных организаций, потребует крупных дополнительных затрат на содержание новой армии международных чиновников и длительного времени. Другой путь — трансформация ныне существующих, обладающих опытом сотрудничества и отлаженным аппаратом международных организаций применительно к новым задачам и требования. И этот путь нелегок — придется преодолеть силу инерции и привычных процедур, осуществлять реструктуризацию, менять функции, обновлять чиновников и т.п. В предварительном порядке можно наметить следующие направления трансформации: • придание Генеральной Ассамблее ООН некоторых функций глобального законодательного органа, в частности - по определениюразмеров и порядка отчислений на нужды глобального устойчивогоразвития и направления поступивших средств на эти нужды (своего рода ежегодно утверждаемый глобальный бюджет устойчивогоразвития); * расширение состава Совета Безопасности ООН, чтобы он представлял все локальные цивилизации и выполнял функции по разработке программ и крупных проектов; ' возложение на существующие органы ООН функций по отдельным направлениям реализации глобальной стратегии устойчивого развития - по формированию проекта бюджета устойчивого развития и оперативного контроля за его исполнением (Экономический и социальный совет), прогнозированию и разработке проектов программ устойчивого развития и участию в их реализации (ПРООН), решению экологических проблем (ЮНЕП и Глобальный экологический фонд), глобальных проблем технологического развития (для этого придется создать специальный фонд), социокультурного развития (ЮНЕСКО). 7. Учитывая сложность и долговременный характер решения проблем глобального устойчивого развития, необходимо создать Глобальный научный совет по устойчивому развитию, включающий выдающихся независимых ученых всех цивилизаций и действующий под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Недавний опыт создания Генеральным секретарем ООН группы из выдающихся ученых и политических деятелей планеты для подготовки доклада по диалогу между цивилизациями оправдал себя. Но в данном случае речь должна идти не о временном, а о постоянно действующем (с периодическим обновлением состава) международном научном органе, который осуществлял бы разработку и экспертизу прогнозов, концепций глобального развития, имел в своем распоряжении средства не только для обеспечения своей деятельности, но и для заказа прогнозов, научных докладов, проектов программ, привлечения экспертов, проведения конференций, издания работ и т.п. И главное —
работа этого «совета мудрецов планеты» должна проходить открыто, в режиме on-line, с широким использованием Интернета, телекоммуникаций и других средств массовой информации. Мы не тешим себя иллюзиями, что предлагаемая концепция глобального устойчивого развития совершенна, отвечает на все вопросы и легко реализуема. Но кто-то должен открыть дискуссию с принципиально новых позиций, обеспечивающих решение глобальных проблем и выживание человечества в весьма противоречивом и чреватом многочисленными угрозами XXI в. 7.3. Глобальные рентные фонды На заседании Круглого стола Глобального гражданского форума в Йоханнесбурге «Рентные источники глобального устойчивого развития» нами было обосновано предложение о создании за счет отчислений от мировых рентных доходов трех глобальных фондов: экологического, технологического и социокультурного (рис. 7."1). 1. Глобальный экологический фонд уже существует. Он был создан в 1991 г. как Фонд глобальной окружающей среды — экспериментальное партнерство между ЮНЕП, ПРООН и Всемирным банком для реализации повестки дня на XXI век, принятой на саммите в Рио де Жанейро. Его цель — мобилизировать ресурсы для финансирования (в форме грантов или низкопроцентных займов) реализуемых развивающимися странами и странами с переходной экономикой проектов, направленных на улучшение глобальной окружающей среды, в четырех приоритетных областях: изменение климата, биоразнообразие, озоновый слой и международные воды. Членами Фонда сейчас являются 155 государств [51. С. 18]. На Всемирной встрече по устойчивому развитию в Йоханнесбурге была достигнута договоренность об увеличении средств Фонда на 2,9 млрд. долл. Предстоит многократно увеличить размеры Глобального экологического фонда, расширить его функции и повысить ответственность за решение природно-экологических проблем глобального устойчивого развития. Представляется, что этот фонд должен формироваться за счет двух основных источников: ' отчислений от доходов, полученных при экспорте минерального, лесного, сельскохозяйственного сырья (природной ренты); * отчислений антиренты в виде твердых (в перспективе — дифференцированных) ставок с каждой единицы загрязнения (например,при выбросе С02, S02 и других газов) или при оценке по