КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запись в натурных интерьерах
Озвучение реплик на натуре
В том случае, когда посторонний шум или другие причины не позволили получить полноценную фонограмму, запись следует повторить немедленно после съемки кадра, пока актеры еще не «остыли» от только что сыгранной сцены. Устранив источники помех, надо расположить микрофоны и актеров так, как это лучше для записи. Реплики нужно записать в нескольких вариантах: покороче и подлиннее,— это позволит монтажеру, комбинируя дубли, составить фонограмму приемлемой синхронности. Проведенная таким образом запись по актерскому исполнению и акустическому качеству может быть лучше, чем озвученная в тонателье. Практикуется и более точный метод, требующий, однако, наличия даух синхронных магнитофонов. На одном аппарате звукооператор ведет чистовые записи, а на другом черновые, когда на съемочной площадке шумно. Сразу же после съемки кадра, требующего переозвучения, режиссер указывает, какой дубль он выбрал для картины. Черновую фонограмму отобранного дубля воспроизводят, и через наушник ее слушает актер. Он репетирует, стремясь синхронно повторить текст. Когда актер готов к записи, включают оба магнитофона: с одного идет воспроизведение черновой фонограммы, вторым начисто записывают реплики только что снятого кадра. В описанном методе нет контроля за синхронностью со стороны: только сам актер может знать, насколько точно он следовал за черновой фонограммой. Он сам сообщает, когда считает, что запись не удалась и ее надо повторить. Добившись синхронности, актер говорит об этом режиссеру, и если исполнение их устраивает, запись больше не повторяют. Приступают к съемке следующего кадра. Если реплики или какие-либо другие звуки записаны начисто, необходимо записать к ним паузу, чтобы воспользоваться ею при монтаже озвученной на натуре фонограммы. При этом надо сохранить позицию микрофона и режим усиления в тракте такими, какими они были при записи самих реплик. Достаточно иметь паузу, примерно, минутной длительности, в дальнейшем из нее можно склеить кольцо и с него скопировать фонограмму необходимой длины. Эту «живую» паузу по усмотрению звукооператора либо вклеивают в промежутки между синхронными фонограммами, либо же при перезаписи воспроизводят по отдельному каналу и подмешивают, сглаживая провалы там, где в репличную фонограмму вклеена чистая пленка.
Съемки на натуре главным образом происходят под открытым небом, но их объектом могут быть и настоящие интерьеры: бассейн, спортивный зал, классная комната, гостиничный холл, станция метро, вокзал и т. д. В закрытом помещении, не рассчитанном для работы с микрофонами, редко удается хорошо записать речь: Микрофон фиксирует физические явления архитектурной акустики по-своему, без того особого преломления, какое претерпевает звук, попав непосредственно в слуховой аппарат человека. Тем не менее встречаются удачные записи, выполненные в натурных интерьерах, пренебрегать такой возможностью не надо, особенно когда акустический эффект совпадает с драматургическим замыслом. В фильме «Хождение по мукам» (режиссер Г. Рошаль, звукооператор Л. Трахтенберг) герои встречаются на вокзале. Замедляя ход, подкатывает поезд. Радостные возгласы Кати, Даши... звук, окрашенный характерной акустикой застекленных сводов Киевского вокзала в Москве, сообщает действию своеобразную свежесть, одушевленность. Кинофильм «Прыжок на заре» (режиссер И. Лукинский, звукооператор Д. Белевич). Голоса в картинной галерее, где идет действие, звучат гулко, как это и бывает в просторных выставочных залах. В данном случае акустический эффект находит эмоциональный отклик, уместный по настроению сцены/Запись осуществлена синхронно в натурном интерьере музея. В фильме «Я вас любил» (режиссер И. Фрэз, звукооператор А. Матвеенко) снят натурный интерьер хореографического училища. Мы слышим голос педагога в подлинной акустической среде просторного класса с зеркалами и станками вдоль них. Удачный выбор позиции микрофонов и режима записи зафиксировали звук благоприятным для слуха, хотя запись проводилась в неприспособленном для этого помещении. В фильме «Асино счастье» большой эпизод снят и синхронно записан в подлинной совхозной столовой: за кружкой пива старик рассказывает о своей жизни.
Рис. 18. Кадр из кинофильма «Доживем до понедельника»
В «Деревенском детективе» разговор продавщицы Дусь-ки с Грищкой снят и синхронно записан в сельском магазине... ...«Доживем до понедельника» (режиссер С. Ростоцкий, звукооператор А. Избуцкий). В натурном интерьере актового зала школы синхронно снят диалог между Мельниковым и Светланой Михайловной, а также эпизод в спортивном зале (рис. 18). Как именно осуществлять запись в натурном интерьере, могут подсказать только сами условия съемки и слуховые ощущения, тем не менее ясно, что микрофон следует максимально приближать к актерам, чтобы он воспринимал минимум отраженного звука. Однако иной раз именно обилие зафиксированных в фонограмме звуковых отражений и обеспечивает эмоциональный эффект. Не исключается и применение двух микрофонов: одного — вблизи актера и второго — принимающего отражения.
* * *
Как бы нам ни хотелось сохранить для фильма записанную на съемке синхронно фонограмму, если ее техническое качество неудовлетворительно, избежать тонирования в фильмопроизводстве нельзя. Поэтому усилия режиссера, звукооператора и актеров должны быть направлены к тому, чтобы свести до минимума недостатки, свойственные процессу озвучения. Художественное качество озвучения, как, впрочем, и техническое, в первую очередь зависит от профессионального мастерства актеров. Для съемок в кинофильме «Мертвый сезон» были приглашены актеры, не очень хорошо владеющие русским произношением, поэтому их голоса были переозвучены другими исполнителями. Диву даешься, как их игра перед микрофоном органична поведению и образам действий экранных героев. Но так бывает не всегда. Кинокритик Е. Сурков, касаясь исполнения актером Ю. Ярветом роли Лира в фильме «Король Лир» (режиссер Г. Козинцев, звукооператор Э. Ванунц), замечает: «К сожалению, цельности впечатления, производимой его игрой, очень мешает то, что не он сам произносит свой текст» (Е. Сурков, «Лир и другие». — «Правда», 1971, 17 февраля). Практика привлечения русских актеров для переозвучения реплик, произносившихся с сильным местным акцентом в фильмах на материале национальных республик, не часто бывает удачной. Попытки передать в речи национальные интонаци почти всегда приводят к непростительным утрированиям. В фильме «Бег иноходца» диалоги озвучены самими исполнителями ролей. Это было возможно благодаря превосходному знанию русского языка этими киргизскими и казахскими актерами, а их,мастерство во владении актерской речью и тонкая прорисовка черточек национальных интонаций породили обаяние и изумительный колорит, сделав образы предельно правдивыми.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |