Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Форма аттестации




Психологический аспект деятельности студентов на производственной практике

(Разработчик: к.психол.н., доцент кафедры специальной и прикладной психологии Т. М. Быстрова)

Цель психологического аспекта педагогической практики – овладение умением изучать коммуникативный контроль у детей с нарушениями речи.

Содержание психологического аспекта педагогической практики заключается в выполнении следующего задания – изучить коммуникативный контроль у ребенка с нарушением речи, составить диагностическое заключение и рекомендации.

Отчетной документацией студента по реализации психологического аспекта педагогической практики являются одно диагностическое заключение по изучению коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи и рекомендации по его развитию. Отчетная документация сдается лично студентом на кафедру специальной и прикладной психологии (лаборанту или руководителю практики) в течение 3-х дней после выхода с практики.

Методические рекомендации к выполнению задания

Этапы выполнения задания:

I. Подготовительный этап, который заключается в подготовке инструкции, формы протокола и других материалов для изучения коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи, а также в планировании времени и места беседы.

II. Диагностический этап, реализуемый через создание диагностических условий для ребенка с нарушением речи и беседы с ним по изучению коммуникативного контроля.

III. Оформительный этап, который предполагает оформление диагностического заключения по изучению коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи и составление рекомендации.

Требования к диагностической процедуре:

· изучение коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи осуществляется в форме диагностической беседы;

· изучение коммуникативного контроля у человека с нарушением речи должно быть с его согласия (если это человек в возрасте до 18 лет, то необходимо получить разрешение на опрос у родителей или лиц, их заменяющих[1]);

· диагностическая беседа должна проходить в тихом, изолированном, не душном и не холодном помещении; при соблюдении этических норм общения; без присутствия посторонних людей (они отвлекают внимание испытуемого и могут вмешиваться в процесс опроса, что снижает результативность диагностики

· перед диагностической беседой желательно познакомиться с ребенком и установить доверительный контакт, объяснить цель опроса;

· во время опроса нельзя подсказывать и отвечать за ребенка, лучше перефразировать задание (вопрос, утверждение), попросить его ещё раз подумать над ответом или приступить к следующему, а потом вернуться к прежнему; кроме этого, не рекомендуется отвлекать ребенка уточняющими вопросами, телефонными звонками, шуршанием бумаг и другим, что не позволяет сосредоточить внимание на качественном выполнении задания;

· в ходе диагностической беседы желательно вести протокол ответов ребенка (он ведется в свободной форме), который должен заполняться не заметно, чтобы не отвлекать и не волновать действиями письменной речи опрашиваемого;

· для изучения коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи можно использовать тест-опросник «Коммуникативный контроль» (М. Шнайдера)

4.Научно-исследовательский аспект деятельности студентов на
производственной практике

На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания. Исследовательская работа студентов осуществляется на основе приобретённых теоретических знаний с целью выявления существующих противоречий между явлениями реальности, исходя из потребностей практики. Она предполагает активизацию различных аспектов когнитивной деятельности студентов:

- гностический аспект углубляет систему их знаний о научной картине мира;

- аксиологический аспект отражает процессы динамики оценки студентами тех или иных фактов жизни, науки, культуры, отбора ценностей и определения принципов ценностного подхода, слияние ценностей социально и индивидуально значимых;

- конкретно-профессиональный аспект совершенствует понимание специфики содержания исследуемой сферы человеческой деятельности;

- организационно-деятельностный аспект предполагает оптимизацию интеграции и взаимообогащения различных видов учебной и внеучебной деятельности студентов, что, в свою очередь, стимулирует объединение личных и социально-значимых мотивов деятельности, становление активной жизненной позиции и личностных качеств студента-исследователя;

- психологический аспект детерминирует единство творчества с обще-психической деятельностью;

- педагогический аспект совершенствует процессы программирования содержания, выбора методов и форм реализации творческой деятельности, а также активизирует процесс самовоспитания студентов;

- методологический аспект определяет интенсификацию решения задач, связанных с сущностью каждого из обозначенных аспектов, и в целом способствует развитию общей методологической культуры научного познания.

Научные исследования студентов должны характери­зоваться всеми теми признаками, которые в целом определяют эффективность научного творчества, а, именно – целенаправленностью, осознанностью, систематичностью, логичностью, адекватной аргументированностью (а, значит, обоснованной доказательностью), оригинальностью. Следовательно, в качестве основных задач обозначенной составляющей практики необходимо определить

- совершенствование навыков умственного труда, ориентированного на оптимизацию процесса познания с целью формирования системы мировоззренческих представлений и обобщений;

- подготовку студентов к творческой деятельности в области избранной профессии;

- овладение современными методами научного поиска, обработки и использования информации;

- формирование умений организации и осуществления исследовательской работы;

- развитие осознанного и творческого отношения к педагогической
профессии.

Перечень индивидуальных заданий для студентов третьего курса с учетом уровня сложности практического выхода проведенного исследования:

I уровень аналитическое реферативное сообщение по предлагаемой теме, мультимедийная презентация темы;

II уровень мультимедийная презентация темы и выступление на научно-практическом мероприятии (семинаре, конференции);

III уровень защита педагогического проекта по теме, издание статьи в периодической печати, сбор и представление материалов по курсовому проекту (курсовой работе).

Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становиться реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование про­фессиональной подготовки будущего логопеда.

5. Культурно-просветительский и профориентационный аспект
деятельности студентов на производственной практике

В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятий, проводимых логопедом общеобразовательной школы, практиканты ведут работу по пропаганде логопедических знаний среди коллектива коррекционно-образовательного учреждения или Речевого Центра и родителей детей: готовят тематические док­лады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд.

Параллельно культурно-просветительской работе осуществляется профориентационная деятельность: популяризируется история МордГПИ и раскрываются перспективы развития вуза.

В отчетной документации отдельным пунктом отражаются процесс и результаты профориентационной работы.

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии.

Пакет документов должен содержать:

-дневник педагогической практики, отражающий всю деятельность сту­дента по реализации программы практики и содержащий индивидуальный план, характеристику деятельности студента за отчетный период (заверенную подписью куратора практики), отчет о результатах практики;

-3 комплекта протоколов логопедической диагностики (протоколы ло­гопедического обследования детей № 1 - 4: ребенка с алалическим синдромом, ребенка с дизартрией, ребенка с ринолалией, ребенка с заиканием, содержащие в качестве приложения анкеты для родителей);

-наглядно-дидактический материал для логопедического кабинета детского лечебно-профилактического учреждения с подробным описанием применения и анализом дидактического потенциала,

-справку-подтверждение о прохождении логопедической практики в Речевом Центре, функционирующим на базе лечебно-профилактического учреждения.

- результаты выполнения индивидуального задания по СРС;

- документацию, отражающую деятельность студента по пропаганде лого­педических знаний и профориентационной деятельности.

По результатам аттестации в форме зачета – защиты отчета по педагогической практике выставляется дифференцированная оценка.

Критерии оценки педагогической практики:

- знание научной и методической литературы по проблемам логопе­дии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;

- возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смеж­ным дис­циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформиро­ванности профессионально-педагогических умений, яв­ляющихся базой для ов­ладения специальностью логопеда;

- степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обо­зна­ченных программой педпрактики;

- уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике рече­вых нарушений (в том числе и качество оформления документации по логопе­дической диагностике);

- уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в общеобразовательной школе, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации – планов, конспектов, анализов разных сфер деятельности логопеда);

- соблюдения студентом трудовой дисциплины;

- состояния документации по практике – наличия отражения решения всех за­дач производственно-педагогической практики, своевременности ее оформле­ния и предоставления на кафедру.


Таблица 5

Итоговая (балльно-рейтинговая) оценка производственно-педагогической практики

 

Критерии оценки «Отлично» «Хорошо» «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно»
         
Модуль 1 – 60 баллов [60 баллов – 50 баллов[ [50 баллов – 40 баллов[ [40 баллов – 30 баллов[ [30 баллов – 20 баллов[
Объем работы по решению программных задач прак­тики [100 % – 85 %[ ]85 % – 70 %[ ]70 % – 55 %[ ]55 % – 40 %]
Уровень теоретической подготовленности и мето­дической «зрелости» Высокий Достаточный Критический Недостаточный
Возможности реализации теоретических знаний в конкретной педагогиче­ской деятельности Оптимальное решение всех программных задач Решение всех программных задач Выраженные трудности при решении программных за­дач Выраженные трудности при решении программных задач
Степень самостоятельно­сти и активности в реали­зации программных задач Высокая Достаточная Недостаточная Недостаточная
Уровень сформированности умений решения диагно­стических задач Высокий: • возможности самостоя­тельного выбора оптималь­ных путей осуществления углубленного обследования ребенка, имеющего откло­нения в рече-языковом раз­витии (в соответствии с со­держательными компонен­тами предлагаемых про­граммой практики протоко­лов логопедической диагно­стики); • грамотная и перспектив­ная интерпретация резуль­татов диагностики (наличие адекватных выводов в про­токолах диагностики)   Достаточный: возможности проведения полного обследования ре­бенка, имеющего отклоне­ния в рече-языковом разви­тии (в соответствии с со­держательными компонен­тами предлагаемых про­граммой практики протоко­лов логопедической диагно­стики) при незначительных просчетах методического характера; • возможности правильной интерпретации результатов диагностики при органи­зующей помощи куратора практики (наличие адекват­ных выводов в протоколах диагностики)   Критический: • сложности проведения полного обследования ре­бенка, имеющего отклоне­ния в рече-языковом разви­тии - показан невысокий уровень усвоения совре­менных требований к тех­нологической реализации диагностической работы; • трудности правильной интерпретации результатов диагностики даже при по­мощи куратора практики (наличие в протоколах ди­агностики выводов не по всем содержательным ком­понентам обследования или их неадекватность фактиче­ским результатам)   Недостаточный: выраженные трудности технологической реализа­ции диагностической ра­боты с ребенком, имеющим отклонения в рече-языко­вом развитии; • неадекватная интерпрета­ции результатов диагно­стики (грубые ошибки фор­мулирования выводов в протоколах диагностики или их неадекватность фак­тическим результатам; от­сутствие большинства вы­водов)  

Продолжение таблицы 5

         
Уровень сформированности умений решения задач ор­ганизационного характера Высокий: грамотное и рациональ­ной планирование реализа­ции программных задач практики - самостоятельная разработка общей стратегии работы и выработка такти­ческих приемов (отражение в дневнике: индивидуальном плане и графах «Выполнение программы практики»); • высокая степень органи­зации собственной деятель­ности: показаны умения правильно распределять учебное время и организо­вывать работу, используя оптимальные средства; • высокая степень разви­тия аналитико-контроли-рующих умений: умений грамотного подведения ито­гов, выявления и корректи­ровки отклонений от опти­мального решения; • полное обеспечение не­обходимой документацией и материалами   Достаточный: достаточно грамотное планирование реализации программных задач прак­тики (отражение в днев­нике: индивидуальном пла­не и графах «Выполнение программы практики»); • достаточно рациональная организация собственной деятельности в период практики; • развитие умении подведе­ния итогов, выявления и корректировки отклонений в соответствии с необходи­мостью решения конкрет­ных задач; • полное обеспечение доку­ментацией и материалами   Критический: • определенные трудности повседневного планирова­ния реализации программ­ных задач практики (дефи-цитарность отражения в дневнике: индивидуальном плане и графах «Выполне­ние программы практики»); • недостаточно рациональ­ная организация собствен­ной деятельности в период практики; • трудности самостоятель­ного подведения итогов, выявления и корректировки отклонений хода реализа­ции программных задач; • неполное обеспечение документацией и материа­лами   Недостаточный: · выраженные трудности в решении организационных задач практики, алогич­ность планирова­ния (дефи­цитарность и/или отсутст­вие отражения обязатель­ных компонентов в днев­нике: индивидуальном плане и графах «Выполне­ние программы практики»); · нерациональная организа­ция собственной деятельно­сти в период практики;     · выраженные сложности корректировки отклонений хода реализации программ­ных задач;   · неполное обеспечение документацией и материа­лами
Уровень сформированности умений решения задач ме­тодического характера Высокий: возможности самостоятель­ного выбора актуальных и значимых для логопеда дет­ского лечебно-профилакти­ческого учреждения нагляд­ных и дидактико-методиче-ских средств логопедиче­ского воздействия с пре­доставлением подроб­ного описания и ана­лиза результативно сти применения · Достаточный: возможности выбора доста­точно рациональных дидак-тико-методических средств логопедического воздейст­вия для детского лечебно-профилактического учреж­дения с предоставле­нием описания ис­пользования   Критический: сложности самостоятель­ного выбора рациональных дидактико-методических средств для детского ле­чебно-профилактического учреждения без предос­тавления описания использования и ана­лиза результативности   Недостаточный: выраженные трудности е решении выбора дидактико-методических средств для детского лечебно-профи­лактического учреждения: отсутствие предостав­ленного дидактико-методического мате­риала

Продолжение таблицы 5

         
Модуль 2 – 10 баллов [10 баллов – 8 баллов[ [8 баллов – 6 баллов[ [6 баллов – 4 балла[ [4 балла – 0 баллов[
Уровень сформированности умений решения задач организационного и ме­тодического характера в рамках консультативно-просветительской и профориентационной деятельности · эффективное проведение работы по пропаганде педагогической профессии: кон­сульта­тивно-просветитель­ский аспект деятельности лого­педа и профориентационной работы с предостав­ле­нием подробно оформленных кон­спектов ме­роприятий с учетом того, что: а) осуществлен выбор акту­ального и социально значи­мого типа мероприятия; б) определена адекватная структура его компонентов; в) реализованы инновацион­ные способы работы; г)учтены современные дос­тижения теории и практики логопедии; д) достигнут определен­ный результат в оптимиза­ции работы логопеда · проведение работы по пропаганде педагогической профессии: кон­сульта­тивно-просветитель­ский аспект деятельности лого­педа и профориентационной работы с предостав­ле­нием подробно оформленных кон­спектов ме­роприятий с учетом того, что: а) осуществлен выбор акту­ального и социально значи­мого типа мероприятия; б) определена адекватная структура его компонентов; в) реализованы традицион­ные способы работы; г) достигнут определенный результат в совершенствовании работы логопеда · выраженные сложности и/или дефицитарность реа­лизации консультативно-просвети­тельского аспекта дея­тельности логопеда без предоставления кон­спекта мероприятия,но при наличии определенных материалов по данному ком­поненту работы · выраженные сложности и/или дефицитарность реа­лизации консультативно-просвети­тельского аспекта дея­тельности логопеда без предоставления доку­ментации по решению данной программной задачи практики
Модуль 3 – 5 баллов [5 баллов – 4 балла[ [4 балла – 3 балла[ [3 балла – 2 балла[ [2 балла – 0 баллов[
Уровень сформированности умений решения задач психологического аспекта деятельности Высокий: · грамотное и рациональ­ное планирование программы наблюдения за учащимся – самостоятельная разработка такти­ческих приемов; · глубина данных и корректность их формулировок в протоколах наблюдений, соответствие содержания структуре протокола, наличие пяти протоколов; · эстетичность и грамотность оформления отчетной документации   Достаточный: · достаточно грамотное планирование программы наблюдения за ребенком;   · корректность формулировок в протоколах наблюдений, соответствие содержания структуре протокола, наличие пяти протоколов;   · грамотность оформления отчетной документации Критический: · определенные трудности планирова­ния планирование программы наблюдения за учащимся;   · трудности самостоятель­ного подведения итогов, выявления и корректировки отклонений хода реализа­ции процесса наблюдения;   · погрешности оформления отчетной документации Недостаточный: · выраженные трудности планирова­ния программы наблюдения за учащимся, алогич­ность планирова­ния;   · выраженные сложности корректировки отклонений хода реализации процесса наблюдения;     · ошибки оформления отчетной документации
         
Модуль 4 – 15 баллов [15 баллов – 12 баллов[ [12 баллов – 9 баллов[ [9 баллов – 5 баллов[ [5 баллов – 0 баллов[
Уровень сформированности умений решения задач научно-исследовательского характера Высокий: · грамотное и рациональ­ное планирование реализа­ции задач – самостоятельная разработка общей стратегии работы и выработка такти­ческих приемов; · высокая степень органи­зации собственной деятель­ности; · высокая степень разви­тия аналитико-контроли­рующих умений;   · полное обеспечение материалами Достаточный: · достаточно грамотное планирование реализации задач;   · достаточно рациональная организация собственной деятельности; · развитие умений подведе­ния итогов, выявления и корректировки отклонений в соответствии с необходи­мостью решения конкрет­ных задач; · полное обеспечение материалами Критический: · определенные трудности повседневного планирова­ния реализации задач;   · недостаточно рациональ­ная организация собствен­ной деятельности; · трудности самостоятель­ного подведения итогов, выявления и корректировки отклонений хода реализа­ции задач;   · неполное обеспечение материа­лами Недостаточный: · выраженные трудности в решении организационных задач, алогич­ность планирова­ния;     · нерациональная организа­ция собственной деятельно­сти; · выраженные сложности корректировки отклонений хода реализации задач;   · неполное обеспечение материа­лами
Модуль 5 – 10 баллов [10 баллов – 8 баллов[ [8 баллов – 6 баллов[ [6 баллов – 4 балла[ [4 балла – 0 баллов[
Соблюдение трудовой дис­циплины Полное соблюдение трудо­вой дисциплины Полное соблюдение трудо­вой дисциплины Отдельные замечания по выполнению обязанностей практиканта Ряд достаточно «серьез­ных» замечаний по выпол­нению обязанностей
Состояние документации – наличие отражения реше­ния всех задач практики · Полное отражение     · Грамотное оформление документации, как в содер­жательном плане, так и в плане реализации орфогра­фических навыков письма и владения официально-дело­вым стилем современного русского языка · Полное отражение     · Достаточно грамотное оформление документации, как в содержательном плане, так и в плане реали­зации орфографических на­выков письма и владения официально-деловым сти­лем современного русского языка · Недостаточно полное от­ражение   · Определенные сложности оформления документации, как в содержательном плане, так и в плане реали­зации орфографических на­выков письма; выраженные нарушения процесса усвое­ния официально-делового стиля современного рус­ского языка ·Выраженная дефицитар­ность отражения обязатель­ной информации ·Достаточно «грубые» нарушения оформления до­кументации, как в содержа­тельном плане, так и в плане реализации орфогра­фических навыков письма; выраженные нарушения процесса усвоения офици­ально-делового стиля со­временного русского языка
Своевременность предос­тавления документации по практике на кафедру В соответствии с установ­ленным сроком предостав­ления В соответствии с установ­ленным сроком предостав­ления Незначительная задержка предоставления Несвоевременность предос­тавления
Защита отчета по практике · Высокий уровень презентабельности отчетных материалов · Высокий уровень развития риторических умений, как в логическом аспекте, так в собственно языковом · Достаточная иллюстративность отчетных материалов   · Достаточный уровень владения риторическими умениями · Недостаточная иллюстративность отчетных материалов · Определенные сложности реализации риторических умений ·Выраженная дефицитар­ность иллюстративности отчетных материалов ·Несформированность риторических умений

Примечания к содержанию таблицы 5:

1) Предоставленная студентом-практикантом документация, отражающая информацию о выполнении программных задач производственно-педагогической практики менее чем на 40 %, куратором практики не анализируется и не оценивается.

2) Отсутствие 1–2 протоколов обследования или 1–2 анализов мероприятий логопеда Речевого Центра, иные незначительные отклонения от решения запланированных программных задач практики, обусловленные объективными причинами (например, невозможностью решения программных задач в связи изменениями, определяемыми общими мероприятиями образовательного учреждения, или болезнью обследуемого ребенка и т. п.), о которых куратор практики извещен заранее, не являются основанием для снижения общей итоговой отметки.

3) Во избежание недоразумений студент лично предоставляет пакет документации на кафедру для проверки и заполняет «Лист сопровождения».

4) Студент, работающий в должности логопеда (не менее трех месяцев) с детьми младшего школьного возраста в учреждении системы образования (школа, гимназия, лицей, школа-интернат, школа-интернат санаторного типа, детский дом и т. п.) или учреждении системы здравоохранения (школьное отделение Центров реабилитации), освобождается от прохождения обозначенного вида практики на основании предоставления следующих документов:

а) копии трудовой книжки;

б) характеристики деятельности по установленной форме;

в) материалов индивидуального задания куратора практики.

Учитывая имеющийся у названных студентов профессионально-педагогический опыт по специальности, методист кафедры определяет для них объем и содержание индивидуального задания, предоставляемого на кафедру в виде печатных или видео-материалов (на CD– или DVD–дисках).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.