КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юность – зрелость - старость
Три возраста, которые стоят в названии этого раздела, составляют, по существу, всю сознательную жизнь человека. Окинем их быстрым взглядом, выявим наиболее существенные черты этих важных этапов, среди которых зрелость – самый длинный, он охватывает львиную долю отпущенного нам срока. Юности отводится не такое уж большое время – от 14 до 20—22 лет. Это переходный период от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Черты детства и зрелости нередко сплавляются в периоде юности, составляют затейливую амальгаму, например, тогда, когда 18-летние папа и мамы нянчат своих детей, в то время как сами еще пребывают в статусе учащихся и полностью находятся на попечении своих родителей. Во многих примитивных обществах юности как особого социокультурного периода вообще не существует, потому что ко взрослости люди переходят через ритуал инициаций и, пройдя испытания, в течение нескольких дней радикально меняют «возрастное качество». Юность – это время, когда человек, с одной стороны, ищет свою «референтную группу», тех людей, с которыми он себя идентифицирует, а с другой – пытается обрести свое собственное лицо, понять, «Кто Я?» В подростковом и юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира – человек впервые оборачивается на себя самого, его начинают занимать состояния собственной души, он понимает, что уникален, неповторим, отличается от всех остальных. Правда, в ранней юности это отличие в чисто внешнем выражении не всегда бывает радостным: юный человек телесно меняется, порой становится непропорционален, у него портится кожа, «плывут» и меняются черты лиц:. впору рассказывать ему сказку про «гадкого утёнка», который потом непременно станет лебедем. Но «лебединая пора» еще не настала, и юноши, переживающие разлад внешнего и внутреннего, нередко испытывают чувство одиночества: меня никто не понимает! В юности происходит осознание предстоящей временной перспективы, и начинает волновать вопрос, какое оно, мое будущее? Ребенок не думает о будущем, он живет сегодняшним днем и ничего не планирует дольше, чем на неделю вперед. В юности же возникают долговременные жизненные планы, связанные с выбором профессии, заработком, созданием семьи. Конечно, когда взрослые спрашивают маленького ребенка «Кем ты будешь, когда вырастешь?»- а они частенько задают подобные вопросы – дети им отвечают то, что те хотят услышать, но в юности мы не ждем таких вопросов от старших, а задаем их сами себе. Кроме того, юность нередко не просто планирует банальное обыденное будущее, но грезит о своем величии, о подвигах, приключениях и открытиях. Это, несомненно, противоречивая позиция, но тут ничего не поделаешь: здравые планы и мечты идет здесь рука об руку, и без честолюбивых фантазий юности не могла бы состояться ни одна успешная карьера. Поскольку юный человек нередко быстро входит во «взрослый мир», степень его ответственности резко повышается. Кстати, в периоды трудных испытаний, например, войн, дети взрослеют гораздо раньше, потому что начинают нести полноту ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких. Юность – это глубоко философский возраст. Дети, как правило, мало интересуются философскими вопросами, если старшие не подталкивают их к этому, но уже в подростковом возрасте человек начинает спрашивать себя: «Есть ли в самом деле Бог? Где было мое Я, пока я еще не родился, неужели вообще не существовало? Есть ли у человечества высшее предназначение?» В юности человек открывает для себя, что он смертен, что смерть будет его уделом также, как и у всех других людей, и не хочет с этим смириться. Юные часто играют со смертью, бравируют перед ней, желая доказать: «Я сильнее тебя, костлявая!» Юность ищет смысл жизни – своей и вообще человеческой. Но ответом на этот вопрос юности служит то, что бывает с человеком дальше – годы и судьба дают каждому свой ответ. Зрелый возраст простирается от 22-х до 65-70 лет, где время после 60-ти называют «пожилой возраст», а самые деятельные и активные зрелые годы именуют «акмэ». В зрелости человек активно и всесторонне включен в социальную жизнь: он трудится, создает семью и воспитывает детей, занимается общественными