Объективность: социальный работник — человек, и пол- ностью исключить человеческий фактор в его взаимоотно- шениях с клиентом невозможно; однако по оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблю- дать объективность, отрешившись от собственных эмоций. В противном случае он может, переоценив клиента, потре- бовать от него невозможного; недооценив его, — настроить клиента на работу «с прохладцей», вызвать у него желание вне зависимости от личностного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий социального работника и системы социальной защиты в целом, что, безусловно, не пойдет на пользу ни самому клиенту, ни обществу, ни со- циальному работнику. Объективно должна оцениваться необходимость в помощи группы клиентов — социальный работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помо- щи одному в ущерб интересам другого без достаточно веских на то оснований.
Справедливость должна постоянно присутствовать во взаи- моотношениях социального работника с клиентами, их близ- кими и коллегами. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами; какие бы чув- ства клиент ни вызывал у социального работника, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внима- тельным, а его проблемы должны оценивается адекватно. Сим- патичен клиент социальному работнику или вызывает антипа- тию — это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Спра- ведливость должна проявляться и по отношению к коллегам — каждое действие коллеги должно получать справедливую оцен- ку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или не- достатков, с учетом как объективных, так и субъективных фак- торов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуж- дения и от клиента, и от коллектива.
Тактичность — это качество предполагает умение соци- ального работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми. Тактичность как ка- чество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблю- дения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств, ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности кон- кретных поступков и действий специалиста детерминируют- ся профессиональным тактом социального работника, выра- ботанным на основе тактичности как личностного качества. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не за- деть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тен- денций и динамики ее развития. Как качество личности, так- тичность особенно необходима социальному работнику, кото- рому в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздражен- ными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми об- стоятельствами, в которых они находятся.
Внимательность и наблюдательность необходимы соци- альному работнику в его повседневной практической деятель- ности. Работая с клиентом, социальный работник обязан обра- щать внимание на малейшие изменения в его настрое, как по- ложительные, так и отрицательные. Хороший специалист все- гда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по ка- ким-либо причинам возражения не высказаны вслух. Наблю- дательность и внимательность социального работника дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, дока- зать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.
Терпимость — обязательный принцип во взаимоотноше- ниях социального работника с клиентом и непременное каче- ство его личности. Социальный работник должен быть терпи- мым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиен- том. Терпимость — моральное качество, характеризующее ува- жительное отношение к интересам, убеждениям, веровани- ям, привычкам других людей1. Терпимость социального ра- ботника основывается на устойчивом навыке принимать че- ловека таким, каков он есть, на признании его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убежде- ния, вести тот образ жизни, который он считает целесообраз- ным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности. Терпимость не означа- ет, однако, одобрения социальным работником тех негатив- ных идей или действий клиента, которые могут оказать отри- цательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом.
Выдержка и самообладание являются качествами личнос- ти социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен учитывать эмоциональ- ный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражен и
1 Словарь по этике / Под ред. Кона И. С — М., 1981. — С. 337.
позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального ра- ботника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания — в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее- В случае, когда социальный работник об- щается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходи- мы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с таким клиентом, получить от него сведения, предоставить инфор- мацию в доступной форме и добиться ее усвоения.
Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание — она дея- тельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благо- приятных условий для его жизнедеятельности, положительно- го эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакаю- щим их слабостям, а добрым, — т. е. способным учить клиен- та противостоять негативным явлениям, преодолевать труд- ности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника обязывает его говорить кли- енту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.
Любовь к людям — без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким челове- ком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все чело- вечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной де- ятельности социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать К себе любовь. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные каче- ства — именно они могут стать основой его любви к ним. Работая с клиентом и определяя его положительные черты и качества, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непонима-
нию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эф- фективность воздействия.
Самокритичность — неотъемлемое качество социального ра- ботника. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища са- мооправданий, — одно из качеств, дающих возможность социаль- ному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совер- шенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства. Вмес- те с тем самокритичность социального работника не должна пе- реходить в «самоедство» — это качество, обусловленное стремле- нием все абсолютно, и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах.
Адекватность самооценки необходима социальному работ- нику в его повседневной практической деятельности. Специа- лист, работающий с населением в области социальной защи- ты, осуществляет жизненно важные для всего общества фун- кции. Однако при этом он не должен терять чувства реально- сти и переоценивать свои способности и возможности — завы- шенная самооценка приведет к самоуверенности и высокоме- рию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельнос- ти. Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и возможности отрицатель- но скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении о системе соци- альной защиты в целом.
Терпение необходимо в повседневной деятельности соци- ального работника, поскольку он работает с различными кли- ентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудно- сти могут быть вызваны как возрастными (например, ослабле- ние памяти), так и эмоциональными (например, раздражи- тельность) характеристиками клиента. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслу- шать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального кли-
ента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на соци- ального работника. Для него главное — дать клиенту высказать- ся по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить раз- говор в конструктивное русло, чтобы получить и передать ин- формацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мо- тивацию к совместной деятельности.
Коммуникабельность — важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит в це- лом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по реше- нию проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятель- ства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сде- лать ее более продуктивной. В общении с коллегами соци- альный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопро- сы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопро- сы необходимые для нормального функционирования и раз- вития социальной службы.
Оптимизм — социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в ка- кой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несча- стных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить — и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частич- ное облегчение их страданий, а следовательно, и добро — и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Спе- циалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо ма- териальной, бытовой и любой другой помощи, социальный ра- ботник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. Социальный оптимизм социального работника имеет своим источником убежденность в возможности осуществления
социальной справедливости, способности человека к постоянно- му саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимиз- ма у социального работника не только «заражает» клиента безыс- ходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки из- менить положение к лучшему, т. е. делает социальную работу бес- смысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятель- ства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основ- ных черт личности социального работника.
Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацелен- ность на выполнение объективно необходимых действий, спо- собность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца — являются качествами, развивающимися в результате накоп- ления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.
Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодо- леть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сло- жившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном соци- уме. Именно сила воли социального работника может заста- вить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к дея- тельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — пости- жение эмоционального состояния, проникновение — «вчув- ствование» в переживания другого человека1. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необ- ходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.
Клиент социальных служб — это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию, — как говорит определение. Но за рамками определения оказались такие ха- рактеристики клиента, как его негативный эмоциональный на-
строй, растерянность, угнетенное состояние, потребность в уте- шении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.
Уже при первой встрече со своим клиентом социальный ра- ботник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента — он интуитивно почувствует равно- душие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом. Результаты мно- гочисленных исследований говорят о том, что наибольшим ус- пехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом ос- тается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда готов выслу- шать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязан- ности не так профессионально.
Стремление к самосовершенствованию должно проявлять- ся не только в постоянном стремлении специалиста к професси- ональному росту1, приобретению практического опыта, навы- ков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершен- ствовании духовном и нравственном, повышении своих мораль- ных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.
Самосовершенствование социального работника — не са- моцель, хотя для любой личности совершенствование своих профессиональных и духовных качеств является одной из важ- нейших потребностей. Как специалист в области работы с че- ловеком, социальный работник свою деятельность во многом регулирует не только законодательными актами, но и мораль- ными нормами, принципами и правилами, которые наиболь- шую ценность и значимость приобретают тогда, когда стано- вятся частью сознания его как личности. Нравственность со- циального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Как говорит недавно появившаяся пословица, «социальная работа — это не профессия, это — диагноз». Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулиро- вать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку. Стремление социального работника к
1Карпенко Л. А. Психология. Словарь. — М., 1990. — С. 463.
самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента актив- ных действий, максимальной реализации личностного потен- циала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.
Творческоемышление — неотъемлемая характеристика со- циального работника. В социальной работе, несмотря на то, что имеется определенная классификация стандартных поло- жений, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждом конкретном случае социальный работ- ник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюан- сы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наи- высшего результата. При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффек- тивность его работы и может отрицательно сказаться на кли- енте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, при- менимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невниматель- ность, недостаток опыта и желания помочь, что может дис- кредитировать социальную работу.
Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиен- том и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование моральных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потреб- ности. Эти качества личности социального работника, прояв- ленные им по отношению к клиенту, его окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нрав- ственности и тем самым — решению ряда социальных проблем. Личность социального работника целостна. Те качества, ко- торых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых
1Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. — С. 112.
ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личнос- ти.
Есть и еще одна социальная роль социального работника. Он не только представитель профессиональной группы и лич- ность, он — гражданин.
Социальный работник должен понимать, осознавать свою миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. Он дол- жен понимать, что избежать опасностей, угрожающих чело- вечеству, и построить гуманный мир невозможно без такого состояния человеческой души, как сострадание. В этом смыс- ле гуманизм, практический гуманизм, может быть определен формулой «разум + умение + сострадание».
Однако уже в настоящее время, несмотря на то, что соци- альная работа еще так молода в нашей стране и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал, среди социальных работников стало расти разочарование социальным статусом работников социальной защиты и ролью их деятель- ности в обществе. Многие, посвящая себя этой благородной деятельности, искали в служении ей возможность улучшения условий жизнедеятельности своих сограждан, но при этом оказывались зачастую бессильными помочь. Причинами по- добного бессилия главным образом следует считать несовер- шенство законодательной базы, недостаточность финансиро- вания системы социальной защиты и непонимание со сторо- ны отдельных представителей властных структур объектив- ного социального статуса и значимости социальной работы, также все возрастающее по объективным причинам количе-S ство клиентов социальных служб.
Такое положение, хотя и объяснимое, не может считать нормальным. Безусловно, в условиях экономического кризи-1 са решить некоторые проблемы не представляется возмож-j ным — например, практически невозможно сколько-нибудь существенно увеличить социальный бюджет и снизить коли-j чество клиентов за счет улучшения качества жизни. Но при этом вполне реально и необходимо на основе убежденности социальных работников в важности их профессиональной де-1 ятельности создать положительный настрой как у специалист! тов, так и у их клиентов, вселить уверенность в то, что все пусть ограниченные ресурсы общества и системы социальной защи-1
ты будут использованы для их блага с наибольшей эффективно- стью.
Очень полезно в этом плане широкое информирование обще- ственности через средства массовой информации, через клиен- тов и их социальное окружение о деятельности службы соци- альной защиты населения.
Осознание обществом высокой значимости социальной ра- боты, ее объективного статуса и функций, которые она вы- полняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней мере, уменьшить груз проблем кли- ентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может спо- собствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, со- циальной справедливости и доброты в общественном созна- нии, росту духовности российского общества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление