Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993. — С. 152





 




даже обладает правом «вето» (т. е. может не согласиться на пред-
лагаемый социальным работником вариант решения), приня-
тия решения именно социальный работник как специалист, об-
ладающий необходимыми знаниями и полномочиями, опреде-
ляет порядок действий и, следовательно, несет за них ответ-
ственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-
ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей-
ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще-
ственных моментах, которые могут повлиять на достижение
цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет-
ной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи-
даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный
работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен-
но он хочет и может получить по завершении работы. Однако,
как правило, реальный конечный результат отличается от ре-
зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку
цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь-
ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив-
ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный
работник должен принять меры к тому, чтобы максимально
нейтрализовать негативное действие субъективного фактора,
т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые
ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так-
же должен хорошо знать о возможных объективных препят-
ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз-
работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий
при их возникновении.

Однако успех также должен «вписываться» в границы этичес-
ких норм, и социальный работник должен постоянно контролиро-
вать соответствие запланированного реально ожидаемому. Ему не
следует начинать работу, если ее результаты способны оскорбить
его моральное чувство, а негативные последствия поставят под воп-
рос его усилия. Это относится не только к его собственным дей-
ствиям, но и к действиям его коллег, которые затрагивают и его
самого как представителя данной структуры или всей системы.

В целом этика социальной работы включает в себя следую-
щие уровни:

— применение внутренних этических стандартов ко всем ти-
пам взаимодействий внутри системы: социальный работник —


клиент, социальный работник — социальный работник, соци-
альный работник — коллектив социального учреждения, соци-
альная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне про-
исходит формирование самих действий и отношений, возника-
ющих в системе и их оценивание с точки зрения представите-
лей профессиональной группы;

— оценка поведения и действий конкретных социальных
работников и социальных служб с точки зрения этических
стандартов универсального характера, принятых обществом в
качестве моральных норм. На этом уровне социальные работ-
ники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы
извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вме-
сте с тем на этом уровне на поведение и действия социальных
работников также оказывается формирующее их с точки зре-
ния ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

— оценивание социальной работы в целом как социального
института, в рамках которого социальные работники включа-
ются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми
структурами, с точки зрения его (социального института) со-
циальной целесообразности и нравственности. Этот уровень
включает в себя оценку социальной полезности, необходимо-
сти социальной работы для общества и ее объективное при-
знание обществом, сопоставление этичности содержания и
внешних проявлений профессиональной деятельности с точ-
ки зрения ожиданий общества.

Этическая оценка на любом из уровней носит объективно-
субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем,
что оценивание производится людьми и исключить личност-
ный фактор не всегда удается. Так, например, в случае оцен-
ки социальной работы клиентом, его мнение во многом зави-
сит от того, насколько полно удалось социальному работнику
решить его личную проблему, и не всегда клиент учитывает
действительно объективные возможности для такого решения.

Оценка, со стороны общества также может быть не вполне
объективной, поскольку общество социально неоднородно;
далеко не все граждане имеют исчерпывающие сведения об
институте социальной работы, его возможностях и потребнос-
тях. Оценка социальной работы как социального института
обществом и государством, как правило, может различаться.
Государство, создавая институт социальной работы, исходит из


 




потенциала этого института, который может быть в будущем
при определенных обстоятельствах реализован; для общества
же наибольший интерес представляет не потенциал, а конеч-
ный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведом-
лено об условиях, при которых деятельность института соци-
альной работы становится оптимальной.

Нравственные нормы, регулирующие профессиональное
поведение и отношения, возникающие в процессе профессио-
нальной деятельности, в социальной работе выполняют опре-
деленные функции. Функции этики профессиональной рабо-
ты определяются множеством факторов, основными из кото-
рых являются сущность, содержание и направленность про-
фессии.

Основными функциями этики социальной работы можно счи-
тать следующие:

оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения
соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей-
ствия, цели и задачи участников процесса, их устремления и
намерения, избранные ими средства достижения цели и конеч-
ные результаты;

регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове-
дение и действия социального работника в различных формаль-
ных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично
вписывались в деятельность всей профессиональной группы и
соответствовали сущности профессии;

организационная — служит улучшению организации соци-
альной работы, требуя от участников процесса деятельности
творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ-
ного долга;

управляющая — служит средством социального управления
поведением и действиями социального работника в ходе про-
цесса в интересах дела;

мотивационная — служит средством формирования социаль-
но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ-
ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно-
ванное на доверии и взаимной помощи;

регламентирующая — направляет и обусловливает выбор
социальным работником или социальной службой целей, мето-
дов и средств оказания помощи клиенту;


воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со-
циальных работников и отношения социальных работников между
собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

воспитательная — служит средством воспитания и совершен-
ствования личности как социального работника, так и его кли-
ента и социального окружения клиента;

коммуникативная — служит средством коммуникации меж-
ду специалистами и их клиентами;

оптимизирующая — способствует повышению эффективно-
сти и качества социальной работы, повышению статуса про-
фессии в обществе, уровня его моральности;

стабилизирующая — способствует стабилизации отношений
среди социальных работников, между социальными работни-
ками и клиентами и их близкими, между социальными ра-
ботниками и представителями различных учреждений;

рационализирующая — облегчает социальному работнику
выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее
эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ-
ной морали решения;

превентивная — предохраняет, предостерегает социально-
го работника от поступков и действий, наносящих вред кли-
енту и обществу;

прогностическая — позволяет прогнозировать действия и
поведение отдельных социальных работников и их коллекти-
вов, их этическое развитие;

разрешения противоречий — способствует устранению, раз-
решению и сглаживанию противоречий, возникающих в про-
цессе социальной работы между ее субъектами и объектами;
информационная — приобщает социальных работников к
системе ценностей профессиональной социальной работы и
профессиональной морали;

социальная — способствует созданию условий, благоприят-
ных для осуществления социальной работы в обществе;

социализирующая — служит делу приобщения социально-
го работника к господствующей в обществе системе ценностей
и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального
работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Этически ориентированная социальная работа соединяет су-
щее с должным на основах морали и нравственности. Она не ог-


 




раничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рас
сматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст
поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто
практических, непосредственных производственных интересов,
т. е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсо
лютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы
изучает поведение специалиста относительно ценностных ори-
ентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точ-
ки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших
этических постулатов: каждый социальный работник ответ-
ствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может
предотвратить.

Вопросы социальной ответственности наиболее непосред-
ственно встают перед социальными работниками при практи-
ческой работе с клиентами. В той мере, в какой происходят
изменения с клиентом или в социальной среде, меняется и
сама ситуация, а следовательно, и ее этическая оценка. Реа-
лизация этической оценки при этом возможна на различных
уровнях — от уровня отдельного клиента до уровня всего об-
щества. В связи с оценкой деятельности правомерно ставить
вопрос о критериях моральности, в соответствии с которыми
эта оценка производится.

Под критерием моральности (нравственности) понимается
совокупность представлений о добре и зле, справедливости как
содержании моральных требований к профессиональному по-
ведению и действиям. Критерии нравственности в социаль-
ной работе двояки — с одной стороны, они содержат требова-
ния общего характера к действиям социального работника,
имеющим общесоциальное значение, с другой — содержат
требования к эффективности и качеству самой социальной
работы. Такой подход к определению критериев нравственно-
сти не позволяет свести их к узкопрофессиональным интере-
сам и в то же время не дает возможности игнорировать обще-
гуманистические ценности профессии. Можно выделить на
этом основании ряд критериев.

Содействие общественному прогрессу. Этот критерий харак-
терен для всех видов профессиональной деятельности, и каж-
дая профессия вносит свой вклад в общественный прогресс.
Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать
самореализации своего клиента, повышению его личностного


потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности
приведет к повышению потенциала всего общества, что и будет
способствовать социальному прогрессу.

Формирование высоконравственной личности. В процессе
социальной работы формируется личность не только социаль-
ного работника, но и, с помощью его воздействия, личность
клиента. В связи с этим нравственными можно считать лишь
те действия социального работника, которые ведут к форми-
рованию высоконравственной личности — как его самого в
качестве специалиста, так и его клиента.

Социальная целесообразность. Социальная работа в целом
и деятельность каждого отдельного социального работника или
службы руководствуется критерием социальной целесообраз-
ности, основанном на потребностях и возможностях общества.
Именно общество определяет, какие категории граждан и на
каких условиях становятся клиентами социальных служб,
какого рода услуги им могут быть предложены.

Сотрудничество участников процесса. Нравственной мож-
но считать только такую деятельность социального работни-
ка, которая приводит к активному сотрудничеству участни-
ков процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою оче-
редь, влияет положительно на результаты взаимодействия,
повышает авторитет как социального работника и социаль-
ной работы в целом, так и клиента.

Обеспечение всестороннего положительного влияния на уча-
стников процесса. Социальный работник оказывает многосто-
роннее влияние в ходе своей профессиональной деятельности.
Решая (или способствуя решению) проблем клиента, он одно-
временно воздействует на материальные условия его жизни,
его психику, причем вне зависимости от того, какая именно
помощь клиенту требуется и оказывается. Оказывается влия-
ние и на коллег социального работника — он может служить
примером для них. Положительное влияние тем самым ока-
зывается и на все общество, заинтересованное в максималь-
ной эффективности социальной работы.

Критерии моральности социальной работы могут служить
не только для оценки деятельности специалистов в области
социальной работы и самой социальной работы как специфи-
ческого вида профессиональной деятельности, но и для оценки
самих моральных требований к социальной работе. Они позво-


 




ляют различить узкопрофессиональные нормы, выражающие
интересы социальных работников как представителей профес-
сии, и нравственные нормы, представляющие ценность и инте-
рес для всего общества. Собственно, вторая группа профессио-
нальных этических норм социальной работы и является той
нравственной основой, которая привела к появлению в нашем
обществе профессии социального работника.

Социальная работа является деятельностью, осуществляв-'
мой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При
этом социальный работник должен учитывать, что несет эти-
ческую ответственность перед клиентом, его социальным ок-
ружением и обществом с момента принятия решения и до
получения конечного результата во всей его полноте. В своей
работе он должен руководствоваться принципами профессио-
нальной этики — наиболее общими требованиями, выражаю-
щими основное направление поведения специалиста по отно-
шению к тому или иному субъекту отношений, возникающих
в процессе социальной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.