Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И, Бентамом. Первоначально Вентам вкладывал в это поня- тие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие «деонтоло- гия» стало применяться несколько в ином смысле — в каче- стве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение — деонтология — стала отличаться от аксиологии — учении о нравственных ценностях.
С формированием деонтологии зтика из морали добродетель- ного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фик- сирует должное в определенных максимах, правилах. Так в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдель- ных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон. Сделаем этот шаг и мы и рассмотрим профессиональную дея- тельность с точки зрения должного, долга и, конечно же, нор- мы, фиксирующей должное поведение.
Практически каждая современная профессия формирует соб- ственные представления о должном, одновременно сопостав- ляя его с сущим. На основании представлений о должном скла- дываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональ- ный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности пред- ставителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.
Нет профессий важных и неважных, нужных и ненужных, вредных для общества или полезных. Сам факт их существо-
вания говорит о том, что они востребованы обществом, следова- тельно, нужны, важны и полезны. Все существующие профес- сии прямо или опосредованно в конечном счете служат интере- сам человека и человечества. Однако существуют профессии, внешние проявления которых (т. е. конечные результаты дея- тельности специалистов) оказывают существенное влияние на развитие общества, его безопасность, культурное и нравствен- ное состояние или затрагивают непосредственно интересы че- ловека.
Учение о должном является ядром каждой профессиональ- ной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскры- вает сущность профессионального долга, то деонтология вы являет специфику его реализации в конкретных видах взаи- моотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко вы- ражена сопряженность моральных и профессиональных ком- понентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанно- сти специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиен- там и их социальному окружению и является отражением внут- ренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по от- ношению к личности специалиста интересами.
Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает обществен- ные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, об- ществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определя- ет поведение специалиста, выбор им определенных норм мо- рали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная по- требность, глубокая убежденность в необходимости опреде- ленных действий.
В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержа-
ние и основные черты долга социального работника определя- ются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает со- циального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и норма- ми профессиональной морали.
Долг как «высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей1», внутренне закономерно связан с от- ветственностью, выражающей соответствие моральной деятель- ности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуа- ции осознать и практически реализовать требования профес- сиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность специа- листа характеризует его личность с точки зрения нравствен- ных требований, предъявляемых к ней в части профессио- нально-квалификационных и личностных качеств и деятель- ности. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответ- ственности перед самим собой.
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, пред- ставляющей собой сознательное отношение к профессионально- му долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлечен- ным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельно- сти, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специ- алисту быть способным предвидеть последствия своей деятель- ности, особенно негативные последствия, — в соответствии с из- вестным принципом «primum non nocere» — «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.
1 Словарь по этике
/ Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. - М., 1981. —С. 78-
Деонтология является одной из основ профессиональной дея-1 тельности социальных работников, медицинских работников,! учителей, психологов и представителей других профессий,! объектом деятельности которых является человек, а професси-1 ональные действия непосредственно связаны и направлены на 1 достижение физического, психического и социального здоровья« и благополучия человека, его социального окружения и обще-1 ства. Учение о долге является центральным звеном системы j профессиональной этики. Профессиональная деонтология пред-1 ставляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей про- фессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конеч- ' ном счете направлена деятельность.
Применительно к социальной работе деонтология — это ком- плекс профессиональных, правовых и морально-этических пра- вил, составляющих понятие профессионального долга соци- ального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и про фессиональных обязанностях, ответственности социально го работника (трудового коллектива учреждения социаль ной защиты) перед обществом и государством, перед соци алъной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, кли- енты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответствен- ность. Долг выступает перед специалистом в виде обязаннос- тей, соблюдение которых становится его внутренней нравствен- ной потребностью. Содержание профессионального долга со- циального работника представляет собой совокупность право- вых, моральных требований, предъявляемых к нему его про- фессией.
Осознание социальным работником своего профессиональ- ного долга — есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мо- тивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, про- фессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специали-
ста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального ра- ботника, так и всей социальной службы и института социаль- ной работы в целом.
Социальная работа как вид профессиональной деятельнос- ти и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социального работника (и функции социальной работы) явля- ются отражением объективной социальной реальности.
«Обязанности человека в отношении общества одновремен- но и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их че- ловек или нет. Они вытекают из самого факта жизни челове- ка в обществе. Второе означает, что личность признает нали- чие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя1». Содержание профессионального долга, таким образом, выте- кает из требований, предъявляемых обществом к деятельнос- ти и поведению людей, выполняющих от имени общества оп- ределенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно су- ществует объективно.
При определенных условиях объективный и профессиональ- ный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представи- теля профессии. Моральный долг — как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой по- требностями достижения блага в системе «человек — среда» — для социального работника является продолжением профессио- нального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для про- фессионального социального работника требования профессио- нального долга во многом совпадают с его личными интереса- ми, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутрен-
, нюю потребность, моральную обязанность. Веления профессио- нального долга, ставшие внутренними убеждениями социаль- ного работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют со- циального работника рассматривать свои обязанности шире, чем
I этого требует профессиональный долг.
1Тугаринов В П Личность и общество — М, 1965.
Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональ- ным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юри- дические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на вы- полнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:
свободно, поскольку принятая обществом система морально-нрав- ственных нормативов не является универсальной и из всего многооб- разия норм, которые имеют место в обществе, — от групповых до об- щественных — специалист может выбирать те, которые в наиболь- шей степени отвечают его внутренним устремлениям и представле- ниям о добре и благе;
сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходи- мости, путем выбора из значительного количества вариантов воз- можных решений;
добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятель- ство определяет поведение и деятельность специалиста в повсед- невной практике.
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:
высокий профессионально-квалификационный уровень как га- рант качества работы;
четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросо- вестное и неукоснительное их выполнение;
профессиональную деятельность строго в рамках нормативно- правовой базы;
глубокую убежденность в необходимости выполнения своих про- фессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
сознательное и активное участие в профессиональной деятельно- сти с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;
высокую организованность и сознательную дисциплину, привыч- ку к должному поведению;
наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
стремление постоянно совершенствоваться в профессии, ос- наивать новые знания, приобретать опыт практической деятель- ности.
При этом сознательное начало, регулирующее поведение, [ ребования к профессиональным и личностным качествам со- циального работника и привычка к должному поведению не про- i иворечат друг другу — напротив, они дополняют друг друга.
Нравственное поведение в профессиональной деятельности, даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вов- се не вытекает автоматически из контекста обстановки, в кото- рой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до неко- торой степени определяется стандартными функциональными обязанностями. Однако профессиональная деятельность никог- да не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, про- фессионал выполняет по внутреннему убеждению и побужде- нию, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является од- ной из особенностей труда социального работника — существу- ющие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реали- зации оставляют простор для творчества социального работни- ка, что делает еще более значимым мотивирование профессио- нальной деятельности соображениями морального долга.
Деятельность социального работника, имеющая в своей ос- нове должное поведение, всегда ориентирована на тщатель- ное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся со- знанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоува- жении, поддержании профессионального авторитета и лично- го достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто вне- шние показатели, на поддающиеся официальному учету и кон- тролю критерии эффективности с целью получения поощре- ний в любой форме. Деонтология показывает, какие требова- ния предъявляет общество к социальному работнику как к спе- циалисту, гражданину и человеку.
Деонтология социальной работы включает в себя определен* ные принципы:
— личной ответственности за порученное дело как < правовом, так и в моральном отношениях;
— компетентности специалиста;
— рационального подхода к решению поставленных \ задач;
— соответствия полномочий и ответственности;
— правовой регламентации деятельности;
— подотчетности;
— инициативы и творческого подхода;
— организованности и дисциплины;
— контроля и проверки исполнения;
— критического подхода к оценке деятельности, воз\ можностей своих и клиента;
— доверия и свободы действий;
— поощрения и наказания и другие.
Условно деонтологию социальной работы можно рассмат- ривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются] как стороны конкретного профессионального отношения. Со- ответственно можно выделить пять типов таких отношений,] представленные в виде соответствующих разделов книги.
Деятельность социального работника во всех ее видах и со- ставных частях имеет социальную направленность и влечет социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государ ством за свою деятельность. Рассматривая этот вопрос в це лом, следует отметить, что само выполнение социальным ра- ботником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая ту или иную задачу, социальный работник руководствуется различными интересами — интересами клиента, личными ин- тересами, интересами профессиональными, которые в главном совпадают с общественными. Однако деятельность социально-
i о работника столь сложна и многообразна, содержит в себе воз- можность возникновения такого огромного количества нестан- (артных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается перед проблемой выбора правиль- ного решения.
Большинство этиков прошлого, в частности философы Древ- ней Греции и Древнего Рима, связывали должное с обществен- ным благом1, что имеет свое историческое обоснование. Анало- i ичный подход к определению должного демонстрировали и фи- иософы эпохи Просвещения — И. Кант, К.-А. Гельвеции, Ж.- Ж. Руссо и др. Из их трудов следует, что в случаях, когда инте- ресы, которыми руководствуется человек, совпадают с интере- сами общества, его поступки в меньшей степени нуждаются в моральном регулировании.
Декларируя в Конституции Российской Федерации благо человека как свою главную цель и задачу2, государство доби- вается достижения этой цели различными способами. Одним из наиболее эффективных способов достижения «условий, обес- печивающих достойную жизнь и свободное развитие челове- ка», является формирование в стране института социальной работы, призванного осуществлять деятельность в отношении гех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизнен- ной ситуации. Поэтому на институт социальной работы воз- южены наиболее трудные и ответственные функции по Оке- анию помощи именно этой категории граждан. Для многих 1юдей существование института социальной работы является i динственной действенной гарантией реализации права на образование, охрану здоровья, труд и др.
Долг и ответственность перед обществом и государством тре- буют от социального работника в первую очередь использова- ния всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств в интересах общества и государства, — т. е. следования социальным работником установлениям при- нятой государством социальной политики. Долг предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления
1 Античная философия (фрагменты и свидетельства). — М., 1940. — С. 101.
2 Конституция Российской Федерации, Ст. 1 П. 1, Ст. 7 П. 1.
на основании понимания им (работником) целей и задач про- фессии, институциализированной обществом и государством, а также социального содержания его деятельности.
Поручая социальному работнику заботу от своего имени о сво- их социально уязвимых гражданах, предоставляя ему некото- рые необходимые для осуществления этой целенаправленной деятельности полномочия, государство и общество возлагают на специалиста двойную ответственность — за действия и послед- ствия этих действий самого социального работника и за деятель- ность его клиента.
В связи с такой постановкой вопроса оценке подвергается не только чисто формальная сторона деятельности социально- го работника и ее социально значимые результаты, но и те взаимосвязи и отношения, которые возникают в процессе де- ятельности. Таким образом, социальная работа должна отра- жать не только букву, но и дух социального законодательства и социальной политики. Профессиональный долг социально го работника состоит в установлении таких взаимосвязей и отношений в профессиональной деятельности, которые опти мально соответствуют требованиям, предъявляемым к инсти- туту социальной работы.
Одной из главных целей деятельности социального работни ка является улучшение или восстановление условий жизнедея тельности клиента и в связи с этим — оптимизация его жизне деятельности как таковой. Подобный результат социальной ра боты для общества и государства является целеполагающим — в этом смысл и цель существования в любом обществе системы социальной защиты населения. Используя свои знания и навы- ки для достижения поставленной государством и обществом цели, прилагая свои усилия для улучшения положения одной из са мых многочисленных категорий населения — социально уязви мых, незащищенных граждан, — социальный работник доби вается улучшения социальной и морально-нравственной ситуа ции в обществе в целом.
Совершая для достижения стоящих перед ним целей необ ходимые действия в рамках профессиональной деятельности, социальный работник привлекает для этого, при необходимо сти, все возможные виды ресурсов и в первую очередь те, кото рые ему предоставляют государство и общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения
между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффек- тивное использование ресурсов в социальной работе, их твор- ческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетра- диционных и более эффективных видов ресурсов — одна из глав- ных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством.
Влияние социального работника на жизнедеятельность об- щества проявляется не только непосредственно через него са- мого и его действия, но и опосредованно, через действия его кли- ентов, а также результаты этих действий и их влияния на соб- ственную жизнедеятельность, жизнь и развитие окружения. Поэтому имеет большое общественное значение то нравствен- ное содержание, которое социальный работник привносит в от- ношения с клиентами и передает им в процессе взаимодействия.
Основной задачей социального работника в этой связи ста- новится обеспечение максимально активного, посильного участия его клиентов в деятельности на благо общества, даже если это касается решения клиентом его собственных про- блем. Не только социальные работники, но и их клиенты об- ладают большей или меньшей социальной активностью. На- править эту активность клиентов в нужное русло, придать ей глубокий социальный и нравственный смысл и общественную значимость — одна из целей социального работника, за дос- тижение которой он несет ответственность перед обществом и государством.
Таким образом, глубокое понимание социальным работником социального содержания и последствий его профессиональной деятельности является его профессиональным долгом и важ- нейшим деонтологическим принципом. Этот принцип опреде- ляет основные отношения специалиста в области социальной работы с обществом и государством.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление