Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые черты киномузыки




Музыка и речь

 

Музыка, маскируя речь, снижает ее разборчивость. Не считая исключений, само введение музыки там, где идут реплики, это признак неумения с нею обращаться.

Речь — очень важный смысловой и художественный элемент, нужно беречь ее ясность в фильме и внимательно подходить к сочетаниям с нею других звуковых компонен­тов, в том числе ж музыки. Если в каком-либо случае важ­но, чтобы реплики произносились на фоне музыки, то это надо учитывать при самом ее сочинении. Не только гром­кость музыки, но ее регистры, инструментовка, модуляции должны органично «уживаться» с голосами действующих лиц; надеяться на чудеса перезаписи не стоит.

 

 

Мы уже говорили, что музыка часто пересказывает то, что с исчерпывающей ясностью выражено изображением, диалогом и шумами. Обычно такая музыка, если она тема­тически уместна, может быть исполнена и,по радио ив концертных залах по партитурам, написанным для кино. Но если музыка, проникая в идею фильма, не повторяет того, что зритель видит на экране, а выражает смысло­вую и эмоциональную линию, раскрывая недоступные для пластических средств стороны образов и явлений, она неотделима от киноленты. Вполне вероятно, что такая му­зыка окажется и непонятной при самостоятельном (без изображения) прослушивании-фонограмм, а для концерт­ного исполнения просто невозможной. С. Прокофьев, преж­де чем выпустить кантату «Александр Невский», перера­ботал партитуру, написанную им для фильма. Иначе ис­полнить ее в концертах было невозможно.

Прокофьев писал, что кино «дает целое поприще для «перевернутой» оркестровки, немыслимой в пьесах для симфонического исполнения» («С. С. Прокофьев», Музгиз, 1956, стр. 103). И он сам этим широко пользо­вался.

В записи музыка может приобрести своеобразные черты. Возникает «мизансценическое» звучание: группы и отдель­ные инструменты можно выделять крупным планом или, наоборот, отдалять их звучание; можно со всей силой вы­разительности и полнотой тона выявлять инструменты сла­бого звучания, не ослабляя звучности всего оркестра; мож­но деформировать звук, преднамеренно искажая тембр до неузнаваемости.

Вспоминается работа звукооператоров В. Богданкевича и Б. Вольского в фильмах С. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», когда смелые эксперименты с непосредственным участием С. Прокофьева приводили к изумительным результатам. В «Скоке свиньи» слыш­ны фантастические звуки тевтонских труб, которых нет ни в каком оркестре. Этого удалось добиться изменением тембра валторны, преднамеренно искаженного в самой записи.

В музыке к кадрам «Русь под игом монгольским» своеобразно звучат гобои, превалирующие в записи над оркестром, хотя мощность этих музыкальных инструмен­тов невелика.

Применение различных средств звукозаписи обогаща­ет музыкальный и весь звуковой строй кинокартины, при­дает ему рельефность, остроту, тембральный колорит. Же­лательно, чтобы использование этих средств намечалось в самом замысле композитора, в его сочинении.

Творческий контакт композитора, дирижера и звуко­оператора способствует раскрытию произведения с наи­большей выразительностью.

Н. Крюков всегда вместе с партитурой приносил инте­ресные идеи «мизансценирования» своего музыкального куска. Он никогда не довольствовался стандартным разме­щением оркестровых групп и в поисках оригинальных ре­ний всегда принимал в этом участие совместно со звуко­оператором. Крюков никогда не отделял своей музыки от всей звуковой вертикали фильма и задавал конкретные условия, требуя, чтобы такой-то музыкальный отрывок возникал, например, из шума самолета, а другой захлес­тывался свистом ветра или тонул в перезвоне церковных колоколов.

Рис. 29. Микшерский пульт для записи музыки

 

Приобщение звукооператора к работе по музыкальному оформлению фильма начинается в период разработки по­становочного проекта. Звукооператор входит в курс наме­чаемых режиссером и композитором принципов музыкаль­ного решения, участвует в определении снимаемых под фонограмму сцен, включающих конкретные музыкальные образы, ритмически связанные с содержанием кадров, кон­сультирует композитора по вопросам технических средств осуществления его творческих замыслов.

В период, предшествующий записи музыки на пленку, композитор обычно показывает свои эскизы режиссеру, ис­полняя их на рояле. Звукооператору надо при этом быть. Здесь он может познакомиться с планами композитора об исполнительском составе, оркестровке. Это позволит обду­мать предстоящую запись и произвести необходимую под­готовку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.