Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рождение и детство – первые этапы жизни




Рождению – нашему приходу в мир – люди с древних времен придавали большое значение. Нередко предполагалось, что еще до того, как явиться на свет, душа будущего ребенка выбирает себе родителей, присматриваясь к милующимся парам (так было в Древнем Египте), а иногда считалось, что характер вибраций, исходящих от отношений супругов, притягивает к себе из инобытия либо прекрасную и нежную, либо грубую и черствую душу (в древней Индии). В древней Греции женщина, ожидающая ребенка, должна была смотреть на прекрасные статуи и слушать красивые мелодии, чтобы дитя родилось красивым и гармоничным. Таким образом рождение конкретного человека с его характером рассматривалось как отнюдь не случайное. Момент рождения во многих культурах считался определяющим для всей последующей судьбы, его надо было знать очень точно, чтобы составить гороскоп, где будут даны основные вехи грядущей жизни.

Христианское средневековье, отринув древнее оккультное знание, сделало из рождения таинство, которое невозможно понять человеческому уму, так как воля Бога непостижима.

Рационалистическое Новое время просто отодвинуло тему рождения в сторону, отказавшись и от древних оккультных его объяснений, и от веры в таинственную Божью волю. Рождение человека попадает в фокус внимания философов и психологов в 20 веке, и немалая заслуга принадлежит здесь З.Фрейду. Именно он развил тему травмы рождения, когда человек из внутриутробного «рая» приходит в мир страданий, и никогда не может забыть оставленного блаженства. Тема эта была продолжена и подробно разработана учеником и последователем Фрейда Отто Ранком.

Вопрос о «жизни до рождения» активно обсуждается в современной медицине, она свидетельствует о том, что развивающийся в утробе плод довольно быстро приобретает человеческие реакции – он улыбается, сосет палец, спит и бодрствует, реагирует на состояние матери. Он понимает опасность, потому что в момент аборта при приближении к нему металлических инструментов врача он в ужасе пытается увернуться (это показала микровидеосъемка). На последних стадиях перед рождением будущий ребенок – тот, которого родители оставили жить и рождаться - слышит и различает звуки из внешнего мира – он готовится в него перейти. Как же происходит этот судьбоносный переход?

В середине 20 века появляется трансперсональная психология, которая смогла воспроизвести в экспериментальных условиях опыт рождения, субъективно переживаемый индивидом. Основатель трансперсональной психологии С.Гроф разработал систему глубокого и быстрого дыхания, при котором у испытуемых возникали разнообразные измененные состояния сознания, наиболее частым переживанием среди оказалось «повторное рождение», шаг за шагом повторяющее процесс реальных родов, через которые когда-то прошел человек. Яркие впечатления многих людей были описаны, проанализированы, и позволили С.Грофу выявить 4 «базовые «перинатальные матрицы» (БПМ) - четыре фазы рождения, оказывающие влияние на всю последующую жизнь человека. В первой фазе не родившийся младенец еще пребывает в изначальном «раю», созерцая образы прекрасных гармоничных божеств – Матери-земли, Аполлона, Будды. Переживания этого периода становятся впоследствии основанием всех состояний удовлетворенности. Затем наступает вторая фаза (вторая перинатальная матрица), когда у матери начинаются схватки. Физиологический и психологический «рай» оказывается поколеблен, он – под угрозой, а выход еще закрыт. Рождающийся человек переживает состояние запертости во враждебном мире, ему являются образы пожирающих его чудовищ, страшного водоворота, поглощающего лабиринт, теряется связь с линейным временем, возникает настрой на вечные муки и тревогу. БПМ-2 соединяет людей со всеми страданиями мира, со всеми жертвами насилия. Духовные образы в это время – ад, преисподняя. К тому же в это время усиливается физическое давление на голову и тело рождающегося человека, он чувствует боль. Люди, сохранившие глубокие бессознательные впечатления о БПМ-2, видят человеческое существование бессмысленным. Третья базовая перинатальная матрица - это период продвижения плода по родовому каналу. Здесь идет острая борьба за выживание и победу, являются архетипические образы Страшного суда, разрушительных божеств – Сатаны, Марса, Кали. Человек переживает агрессию и сексуальное возбуждение. Переживания типа БПМ-3 вдохновляли многих художников, описывающих могучие эмоции, граничащие с помешательством – Шекспира, Вагнера, Достоевского.

Наконец, четвертая перинатальная матрица – это собственно момент рождения, когда младенец испытывает сначала полную смерть, окончательное уничтожение, а затем – возрождение. В момент возрождения возникает образ ослепительно-белого или золотого света удивительной красоты. Присутствующий здесь символический ряд – Феникс, возрождающийся из пепла, Христос, Адонис.

Гроф считает, что полученные при рождении впечатления откладывается в «системах конденсированного опыта», таким образом «хорошее рождение» позитивно влияет на всю последующую жизнь, а «плохое» (с осложнениями) – плохо. Что касается родившихся через кесарево сечение, каковых сейчас очень много, то они нередко, согласно выводам Грофа, чувствуют, что в жизни им не достает решимости для борьбы, у них также часты обиды на мир – что поделаешь, им не пришлось «сражаться за себя» в родовом канале…

Когда ребенок родился, начинается его земной эмпирический жизненный путь, и первая его фаза – детство, которое числят от рождения и до 14 лет, где 12-14 лет – подростковый возраст.

В детстве ребенок проходит первичную социализацию – он научается действовать, мыслить и чувствовать по-человечески, приобретает умение общаться с себе подобными. Основной массив знаний и навыков мы, как ни странно, получаем именно в раннем возрасте (потому в народе говорят: «дитя надо воспитывать, пока поперек лавки лежит, а как вдоль лавки ляжет – уже поздно»). Ведущими формами поведения в этот период выступают игра и учеба.

Детство далеко не всегда являлось тем особым светлым периодом, когда ребенок является центром интересов своих родителей, которые заботятся о нем и развивают его. Да и детей прежде в семьях было много. В традиционном обществе дети выступали будущей надеждой и опорой родителей, их рано начинали приобщать к труду, и маленькие мальчики в крестьянских семьях не просто играли в игрушки, но пасли гусей, помогали отцам в поле, а маленькие девочки сызмала учились домашнему хозяйству. К тому же состояние детства отнюдь не считалось тогда умилительным, ребенок казался чем-то вроде «маленького взрослого», только неполноценного - глупого и слабенького, которого можно сколько угодно обижать. Что касается аристократических семей, то вплоть дл 18 века богатые матери не кормили сами своих детей, а отдавали их кормилицам, что отражено во множестве народных сказок, и мода на «сентиментальное материнство» начинается не так уж давно. Только в 19 веке детство начинают признавать полновесным и важным периодом жизни, немалую роль в этом, сыграла в том числе реалистическая проза, поэтически описывавшая детство с его психологическими особенностями. В 19-20 веке возникает целая индустрия детства: изготовление детской одежды и обуви, игрушек, детских книг, психологи и педагоги начинают не только разрабатывать воспитательные методики, но и интересоваться субкультурой детей – детскими «страшилками», анекдотами, слэнгом. В то же время детство становится более унифицированным: если раньше детский период девочек и мальчиков, их воспитание и обучение существенно отличались, даже школы были разные, то теперь условия и методы воспитания стали практически одинаковыми.

Размышляя о современном детстве, разумеется, не надо забывать, что сейчас как и во все времена «качество» детства зависит от обеспеченности детей и от наличия у них родителей: мировосприятие, времяпровождение и занятия любимого ребенка из семьи «среднего класса» в корне иные, чем у нищего сироты, живущего под мостом. Однако, поскольку у нас нет возможности на страницах этой книги рассматривать многообразные конкретные сценарии детства, зависящие от многих обстоятельств, мы остановимся лишь на тех моментах, которые являются типичными для «среднестатистического хорошего детства».

1.В детстве ребенок как правило не включен в реальную трудовую деятельность, он еще не зарабатывает себе на жизнь, поскольку играет и учится, и эта ситуация вызывает его огромную зависимость от мира взрослых. Ребенок зависим от взрослых материально, организационно и психологически, что нередко вызывает протест у подростков, которые уже чувствуют автономию своего Я. Впрочем, надо заметить, что с определенного периода, когда самосознание человека вполне сформировалось, он оказывается не только объектом воспитания со стороны старших, но уже может сам формировать и воспитывать себя. Поскольку внутренняя самостоятельность не исключает объективной зависимости в жизненно важных вопросах, а взрослые отнюдь не всегда бывают благонамеренны, в 1990 году международное сообщество приняло «Конвенцию о правах ребенка».

2. Потребляя материальные и духовные блага, ребенок развивает свои способности. В современном мире существует определенный перекос в сторону развития у детей прежде всего технических навыков и изучения точных предметов, в то время как дети в огромной степени нуждаются в развитии эмоций и навыков общения, знании этикета и умении чувствовать. Специальные школы, где делается акцент на гуманитарной подготовке, умении рисовать, петь и двигаться не получили широкого распространения, хотя примером таких учебных заведений является антропрософская «Вальдорфская школа», созданная некогда Р.Штайнером.

3. В детстве мы все получаем каркас своих будущих ценностных представлений, фундамент убеждений и мировоззрения. Впоследствии человек может не раз менять свои позиции, разочаровываться и снова очаровываться новыми идеями, но эмоционально-ценностная основа, совокупность установок, полученных в детстве, навсегда остается с ним – от нее «танцуют как от печки» во всех своих последующих суждениях. Другой вопрос, что даже маленький человек не всегда является пассивным приемником внушаемых ему взглядов: он может тонко чувствовать фальшь в поведении родителей или формировать свои, не похожие на их взгляды, исходя из ярких впечатлений своего небольшого опыта. Одни и те же поучения дети понимают по разному и по разному их интерпретируют, потому что, как мы уже говорили, каждый человек – особый мир, и все внешнее проходит через призму его личных смыслов.

4. В раннем детстве дети выступают «наивными эгоцентриками», которые все соотносят с собой, но в то же время маленькие дети вовсе собой не заняты: их привлекает и волнует огромный мир, который они стремятся постигнуть всеми доступными им способами: смотрят, трогают, испытывают на прочность, пробуют на вкус.

5. Детство отличает целый ряд экзистенциальных переживаний, которые потом остаются лишь в воспоминаниях человека.

В детстве мы видим окружающее очень ярким, впечатляющим и запоминаем многие вещи навсегда. Это потому что мы их видим впервые, а не просто узнаем, как нечто уже виденное.

Раннее детство еще не понимает запретов, идущих от физического мира: малышу кажется, что если он хорошо подпрыгнет, то непременно полетит – а почему нет? Иногда по этому поводу шутят, что в таком нежном периоде душа еще помнит, как она жила до рождения, не скованная ограничениями грубой материи.

Маленький ребенок еще не верит в смерть. Он уже знает, что она существует, что умирают и люди, и животные, но своя собственная смерть для него непредставима: она кажется ему врагом, с которым можно сражаться и победить.

В детстве мир кажется таинственным, сказочным. В дупле каждого дерева – подземный ход, в углу каждой песочницы – драгоценный клад. Каждый новый человек – загадка. Потом это свойство детства уходит от нас, и мир «расколдовывается». Но юность делает свои новые открытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.