КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Некоторые черты киномузыки
Музыка и речь
Музыка, маскируя речь, снижает ее разборчивость. Не считая исключений, само введение музыки там, где идут реплики, это признак неумения с нею обращаться. Речь — очень важный смысловой и художественный элемент, нужно беречь ее ясность в фильме и внимательно подходить к сочетаниям с нею других звуковых компонентов, в том числе ж музыки. Если в каком-либо случае важно, чтобы реплики произносились на фоне музыки, то это надо учитывать при самом ее сочинении. Не только громкость музыки, но ее регистры, инструментовка, модуляции должны органично «уживаться» с голосами действующих лиц; надеяться на чудеса перезаписи не стоит.
Мы уже говорили, что музыка часто пересказывает то, что с исчерпывающей ясностью выражено изображением, диалогом и шумами. Обычно такая музыка, если она тематически уместна, может быть исполнена и,по радио ив концертных залах по партитурам, написанным для кино. Но если музыка, проникая в идею фильма, не повторяет того, что зритель видит на экране, а выражает смысловую и эмоциональную линию, раскрывая недоступные для пластических средств стороны образов и явлений, она неотделима от киноленты. Вполне вероятно, что такая музыка окажется и непонятной при самостоятельном (без изображения) прослушивании-фонограмм, а для концертного исполнения просто невозможной. С. Прокофьев, прежде чем выпустить кантату «Александр Невский», переработал партитуру, написанную им для фильма. Иначе исполнить ее в концертах было невозможно. Прокофьев писал, что кино «дает целое поприще для «перевернутой» оркестровки, немыслимой в пьесах для симфонического исполнения» («С. С. Прокофьев», Музгиз, 1956, стр. 103). И он сам этим широко пользовался. В записи музыка может приобрести своеобразные черты. Возникает «мизансценическое» звучание: группы и отдельные инструменты можно выделять крупным планом или, наоборот, отдалять их звучание; можно со всей силой выразительности и полнотой тона выявлять инструменты слабого звучания, не ослабляя звучности всего оркестра; можно деформировать звук, преднамеренно искажая тембр до неузнаваемости. Вспоминается работа звукооператоров В. Богданкевича и Б. Вольского в фильмах С. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», когда смелые эксперименты с непосредственным участием С. Прокофьева приводили к изумительным результатам. В «Скоке свиньи» слышны фантастические звуки тевтонских труб, которых нет ни в каком оркестре. Этого удалось добиться изменением тембра валторны, преднамеренно искаженного в самой записи. В музыке к кадрам «Русь под игом монгольским» своеобразно звучат гобои, превалирующие в записи над оркестром, хотя мощность этих музыкальных инструментов невелика. Применение различных средств звукозаписи обогащает музыкальный и весь звуковой строй кинокартины, придает ему рельефность, остроту, тембральный колорит. Желательно, чтобы использование этих средств намечалось в самом замысле композитора, в его сочинении. Творческий контакт композитора, дирижера и звукооператора способствует раскрытию произведения с наибольшей выразительностью. Н. Крюков всегда вместе с партитурой приносил интересные идеи «мизансценирования» своего музыкального куска. Он никогда не довольствовался стандартным размещением оркестровых групп и в поисках оригинальных рений всегда принимал в этом участие совместно со звукооператором. Крюков никогда не отделял своей музыки от всей звуковой вертикали фильма и задавал конкретные условия, требуя, чтобы такой-то музыкальный отрывок возникал, например, из шума самолета, а другой захлестывался свистом ветра или тонул в перезвоне церковных колоколов. Рис. 29. Микшерский пульт для записи музыки
Приобщение звукооператора к работе по музыкальному оформлению фильма начинается в период разработки постановочного проекта. Звукооператор входит в курс намечаемых режиссером и композитором принципов музыкального решения, участвует в определении снимаемых под фонограмму сцен, включающих конкретные музыкальные образы, ритмически связанные с содержанием кадров, консультирует композитора по вопросам технических средств осуществления его творческих замыслов. В период, предшествующий записи музыки на пленку, композитор обычно показывает свои эскизы режиссеру, исполняя их на рояле. Звукооператору надо при этом быть. Здесь он может познакомиться с планами композитора об исполнительском составе, оркестровке. Это позволит обдумать предстоящую запись и произвести необходимую подготовку.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |