КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Форма аттестации
Психологический аспект деятельности студентов на производственной практике (Разработчик: к.психол.н., доцент кафедры специальной и прикладной психологии Т. М. Быстрова) Цель психологического аспекта педагогической практики – овладение умением изучать коммуникативный контроль у детей с нарушениями речи. Содержание психологического аспекта педагогической практики заключается в выполнении следующего задания – изучить коммуникативный контроль у ребенка с нарушением речи, составить диагностическое заключение и рекомендации. Отчетной документацией студента по реализации психологического аспекта педагогической практики являются одно диагностическое заключение по изучению коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи и рекомендации по его развитию. Отчетная документация сдается лично студентом на кафедру специальной и прикладной психологии (лаборанту или руководителю практики) в течение 3-х дней после выхода с практики. Методические рекомендации к выполнению задания Этапы выполнения задания: I. Подготовительный этап, который заключается в подготовке инструкции, формы протокола и других материалов для изучения коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи, а также в планировании времени и места беседы. II. Диагностический этап, реализуемый через создание диагностических условий для ребенка с нарушением речи и беседы с ним по изучению коммуникативного контроля. III. Оформительный этап, который предполагает оформление диагностического заключения по изучению коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи и составление рекомендации. Требования к диагностической процедуре: · изучение коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи осуществляется в форме диагностической беседы; · изучение коммуникативного контроля у человека с нарушением речи должно быть с его согласия (если это человек в возрасте до 18 лет, то необходимо получить разрешение на опрос у родителей или лиц, их заменяющих[1]); · диагностическая беседа должна проходить в тихом, изолированном, не душном и не холодном помещении; при соблюдении этических норм общения; без присутствия посторонних людей (они отвлекают внимание испытуемого и могут вмешиваться в процесс опроса, что снижает результативность диагностики · перед диагностической беседой желательно познакомиться с ребенком и установить доверительный контакт, объяснить цель опроса; · во время опроса нельзя подсказывать и отвечать за ребенка, лучше перефразировать задание (вопрос, утверждение), попросить его ещё раз подумать над ответом или приступить к следующему, а потом вернуться к прежнему; кроме этого, не рекомендуется отвлекать ребенка уточняющими вопросами, телефонными звонками, шуршанием бумаг и другим, что не позволяет сосредоточить внимание на качественном выполнении задания; · в ходе диагностической беседы желательно вести протокол ответов ребенка (он ведется в свободной форме), который должен заполняться не заметно, чтобы не отвлекать и не волновать действиями письменной речи опрашиваемого; · для изучения коммуникативного контроля у ребенка с нарушением речи можно использовать тест-опросник «Коммуникативный контроль» (М. Шнайдера) 4.Научно-исследовательский аспект деятельности студентов на На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания. Исследовательская работа студентов осуществляется на основе приобретённых теоретических знаний с целью выявления существующих противоречий между явлениями реальности, исходя из потребностей практики. Она предполагает активизацию различных аспектов когнитивной деятельности студентов: - гностический аспект углубляет систему их знаний о научной картине мира; - аксиологический аспект отражает процессы динамики оценки студентами тех или иных фактов жизни, науки, культуры, отбора ценностей и определения принципов ценностного подхода, слияние ценностей социально и индивидуально значимых; - конкретно-профессиональный аспект совершенствует понимание специфики содержания исследуемой сферы человеческой деятельности; - организационно-деятельностный аспект предполагает оптимизацию интеграции и взаимообогащения различных видов учебной и внеучебной деятельности студентов, что, в свою очередь, стимулирует объединение личных и социально-значимых мотивов деятельности, становление активной жизненной позиции и личностных качеств студента-исследователя; - психологический аспект детерминирует единство творчества с обще-психической деятельностью; - педагогический аспект совершенствует процессы программирования содержания, выбора методов и форм реализации творческой деятельности, а также активизирует процесс самовоспитания студентов; - методологический аспект определяет интенсификацию решения задач, связанных с сущностью каждого из обозначенных аспектов, и в целом способствует развитию общей методологической культуры научного познания. Научные исследования студентов должны характеризоваться всеми теми признаками, которые в целом определяют эффективность научного творчества, а, именно – целенаправленностью, осознанностью, систематичностью, логичностью, адекватной аргументированностью (а, значит, обоснованной доказательностью), оригинальностью. Следовательно, в качестве основных задач обозначенной составляющей практики необходимо определить - совершенствование навыков умственного труда, ориентированного на оптимизацию процесса познания с целью формирования системы мировоззренческих представлений и обобщений; - подготовку студентов к творческой деятельности в области избранной профессии; - овладение современными методами научного поиска, обработки и использования информации; - формирование умений организации и осуществления исследовательской работы; - развитие осознанного и творческого отношения к педагогической Перечень индивидуальных заданий для студентов третьего курса с учетом уровня сложности практического выхода проведенного исследования: I уровень – аналитическое реферативное сообщение по предлагаемой теме, мультимедийная презентация темы; II уровень – мультимедийная презентация темы и выступление на научно-практическом мероприятии (семинаре, конференции); III уровень – защита педагогического проекта по теме, издание статьи в периодической печати, сбор и представление материалов по курсовому проекту (курсовой работе). Таким образом, одним из главных требований проведения научно-исследовательской работы студентов становиться реализация ее практической направленности и ориентация на совершенствование профессиональной подготовки будущего логопеда. 5. Культурно-просветительский и профориентационный аспект В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятий, проводимых логопедом общеобразовательной школы, практиканты ведут работу по пропаганде логопедических знаний среди коллектива коррекционно-образовательного учреждения или Речевого Центра и родителей детей: готовят тематические доклады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд. Параллельно культурно-просветительской работе осуществляется профориентационная деятельность: популяризируется история МордГПИ и раскрываются перспективы развития вуза. В отчетной документации отдельным пунктом отражаются процесс и результаты профориентационной работы. По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии. Пакет документов должен содержать: -дневник педагогической практики, отражающий всю деятельность студента по реализации программы практики и содержащий индивидуальный план, характеристику деятельности студента за отчетный период (заверенную подписью куратора практики), отчет о результатах практики; -3 комплекта протоколов логопедической диагностики (протоколы логопедического обследования детей № 1 - 4: ребенка с алалическим синдромом, ребенка с дизартрией, ребенка с ринолалией, ребенка с заиканием, содержащие в качестве приложения анкеты для родителей); -наглядно-дидактический материал для логопедического кабинета детского лечебно-профилактического учреждения с подробным описанием применения и анализом дидактического потенциала, -справку-подтверждение о прохождении логопедической практики в Речевом Центре, функционирующим на базе лечебно-профилактического учреждения. - результаты выполнения индивидуального задания по СРС; - документацию, отражающую деятельность студента по пропаганде логопедических знаний и профориентационной деятельности. По результатам аттестации в форме зачета – защиты отчета по педагогической практике выставляется дифференцированная оценка. Критерии оценки педагогической практики: - знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента; - возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда; - степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой педпрактики; - уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике речевых нарушений (в том числе и качество оформления документации по логопедической диагностике); - уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия в общеобразовательной школе, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации – планов, конспектов, анализов разных сфер деятельности логопеда); - соблюдения студентом трудовой дисциплины; - состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач производственно-педагогической практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру. Таблица 5 Итоговая (балльно-рейтинговая) оценка производственно-педагогической практики
Продолжение таблицы 5
Продолжение таблицы 5
Примечания к содержанию таблицы 5: 1) Предоставленная студентом-практикантом документация, отражающая информацию о выполнении программных задач производственно-педагогической практики менее чем на 40 %, куратором практики не анализируется и не оценивается. 2) Отсутствие 1–2 протоколов обследования или 1–2 анализов мероприятий логопеда Речевого Центра, иные незначительные отклонения от решения запланированных программных задач практики, обусловленные объективными причинами (например, невозможностью решения программных задач в связи изменениями, определяемыми общими мероприятиями образовательного учреждения, или болезнью обследуемого ребенка и т. п.), о которых куратор практики извещен заранее, не являются основанием для снижения общей итоговой отметки. 3) Во избежание недоразумений студент лично предоставляет пакет документации на кафедру для проверки и заполняет «Лист сопровождения». 4) Студент, работающий в должности логопеда (не менее трех месяцев) с детьми младшего школьного возраста в учреждении системы образования (школа, гимназия, лицей, школа-интернат, школа-интернат санаторного типа, детский дом и т. п.) или учреждении системы здравоохранения (школьное отделение Центров реабилитации), освобождается от прохождения обозначенного вида практики на основании предоставления следующих документов: а) копии трудовой книжки; б) характеристики деятельности по установленной форме; в) материалов индивидуального задания куратора практики. Учитывая имеющийся у названных студентов профессионально-педагогический опыт по специальности, методист кафедры определяет для них объем и содержание индивидуального задания, предоставляемого на кафедру в виде печатных или видео-материалов (на CD– или DVD–дисках).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |