КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расположение микрофонов в оркестре
Пульты для записи музыки позволяют включать до двадцати микрофонов. Они снабжены разнообразными фильтрами, резко ограничивающими полосу передаваемых частот, плавно опускающими и поднимающими характеристику в диапазоне низких и высоких частот; набором фильтров «присутствия», действующих в разных точках частотной полосы. Коммутаторы позволяют соединять звенья пульта во всевозможных комбинациях, а также подключать ревербераторы и другие устройства (рис. 29).
Рис. 30. Схема расположения солиста, оркестра и микрофонов
Логика подсказы^вает, что для достижения в записи монолитности звукового плана следовало бы применять только один микрофон, воспринимающий всю звуковую картину оркестра. Но это было бы возможно лишь в помещениях с идеальной акустикой, где отражающие поверхности обладали бы способностью направлять первые отраженные звуки в сторону микрофона, а форма интерьера не создавала узлов концентрации звука или эхо. Практически приходится применять несколько микрофонов, количество и расположение которых в каждом конкретном случае будет зависеть от акустики данного помещения, его объема, содержания музыкального номера, а также художественной задачи. Вне зависимости от условий акустики, применение нескольких микрофонов диктуется самой спецификой киномузыки, для которой единство звукового плана — условие не обязательное, как, например, в концертных залах. Наоборот, в кинематографе разноплановость и мизансценирование в музыке — это одно из средств выражения. Расположение инструментальных групп и распределение микрофонов, при записи симфонического оркестра и солиста в одном из ателье киностудии «Мосфильм» (объем 2300 м3) схематически показано на рис. 30. Такая топография в данных акустических условиях позволяет четко передавать звуки каждой группы оркестра, варьировать со- отношения их уровней, а также всего оркестра и солиста. Из схемы видно, что первые и вторые скрипки собраны в компактную группу, их деки повернуты в одну сторону и это позволяет рационально использовать микрофоны, установив их в зоне максимальной отдачи обеих скрипичных групп. Однонаправленные микрофоны с большим перепадом чувствительности фронт — тыл обеспечивают наилуч-
Рис. 31. Схема расположения оркестровых групп и микрофонов
шее восприятие именно той группы оркестра, на которую они направлены. Схема демонстрирует также применение двунаправленного микрофона 3. Несколько иной вариант взаимного расположения групп оркестра и микрофонов представлен на рис. 31. Эта схема демонстрирует установку однонаправленного микрофона в зоне наибольшей звуковой отдачи валторн. На рис. 32 — план расположения оркестра и микрофонов на записи одного из музыкальных номеров для фильма «Время, вперед!» в большом тонателье «Мосфильма» (объем 12000 м3, время реверберации Т1000=1,7 сек). Содержание исполнявшейся музыки и данные ателье потребовали акустического разделения некоторых групп инструментов, иначе не удавалось передать в записи четкость их ритмических акцентов. Для этого были применены звукоизолирующие щиты. Для ударных инструментов (здесь главным был большой барабан) не понадобился отдельный микрофон, так как звук барабана отчетливо передавался микрофонами других групп из-за свойства данного помещения подчеркивать низкие частоты. Если какой-либо инструмент или группа резко изменяет громкость, микрофон возле них надо ставить не очень близко, это избавит от нервозных, а часто безрезультатных рывков регулятором на микшерском пульте. Рис. 32. Схема Записи музыки с частичной изоляцией некоторых групп
Почтительное расстояние микрофонов в местах фортиссимо создает эффект обобщенного звукового плана, тем самым подчеркивается объем и мощь, ради которой, собственно, и создается фортиссимо. Варьируя расстояние микрофонов, надо следить, чтобы не нарушалась монолитность оркестра. Если в отдельных местах возникает разноплановость, она должна быть оправдана. Определяя места оркестрантов и позиции микрофонов, надо учитывать специфику инструментов, направленность их звуковых излучений, акустику ателье, технические данные микрофонов и, разумеется, характер исполняемой музыки.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |