1. Дополнительно оплачиваются услуги по перестановке мебели, монтажу или демонтажу, если это необходимо для выполнения работ – в размере 5 – 10% от стоимости чистки по договоренности.
2. Некоторые пятна нельзя вывести в силу различных обстоятельств их появления и их возраста.
По указанным контактным телефонам Вы можете получить консультацию о выборе способа чистки для различных тканей.
Если Вас заинтересует наше предложение, то мы:
При поступлении заказа направим к Вам сотрудника нашей фирмы, который произведет замеры площадей объектов, подлежащих обслуживанию, и оценит их состояние.
Составим спецификацию услуг, индивидуальную для вашего объекта, в минимальные сроки.
Ждем Ваших заказов по телефонам: 8-928-296-43-15
E-mail: sekret-inter@mail.ru
Контактное лицо: Патрушева Марина Юрьевна
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на- ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи- лософии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика1».
Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю- щие перед человеком в его повседневной деятельности. По- скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы- вает практическую деятельность человека.
Трудовая деятельность человека является наиболее типич- ным и всеобъемлющим примером практической деятельнос- ти, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональ- ной этики — одной из фундаментальных теоретических ос- нов любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обес печивающих взаимоотношения между людьми, складывающи вся в процессе труда и вытекающие из содержания их про- фессиональной деятельности. Профессиональная этика вме- сте с тем — это нравственное самосознание профессиональ ной группы, ее психология и идеология2.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Пер- вые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на- чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тыся-
1 Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона — М., 1981. — С. 408.
2 Федоренко Е. Н. Профессиональная этика. — Киев, 1983.
•и-нртием до нашей эры. В числе прочих требований к работни- и \ указывается на необходимость добросовестного и качествен- |н и о выполнения своих обязанностей, поскольку такое отноше- нис к труду — залог будущей высокой должности и богатства1. чццако возникновение первых целостных профессиональных ч ических комплексов специалисты относят к периоду ремес- ленного разделения труда, т. е. к периоду возникновения ремес- м(иных цехов в XI - XII веках2. Именно в этот период констати- Р\ ют историки — в цеховых уставах появляются этические тре- f>i шания, регламентирующие отношение к профессии, труду, то- мприщам по работе и т. д.
<)днако представители целого ряда профессий, имевших жиз- iii'iiHo важное значение для всех членов общества, ранее дру- i и к осознали необходимость этической регламентации своей длительности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа» и некоторые другие сло- шились несколько ранее. В основном это профессии, связан- ные непосредственно с человеком или с условиями его жизне- I дсшельности, профессии с высокой степенью индивидуализа- ции труда, например, учительская, врачебная деятельности.
Как отмечал Ф. Энгельс3, каждая профессия имеет свою
|1м1>гтвеннук> мораль. Профессия формирует у ее носителей не
кнм.ко профессиональные навыки, но и определенные черты
I личности и отношение к содержанию своей деятельности.
Профессиональная этика лежит в основе всех других аспек-
ii профессиональной деятельности, так как мораль профес- 1 тональной группы (профессиональная мораль) является co- Inn иной частью морали общества, а собственно мораль явля- |оп-я одним из самых древних регуляторов поведения и дей-
пий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональ- [ мни сфере.
11оявление профессиональной этики предшествует созданию ниучных теорий о ней, поскольку профессиональная этика, I но шикающая первоначально как явление обыденного созна- ния, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и иОобщения практики представителей профессиональной груп-
1 Очерк истории этики / Под ред. Б. А. Чагина — М., 1969. — С. 21. Белякова Г. И. Профессиональная этика. — М., 1975. — С. 12. ' Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической филосо- 1 фпп // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 21. — С. 298-299.
пы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов (писа- ных и неписаных), заключающих в себе не только этические | требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, про- фессиональная этика — это не только наука о профессиональ- ной морали, но и нравственное самосознание совокупной про- 1 фессиональной группы, ее идеология и психология.
Профессиональная этика, как и этика вообще, не разраба-1 тывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседнев-1 ной совместной деятельности людей. Профессиональная эти- j ка систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, не- сущая в себе специфические черты, обусловленные видом и j типом деятельности, — т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нрав- ственности, бытующей в профессиональной среде.
В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения спе- циалистов. Нормы профессиональной этики подвержены из-' менениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными I задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полно- му и эффективному решению профессиональных задач. В целом же профессиональная этика является приложением ] общей, теоретической этики к определенным видам профес-1 сиональной деятельности.
Социальная работа, как особый вид профессиональной дея- тельности, обладает специфической, только ей присущей со- вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Бу- дучи специализированной деятельностью, социальная работа
держит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото- ie необходимо разрешать в самом процессе деятельности и i орые нередко являются предметом этой деятельности. Это (тоятельство вызывает необходимость придерживаться в || ятельности особых, более жестких моральных принципов и
нирМ.
В своей практической деятельности специалисты нуждают- i н не только в нравственных ориентирах, определяющих об- щее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невоз- можно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в • i ических нормах социальной работы отражаются основные i |)сбования и критерии поведения и действий социального ра- Погника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы i иецифическими условиями и содержанием его труда.
Этика в социальной работе — не конечный продукт, а одна и i неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, 1111 ряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, шконодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения пробле- мы, его экономическим обеспечением и организацией выпол- MI ния принятого решения. Глубокое знание норм и принци- иои профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает соци- п и.ному работнику осуществлять сотрудничество с клиента- ми, их близкими, коллегами, представителями общественных, 11 к ударственных и негосударственных организаций и учреж- дений.
Отика социальной работы основывается на моральных нор- мах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее про- i i их форм нравственного требования, выступающая как эле- мент моральных отношений и форма морального сознания1), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших ре- i \ ляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность i оциальной работы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет вернуть эти- ческим нормам то императивное значение, которое им прису- ще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить ин-
1 Словарь по этике / Под ред. И. С Кона — М, 1981 — С 211
дивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитетность про- фессиональной деятельности каждого социального работни- ка, всей системы социальной защиты населения.
Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механиз- мам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и прин- ципы служат тем же целям, что и требования нормативно- правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Напротив, этика социальной работы требует от специ- алистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, исполь- зование всех возможных видов ресурсов — от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и про- фессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в узкокорпоративных или личных корыстных интересах.
Сегодня для социальной работы все большее значение при- обретает вопрос о необходимости определения этических кри- териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино- го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен- ностей и идеалов.
Не меньшее значение имеет и проблема коллективной от- ветственности социальных работников. Любая профессиональ- ная группа, особенно если она создает свою профессиональ- ную ассоциацию, осознает она это или нет, стремится к под- держанию и сохранению своих собственных узкопрофессио- нальных интересов — например, повышение престижа и стату- са профессии, получение субсидий на развитие профессиональ- ной деятельности и т. д. Однако реализация этих интересов бу- дет оправдана лишь в том случае, если она будет проистекать в русле решения общепрофессиональных содержательных и соци- альных проблем. Поэтому одной из основных задач профессио- нальной этики социальной работы следует считать стремление не допустить противоречия между корпоративными интересами и целями, и задачами профессиональной деятельности, а также интересами общества, и каждого его члена.
Тмким образом, объектом изучения этики социальной рабо- ii.i мвляется профессиональная мораль специалистов, а пред- метом — возникающие в процессе работы этические отноше- I инн. этическое сознание и этические действия социальных pa- rt, и пиков.
Целью этики социальной работы является обеспечение и под- | держание социально одобряемых содержания и сущности про- фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла- мсмгация отношений, поведения и действий отдельных пред- | in мнителен профессиональной группы и их объединений, фор- i мирование соответствующего этического сознания специалис- IIhi социальной сферы.
Основными категориями этики социальной работы являются про(|>ессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
(>сновные этические отношения в социальной работе, воз- иикающие в процессе профессиональной этической деятель- ипсти как совокупность зависимостей и связей, заключаются ц постижении общественного и личного блага путем транс- формирования системы «человек — среда». Эти отношения И"> шикают между социальными работниками как членами кол- нектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружени- ем клиентов, между социальными работниками и различного |юда учреждениями, организациями, частными лицами, с ко- юрыми социальные работники связываются по поводу оказа- ния помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникаю- щие между институтом социальной работы как одной из го- i \ дарственных структур и другими государственными орга- ии.тциями, государством в целом и обществом.
'.)тические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к дру- i v в части выполнения профессиональных обязанностей и дол- im; нравственных принципов, лежащих в основе социальной рмботы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных ка- честв, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтро- ля специалистов в их деятельности.
Этическое сознание социального работника представляет со- (юй отражение его социального бытия и деятельности, возни-
кающих в процессе профессиональных отношений. Это созна- ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потреб- ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали- стом социальной необходимости получает специфическое нрав- ственное обоснование: поведение и деятельность рассматрива- ются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо, общества и клиентов социальной работы, а зна- чит, с точки зрения нравственности, и самого социального ра- ботника. В силу этого профессиональная деятельность конкрет- ного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социаль- ному работнику, так как предоставляет ему возможность при- нести пользу и тем самым реализовать свои собственные нрав- ственные установки.
Этические действия. Социальная работа, как и любая де- ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред- ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.
Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель- ности может быть только благо клиента и общества. Цель де- ятельности всегда является идеальным образом будущего ре- ального результата. Цель, которую ставит перед собой соци- альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо- жет быть выражена формулой: «способствовать решению про- блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента». Клиент, как правило, формулирует свою цель более конкрет- но. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой — на это могут влиять такие факторы, как воз- можности системы социальной защиты и конкретной соци- альной службы, объективная ценность конечного результата для клиента, этичность цели и другие факторы. При этом соци-
альный работник, оценивая этическую приемлемость цели, планируя конкретные действия по решению проблем клиента, берет на себя личную ответственность. В том случае, если соци- альный работник оценил возможную ценность результатов ра- боты для клиента, его социального окружения, для общества в целом как отрицательную, сочтет возможным не предприни- мать действий по реализации данной цели или изменить цель, он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.
Мотивация. Любой человек соотносит реальность, будь то предметы, явления или поступки и действия, со своим собствен- ным духовным миром. Социальный работник всегда восприни- мает свою деятельность с точки зрения не только общечелове- ческих или профессиональных ценностей, но и исходя из соб- ственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ- ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа- том является достижение блага клиента, решение его проблем. Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее время привлекает не только людей, делом жизни которых ста- ло оказание помощи нуждающимся. В силу различных внешних причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реа- лизовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она, как правило ме- нее эффективна, поскольку внешняя мотивация, например, удоб- ный по времени режим работы, размер заработной платы, а также какие-либо другие внешние блага, значительно слабее мотива- ции внутренней.
Это особенно справедливо в отношении социальной работы, где необыкновенно важна внутренняя мотивация, т. е. внут- ренние побуждения к деятельности. В качестве мотивов, как правило, чаще всего рассматривается содержание выполняе- мой работы, процесс трудовой деятельности и ее конечный ре- зультат. Если социальный работник как личность чувствует
потребность быть нужным людям, если он готов защитить сла- бого, если он радуется благополучию своего клиента и гордится его успехами, то можно говорить, что положительная мотива- ция имеет место. Поэтому чувство общности с клиентом, ответ- ственности за его судьбу, потребность быть полезным и творить добро — желаемые мотивы поведения и деятельности социаль- ного работника, которые должны развиваться в ходе его обуче- ния и практической деятельности.
Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра- вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра- вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль- ной работы, должностная инструкция для отдельного работ- ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег- ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль- ной защиты и их работников.
В качестве документа, легитимизирующего деятельность соци- альных служб, может выступать федеральная или местная соци- альная программа, приказ или инструктивное письмо вышестоя- щего органа социальной защиты или федеральных и местных ор- ганов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ, содержание которого должно отвечать критериям нравственности и ни в коем случае не может противоречить общим целям и зада- чам, единым для всех социальных служб и системы социальной защиты в целом, действующему законодательству. Обоснование деятельности как по форме, так и по содержанию может отличать- ся от целей в силу различных объективных причин.
Помимо официальных документов, регламентирующих дея- тельность социальных служб и конкретных социальных работ- ников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимо- действия, порядке совместных действий. Это может быть дого- вор, заключенный клиентом или от имени клиента с социаль- ной службой, заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его инте- ресы) в адрес социальной службы.
Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже- ния является одним из ключевых вопросов этики. Для дости-
жения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви- ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансфор- мации и самой цели»1. Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо- ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.
Так, например, известно, что социальная работа стеснена в средствах из-за недостаточного финансирования. Однако это не означает, что социальный работник может оказывать по- мощь своим малообеспеченным клиентам, экспроприируя сред- ства у их более обеспеченных сограждан и играя, таким обра- зом, роль «благородного разбойника» или допуская обман, совершая нечестные поступки. Даже если в соответствии с действующим уголовным законодательством такой социальный работник не может быть привлечен к ответственности, его деятельность получит в общественном сознании негативную оценку, которая будет затем перенесена на весь институт со- циальной работы. Поэтому для социального работника дей- ствия по принципу вседозволенности, пусть даже во имя ве- ликой благородной цели, недопустимы. Для достижения по- ставленных целей необходимо выбирать только узаконенные, одобряемые обществом, имеющие высокую моральную цен- ность средства.
Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли- енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Ответственность за разработку плана или программы этически приемлемых дей- ствий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Несмотря на то, что клиент — полноп- равный участник обсуждения вариантов решения проблемы и
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление