Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стереофония и кинофильм




Запись групповой и массовок в тонателье

 

Озвучивая групповку или массовку, недовольные ре­зультатом записи, мы прежде всего пеняем на плохую акустику тонателье (разумеется, его акустические свой­ства играют большую роль), однако в не меньшей мере на качество фонограммы влияет само исполнение перед мик­рофоном.

В сценариях, как правило, тексты для массовок не пи­шут, их импровизируют непосредственно перед микрофо­ном, причем иногда это поручают самим актерам и ста­тистам. Не зная сюжета фильма, чтобы завуалировать, быть может, не к месту придуманные слова, каждый бор­мочет свою «партию», надеясь, что она потонет в общем говоре. Звук становится монотонным, словно все читают одну молитву.

В тонателье участники озвучения массовки ни в коем случае не должны говорить все в одной тональности. Каж­дый голос должен диссонировать, тогда в звуке массовая сцена будет многообразной и выразительной.

Стоит обратить внимание на то, как в съемочном па­вильоне через микрофон слышен гомон массовки во время перерыва, когда люди предоставлены сами себе. Никто не стремится попасть в унисон голосам окружающих, каждый ведет свою «партию». В результате складывается многооб­разная, очень живая картина. В это время и нужно запи­сать фонограмму скрытым микрофоном (на него попросту никто не обратит внимания).

 

Эта глава не освещает всех аспектов стереофонии и особенно теоретических проблем — они обстоятельно изло­жены в ряде специальных трудов. Речь пойдет только о некоторых сторонах стереозвукозаписи и -воспроизведения кинофильмов и о синхронной стереофонической записи речи.

С точки зрения требований и возможностей звукового кино стереофония характеризуется комплексом показате­лей звукопередачи, создающих в совокупности наиболее близкую к натуре картину звукового действия. Это не зна­чит, что стереофоническая запись используется только как способ копирования натуры. Идеальная стереофония это система, повторяющая во вторичном поле звуковую кар­тину первичного поля. Но в киноискусстве вовсе не стре­мятся воссоздать на экране точную копию первичной кар­тины.

В театре или на митинге выступающего мы всегда ви­дим на общем плане, «с ног до головы»; на киноэкране же его показывают в разных планах: от очень крупного до очень общего. Иными словами, в кино воспроизводят не натуральные картины, а кадры, сформированные согласно требованиям художественного замысла. Это в одинаковой мере относится как к изображению, так и к звуку.

Перед киноаппаратом два актера, они стоят рядом, и речь каждого из них мы не воспринимаем локализованной. Однако их лица, снятые крупным планом, на большом эк­ране окажутся на почтительном расстоянии одно от дру­гого, что потребует раздельной локализации голосов.

Итак, при создании фильма превалирует не стремление воспроизвести без искажений разыгрываемую перед кино­камерой картину, которую мы видим и слышим в павиль­оне, а задача отобразить замысел и авторскую точку зре­ния. Применяя те или иные приемы, авторы рассчитывают на определенный психофизиологический эффект, которым они желают воздействовать на зрителей.

Будучи элементом художественного выражения или техническим средством, стереофония в кино может быть использована и проявляться либо в комплексе свойств, ли­бо хотя бы в одном из них.

Когда с экрана звук воспринимается локализованным, не вдаваясь в другие особенности данной звукопередачи, фонограмму считают стереофонической, но она остается стереофонической, когда локализация и не заявляет о себе броско, но действуют другие свойства многоканальной зву­копередачи.

Решение пользоваться всем комплексом свойств сте­реофонии, или же одним, или несколькими из них — зави­сит в каждом конкретном случае от творческих задач, условий съемки, тонирования, монтажа и перезаписи.

Каковы же свойства и преимущества стереофонической записи в кино?

Прежде всего качество стереофонической звукопере­дачи значительно выше монофонической. Стереофониче­ская запись обладает прозрачностью, создавая хорошую различимость одновременно действующих звуков. В фоно­грамме оркестра, например, более четко различаются пар­тии отдельных групп инструментов, солистов.

Стереофонограмма дает возможность отчетливей выде­лять речь на фоне музыки и шумов без ослабления их в такой степени, как это приходится делать в монофониче­ской записи.

Стереофоническая запись позволяет -воспроизводить картину размещения и движения источников звука в про­странстве. Звуковая локализация может быть средством акцентирования сюжетно-драматургических ситуаций, при­влечения внимания к определенному участку экрана, с ее помощью можно заострять действие, разнообразить и эко­номить средства художественного выражения.

Неблагоприятная акустика съемочного павильона или ателье тонстудии приводит в монофонической записи к гулкости, чрезмерному обилию басовых звуков; стереофо­ническая запись в подобных же акустических условиях скрадывает этот дефект.

Стереофонограмма делает возможным без чрезмерного повышения громкости при воспроизведении передавать до­вольно широкий динамический диапазон, способствуя луч­шему восприятию звука в кинозале.

Стереозвук вызывает ощущение' присутствия в реаль­ной акустической среде, усиливает эффект участия в изо­бражаемых фильмом событиях. Этому дополнительно со­действует канал эффектов.

 

Звуковая локализация речи

 

Нужна ли в кинофильме звуковая локализация для речи?

Посмотрим на это с точки зрения служебной poли сте­реофонии.

В кинотеатрах для демонстрации широкоформатных фильмов экран простирается вдоль передней стены зри­тельного зала на 20—30 м. Если при показе фильма на та­ком экране монофоническую фонограмму воспроизводить через громкоговоритель, расположенный в центре экрана, звук будет исходить только из этой зоны и, в зависимости от местоположения актера, его голос может оказаться сме­щенным левее или правее на расстояние до 15 м. Времена­ми будет казаться, что речь несинхронна с изображением, а порой даже трудно будет понять, кто из действующих лиц говорит.

Если передавать монофоническую фонограмму парал­лельно несколькими громкоговорителями, расставленными -за экраном вдоль него, тогда, за исключением случайных совпадений, зритель будет отмечать распространение звука всегда со стороны того участка экрана, против которого он сидит, независимо от того, в какой области экрана на­водится актер.

Возможно, не все зрители стереофонического фильма замечают, что голос актера раздается именно оттуда, где он виден на экране. И что в этом удивительного, — ведь в, реальной жизни происходит точно так же, однако мы не обращаем на это внимания? Но попробуйте в просмотро­вом зале, где есть раздельная проекция с двух пленок — изо и фоно, — зарядить ленту с изображением зеркально, чтобы действующие лица, расположенные с правой стороны, оказались на экране слева, и наоборот. Сразу же за­метите несоответствие: звук «остался» на прежних местах и не совпадает по направлению с изображением источни­ков, которым принадлежит.

Если несовпадение направления звука с изображением и остается иногда незамеченным (при правильно выполненной локализации), то локализация звуков, когда они не связаны прямо с визуальным действием, анализируется •весьма четко.

На экране картина поединка на шпагах. В пылу сра­жения сброшен на пол светильник. Разбившись, он гаснет. Действие продолжается в темноте. Зрители ориентируются по звукам, они чётко фиксируют динамику дуэли по фрон­ту ив глубину невидимого кадра: бряцанье и скрежет скрещенных клинков, топот и выкрики дерущихся, паде­ние предметов — все это ясно слышно из разных мест экрана. Когда же в кадре зажигается свет, черепки вазы •видны там, откуда только что слышно было ее падение, и шпага сраженного дуэлянта в той стороне, где она в тем­ноте брякнула о каменные плиты пола.

 

* * *

 

Экран, заполняющий всю ширину передней стены зри­тельного зала, требует совпадения направления звука со зрительным образом, иначе одно из главных преимуществ кинематографа больших экранов — впечатление реально­сти — становится неполноценным.

Если исполнителей несколько, мы должны слышать их голоса из тех мест экрана, где они находятся.

В кадрах, снятых панорамированием, одновременно с движением камеры могут двигаться и актеры. Их взаим­ные движения в разных дублях могут быть неодинаковы­ми, но независимо от этого звук и изображение не должны раздваиваться, слуховая ориентировка и местоположение

исполнителя на экране долж­ны совпадать.

Локализованный звук мо--жет быть получен либо в пер­вичной фонограмме путем фиксации на несколько раз­дельных дорожек, либо спо­собом псевдолокализации, когда запись осуществляется монофонически, а направле­ние звука формируется при перезаписи фильма.

Мы не ставим задачи ре­комендовать тот или иной способ локализации звука в фильме, это вопрос техноло-

 

Рис. 19. Неприемлемая схема съемки с обратных точек

 

Рис. 20. Благоприятное монтажное сочетание кадров

 

гический. Но каким бы он ни был, в процессе съемки сле­дует постоянно помнить о взаимосвязи звуковой локали­зации с композиционно-монтажным построением киноизоб­ражения, а это решает режиссер. При разработке мизан­сцен и компоновке кадров надо учитывать, что в конечном итоге фильм будет стереофоническим и на монтажных стыках возможны «перелеты» голоса актера из одной зоны экрана в другую, что неприятно действует на слух. Если смысл взаимной зависимости локализованного звука и композиционно-монтажного построения сцены по­нятен, тогда выбор решения не будет затруднительным, как бы сложна ни была задача съемки. Об этом пойдет речь в главе о монтаже фонограмм, а пока ограничимся примером.

Снимая два последовательных кадра с так называемых обратных точек, надо избегать схемы, показанной на рис. 19. Результат будет лучшим в случае съемки по схеме на рис. 20. Тогда не важно, как виден актер: в лицо или сза­ди, его голос будет слышен из одной и той же зоны экра­на, независимо от монтажного перехода.

Практика показывает, что всегда можно найти реше­ние, удовлетворяющее требованиям изобразительной сто­роны и в то же время приемлемое для записи локализованного звука.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.