делами, увлекается творчеством, имеет различные «хобби». В период акмэ люди устанавливают многообразные связи с миром, дружат и любят, получают максимум впечатлений, полноценно реализуют свои способности. Это время, когда человек максимально адаптирован к миру, самостоятелен и обладает всеми правами. Зрелость отличает ставший, сформировавшийся образ Я. В детстве человек занят внешним миром, в юности он только ищет себя, а в зрелости же он, как правило, уже «себя нашел» - знает свои плюсы и минусы, не мечется от тоски к восторгу по поводу собственной персоны, умеет и успокоить себя и, если нужно, простимулировать к активности - обладает высоким уровень саморегуляции. Зрелость – возраст прагматический. Теперь человек должен обеспечивать себя и свою семью, заботиться о детях, а, возможно и внуках, помогать престарелым родителям, поэтому он активно ставит практические цели, реализует их, бьется за хорошие материальные условия, проявляет изобретательность в вопросах обустройства хозяйства и выстраивания успешной карьеры. Романтические мечты и иллюзии оставлены в юности, жизнь перешла на утилитарные рельсы: взрослый уже знает запреты, которые ставит перед ним общество, и не склонен придавать таинственность ни мимолетной улыбке, ни туманным словам, ни луне на небе, ни красивой мелодии. Эмоциональность зрелого человека обычно снижена по сравнению с юностью, зато проявлены и обострены логические способности, широка эрудиция, наработаны профессиональные умения. Зрелые люди отчасти теряют способность к игре. Я имею в виду детскую игру самоценную и бескорыстную, в которую играют исключительно ради удовольствия. Зато азартные игры, имеющие возможность выигрыша, вполне присущи зрелости. Искусство в это время тоже отходит на второй план – на художественные галереи и театры у замотанного работой и домом человека порой просто не хватает времени. Зрелость – самый нефилософский возраст. Людям некогда задумываться о судьбах мироздания, они слишком захвачены отношениями с ним. О смерти зрелый человек тоже вспоминает мало – лишь тогда, когда нужно хоронить умерших родственников, но и тогда на первый план выдвигаются организационные хлопоты и юридические формальности. Мне не хотелось бы, конечно, чтобы читатели решили, что любой зрелый человек – это такой холодный утилитарный монстр. Все люди – разные, и многие сохраняют во всей своей взрослой жизни лучшие черты детства и юности: есть вечные мечтатели, вечные философы, вечные сказочники, мы лишь выделяем и описываем те характерные черты, которые время и обстоятельства сообщают человеку в ходе его личной темпоральной истории. Стоит заметить, что, проживая свой зрелый период, лет эдак после сорока, человек нередко начинает скучать и видеть действительность в серых красках. Окружающее примелькалось ему, и он не ждет уже от судьбы никаких ярких позитивных впечатлений. Психотерапевты рекомендуют в этом случае немножко помедитировать – вспомнить какой-нибудь красивый яркий день своей юности или детства и как бы прожить его заново. Это обновляет восприятие и помогает вновь замечать вокруг себя красоту и загадочность мироздания. В зрелом возрасте – как и в любых других возрастах – далеко не все люди вполне приспособлены к жизни. И дело не только в экономической бедности, а еще и в психологических установках. Фигура невротика, скованного внутренне и трудного во внешнем общении, отнюдь не является выдумкой психотерапевтов. Это довольно большая часть населения любой развитой страны, где люди вечно спешат, соревнуются за место на вершине социальной пирамиды, бояться потерять работу и деньги, придерживаются эгоистических позиций. Невротики чувствуют себя не понятыми и не оцененными миром, находятся в состоянии постоянной тревоги, не умеют любить, действуют по навязчивым схемам. Таким образом, сам по себе зрелый возраст не избавляет от всех проблем, хотя разумному и здравому человеку он дает шанс самостоятельно искать и находить способы максимальной гармонизации своей жизни. Старость наступает после шестидесяти пяти и становится последним этапом, в рамках которого человек продолжает свое существование вплоть до кончины. Старость – это единственный способ жить долго, другого человечество пока не придумало. Главное, что происходит в старости – это затухание функций организма, постепенное ухудшение здоровья, которое приводит к неспособности трудиться, и изменение внешности. В истории человечества общество очень по разному относилось к старикам. В примитивных и бедных обществах, где рождается много детей, которых надо поднять на ноги, а средств на всех не хватает, старики оказываются балластом. Тогда их уничтожают или они сами добровольно расстаются сначала с семьей, а потом и с жизнью. Именно такой уход от жизни и от мира мы видим в традиционном образе индийского саньясина - патриарха семейства, который, увидев, что не может быть полезен, по собственной воле уходит в лес – чтобы не мешать молодым. А в тех архаических обществах, где особо важен опыт, передаваемый из поколения в поколение, старики, напротив, рассматриваются как «золотой фонд» рода или племени, который надо охранять и к которому прислушиваться. Так у большинства горских народов старики в почете – они знаю все тайны гор. В современном социуме статус старого человека зависит прежде всего от его материальной обеспеченности. Если старик слаб и беден, он оценивается как «выпавший из жизненных бегов», как аутсайдер, и жизнь его чаще всего незавидна. Если же старый человек богат или просто хорошо обеспечен, то он, напротив, может быть оценен как «свободный от жизненных бегов», как тот, кто наконец-то может заняться не заработками, а тем, чем он хочет: рисовать, писать романы, ездить в путешествия по миру. Если в обеспеченной старости сохранять здоровье, она может принести еще много разнообразных радостей и удовольствий, о которых, возможно, даже не приходилось мечтать в молодости. Старость характеризуется свершенностью судьбы, воплощенной в результатах труда. Как правило к этому времени человек уже, образно говоря, «построил дом, посадил дерево и родил сына», то есть реализовал свои силы и способности в разных областях. Это вызывает спокойствие и удовлетворение, ощущение выполненного долга. Кроме того в субъективной форме накоплен опыт, который старые люди стремятся передать новым поколениям – детям и внукам. Поскольку в старости человек чаще всего становится немощен, он отходит от активной профессиональной и социальной деятельности. Пенсионные законы разных стран по-разному определяют время, когда граждане выходит на пенсию, но в большинстве случаев при хорошем самочувствии старики могут продолжать в разных формах участвовать в общественной жизни. Большие возможности самореализации сохраняют в старости люди творческих профессий – писатели, художники, ученые-теоретики, чье творчество не зависит от большого количества превходящих условий. Весьма печальным переживанием старости является понимание сужения временной перспективы: действительно старый человек понимает, что может прожить еще 5-10 лет, но дольше – вряд ли. В старости нет того чувства «бесконечных горизонтов», которое так вдохновляет молодость. Разные люди очень по-разному переживают состояние старости. Здесь могут наблюдаться крайности. Так одни старики увлечены прошлым, настоящее их совсем не интересует, другие, напротив – живут сегодняшним днем и по-прежнему строят планы; одни легко принимают свой новый облик, полагая, что морщины и седина – это нормально, это просто знаки возраста, другие стремятся непременно сохранить молодой облик, и порой прибегают при этом к самым разным средствам - от обычной гимнастики до косметических операций. Наверное, золотой серединой оказывается мудрый подход, при котором человек стремится не стареть ни телом, ни душой, но в то же время не молодится искусственно, не играет «под девочку» или «под мальчика», вызывая смешки младших поколений. Почти все приходится привыкать к болезням как к норме, приспосабливаться пить много лекарств и постоянно поддерживать здоровье. Некоторые люди находят реальные плюсы в состоянии старости: это умение разбираться в жизни, свободное время, обнаружение красоты природы, которая проявилась тогда, когда страстные искания молодости отошли в прошлое. В старости люди пишут мемуары, читают книги, гуляют – делают то, что прежде откладывали «на потом». У старости есть только один фундаментальный минус – она тоже кончается.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |