Социальные службы осуществляют свою деятельность в со- циальном контексте государственных и общественных органи- заций и институтов. По этому наряду с этическими стандарта- ми взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структу- рами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной за- щиты с обществом и государством.
В этом случае целесообразно говорить об универсальных этических нормах взаимодействия, применяемых с учетом спе- цифики социальных служб и системы социальной защиты как единого института, представляющего интересы как собствен- ные, так и миллионов своих клиентов.
Сосредоточение только на внутренних аспектах деятельно- сти в данном случае попросту невозможно, поскольку вне- шние контакты и связи служб социальной защиты также есть область интереса со стороны профессиональных социальных работников. Поскольку без них — без внешних связей — ра- бота по социальной защите невозможна. Точно так же и кли- ент социальных служб не сводится к одной своей роли: круг его связей значительно шире. Для индивида роль клиента со- циальной службы — это всего лишь одна из многочисленных возможных социальных ролей. В обществе и семье, в ближай- шем социальном окружении данный индивид может играть сколь угодно много социальных ролей, зависящих от внешних и внутренних обстоятельств.
Социальная работа является одним из социальных меха- низмов, обеспечивающих нормальное социальное функциони- рование личности. Более того, ее деятельность направлена в конечном счете на то, чтобы расширить круг социального об- щения клиента, активизировать его самостоятельность, т. е. на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Сле- довательно, в этом смысле конечным результатом социальной работы может являться только результат внешний — нормали-
зация социального функционирования клиентов. Этот резуль- тат не может не интересовать как конкретного социального ра- ботника, так и представляемую им социальную службу и ин- ститут социальной работы в целом.
Замкнутость в рамках собственных этических стандартов может также привести к тому, что социальные работники бу- дут чувствовать себя «белыми воронами», людьми «не от мира сего», причем не в самом лучшем смысле этих выражений; так же они будут восприниматься и социальным окружени- ем. Такая ситуация может привести к падению авторитета института социальной работы в глазах общества, к тому, что за социальными службами и их работниками закрепится «сла- ва» людей оторванных от жизни, ничего не знающих о соци- альной повседневности, обычаях и нравах реального общества. Это, в свою очередь, может привести к пренебрежению нуж- дами социальной работы со стороны общества и государства, что первым делом отразится на положении клиентов, чьи ин- тересы представляют социальные службы.
Тем не менее отказ от собственных этических стандартов может привести к тому, что социальная работа утратит свое- образные, специфические для нее ценности, что особенно опас- но в период всеобщего падения нравственности. Перейдя на ставшие расхожими в последние годы утилитарные отноше- ния, в ущерб собственным ценностным ориентациям, инсти- тут социальной работы прежде всего начнет заботиться о соб- ственном благополучии и процветании, т. е. будет решать преимущественно вопросы, связанные с повышением прести- жа и статуса профессии в обществе, вопросы финансирования социальных служб.
Поскольку на государство в плане финансирования наде- яться не приходится, эти вопросы могут быть решены в ос- новном за счет предоставления платных услуг населению. Это значит, что клиенты, имеющие возможность оплатить услу- ги, будут приоритетными и желанными для социальных служб, в то время как неимущее население, более других нуждающе- еся в помощи всех видов, станет обузой. В результате про- изойдет переориентация деятельности с оказания помощи тем, кто наиболее остро в ней нуждается, на оказание услуг тем, кто в состоянии их купить. В этом случае социальная работа может стать институтом по преимуществу элитарным, ориентирован-
ным на платежеспособное население, институтом, утратившим свою доступность для населения в целом. Несомненно, это труд- ная этическая проблема.
Такой же проблемой является и определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по при- оритетам. Подходы к решению данной проблемы могут быть различными.
Первый и наиболее распространенный подход основывает- ся на том, что социальная работа рассматривается как соци- альный институт, неотъемлемая часть структуры государства. В этой связи именно государству (или местным органам влас- ти) предоставляется право определять направления деятель- ности структур системы социальной защиты в соответствии с направлениями государственной или региональной социаль- ной политики. В таком случае учреждения социальной защи- ты становятся бюрократизированными исполнителями воли государства, которое в своей политике далеко не всегда руко- водствуется интересами слабозащищенных слоев населения.
Второй подход заключается в том, что органы и учрежде- ния системы социальной защиты и отдельные социальные ра- ботники принимают активное участие в формировании соци- альной политики. Это наиболее целесообразный подход, по- скольку, работая непосредственно с клиентами, они имеют не теоретическое представление о проблемах, но и сталкиваются с ними на практике. Следовательно, в этом случае социальные работники в своей деятельности органично сочетают интере- сы отдельных клиентов и всего общества, что является пред- почтительным. С этической точки зрения такой подход также является оптимальным, так как позволяет учитывать интере- сы не только клиентов различных по видам деятельности со- циальных служб, но также и граждан, не нуждающихся в социальных услугах и поэтому выпадающих из поля зрения социальных служб.
Третий подход заключается в предоставлении системе со- циальной защиты значительной автономии и самостоятельно- сти на основании того, что социальные работники, чья дея- тельность проходит в непосредственном общении с населени- ем, действительно знают что и как нужно делать. Однако в этом случае социальная работа может зайти в тупик, поскольку пре- доставленная автономия может привести к отрыву от обще-
ственных интересов. Социальная работа не может быть автоном- ной уже в силу того, что она существует не на собственные сред- ства, а на средства государственного и местного бюджетов, и в этом случае логично ожидать от государственных и местных органов власти вмешательства с целью координации деятель- ности социальных служб с основными направлениями разви- тия общества.
То же можно сказать и о профессиональной деятельности отдельного социального работника: он представляет учрежде- ние социальной защиты и поэтому зависим от общих установок данной службы, ее целей и задач. Но в решении конкретной проблемы конкретного клиента или в решении проблем соци- альной службы он в границах, определенных нормативными документами, самостоятелен, и единственным критерием его деятельности является в конечном счете благо клиента.
Наиболее характерными и типичными видами деятельнос- ти социальных работников, требующими адекватной этичес- кой регламентации, являются научные исследования (проблем клиентов и их групп, деятельности социальных служб, соци- альных проблем общества и т. д.), непосредственная работа по оказанию всесторонних услуг клиентам и деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кад- ров на всех уровнях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление