Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запись в натурных интерьерах




Озвучение реплик на натуре

 

В том случае, когда посторонний шум или другие при­чины не позволили получить полноценную фонограмму, запись следует повторить немедленно после съемки кадра, пока актеры еще не «остыли» от только что сыгранной сцены.

Устранив источники помех, надо расположить микро­фоны и актеров так, как это лучше для записи. Реплики нужно записать в нескольких вариантах: покороче и по­длиннее,— это позволит монтажеру, комбинируя дубли, составить фонограмму приемлемой синхронности. Прове­денная таким образом запись по актерскому исполнению и акустическому качеству может быть лучше, чем озвучен­ная в тонателье.

Практикуется и более точный метод, требующий, одна­ко, наличия даух синхронных магнитофонов. На одном аппарате звукооператор ведет чистовые записи, а на дру­гом черновые, когда на съемочной площадке шумно.

Сразу же после съемки кадра, требующего переозвуче­ния, режиссер указывает, какой дубль он выбрал для кар­тины. Черновую фонограмму отобранного дубля воспроиз­водят, и через наушник ее слушает актер. Он репетирует, стремясь синхронно повторить текст. Когда актер готов к записи, включают оба магнитофона: с одного идет воспро­изведение черновой фонограммы, вторым начисто записы­вают реплики только что снятого кадра.

В описанном методе нет контроля за синхронностью со стороны: только сам актер может знать, насколько точно он следовал за черновой фонограммой. Он сам сообщает, когда считает, что запись не удалась и ее надо повторить. Добившись синхронности, актер говорит об этом режиссе­ру, и если исполнение их устраивает, запись больше не повторяют. Приступают к съемке следующего кадра.

Если реплики или какие-либо другие звуки записаны начисто, необходимо записать к ним паузу, чтобы воспользоваться ею при монтаже озвученной на натуре фоно­граммы. При этом надо сохранить позицию микрофона и режим усиления в тракте такими, какими они были при записи самих реплик. Достаточно иметь паузу, примерно, минутной длительности, в дальнейшем из нее можно склеить кольцо и с него скопировать фонограмму необхо­димой длины. Эту «живую» паузу по усмотрению звукоопе­ратора либо вклеивают в промежутки между синхронными фонограммами, либо же при перезаписи воспроизводят по отдельному каналу и подмешивают, сглаживая провалы там, где в репличную фонограмму вклеена чистая пленка.

 

 

Съемки на натуре главным образом происходят под открытым небом, но их объектом могут быть и настоящие интерьеры: бассейн, спортивный зал, классная комната, гостиничный холл, станция метро, вокзал и т. д.

В закрытом помещении, не рассчитанном для работы с микрофонами, редко удается хорошо записать речь: Мик­рофон фиксирует физические явления архитектурной аку­стики по-своему, без того особого преломления, какое пре­терпевает звук, попав непосредственно в слуховой аппарат человека. Тем не менее встречаются удачные записи, вы­полненные в натурных интерьерах, пренебрегать такой возможностью не надо, особенно когда акустический эффект совпадает с драматургическим замыслом. В фильме «Хождение по мукам» (режиссер Г. Рошаль, звукооператор Л. Трахтенберг) герои встречаются на вокзале. За­медляя ход, подкатывает поезд. Радостные возгласы Кати, Даши... звук, окрашенный характерной акустикой застек­ленных сводов Киевского вокзала в Москве, сообщает дей­ствию своеобразную свежесть, одушевленность.

Кинофильм «Прыжок на заре» (режиссер И. Лукинский, звукооператор Д. Белевич). Голоса в картинной галерее, где идет действие, звучат гулко, как это и бывает в просторных выставочных залах. В данном случае акусти­ческий эффект находит эмоциональный отклик, уместный по настроению сцены/Запись осуществлена синхронно в натурном интерьере музея.

В фильме «Я вас любил» (режиссер И. Фрэз, звукооператор А. Матвеенко) снят натурный интерьер хореографического училища. Мы слышим голос педагога в подлинной акустической среде просторного класса с зер­калами и станками вдоль них. Удачный выбор позиции микрофонов и режима записи зафиксировали звук благо­приятным для слуха, хотя запись проводилась в неприспо­собленном для этого помещении.

В фильме «Асино счастье» большой эпизод снят и син­хронно записан в подлинной совхозной столовой: за круж­кой пива старик рассказывает о своей жизни.

 

Рис. 18. Кадр из кинофильма «Доживем до понедельника»

 

В «Деревенском детективе» разговор продавщицы Дусь-ки с Грищкой снят и синхронно записан в сельском мага­зине...

...«Доживем до понедельника» (режиссер С. Ростоцкий, звукооператор А. Избуцкий). В натурном интерь­ере актового зала школы синхронно снят диалог между Мельниковым и Светланой Михайловной, а также эпизод в спортивном зале (рис. 18).

Как именно осуществлять запись в натурном интерье­ре, могут подсказать только сами условия съемки и слухо­вые ощущения, тем не менее ясно, что микрофон следует максимально приближать к актерам, чтобы он восприни­мал минимум отраженного звука. Однако иной раз имен­но обилие зафиксированных в фонограмме звуковых отра­жений и обеспечивает эмоциональный эффект.

Не исключается и применение двух микрофонов: одно­го — вблизи актера и второго — принимающего отражения.

 

* * *

 

Как бы нам ни хотелось сохранить для фильма записанную на съемке синхронно фонограмму, если ее техническое качество неудовлетворительно, избежать тонирования в фильмопроизводстве нельзя. Поэтому усилия режиссера, звукооператора и актеров должны быть направлены к то­му, чтобы свести до минимума недостатки, свойственные процессу озвучения.

Художественное качество озвучения, как, впрочем, и техническое, в первую очередь зависит от профессиональ­ного мастерства актеров. Для съемок в кинофильме «Мерт­вый сезон» были приглашены актеры, не очень хорошо вла­деющие русским произношением, поэтому их голоса были переозвучены другими исполнителями. Диву даешься, как их игра перед микрофоном органична поведению и образам действий экранных героев. Но так бывает не всегда. Кино­критик Е. Сурков, касаясь исполнения актером Ю. Ярветом роли Лира в фильме «Король Лир» (режиссер Г. Козинцев, звукооператор Э. Ванунц), замечает: «К сожале­нию, цельности впечатления, производимой его игрой, очень мешает то, что не он сам произносит свой текст» (Е. Сурков, «Лир и другие». — «Правда», 1971, 17 февраля).

Практика привлечения русских актеров для переозву­чения реплик, произносившихся с сильным местным акцен­том в фильмах на материале национальных республик, не часто бывает удачной. Попытки передать в речи нацио­нальные интонаци почти всегда приводят к непроститель­ным утрированиям.

В фильме «Бег иноходца» диалоги озвучены самими исполнителями ролей. Это было возможно благодаря пре­восходному знанию русского языка этими киргизскими и казахскими актерами, а их,мастерство во владении актер­ской речью и тонкая прорисовка черточек национальных интонаций породили обаяние и изумительный колорит, сделав образы предельно правдивыми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.