общепризнанной методике экологического ущерба от техногенныхаварий и катастроф. Плательщиками отчислений (своеобразного мирового природ-но-экологического налога) могут быть государства; данные об объемах экспорта природных ресурсов и основных загрязнителях имеются в международной статистике. Однако более эффективным методом, побуждающим к рациональному природопользованию и уменьшению мировых загрязнений, является установление этих отчислений для ТНК и других компаний. Направлениями использования глобального экологического фонда могут быть: *финансирование научных и технологических исследований, прогнозов и концепций, направленных на более эффективное использование природных ресурсов, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий; *формирование глобальной системы экомониторинга и прогнозирования изменений климата и окружающей среды (в том числе с использованием космических средств); *разработка и реализация глобальных программ и проектов, обеспечивающих рациональное природопользование, предупреждение экологических бедствий и катастроф; • оказание помощи странам с низким уровнем дохода в освоенииэнергосберегающих и экологически чистых технологий; • возмещение части затрат, связанных со стихийными бедствиями икатастрофами (своеобразный страховой фонд); • поддержка экологического образования и воспитания, созданиеглобальных природно-ресурсных и экологических информационных фондов и сайтов Интернета, публикация литературы, поддержка конференций и семинаров и т.п. 2. Глобальный технологический фонд нужно создавать по существу заново. Его источником могут быть отчисления от мировой технологической квазиренты — от стоимости экспорта вооружений и другой высокотехнологичной продукции. Данные о доле высоких технологий в промышленном экспорте и доле промышленного экспорта в общем экспорте публикуются Всемирным банком отдельно по странам. Можно получить аналогичные данные и по экспорту высокотехнологичных услуг. Ставки целесообразно установить в процентах от полученных доходов от экспорта высокотехнологичных товаров и услуг. Целесообразно, чтобы эти отчисления выплачивали не государства за счет бюджета, а компании, непосредственно осуществляющие экспортные операции; хотя они, как правило, будут включать эти отчисления в цену экспортируемых товаров и услуг, однако удорожание будет незначительным и не окажет сколько-нибудь заметного влияния на потребителей. В то же время мировое сообщество получит необходимые средства для поддержки научно-технологического прорыва в направлениях, имеющих приоритетное значение для глобального устойчивого развития и для перевода на современный технологический уровень стран, значительно отставших в этом отношении. Следует учитывать, что с начала XXI в. пятый технологический уклад, служивший основой высоких темпов развития в 90-е годы, вошел в нисходящую волну, что послужило основой мирового экономического и технологического кризиса 2001—2002 годов. Пришло время для разработки и освоения поколений техники и технологий, относящихся к шестому укладу, которые будут определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках примерно с середины 10-х годов XXI в. Естественно, что наибольшие ресурсы и возможности для осуществления такого переворота имеют развитые страны с высоким уровнем доходов. Если эта тенденция сохранится, то технологический и экономический разрыв между богатыми и бедными странами в предстоящие десятилетия еще более возрастет, что усилит опасность социального взрыва и столкновения цивилизаций. Задача глобального технологического фонда — противодействовать этой тенденции, обеспечить технологический базис для устойчивого глобального развития и преодоления экономической отсталости на основе освоения и распространения поколений шестого (а в ряде стран — и пятого) технологического уклада. Глобальный технологический фонд может быть использован для: * поддержки научных исследований в направлении, обеспечивающем распространение пятого и освоения поколений шестого уклада в технологически отставших странах и цивилизациях; *разработки и помощи в реализации крупных международных инновационных программ и проектов, служащих целям глобального устойчивого развития; *содействия распространению новых знаний, обучению научного и технологического персонала, развитию систем научной информации и укреплению научно-технологического потенциала в отставших странах и цивилизациях. Работа этого фонда потребует обоснованных прогнозов развития науки и технологий и проведения тщательной инновационно-технологической, экономической и экологической экспертизы отбираемых для поддержки программ и проектов. 3. Глобальный социокультурный фондтакже необходимо создавать заново. В какой-то мере функции этого фонда сейчас выполняет ЮНЕСКО; но имеющиеся в ее распоряжении средства незначительны и не отвечают масштабам глобальных задач социокультурного развития, поддержки диалога Цивилизаций и разнообразия культур в соответствии с резолюцией ООН и декларацией ЮНЕСКО. Социокультурный фонд может быть образован на основе отчислений от мировой финансовой квазиренты при совершении сделок на мировых финансовых рынках (подобное предложение выдвигал лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Тобин, оно встретило широкие и неоднозначные отклики). Учитывая быстро растущий объем капитализации на фондовых рынках, масштабы этих отчислений будут увеличиваться. Средства фонда целесообразно направить прежде всего на: * поддержку международных ц национальных (в странах с низкимдоходом) программ развития образования, в том числе с использованием современных информационных технологий, с тем чтобыобеспечить и ускорить переход этих стран к обществу знания; безэтого невозможно осуществить технологический прорыв, выйтииз нищеты и отсталости; * осуществление международных программ и проектов в области культурных обменов, сохранения всемирного культурного наследия и культурного разнообразия, которому угрожают унифицирующее воздействие Интернета, распространение массовой антикультуры и т.д.; * сохранение и распространение идей всемирного научного наследия, поддержку гуманитарных исследований, обеспечение создания и функционирования «совета мудрецов планеты» — всемирного научного совета; * поддержку молодежных и тендерных движений и проектов, воспитание молодежи в духе культуры мира, толерантости и ненасилия; * выполнение информационных функций в указанных направлениях, публикацию изданий и т.п.; * содействие контактам общественных и религиозных организаций,объединение их усилий в решении планетарных социокультурных задач. Создание и деятельность этого фонда имеет важнейшее значение для ускорения предсказанного еще П. Сорокиным перехода от разлагающегося «чувственного социокультурного строя» на Западе и «обветшавшего идеационального строя» на Востоке к «интегральному социокультурному строю» в его западной и восточной модификациях [38. С. 98-102]. На заседании Круглого стола в Йоханнесбурге вызвал дискуссию вопрос в том, как должно быть организовано управление этими фондами. Представители африканских стран высказались за то, чтобы не отдавать управление этими фондами чиновникам из международных организаций, а строить их деятельность на началах самоуправления, при непосредственном участии неправительственных и молодежных организаций. Тем не менее можно определить организации ООН, которые могут оказать содействие в формировании и деятельности указанных фондов: ЮНЕП - для экологического фонда, ПРООН - для технологического, ЮНЕСКО - для социокультурного. Деятельность этих фондов должна носить максимально открытый и прозрачный характер. Однако не стоит тешить себя иллюзиями, что создание глобальных фондов за счет отчислений от мировой ренты, антиренты и квазиренты — дело легкое и близкое. Не говоря уже о новизне этих предложений, ко/горые требуют тщательной научной и практической проработки, главное препятствие лежит в другой области — против этих отчислений и фондов всеми силами будут бороться мощные ТНК и государства, которые должны нести основную тяжесть отчислений. Видимо, работа в этом направлении займет многие годы, а то и десятилетия, но рано или поздно по этому пути придется пойти, если мы хотим сохранить человечество и обеспечить его устойчивое развитие. ГЛАВА VIII Мировые рентные отношения на весах геоцивилизационной модели Исследование мировых рентных отношений будет неполным, если не попытаться дать им количественную оценку с использованием разрабатываемой автором геоцивилизационной модели. Задача такая ставится впервые и отличается необычайной сложностью по двум причинам. Во-первых, нет достоверных данных о сверхприбылях, получаемых ТНК и другими участниками мирового рынка в результате экспорта природного сырья, высокотехнологичных продуктов, а тем более — в результате ущерба, наносимого глобальной природно-экологической среде. Придется в значительной мере опираться на экспертные оценки доступных статистических данных и прогнозов, делать допущения, необходимые для выявления масштабов и тенденций динамики мировой природной ренты, экологической антиренты, технологической и финансовой квазиренты. Во-вторых, эти исходные данные во многом недостоверны, поскольку заинтересованные ТНК всячески стремятся занизить размеры получаемой сверхприбыли, уходя от национального налогообложения, используя механизмы трансфертных цен, офшорных зон, финансовых махинаций и т.п. Тем не менее, предпримем попытку сделать это, опираясь на уже имеющийся опыт глобального моделирования и анализируя один из разрезов геоцивилизационной модели, находящийся на стыке нескольких ее функциональных блоков — геоэкономического, геоэкологического и геотехнологического. При этом будут использованы материалы Всемирной встречи по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) и развиты некоторые поставленные на ней вопросы. 8.1. Опыт глобального моделирования Нельзя сказать, что построение геоцивилизационной модели начинается с нуля. Уже накоплен определенный опыт глобального моделирования, пик которого пришелся на 1970-е годы и вершиной которого была модель мировой экономики, созданная группой экспертов ООН под руководством лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева. Толчком для разработки глобальных моделей стали кризисные потрясения 70-х годов, связанные с переходом к пятому Кондратьевскому циклу и обнаружившие ограничения бурного экономического роста, который был символом веры экономистов и политиков 50—60-х годов и вдруг натолкнулся на естественные пределы. Последствия демографического взрыва пришли в противоречие с ограниченностью естественных ресурсов, падающей эффективностью технологических и экономических систем. Это вызвало законное чувство тревоги о будущем у группы мыслителей, объединившихся в Римской клуб, и попытки дать количественные оценки перспектив, тенденций и альтернатив отдаленного будущего на основе глобальных моделей. Глобальное моделирование развивалось в основном по двум линиям: в докладах Римскому клубу и в системе прогнозирования ООН. Глобальная модель мировой экономики World 3, разработанная под руководством Дж. Форрестера в Массачусетском технологическом институте, стала основой для долгосрочного прогноза глобального развития в первом докладе Римскому клубу «Пределы роста» (1972 г.). Исходные показатели для модели (численность населения, объем капитала, обеспеченность ресурсами, уровень загрязнения окружающей среды и др.) определялись с 1900 г. и продлевались на перспективу до 2100 г. [32. С. 129; 47. С. 303]. На базе этой модели был рассчитан ряд сценариев глобальной динамики (по параметрам «население», «пищевые ресурсы», «сырье», «промышленное сырье», «загрязнение окружающей среды») при различных темпах роста населения и изменения других факторов [47. С. 341—344]. Недостатком этой модели было рассмотрение мирового хозяйства как единого целого, без разбивки по регионам (группам стран) и основным отраслям; в малой степени были учтены научно-технологический фактор, его влияние на уровень и эффективность использования ресурсов, а также цикличная неравномерность глобальной динамики, потенциал перехода к новым технологическим укладам и постиндустриальному технологическому способу производства. Выводы о пределах роста и «нулевом росте», полученные на базе этой модели, подверглись острой критике. Методология построения глобальной модели World 3 не подходит для построения многомерной геоцивилизационной модели и тем более для оценки мировых рентных отношений Второй доклад Римскому клубу, представленный М. Месаро-вичем (США) и Э. Пестелем (ФРГ), был построен на базе многоуровневой модели глобального развития, разработанной в Западном университете Кейса. Она включала показатели по миру в целом и по 10 регионам [47. С. 420-421]: 1. Северная Америка (США и Канада); 2. Западная Европа; 3. Япония; 4. остальные развитые страны (включая Австралию и ЮАР); 5. Восточная Европа (включая СССР); 6. Латинская Америка; 7. Северная Африка и Средний Восток; 8. Центральная Африка; 9. Южная и Юго-Восточная Азия (включая Индонезию и Индию); 10. Азия (страны с централизованно планируемой экономикой,включая КНР и ДРВ). Такой региональный разрез модели ближе к предлагаемому цивилизационному (выделены североамериканская, западноевропейская, японская, латиноамериканская и частично мусульманская цивилизации), но часть регионов носит смешанный, межцивили-зационный характер. Модель мировой экономики строилась на трех уровнях: девя-тиотраслевая модель «затраты—выпуск» (включая энергоресурсы); макроэкономическая модель; модель межрегиональных торгово-экономических связей. Например, блок модели по энергетической проблеме рассматривал спрос на энергию, предложение первичных энергоносителей (нефть, газ, уголь), преобразования первичной энергии в конечную и ее доставку потребителям. Определялись объем и эластичность спроса на энергию в зависимости от объема валового регионального продукта. В докладе Э. Пестеля «За пределами роста» (1988 г.) сформулированы подходы к методологии построения глобальных моделей: «Исследуя полное неопределенности будущее с помощью моделей любого типа, необходимо строго определить цель построения модели, должна ли она давать типичные прогнозы или использоваться как инструмент, позволяющий получить представление о различных возможных вариантах будущего развития <...> Чтобы принимать практические решения, люди должны иметь в своем распоряжении целую «корзину моделей», которыми можно пользоваться по мере необходимости. Сюда могут входить вербальные и концептуальные процедуры — «база знаний», — которые для принятия решений так же важны, как количественные или логические компьютерные модели» [32. С. 158, 159]. Этот подход использовался и при построении первой глобальной модели: «Модель глобального развития не может быть полностью формализованной, а должна иметь человеко-машинный характер, когда человек старается предугадать изменения общей стратегии развития, продиктованные качественными изменениями объективной ситуации» [32. С. 141]. Руководители Римского клуба понимали ограниченные возможности моделирования глобального развития. Это отмечал основатель Клуба Аурелио Печчеи: «Действительность слишком сложна, чтобы наш разум мог охватить ее всю целиком; а модели были и остаются компромиссом, который позволяет синтезировать реальность, одновременно расширяя возможности нашего разума с тем, чтобы он мог эту реальность вместить. Они могут быть хорошими и не очень хорошими в зависимости от того, насколько хорошо синтезируют действительность; но ни одна модель — ни мысленная, ни формальная — не может быть одинаково справедлива ко всем ее элементам» [32. С. 140]. Опыт глобального моделирования, накопленный Римским клубом, выработанные при этом методологические подходы необходимо учитывать при разработке геоцивилизационной модели и ее рентного разреза. Однако нужно иметь в виду, что как характер глобальной модели, так и ее функциональная и региональная структуры зависят от того, какие цели перед ней ставятся. Таких целей в многомерном, быстро меняющемся мире может быть множество, соответственно будут модифицироваться состав модели и требования к исходной и конечной информации. Наряду с Римским клубом другим центром глобального моделирования в 70—80-е годы стал Секретариат ООН, привлекавший для этой сложной работы самых квалифицированных ученых и специалистов. Это было необходимо для разработки и реализации стратегии международного развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. («International Development Strategy: Action Programme of the General Assembly for the Second United Nations Development Decade»), резолюции 3345 XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН об исследовании взаимосвязей между населением, ресурсами, окружающей средой и развитием, резолюции 3508 XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН о долгосрочных экономических тенденциях и прогнозах, которая призвала к разработке долгосрочных прогнозов развития на региональном и глобальном уровнях. При разработке прогнозов ставилась цель обеспечить опережающие темпы прироста ВВП в развивающихся странах с тем, чтобы к 2000 г. примерно вдвое (с 12 до 7 раз) сократить разрыв между ними и развитыми странами и полностью ликвидировать их отставание к середине XXI в. [5. С. 27-29]. При разработке долгосрочных прогнозов мировой экономики Отделом прогнозирования и перспективных исследований Секретариата ООН начиная с 70-х годов использовались три глобальных модели [24. С. 11-13]: ЛИНК - система прогнозных эконометрических моделей 30 ведущих развитых стран, 7 социалистических стран и 4 регионов развивающихся стран; потоки международной торговли дезагрегировались по 4 товарным группам (продукция сельского хозяйства и продовольствие; топливо; прочее сырье; продукция обрабатывающей промышленности); Глобальная эконометрическая модель, включавшая параметры по 119 странам с рыночной экономикой и использовавшаяся для долгосрочного прогнозирования темпов роста производительности труда и национального продукта (по трем отраслям — сельское хозяйство; промышленность; прочие отрасли, включая услуги), динамики личного и государственного потребления, инвестиций. Блок международной торговли позволял определять прогнозные показатели по странам и группам стран: национальный продукт; импорт; экспорт; экспортно-импортное сальдо; Глобальная межотраслевая модель, включавшая информацию по 15 регионам мира (6 развитых, 6 развивающихся, 3 централизованно планируемых) и 45 отраслям (5 — сельского хозяйства; 9 — добывающей промышленности; 22 — обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта, связи, другим услугам; 5 видов экологической деятельности). Блок товарных групп позволял выявить пропорции товарообмена между регионами, при этом выделялись развивающиеся страны — чистые экспортеры и чистые импортеры нефти. Модель строилась на базе следующей классификации регионов [5. С. 159-161]: 1. Северная Америка — 6 стран и территорий, включая Гренландию;
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |