КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастная карта
Возрастной период Младший школьный возраст (6— П) Средний школьный возраст (11-15) Ведущая деятельность Учение Интимно-личностное общение в процессе ОПД и обучения Продолжение Психические новообразования Возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности. Формирование позиций школьника, развитие общественной направленности. Первоначальное складывание характера. Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанатиза. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.
Возрастной период Раннее детство (0—3) Дошкольный возраст (3—6) Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и предмет-но-манипуля-тивная деятельность Ролевая игра Психические новообразования Потребность в общении, эмоциональных отношениях. Развитие речи и наглядно-действенного мышления, овладение прямохождением. Возникновение и развитие отношения к предметам как вещам, имеющим определенное назначение и способ употребления. Развитие ориентировок: «Что такое?», «Что с этим можно делать?» Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Первоначальное складывание личности. Формирование первых этических инстанций. Развитие самооценки и притязаний. Преобладание произвольности психических процессов, мотивов поведения, связанных с интересом к процессу игры. Наибольшая значимость и предопределенность отношений малого круга. Возникновение детской общности.
Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности. Время на индивидуальное консультирование дошкольника — До 45 минут, младшего школьника — до 1 часа, подростка и старшего школьника до 1,5 часа. Диагностические данные обрабатываются после консультации, психологический диагноз и назначение могут быть даны на повторной консультации. Обращение за психологической консультацией обычно связано с наличием у человека проблемы, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин и путей
решения, не верит в свои возможности либо находится в состоянии стресса, повышенного уровня тревожности, паники. Психологу-практику важно создать обстановку безопасности для клиента, безоценочного, сочувственного к нему отношения с предоставлением права чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя возможным. Такая позиция не означает полного согласия с клиентом, она лишь выражает стремление психолога понять конкретную индивидуальность, проникнув в ее внутренний мир, понять смысл поступков и переживаний человека, тенденции его личностного развития. Ориентация на конкретного человека, его проблемы, а не на «человека вообще» способствует целостному представлению психолога о человеке. Проблема понимания конкретного человека не решается эклектическим набором исследовательских процедур и даже целой батареи тестов. Однако это не означает, что существующие диагностические процедуры бесполезны для практического психолога. Если психолог выявил конкретный симптом, то оптимальный пугь психокоррекции не в подборе рекомендаций к выявленному симптому, а в выяснении его места в целостном состоянии личности. Неприятный симптом может оказаться проявлением ценных для личности качеств. Так, избавление от тревожности в ряде случаев может привести к пассивности, безразличию, благодушию. Поэтому успешность работы психолога зависит от его способности понять человека в целом, опираясь на его отдельные личностные проявления. Переоценка роли психодиагностических процедур, стремление спрятать свою неуверенность за ними могут нанести непоправимый вред клиенту. Методики являются лишь инструментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому начинающему психологу не следует умалять роль доверительного общения, интуиции. В ситуации психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ресурсы и личностные ресурсы своего клиента. Именно поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недооценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей. Итак, выявив в ходе консультирования определенные синдромы, психолог по детерминанте жалобы может определить вид помощи:
1. Психологическая неграмотность родителей — информи 2. Искаженные родительские отношения — психокоррекци- 3. Психопатология родителей — направление на лечение. 4. Дисгармония психического развития ребенка — психокор 5. Нарушение личностного развития ребенка — II этап диаг 6. Задержка психического развития ребенка — консультация, 7. Психологическое недоразвитие ребенка — направление к 8. Повреждение психического развития — направление к пси 9. Искаженное психическое развитие — направление к пси Консилиум — коллективный метод изучения учащихся. Б задачи консилиума входит: 1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и 2. Разработка программы воспитательных мер в целях кор 3. Консультация в решении сложных или конфликтных си Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т. е. максимальная пе-дагогизация диагностики. Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыследеятельности со специфическим кругом ди-агностико-воспитательных задач [16, 60, 90]. Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, Деятельности и общении. Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно- воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребенка как члена семьи. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, преодолении обструкции состояния и психологической незащищенности, дискомфорта. Состав консилиума формируется с -учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИДН, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица). Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося. На втором этапе проводится заседание, на которое приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргмомент, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педдиагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций. Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:
Содержание диагностической карты приводится в приложении. Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса». МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ПО ТЕМЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС» Цель проведения: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, руководители ШМО, учителя, работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива. Подготовительная работа 1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе 2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запу 3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной 4. Изучение межличностных отношений в классе с помощью 5. Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предва 6. Согласование хода педконсилиума и условий его проведе Ход консилиума 1. Психологическая и целевая установка. 2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических
3. Психолого-педагогический анализ поступивших предло 4. Письменное оформление рекомендаций. Рекомендации педконсилиума по трудному классу
Ответственные
1. Изучить межличностные отношения в классе, вы- явить лидеров, отверженных, определять референтные группы, дать рекомендации по формированию классного коллектива и организации КТД
2. Привлечь к занятиям психологической гимнастикой трудных учащихся этого класса 3. Провести корригирующие занятия с учениками 4. Оказать помощь классному руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц — учителей класса. Контролировать его деятельность
5. Тщательно готовиться к внеклассным мероприяти- ям, продумывать тему, содержание, план работы, а также способы приобщения трудных ребят, спланировать организационные моменты
6. Взаимопосещение. Разработка единых требований. Ориентация на контактных учителей. Обогащение методики, содержания, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения педагогической этики
7. Решить вопрос о замене учителя русского языка и литературы Тренинг — групповая форма работы с различными категориями (педагогами, учащимися, родителями, семьей), которая имеет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения. Каждый тип тренинга имеет и диагностическую задачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками [2, 53, 94, 95]. Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек — человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда является общение. И тем не менее именно педагогическое общение является камнем преткновения современной школы. Коммуникативные способно- сти учителя (способность адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо. Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) — развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие -- неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события. Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие: 1. Самодиагностика: а) получение конкретных сведений о себе; б) выяснение того, каким человек предстает в глазах других; в) выяснение того, насколько самостоятельно его идеальное «я». 2. Диагностика: а) развитие самоанализа; б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно в) осознание того, что открытие «я» возможно лишь в кон 3. Проверка установок на образы других: а) развитие понимания позиции другого; б) формирование чувствительности к невербальным формам в) развитие умения слушать и понимать другого; г) психотерапевтическое воздействие. Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект. Максимальное количество участников в группе — 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество — 7—9 человек (микрогруппа). Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга1: 1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве. 2. Они не могут уклониться от общения (участники группы 'См.: Кораблева Е.В. Обучение общению в учебно-тренировочной группе. — Горький, 1989.
3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая 4. Если участники группы не знакомы друг с другом, то луч 5. В группе есть человек (ведущий), который имеет группо 6. Занятия группы должны проводиться в специально обору Участники Т-группы должны соблюдать следующие принципы поведения в группе: каждый участник группы может высказывать о каждом (в том числе и о ведущем) все, что хочет; каждый участник должен высказывать вслух все мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Нельзя говорить о группе за пределами занятий. Программа обучения в группе состоит из трех частей. Первая часть — вводная лекция по проблеме общения. Участники знакомятся с общими понятиями и механизмами психологии группы, психологии общения. Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуемая длительность ее около 60 часов (продолжительность одного сеанса до 1,5 часа). В ходе занятий отрабатывается целая система упражнений, направленных на развитие социального интеллекта и коммуникативных умений: 1. Выработка умений органично и последовательно действо 2. Формирование мышечной свободы в процессе педагоги а) выявление зажатости; б) освобождение и постепенное зажатие мускулатуры; в) задержка и снятие напряжения; г) снятие мышечного напряжения. 3. Достижение учителем состояния собственного эмоциональ 4. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдатель 5. Развитие простейших навыков общения.
6. Техника интонирования. 7. Определение и уточнение системы общения. 8. Развитие мимики и пантомимики. 9. Упражнения на педагогически целесообразные переживания.
10. Преодоление внушаемых характеристик. 11. Тренировка педагогической наблюдательности. 12. Построение коммуникативных задач урока. 13. Техника и логика речи, ее выразительность и эмоцио 14. Словесное педагогическое воздействие. 15. Образная подача информации. 16. Упражнения на короткий диалог. 17. Выбор жеста. 18. Воспроизведение жеста в ситуации педагогического дей 19. Выявление и решение педагогической задачи: а) решение педагогических задач с целевыми установками; б) инсценирование педагогической задачи; в) действия учителя в предполагаемых ситуациях. 20. Упражнения на развитие педагогического воображения, Третья часть программы обучения в Т-группе — анализ тренировочной части. Можно предложить другой вариант плана социально-психологического тренинга, включающего сочетания тренировочных занятий с теоретической подготовкой. ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ» 1. Основные принципы социально-психологического обуче 2. Социально-психологические факторы, обусловливающие 3. Профессиональный рост и самосовершенствование лич 4. Самоанализ, самооценка учителя в педагогической дея 5. Саморегуляция учителя в профессиональной деятельности. 6. Ресурсы «я». Психодиагностика. 7. Самоанализ индивидуального стиля общения. 8. Невербальные средства общения и взаимодействия. 9. Совершенствование коммуникативной компетентности с
10. Сензитивность, ее компоненты. Психодиагностика. 11. Социальная перцепция и познание людьми друг друга. 12. Игровое моделирование проблемных ситуаций общения. 13. Конфликт и конструктивные способы его разрешения. 14. Овладение навыками и принципами анализа реальных 15. Игровое моделирование проблемных педагогических си 16. Профессиональный рост и самосовершенствование лич Несколько слов о требованиях, предъявляемых к психологу, ведущему Т-группы. Ведение группы социально-психологического тренинга — особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий группы должен пользоваться полным доверием у обучаемых. Необходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека — своеобразная форма власти над ним. Отсюда, ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать и пресекать таковые у других участников, поскольку среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству достижения господства над окружающими. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Нельзя также забывать о неявной напряженной жизни группы с ее широчайшим арсеналом средств невербальной коммуникации, обладающих не меньшей информативностью, чем звучащие слова. Этическая окраска межличностного опыта, получаемого участниками группы, решающим образом зависит от психологического профиля и уровня морального развития личности ведущего. Ведущий, прежде чем предложить участникам группы какую-то технику, обязан сам поработать с ней, причем значительно дольше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки мож-
но указать следующее. Прежде чем начать работу с группой, необходимо по крайней мере около месяца ежедневно тренироваться (самостоятельно или с партнером) по 1—2 часа. Этот минимум работы должен быть проделан обязательно, иначе мимо ведущего пройдут незамеченными многие важные моменты в работе участников тренинга. Как было уже указано выше, ведущий должен иметь групповой опыт, т. е. побывать в роли участника группы социально-психологического тренинга. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, они становятся более открытыми и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. В группе создаются условия для усвоения психологического языка. Обучение в группе позволяет участникам осознать грань между процессуальным и содержательным аспектами коммуникации. Например, «до свидания» можно произнести с чувством глубокого сожаления или с оттенком облегчения. Демонстрация чувства облегчения при прощании может входить в сознательную программу одного из собеседников и преследовать цель явной дискриминации партнера, но может быть также нечаянным обнаружением скрытых целей (быстрее избавиться от собеседника, чтобы приступить к взаимодействию с другими и т. п.). Разбор таких ситуаций возможен только в лабораторных условиях самоэкспериментирования и откровенной обработки связи (возвратной информации), т. е. в группе социально-психологического тренинга. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов, что обычно предстает перед повседневным сознанием в смешанном и поэтому неясном виде. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками своей тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и насколько они определяют, что, когда и где делает каждый участник. Занятия в группах социально-психологического тренинга могут стать ведущим способом развития коммуникативных способностей учителей, а следовательно, и способом повышения их профессионализма. Тренинг может входить в целостную систему сеансов психологической разгрузки, которые проводятся в школьном кабинете психологом, врачом, в звукозаписи с помощью средств, выполняющих различные функции: создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха); создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха); стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки); психомышечная тренировка. Можно выделить пять типов сеансов: 1) вводно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и при 2) восстановительно-профилактические (снятие утомления и 3) лечебно-оздоровительные (помощь в лечении предболез- 4) социально-психологические (улучшение социально-пси 5) информационные и учебно-воспитательные (сообщение Мы рассказали об основных формах деятельности школьного психолога, которые он сам планирует, разрабатывает методически и осуществляет. Во многих случаях психолог участвует в подготовке и проведении мероприятий по повышению квалификации педагогов, значительна его роль и в повышении эффективности работы педагогического совета школы. Психологу, не имеющему педагогической и управленческой практики, слабо знающему школу, очень трудно ориентироваться в тонкостях этой формы коллективной мыследеятельности педагогов. Напомним, что педсовет как высший орган школы обладает большими полномочиями, и не использовать их психолог не может. Однако педсовет имеет свою специфику, отличающую
его от производственных совещаний, заседаний методических о&ьединений и других форм коллективной работы. Каждый педсовет в той или иной мере решает целый ряд задач, среди которых можно назвать следующие: а) обогащение педагогов теоретическими знаниями по пробле б) изучение состояния педагогического процесса, уровня раз в) выработка коллективного решения педагогов по выполне В педагогической практике встречается множество интересных и необходимых для творческого роста коллектива форм проведения педагогических советов: а) педсоветы традиционные с докладом специалиста по проб б) педсоветы, проводимые на диагностической (исследова в) «эвриканские» педсоветы (с проведением уроков в незна г) педсоветы — регламентированные дискуссии с предвари д) педсоветы — организационно-деятельностные игры, в хо Как и любая другая форма педагогической работы, педагогический совет не терпит шаблона, формального подхода, отсутствия творчества. Поэтому перечисленные формы — это лишь те, в которых, как нам представляется, психолог может проявить себя в качестве специалиста и организатора. Традиционная практика подготовки и проведения педсоветов свидетельствует о наличии субъективного подхода к оценке педагогических явлений и фактов, низкой активности педкол- лектива, поверхностности знаний руководителей школы психологических основ рассматриваемых проблем обучения и воспитания. Задача школьного психолога — придать подготовке и проведению педсоветов научный, исследовательский характер. Приведем пример подготовки и проведения педагогического совета школы. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ «ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» Подготовка педсовета 1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий с целью 2. Проведение контрольных работ для изучения качества зна 3. Изучение уровня воспитанности учащихся и организован 4. Собеседование с учителями (приложение 8). 5. Анкетирование родителей учащихся начальных классов 6. Анализ поурочных планов, планов воспитательной рабо
7. Медицинский осмотр учащихся I—III классов, заполне 8. Аналитическая работа:
— анализ документации по классу; — анализ контрольных работ; — анализ результатов психологического исследования, карт — психологический анализ посещенных уроков и занятий 9. Подготовка проекта решения педсовета на основе изучен 10. Подготовка наглядности и алгоритма проведения педсо
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |