Личная ответственность социального работника за неже- лательные для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущ- ности проблемы клиента и его потребностей, но и возможнос- тей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.
Этические принципы в социальной работе
Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный ра- ботник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести бла- го своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определен- ных задач — в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в обществе». Стабильность же в обществе, в свою очередь, на- ступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженно- сти, каковыми являются ущемленные в своих законных ин- тересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Де- легируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким об- разом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определен- ную гарантию поступательного развития.
В то же время для конкретного клиента на первый план выхо- дят, конечно, не проблемы общества в целом и не общественные отношения, а его собственные проблемы и необходимость их ре- шения, и главную задачу социального работника он видит имен- но в оказании им от имени государства и общества помощи в ре- шении своих проблем, причем значимость решения этих проблем является объективно-субъективной.
Социальный работник, как специалист, должен в первую оче- редь помочь клиенту определить приоритеты решаемых про- блем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности воз- никающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении по- требностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи. Система социальной защиты от лица государства определяет приоритеты и гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей.
Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учи- тывать последствия принятого решения не только для клиента, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противо- речия их интересов, если таковые возникают. Он — профессио- нал, и поэтому он выступает с позиций возможного, целесообраз- ного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать с позиций желаемого, посколь- ку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности инсти- тута социальной работы. Кроме того, человеку свойственно же- лать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным за результаты совместных с клиентом решений и действий в го- раздо большей степени, в том числе и за отдаленные последствия.
Однако нельзя делать социального работника «ответствен- ным за все». Так например, трудно требовать от социального работника полной личной ответственности за отдаленные ре- зультаты совместных с клиентом действий и их последствия. Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе воспользоваться результатами совместной с со- циальным работником деятельности для решения своих акту- альных проблем. В зависимости от характера этих проблем, морального облика клиента, результат может быть любым — в этом случае ответственность социального работника стано- вится весьма относительной.
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Кли- ент социальной службы как личность обладает всеми права- ми человека, в том числе и правом самостоятельно опреде- лять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его виде- ние решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Социальный работник, предлагая кли- енту план действий, по его мнению наиболее полно отвечаю- щий нуждам клиента, аргументирует свое мнение, но тем не менее, клиент имеет право отказаться от предложенного вари- анта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось. Если новая точка зрения клиента является объективно ирраци- ональной и поставленная им новая цель является недостижи- мой или ведет к нежелательным для клиента последствиям, то социальный работник может постараться переубедить клиента, аргументируя свои доводы нормами действующего законодатель- ства и возможностями системы социальной защиты населения, своего профессионального опыта и т. п. Однако в любом случае последнее слово остается за клиентом, поскольку он имеет пра- во самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения.
Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помо- щи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными — как
< |бъективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жиз- ни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то II другое мешает ему установить нормальные взаимоотношения с тдьми; он может страдать от недостатка силы воли или упор- ства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть человеком не вполне здоровым физически или психически или поведение его может быть охарактеризовано как девиантное — он таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиен- том социальной службы его сделали его же недостатки. Однако принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобре- ния всех его поступков.
Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецеп- ты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обсто- ятельств — этим он снизит эффективность своей работы и ос- корбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять. И наоборот, учитывая особенности личностных качеств клиен- та, принимая его таким, каким он является (а не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности и способности (в том числе и потенциальные), социальный ра- ботник может строить свою тактику и помимо решения основ- ной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими мето- дами добиваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его потенциала.
Конфиденциальность — один из ведущих принципов со- трудничества социального работника и клиента. Все, что ка- сается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информаци- ей, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Напри- мер, практически всегда социальный работник ставит в изве- стность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента — это является необходимым для оказания наи- более адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других под- разделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в извест-
ность клиента о том, что информация будет передана работни- кам социальной службы.
В некоторых случаях необходимым для решения проблем клиента является привлечение к совместной работе близких клиента, его соседей, представителей общественных организа- ций и юридических лиц. Однако волевые решения непримени- мы — социальный работник может действовать только метода- ми разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость при- влечения к совместной деятельности указанных лиц и организа- ций. В этом случае необходимо заручиться согласием клиента на передачу в необходимом и достаточном объеме информации ука- занным лицам и действовать в соответствии с его решением. Кро- ме этого, следует предупредить указанных лиц и учреждения о необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении нуждающегося в их помощи клиента.
Доброжелательность — основа нравственной культуры соци- ального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиен- том. Само содержание социальной работы как профессиональ- ной деятельности основано на желании людям добра и творе- нии добра. Доброжелательность присутствует на всех этапах вза- имодействия специалиста с клиентом. Доброжелательность по- могает ему найти верный тон при первом разговоре с клиентом, вызывает клиента на откровенный рассказ о своих проблемах и трудностях. Желая добра клиенту, социальный работник осу- ществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью. Доброжелательность всегда ощущается клиентом — благо- даря ей он чувствует в социальном работнике не равнодуш- ного чиновника, который выполняет за заработную плату оп- ределенный перечень надоевших обязанностей «от» и «до» и забывает о них по истечении рабочего времени, а живого чело- века, готового понять и помочь не в силу служебного положе- ния, а потому что этого требуют его нравственные принципы и убеждения. Доброжелательность социального работника явля- ется отражением и проявлением его любви к людям.
Бескорыстие — необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работаю-
щим по найму, получает за свою работу соответствующую за- работную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях со- циального работника и его клиента, поскольку клиент не оп- лачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются плат- ные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опос- редованные финансовые отношения между социальным работ- ником и клиентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересованности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника.
Бескорыстие социального работника проявляется также и в том, что зачастую он делает для своего клиента существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкци- ей. Специалист делает для своего клиента все, что по его мне- нию необходимо сделать для разрешения проблемы, не ожи- дая дополнительного вознаграждения.
Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно и качественно оказанная помощь всегда ценится клиентом, однако профессиональная этика требует, чтобы социальный работник деликатно, но твердо отказывался от всех матери- альных выражений благодарности своего клиента. Помимо слов благодарности, высказанных клиентом в его адрес, социальный работник имеет право принять лишь букет цветов в знак ува- жения и признательности.
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного до- верия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со сторо- ны клиента к нему — не обязанность, а следствие его деятель- ности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отно- шения социального работника и клиента могут строиться толь- ко на основах открытости и честности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важ- ную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скры- вать ничего нельзя.
Любая полуправда, неискренность социального работни- ка могут привести к утрате доверия клиента: почувствовав ложь или недосказанность, клиент замкнется в себе, будет
скрывать от социального работника информацию, боясь до- вериться ему. Такое взаимное недоверие и недосказанность могут привести только к снижению эффективности взаимо- действия.
Ни в коем случае не следует скрывать от клиента нега- тивного результата совместных действий или приукраши- вать его. Напротив, следует в деликатной форме ознако- мить клиента с результатами действий, объяснить причи- ны неудачи и что планируется предпринять для того, что- бы исправить ошибку и достичь намеченной цели.
Полнота информирования клиента о предпринимаемых действи- ях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что соци- альный работник предполагает предпринять для решения его про- блем. Одной из задач социальной работы является активизация личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невоз- можно без полного информирования клиента. Даже если клиент в силу различных объективных или субъективных причин не может активно подключиться к выполнению намеченного плана действий, то на стадии принятия решения он имеет полное право на участие в обсуждении и на решающее слово. Недостаток информации отри- цательно скажется и на качестве принимаемого клиентом реше- ния — не зная всех обстоятельств и фактов, он может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, прямо проти- воположному желаемому.
Недостаток информации в том случае, если клиент под ру- ководством социального работника предпринимает определен- ные действия для разрешения своей проблемы, может приве- сти к опрометчивым шагам, ошибочным действиям или без- действию и в конечном итоге может сделать поставленную цель субъективно недостижимой.
И наконец, самое главное, поскольку речь идет о судьбе чело- века и его благополучии (материальном, физическом или духов- ном), — клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия; достоинство клиента требует, чтобы он был полноправ- ным субъектом процесса социальной работы, а не пассивным объектом воздействия, лишенным права на инициативу.
Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента — непременное условие установления отношений со- трудничества с клиентом. Социальный работник, приступая к
работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т. п., и его воззрения не обязательно должны совпа- дать с воззрениями социального работника. Мировоззрение че- ловека в определенной мере формируется под влиянием усло- вий социальной действительности, в которой протекает его жизнедеятельность, а поскольку набор таких условий может быть любым, социальному работнику, как и каждому специа- листу, работающему с людьми, приходится иметь дело с широ- ким спектром взглядов и убеждений.
Даже если взгляды и убеждения клиента полностью проти- воречат взглядам и убеждениям социального работника и яв- ляются иррациональными объективно или с точки зрения спе- циалиста, это не значит, что клиента следует третировать, ущемлять в правах или считать неполноценным. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требуют интересы дела или просит сам клиент, но он обязан уважать и точку зрения своего оппонента. Необходимо помнить, что для социального работника главное — оказание помощи людям, нуждающимся в этом, а не поиск единомыш- ленников и единоверцев среди клиентов.
Социальная работа как профессиональная деятельность со- провождается столкновением типичных интересов и возник- новением характерных для нее противоречий. Эти противо- речия обусловлены целями, содержанием, методами и орга- низацией системы социальной защиты, ее местом в системе общественных отношений, всей совокупностью и характером общественных отношений, определяющих нравственную атмосферу в обществе. Сам процесс социальной работы всегда представляет собой совокупность объективно обусловленных интересов его участников. Основные виды интересов, пред- ставленных в социальной работе, могут быть объединены в пять групп.
1. Личные интересы социального работника. Они проявляются в стремлении при меньших затратах добиться лучших результатов, в стремлении к улучшению условий труда, его должной регламентации и справедливой оплаты, избавлению от лишних, не свойственных социальному работнику обязанностей, в выборе такого количе- ства и качества труда, которое давало бы человеку максимальное удовлетворение и возможность полного самовыражения и само-
реализации в профессиональной деятельности и обеспечивало бы условия для его профессионального и квалификационного роста, а следовательно, повышения социального статуса.
2. Интересы клиента социальной службы. Клиент стремит- ся максимально, с помощью социальной службы и конкретного социального работника, реализовать свои интересы, которые мо- гут быть в общем виде сформулированы как улучшение условий жизнедеятельности, повышение качества жизни, достижение уважения со стороны окружающих и самоуважения, достоин- ства. При этом он старается, иногда неосознанно, приложить ми- нимум усилий к реализации собственных же интересов, перело- жив свои заботы на плечи социального работника, и получить желаемые блага в полном объеме.
3. Интересы социального окружения клиента могут быть вы- делены в отдельную группу интересов, поскольку они не всегда совпадают с интересами клиента социальной службы. Так на- пример, родственники клиента могут представлять себе конеч- ный результат деятельности социального работника иначе, чем видят это и социальный работник, и его клиент. Причину тако- го несовпадения интересов следует искать в том, что социаль- ное окружение клиента социальной службы может усматривать в действиях социального работника возможность реализации собственных, не имеющих отношения к благополучию клиен- та, интересов (например, избавиться от надоевших хлопот по уходу за престарелым или больным, получить на основании дарственной его имущество и т. п.).
4. Интересы профессиональной группы социальных работ никое. Эти интересы проявляются в действиях, направлен- ных на повышение престижа профессии, создание благопри- ятных условий для функционирования и развития социаль- ной работы, — развитии сети социальных служб, системы подготовки, переподготовки кадров и повышения их квали- фикации, стабильности трудовых коллективов и отношений в них, создании обстановки взаимопонимания и сотрудничества как внутри профессиональной группы, так и с внешними орга- низациями, разработке и внедрении новых форм и методов работы, приращении и обмене накопленным опытом.
5. Интересы общества. Интересы общества заключаются в до- стижении стабильной обстановки в государстве на основе гармо- низации интересов различных групп и слоев общества, в оказа-
нии профессиональной высокоэффективной помощи гражданам, ограниченным в силу различных причин в своих возможностях, в выравнивании возможностей граждан в реализации их основных прав, в активизации личностного потенциала каждого индивида. Эти интересы общество стремится реализовать с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
При реализации этих пяти групп интересов задача социаль- ной работы заключается в том, чтобы не допустить антагонизма между ними равно как и использования интересов одной груп- пы в качестве инструмента реализации интересов других групп. Так например, забота социальных работников о повышении престижа профессии, выражаемая через развитие системы со- циальной защиты, не только не противоречит интересам отдель- ных социальных работников, клиентов и общества, а напротив, дополняет их: имея возможность выбрать профильную соци- альную службу, клиент увеличивает вероятность получения ква- лифицированных услуг; государство и общество с помощью раз- витой сети социальных служб могут обеспечить более широкий охват различных категорий населения социальными услугами; социальный работник может внутри системы реализовать свои сущностные интересы и передать решение вопросов, несвойствен- ных ему и представляемой им службе, своим коллегам.
Работая непосредственно с клиентом, социальный работник от- носительно свободен в своих действиях, однако это не означает, что обществу безразлично, как он пользуется своей свободой, какой интерес он выбирает в качестве определяющего. Суть социальной работы заключается не только в том, чтобы разрешить возникаю- щее противоречие, но и в том, чтобы решая противоречие, осуще- ствить акт социальной справедливости и целесообразности. Имен- но такая постановка вопроса делает этические нормы социальной работы и специфическими, и целесообразными.
Однако наиболее сложным для разрешения является вопрос соотношения интересов клиента социальной службы и обще- ства.
В теории и практике социальной работы постоянно обсуж- дается вопрос, что в профессиональной деятельности может являться приоритетом — интересы клиента, которые соци- альный работник представляет от его имени перед обществом, или интересы общества, от чьего имени выступает социальный работник в качестве государственного чиновника?
Ответа на этот вопрос может быть три.
1. Интересы государства и общества превыше интересов от- дельного человека, в данном случае — клиента социальной службы. При подобном положении вещей повторяется ситуа- ция, сложившаяся в нашем государстве на протяжении тыся- челетий. Религия говорила человеку, что он — раб Божий, что любая власть — от Бога, следовательно, оставалось только одно: принимать социальную действительность как данность, стра- дать и терпеть, надеясь на воздаяние в загробной жизни, по- скольку в жизни земной человек был не в состоянии и, более того, не вправе что-либо менять.
В дореволюционный период и период советской власти мало что менялось в этом отношении к человеку. Интересы лично- сти были полностью подчинены интересам общества и госу- дарства, отдельный человек, несмотря на лозунги, ничего не значил, его интересами постоянно жертвовали во имя вели- кой цели, которую ставило перед собой общество, — построе- ние светлого будущего. По сути дела, советская концепция построения нового общества в этом отношении мало чем отли- чалась от религиозной христианской: человек мог рассчиты- вать, что за его труды воздастся в далеком будущем — прав- да, не лично ему и не в загробном мире, а его потомкам на земле.
Находясь в подобных условиях, человек как бы растворяет- ся в общей массе, становится незначительным «винтиком» в большой государственной машине; он усваивает образ мысли, в соответствии с которым от него ничего не зависит и ему не следует ожидать блага для себя лично, так как человек — нич- то, государство — все. Несмотря на все гуманистические ло- зунги, была забыта истина, которую «открыли» еще гуманис- ты XIV века — человек имеет право быть счастливым здесь и сейчас, а не в необозримо далеком будущем. Такое мировоз- зрение, навязанное сверху и усвоенное индивидом, порождает психологию социальной пассивности, отстраненности и отчуж- дения от общества. Несмотря на формальную подчиненность интересов индивида интересам государства, на деле и государ- ственные интересы терпят ущерб — пассивность граждан силь- но тормозит общественное развитие.
В этой связи можно вспомнить апологию Т. Гоббса государ- ства-левиафана, интересы которого превыше интересов лично-
сти и которое ради сохранения гражданского мира должно об- ладать всей полнотой неконтролируемой власти, свободной от каких-либо обязательств по отношению к закону, этике или морали. Ж.-Ж. Руссо развил концепцию Т. Гоббса, объявив на- род абсолютным сувереном, а решения, принимаемые от его имени выборными представителями, — правильными всегда и во всех случаях.
Однако историческая практика показывает, что даже если в условиях представительной демократии решения принима- ются от имени народа, это вовсе не означает, что они прини- маются в интересах народа, т. е. большинства.
Применительно к социальной работе в нашей стране в со- временных социально-экономических условиях приоритет го- сударственных и общественных интересов означает, что ин- тересы клиента социальной службы могут в значительной сте- пени игнорироваться, хотя граждан, нуждающихся в социаль- ной помощи и поддержке, большинство. В этом случае систе- ма социальной защиты из института, необходимость которо- го для большинства населения подтверждается самой жизнью, превращается в пустую формальность, существующую лишь в качестве ширмы, за которой укрывается единственная ре- альная цель государства — построение рыночной экономики любой ценой. Вновь населению предлагается ждать и терпеть до того времени, когда социально ориентированный рынок станет реальностью и сделает возможным получение благ для всех граждан. Социальная цена реформ, интересы и судьбы подавляющего большинства населения при этом не учитыва- ются, поскольку, с точки зрения государства, граждане обла- дают равными правами, а воспользоваться возможностями — частное дело каждого.
2. Интересы отдельного клиента социальной службы пре- выше интересов общества. С одной стороны, такой подход дает социальному работнику наивысшие полномочия для защиты интересов клиента, для достижения его блага, да и клиент на- чинает в этом случае практически ощущать свою высокую со- циальную значимость, свою ценность для общества.
Но с другой стороны, возникает закономерный вопрос: над чьими конкретно интересами возвышаются интересы клиента социальной службы? От кого должен социальный работник за- щищать клиента?
Общество — это не абстрактность, это люди. Именно от них социальный работник, руководствуясь данным подходом, дол- жен защищать своего клиента, выше интересов других людей ставить интересы одного человека. Общество, т. е. всех лю- дей, можно в этом случае рассматривать как силу, антагонис- тичную и враждебную клиенту, чем, собственно, и вызвана ситуативная необходимость его защиты.
Такую точку зрения можно было бы поддержать, если бы людей, нуждающихся в социальной защите, было меньшин- ство. Можно было бы утверждать, что общество как монолит стоит на защите собственных интересов, т. е. интересов людей сильных, умеющих постоять за себя. Люди слабые, неудачни- ки, не умеющие или не имеющие возможности хотя бы в сред- них для такого общества условиях отстаивать свои интересы, оказываются в невыгодных по сравнению со средним гражда- нином условиях — общественные стандарты, может быть, объективно и не чрезмерно высокие, для них оказываются непреодолимыми. Тем самым общество как бы противостоит своим слабейшим членам и отторгает их, чем и вызвана необ- ходимость защиты их интересов, защита их самих от обще- ства, так как у общества, т. е. у подавляющего большинства, необходимости в защите со стороны социальных служб нет, оно в состоянии решить свои проблемы самостоятельно.
Однако в Российской Федерации ситуация складывается не столь благополучно, как в приведенном абстрактном приме- ре. По подсчетам специалистов, подавляющее большинство населения (около 80%) нуждается в той или иной степени в социальной помощи и поддержке, хотя далеко не все за нею обращаются и в силу личных причин, и в силу того, что воз- можности системы социальной защиты в кризисный период невелики из-за недостаточного финансирования; круг клиентов резко ограничен по объективным причинам. В такой ситуации вопрос о приоритете интересов клиента социальной службы над интересами общества становится чисто риторическим: мы при- ходим к парадоксу, заключающемуся в том, что интересы од- ного обездоленного индивида необходимо поставить выше ин- тересов миллионов других точно таких же обездоленных инди- видов, т. е. людей, находящихся примерно в одинаковых жиз- ненных обстоятельствах, следует, в соответствии с вышеуказан- ной концепцией, противопоставить друг другу, столкнуть их
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление