КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с микрофоном
Съемка отрывками и монтируемость звуковых планов
Когда человек говорит, в его речи складывается своеобразная тональность и ритм: фраза может быть «взята» в более низком или более высоком регистре, может проговариваться быстрее или медленнее. Если мы попросим повторить только что сказанную фразу, ее тональность или ритм не обязательно останутся такими же, как при первом произношении, даже если смысловая интонация будет прежней. Как известно, перед кинокамерой сцены разыгрывают не целиком, а делят на отрывки,, именуемые кадрами. Бывает, что продолжение или начало какого-либо отснятого ранее кадра снимают после перерыва в несколько дней, а иногда и недель. Чтобы всю снятую сцену воспроизвести на экране, ее отдельные кадры надо смонтировать в сюжетной последовательности. И тогда звук может оказаться неоднородным: темп и тональность речи будут изменяться после каждой монтажной склейки. Ритмика или тональность речи может нарушаться не только из-за длительных перерывов между съемками, иной раз это бывает и при переходе к съемкам укрупнения только что снятого общего плана. Возможно, на актера при этом влияет перемена обстановки: приближение камеры, микрофона, непосредственная близость режиссера. Уловив на слух тонально-ритмические изменения в произношении актера, надо обратить на это внимание режиссера и, если нужно, дать прослушать фонограмму ранее снятого отрывка. Очень важно, чтобы каждый снимаемый кусок был интонационно законченным, тогда при любом монтажном сочетании кадров, фонограммы можно монтировать путем перекладок захлестами с плана на план. Звукооператор управляет записью прежде всего на основании своих субъективных ощущений. Поэтому он должен обладать хорошей слуховой памятью и хорошо знать свойства микрофонов, должен уметь эффективно пользоваться элементами управления и контроля записи, а также хорошо разбираться в свойствах акустической обстановки, в которой производится запись.
Качество речевой фонограммы в большой мере зависит от взаимного расположения актеров и микрофонов, причем значение имеет не только дистанция между ними, но и направление акустической оси максимальной чувствительности микрофона, и положение актера и микрофона относительно отражающих поверхностей декорации, и, разумеется, соотношение уровней полезного сигнала и мешающих звуков. Рассмотрим каждый из этих факторов. Известно, что при полном отсутствии акустических отражений давление на микрофон обратно пропорционально квадрату его расстояния от источника звука. Но синхронная запись происходит в реальных условиях декорации, и если актер удаляется от микрофона, улавливаемый им прямой звук быстро убывает, преобладающим становится отраженный, обычно низкого тона. Относительная потеря высоких частот делает речь нечеткой: источник звука на слух кажется более отдаленным, чем его изображение на экране. Звуковой и зрительный образы не совпадают. Чрезмерное приближение микрофона к актеру, находящемуся на дальнем плане, делает различимыми ненужные детали, которые с почтительного расстояния мы не должны слышать, например, его дыхание, тогда как близко установленный микрофон передаст детали голоса, свойственные только крупному плану. Не считаю, что в каждом кадре эпизода следует добиваться эффекта звуковой перспективы, так как при последующем монтаже в звуке станет ощутимой акустическая неоднородность. Если эпизод состоит из кадров различной крупности, то при записи каждого из них микрофон пред-
Рис. 3. Схема установки микрофона
почтительно устанавливать примерно на одинаковом расстоянии от исполнителей (рис, 3). При съемке двух планов — крупного и общего, монтируемых впритык, — правильнее располагать микрофон в точке 5, а не в 1 или 2, разумеется, при условии, что съемочная камера и прочие технические средства в павильоне работают бесшумно. Когда же одним кадром средним или общим планом снимают законченный отрывок, его можно, а если это создает художественный эффект, то и необходимо записать с акустической перспективой, однако соблюдая условие разборчивости речи.
Рис. 4, Кадр из кинофильма «Сюжет для небольшого рассказа», схема его съемки и звукозаписи.
В фильме С. Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» есть эпизод (рис. 4): в глубине анфилады комнат на дальнем плане играют в лото. Звукооператор Б. Вольский выбрал для микрофона место на расстоянии 4 м от актеров, но акустический эффект, четкость реплик и зрительное впечатление при этом удивительно органичны. Микрофон не должен обязательно следовать за кинокамерой. Если при записи крупного плана он находился вблизи актера, это не значит, что, отодвигая камеру для съемки общего плана, надо на такое же расстояние отдалять и микрофон. Ориентация на камеру может привести к ошибкам. Снимая, например, крупный план длиннофокусным объективом, камеру устанавливают далеко от актера, тогда как микрофон должен быть вблизи от него (рис. 5). Итак, не положение камеры относительно актера, а субъективное ощущение от прослушивания через микро-
Рис. 5. Схема синхронной съемки крупного плана с длиннофокусным объективом
фон должно быть главным критерием для определения -дистанции между ним и актером. Когда расстояние микрофона от актера выбрано неверно, это раздваивает впечатление: крупный план — в -изображении, а в звуке — общий или же наоборот. Практически для записи кадров крупного плана микрофон надо устанавливать на расстоянии приблизительно 1 м от актера. На съемке среднего и особенно общего плана микрофон должен быть ближе, чем это кажется на глаз. На рис. 4 видно, что микрофон находится не близко от актеров, но и не так далеко, как съемочный аппарат. Расстояние 3—4 м наиболее приемлемо для записи общего плана. Эти рекомендации не следует расценивать как незыблемые. В зависимости от конкретных условий — микрофон может быть установлен и очень близко (20—30 см), если надо, например, чтобы голос казался интимным. Может случиться, что микрофон установлен достаточно близко к актеру, однако ориентирован так, что его акустическая ось составляет значительный угол с направлением, куда обращен голос актера. В этом случае микрофон уловит меньше прямых звуков и преобладающими станут отраженные. При прослушивании звука через микрофон ним покажется, что его источник отдален больше, чем это видно по кадру. Поэтому, устанавливая микрофон, надо учитывать характер его пространственного угла: чем он острее, тем точнее микрофон должен быть направлен на актера. Павильоны, предназначенные для синхронных съемок, создают время реверберации 0,6—0,7 сек, причем оно равномерно на всем частотном диапазоне записи. Определен-ные изменения в акустические условия павильона вносят декорации, различные по изображаемым интерьерам, конфигурации и размерам. Сооруженный из фанеры храм не создает достоверной акустики, тем не менее она будет объемной, тогда как декорация подземелья или тюремной камеры сделает звук сдавленным, голоса через микрофон станут глухими, «бубнящими». А может быть и так, что в декорации гостиничного холла, обширного по размерам, решено снять сцену в углу под лестницей, низко нависающий марш которой создает нежелательные для микрофона отражения. Чтобы избежать или по крайней мере уменьшить влияние звуковых отражений от поверхностей декорации, вызывающих так называемое «бубнение», однонаправленный кардиоидный микрофон ориентируют так, чтобы в зону его наибольшей чувствительности попадал главным образом прямой звук голосов исполнителей. Устанавливая микрофон, учитывают степень шумовых помех в павильоне. Если они не велики, можно ослабить их влияние в фонограмме, приблизив микрофон к актеру. Это позволит уменьшить усиление в тракте записи, следовательно, повысить относительный уровень полезного сигнала. Условия на съемке постоянно меняются. Они различны и неожиданны из-за многообразия сюжетов, новизны изобразительных решений. Звукозапись осуществляется в разнообразных мизансценах и Декорациях, поэтому дать рекомендации о выборе позиций микрофонов для всех случаев невозможно. Рассмотрим варианты, наиболее часто встречающиеся на практике. Эпизод из нескольких контрастных по крупности кадров, например в сценах выступления ораторов на митингах, собраниях и т. д., можно записать, применив два микрофона: один — замаскированный в непосредственной близости от актера, а второй — расположенный на расстоянии
Рис. 6. Пример использования рабочих микрофонов в качестве игровых
3—4 м. Сигналы от первого микрофона надо подавать с небольшим уровнем (в начальных позициях аттенюатора), а от второго — как обычно. Близость замаскированного возле актера микрофона обеспечивает четкость речи в фонограмме, а микрофон, поставленный в отдалении, усредняет акустическую окраску кадров, снятых с разной крупностью. Когда это оправдано сюжетом, можно и не маскировать микрофон. На рис. 6 в кадре два микрофона, они же использовались и для записи. На рис. 7 показан рабочий момент съёмки кинофильма «Время, вперед!» (режиссер М. Швейцер, звукооператор Л. Трахтенберг). Декорация железнодорожного купе была' очень мала, поэтому исключалось не только применение микрофонного журавля, но даже пребывание самого режиссера на тесной площадке: он управлял съемкой с осветительных лесов. Там же находился и помощник звукооператора со своей микрофонной удочкой. Кинокамера перемещалась вокруг своей вертикальной оси от одного актера к другому так стремительно, что поспеть за ней с микрофоном на удочке было немыслимо. /Потребовалось второй микрофон укрепить на съемочном аппарате. Смикшированный на небольшое усиление, он поддерживал чет-
Рис. 7. Рабочий момент на съемке кинофильма «Время, вперед!»
кость, которой недоставало фонограмме в моменты отклонения основного микрофона от выгодной позиции. На рис. 8 мы видим актеров, расположенных в двух планах: крупном и общем. В данном случае наиболее рационально было применение двух микрофонов: один — на журавле, он воспринимает реплики крупного плана, а второй— на штативе, примерно в 2 м от актеров в глубине кадра. Масштабы изображения на экране не всегда совпадают с тем, что мы видим при съемке, например актер на втором плане перед кинокамерой мог находиться гораздо ближе: эффект глубины можно получить применяя короткофокусную оптику. Поэтому в некоторых случаях позиция микрофона, направленного на актера первого плана, может оказаться приемлемой и для записи актера, находящегося на втором плане. Применение микрофонного журавля или удочки позволяет в очень сложных ситуациях вести синхронную запись только одним микрофоном. В то же время при съемке простых мизансцен одного микрофона может быть недостаточно. Вот пример:.два актера ведут очень беглый диалог, причем находятся далеко один от другого. Еще пример: актер стремительно меняет положение перед камерой. Ситуация бывает такой, что успеть перевести микрофон из
Рис. 8. Кадр из кинофильма «Они живут рядом» и схема его звукозаписи
одной позиции в другую немыслимо. Например, актриса сперва говорит в направлений камеры, а затем, быстро повернувшись,— в противоположную сторону (рис. 9). Если вести запись одним микрофоном М1, то, когда актриса отвернется, звук станет гулким: в микрофон попадут в основном звуки, отраженные от поверхностей декорации. Поэтому был установлен второй микрофон, воспринимающий прямой звук, когда актриса поворачивается в его сторону. Элементы декораций: колонны, дверные проемы и др.— могут быть препятствием для движения микрофонов при панорамировании. Тогда приходится применять несколько
Рис. 9. Кадр из кинофильма. «Негасимое пламя» и схема его звукозаписи
стационарных микрофонов и, в зависимости от мизансцены, выбирать для них в декорации наиболее подходящие точки. На рис. 10 кадр из кинофильма «Время, вперед!» и схема расположения микрофонов во время его съемки. Действие идет в декорации- строительных лесов, переплетение которых препятствовало движению микрофона, поэтому использовали три микрофона. Микрофон М\, установленный на журавле, предназначен для актеров А и Г. Микрофон М2 воспринимает голос актера А, когда тот наклоняется над люком. Микрофон Мз установлен для актеров Б и В в глубине декорации.
Рис. 10. Кадр из кинофильма «Время, вперед!» и схема расположения микрофонов.
Пользуясь несколькими микрофонами, их надо подключать к микшерскому пульту так, чтобы это облегчало звукооператору ориентировку (рис. 11). Неправильное подключение внесет путаницу при микшировании уровней с различных микрофонов. Когда условия позволяют, при беглом диалоге или резких движениях актеров можно пользоваться только одним микрофоном, установив его в компромиссную позицию; пусть микрофон и будет несколько отдален от актеров, все же это лучше, чем запаздывание к началу каждой новой реплики диалога. Иной раз композиция кадра такова, что микрофон попадает в поле зрения кинообъектива. Подобная ситуация требует поисков и изобретательности. Обычно прибегают к маскировке микрофона среди игровых предметов. Это может быть лампа, стопка книг, ваза, телефонный аппарат и т. д. На рис. 12 — одна из фаз снятого с движения кадра. Очень беглый диалог, частые и резкие повороты камеры из одного направления в другое не позволили обойтись одним микрофоном,— их понадобилось три, один из них был замаскирован спинкой стула. На снимке микрофон виден отчетливо, но на экране, промелькнувший на мгновение при стремительной панораме, он не заметен, а в момент остановки камеры микрофон перекрыт от объектива, спинкой стула. Когда по условиям съемки нельзя применить ни журавль, ни удочку, можно воспользоваться штативом. Договорившись с режиссером, в нужном для маскировки микрофона месте располагают кого-либо из участников мас-
Рис. 11.' Схема подключения микрофонов к микшерскому пульту
совки. Его фигура перекроет от объектива штатив с микрофоном. Маскировать микрофон следует лишь в крайнем случае и при условии, что это не скажется на качестве звукозаписи. Надо, чтобы голос актера всегда попадал в зону полезного пространственного угла микрофона и улавливаемые им прямые звуки были отчетливыми. Применяя два или более микрофонов, надо открытым оставлять только тот из них, который в данный момент должен воспринимать голос актера, остальные должны быть либо замикшированы в нулевые положения, либо их
Рис. 12. Кадр из кинофильма «Они живут рядом»
аттенюаторы поставлены в начальные позиции, иначе звук в фонограмме может стать гулким. Микшировать надо плавно — переключение записи с одного микрофона на другой не должно быть заметным. Чтобы исключить ошибки, следует знать диалог данной сцены на память или же иметь перед собой его текст. При съемке движущейся камерой микрофон независимо от положения камеры должен всегда находиться в оптимальной позиции. Трудно описать замысловатую съемку с движения так, чтобы ее схема была ясной, поэтому для наглядности обратимся к примеру не очень -сложному. На рис. 13 — момент снятого с движения кадра из фильма «Они живут рядом» и схема движения актеров, камеры и микрофона^ Об установке микрофонов для синхронной звукозаписи стереофонических фильмов рассказывается в следующей главе.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |