КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация работы школьного психолога
Возникает вопрос: где, как, сколько времени должен работать школьный психолог? Задавая этот вопрос, мы отнюдь не подвергаем сомнению то, что его рабочая площадка — школа. Свои основные наблюдения психолог осуществляет повседневно в гу-
ще школьной жизни. Но он не может ограничиваться рамками кабинетной, бумажнодиагностической работы. Некоторые формы организационной, координационной, самообразовательной работы требуют выхода специалистов за рамки школы. Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности, (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий. Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен сов-^мещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату^Щка-фы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы1^ Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м. Часть кабинета, используемая для сеансов тренинга, психологической разгрузки, консультирования, должна быть оформлена особым образом. Три стены — две боковые и передняя — расписаны. Задняя стена задрапирована двойной массивной шторой темно-зеленого цвета. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета могут быть двойные. Наружная часть стены представляет собой подрамник для натягивания живописного холста. К росписи предъявляются особые требования2. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не 'См.: Объявление об автоматизированном рабочем месте психолога // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 120. 2 Требования разработаны А.А. Репиным. проступала фактура ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписыванием мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовыми красками, не отражающими блики света. Роспись может быть выполнена и на стенах. Она несет значительную психологическую нагрузку, способствует формированию эмоционального состояния покоя, отдыха. В фазе сюжетного воображения психологической тематики используются конкретные ассоциации, возникающие у людей в период восприятия картины живой природы, изображенной на стенах кабинета. Роспись композиционно представляет собой единое целое. Закругленный потолок и стены создают иллюзию расширенной перспективы, стереоскопический эффект, что очень важно при ограниченных габаритах помещений — потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, изображается спокойная темно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, углубляет стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: подчеркивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение. На росписи не должно быть изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, например, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции. В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Зеленая трава, кустарники выполняются с минимальным содержанием холодных тонов. Пространство между внутренней и наружной сторонами стен около 0,5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. -Д ртолок также двойной, в виде полусферы, имитирующей лето. Настенная роспись освещается группой светильников, установленных над шторой задней стены.„Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: угренне-вечерний, дневной и ночной свет. Такой кабинет дает школьному психологу возможность для научной организации труда, повышает эффективность его работы, помогает создать обстановку доверительного общения, психологического комфорта. Большие затраты школы на оборудование кабинета окупятся, если психолог хорошо продумает циклограмму его использования в работе с учащимися, учителями и родителями. В ней должны быть указаны время работы психолога с той или иной категорией, формы помощи. В нашей практике циклограмма работы кабинета выглядела следующим образом:
В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики. ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ (из недельного плана-сетки) 15.11.89 г. 9—10 Целевое посещение урока математики в VIII «Б» классе (работа со слабоуспевающими учащимися). 10—12 Психологическое исследование учащихся VIII «Б» класса (мотивация учения, отношение к учителю). 11—12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков). 12—13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития». 16—18 Индивидуальные консультации для родителей учащихся, составляющих группу риска. 18—19 Школа для родителей подростков («Трудный ребенок или трудные обстоятельства?»). Поскольку администрация и члены педколлектива имеют весьма поверхностное представление об объеме и характере работы психолога, важно сориентировать коллег в этом вопросе. Так, продолжительность различных видов работы школьного психолога определена следующим образом [112].
Чтобы регулировать выполнение функциональных обязанностей, мы рекомендуем психологу предусмотреть в плане-сетке доминирующие направления деятельности.
-Психодиагностика и обработка ре -Телефон доверия, индивидуальное
- Психокоррекционная и психопро - Проведение тренинга общения, се гимнастики. - Проведение модульных курсов, - Работа в библиотеке. Какую постоянную документацию необходимо иметь психологу? 1. Программа опытно-экспериментальной работы по конк 2. План работы школьного психолога на год, составленный — Диагностика школьного коллектива. — Диагностика и прогнозирование педагогического процесса. — Коррекционная работа с учащимися. — Психопрофилактическая работа в школьном коллективе. — Организационная работа, взаимодействие с городским, рай
3. Циклограмма работы кабинета психологической разгрузки. 4. План-сетка работы психолога на неделю. 5. Психодиагностическая документация. 6. Краткие планы и программы проводимых занятий. В ходе своей работы в школе психологу приходится выполнять различные функции и овладевать разнообразными формами их осуществления. Это консультация, социально-психоло- гический тренинг, психолого-педагогический консилиум и др. Остановимся на некоторых из них. Консультация — одна из основных форм работы школьного психолога. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служить средством повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей. По форме проведения консультации могут быть анонимные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые (группа учащихся, педагогов, родителей, семья) [66, 89, 113, 127]. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, щадящие условия, психологическую поддержку клиента. Не всякий учитель, ученик, родитель, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет демонстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающиеся в психологической помощи предпочитают обращаться к незнакомому, невидимому специалисту, арбитру, советнику. На помощь этой категории людей психолог приходит через телефон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выводы и давая конкретные советы, он не должен спешить, навязывать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседнику самому сделать те же выводы. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать конкретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безысходность его положения мнимая. Многие клиенты ждут простого сочувствия и соучастия [47]. Поэтому участливое отношение, искренний интерес к личным проблемам, доверительность психолога во всех типах консультаций имеют первостепенное значение. Консультативная помощь психолога, так же как и медицинская, предполагает избавление от страданий, причина которых коренится в сфере общения [122]. Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). В приложении № 4 мы приводим образец карты приема, которую может использовать психолог в семейном консультировании. Возрастно-психологическое консультирование учащихся — самостоятельное направление деятельности школьного психолога. Цель таких систематических консультаций — контроль за ходом психического развития учащихся на основе представлений о нормативном содержании периодизации этого процесса. Основными задачами этого типа консультирования являются следующие [20]: 1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвую 2. Своевременное первичное выделение детей с различными 3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у 4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической 5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. 6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, 7. Психолого-педагогическое просвещение населения. АЛГОРИТМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с 2. Беседа с родителями, направленная на получение инфор 3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здо 4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях. 5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка. 6. Обработка данных, казуальный анализ результатов. 7. Психологический диагноз ребенка. 8. Психолого-педагогическое назначение. 9. Контроль, повторное консультирование. Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз. 1. Уровень актуального развития: а) возрастно-психологическая характеристика; б) социальная ситуация развития; в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее г) новообразования возраста, их развитие; д) трудности и отклонения, их причины. 2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития; б) показ условий для оптимального развития.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |